Скачать 67.6 Kb.
|
Химический обед «Подгруппа азота» (урок повторение) 9 класс Составитель: учитель химии МБОУ СОШ № 10 МО Темрюкский район Краснодарского края Холодкова Валентина Александровна Цель урока: повторить и закрепить знания, умения и навыки, полученные при изучении темы «Подгруппа азота». Учащиеся должны: Уметь: А) давать характеристику элементам подгруппы азота по положению их в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, Б),писать уравнения химических реакций, В) устанавливать генетическую связь между веществами, Г) решать задачи по данной теме. Знать: А) строение атомов элементов подгруппы азота Б) значение азота в природе. ХОД УРОКА. Вступительное слово учителя. Урок мы начнем с того, что вспомним технику безопасности при работе в хим. кабинете. Одним из пунктов там записано, что нельзя принимать пищу в химическом кабинете и из химической посуды. А на сегодняшнем уроке мы это правило нарушим и устроим себе «ХИМИЧЕСКИЙ ОБЕД». На этот урок я вам предлагаю МЕНЮ из следующих блюд:
И если в течении урока мы все это съедим, то выполним то, что написано в нашем лозунге: «Усваивается хорошо то, что принимается с аппетитом». Приступим к первому блюду
системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение их атомов. (Ответ учащихся) Главная подгруппа V группы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева включает 5 элементов: N, P, As, Sb, Bi. Каждый из этих элементов на внешнем энергетическом уровне имеет 5 электронов (конфигурация S2 P3) С увеличением порядкового номера свойства простых веществ образованных атомами элементов этой подгруппы закономерно изменяются: - увеличивается плотность, - усиливается окраска, - уменьшается электроотрицательность. Особенно большое значение из них имеют АЗОТ и ФОСФОР 7N )2 )5 1S2 2S2 2P3 степени окисления: -3, +1, +2, +3, +4, +5. Примеры: NH3 N2O NO N2O3 NO2 N2O5 N2O- веселящий газ, имеет сладковатый запах, без цвета, Обладает анестезирующим свойством NO - N2 +O2 = 2NO (в природе) N2O3 – соответствует азотистая кислота НNO2 NO2 -бурый газ с резким удушливым запахом, токсичен. N2O5 – бесцветное, твердое, летучее вещество, неустойчиво 2 N2O5 = 4NO2 + O2 15Р )2 )8 )5 1S2 2S2 2P6 3S2 3P3 3d0 степень окисления: -3, +3, +5 в возбужденном состоянии 3S1 3P3 3d1 Примеры: PH3 ; Ca3P2 P2O3 P2O5 Тесты на экране (или печатные таблицы на доске) 1) N2O - P2O3 - As2O3 - Sb2O3 - Bi2O3 С ростом порядкового номера элемента кислотные свойства оксидов в ряду… а) усиливаются б) ослабевают в) остаются неизменными 2) Азот в природе встречается преимущественно в виде соединения: а) Mg3 N2 в) NH3 б) KNO3 г) KNO2 (Отвечает учащийся у доски с использованием таблиц) 3) Электронная конфигурация атома азота представлена следующим образом : . . а) N: б) N в) · N · г) :N: . . . . . . 4) Отрицательная степень окисления азота проявляется в соединении: а) N2O б) NO в) NO2 г) Na3N ответы:
С первым блюдом мы справились. Переходим ко второму блюду. Перейдем к наиболее интересным свойствам азота, фосфора и их соединений. Молекула АЗОТА очень устойчива (3 ковалентных связи) , следовательно обладает низкой реакционной способность. ? что происходит с АЗОТОМ во время грозы? (ответ учащихся у доски): В воздухе 78% азота и 21% кислорода. При грозе высокая to - электрической дуги 30000 С. N2 – восстановитель N2 + O2 = 2 NO – Q О2 - О3 - озоновый слой NO – NO2 – HNO3 - нитраты ( в почве) 500 p k N2 – окислитель N2 + 3 H2 ==== 2 NH3 с активными металлами а) при комнатной температуре только с Li 6Li + N2 = 2Li3N-3 (нитрид лития) б) при нагревании: 3Ca + N2 = Ca3N2 (нитрид кальция) Ой, а знаете ли вы, что пшеница при среднем урожае из почвы берёт в год - 72 кг АЗОТА и 30 кг ФОСФОРА. Что, плохо стало, закружилась голова? Приведем Вас в чувства, получим АММИАК. (ученик получает аммиак) (В 1 v воды растворяется 700v аммиака!!!) Получение аммиака. 1.Нагреть смесь хлорида аммония и гидроксида кальция.2.Определить выделение газа по влажной фенолфталеиновой бумажке. 3.Правильно нюхать выделяющийся газ. При растворении в воде аммиак реагирует с ней. Образуя гидраты аммиака и в небольшой концентрации- ионы аммония и гидроксид-ионы ОН¯: NH3+H2O↔ NH3 ∙H2O↔ NH3 +H+- OH¯ ↔NH4++OH¯ Поэтому аммиак обладает свойствами слабого растворимого основания. Его раствор в воде имеет щелочную среду (рН˃7). Тест ( на знание способа собирания аммиака.) На доске вывешены таблицы с тестами-рисунками, учащиеся находят верный рисунок и объясняют свой выбор. (1 моль возд =29; 1 моль аммиака =17) О чем стихами Вам расскажу. (учащиеся слушают стихотворение и дают ответ) Чтоб растения росли, Вещества изобрели. Хорошо бы нам такие, Чтобы выросли большие. В этом нет теперь сомненья, Воздух стал теперь не тот. Стал он пищей для растений, ??? что он нам теперь даёт? (удобрения даёт) Работа по вариантам для учащихся всего класса Получено письмо от молодого фермера, где он просит помочь в выборе удобрений более богатых АЗОТОМ И ФОСФОРОМ. 1- вариант 2 - вариант
Сделав в тетради расчеты, учащиеся помогают фермеру в выборе удобрений. Перейдем к десерту ( кто не любит вкусненькое?) ЗАЙМЁМСЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ, КТО ШУСТРЕЕ И БЫСТРЕЕ Осуществить превращения, 1 вариант против 2 варианта по очереди выбегают и пишут уравнения. (у горы 2 склона кто быстрее выполнит свою цепочку превращений, та команда устанавливает флаг на вершине горы как победитель) 1 вариант P Mg3 P2 PH3 P2O5 H3PO4 Ca3(PO4)2 2 вариант N2 NH3 NO NO2 HNO3 NH4NO3 1) 2P +3Mg t= Mg3P2 1) N2 + 3H2 =2NH3 2) Mg3P2 + 6H2O =3Mg(OH)2+ 2PH3 2) 4NH3 +5O2 k= 4NO +6H2O 3)2PH3 + 4O2 = P2O5 + 3 H2O 3) 2NO + O2 = 2NO2 4) P2O5 + 3H2O = 2 H3PO4 4) 4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3 5) 2H3PO4 + 3Ca(OH)2 = Ca3(PO4)2 +6H2O 5) HNO3 + NH3 = NH4NO3 Задача – шарада.
Как следует изменить формулу, 3-х веществ каких именно? Чтобы было видно, о какой соли Составить уравнение. Идет речь, назвать её. Ответ: 2NH3 + CO2 + H2O =(NH4)2CO3 Ответ:(NH4HSO4 –гидросульфат аммония.) Любителям опытов. Экспериментально доказать, что выдано вещество: ( NH4)2SO4 (учащиеся выполняют практически) на ион NH4+ + NaOH = NH3(газ) на ион SO42- + BaCI2 = BaSO4 ( белый осадок) Какой любитель химии не любит решать задачи. Задача. 10,5 г хлорида аммония смешали с 6 г гидроксида кальция, смесь нагрели. Какой газ и сколько его по массе и объёму выделится. (учащиеся решают задачу, проверяем у доски. Ответ: 2,76 г; 3,63 л аммиака) Подведение итогов. Выставление оценок. . |