Урок 1. Наука и предмет химия.
"Широко распростирает химия руки свои
в дела человеческие"
М. В. Ломоносов
Чем занимались алхимики
Как химия стала наукой
Что изучает химия
Как работают химики
Кабинет химии. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
Из клинописей, найденных в Древнем Египте, можно судить, что слово "химия" возникло за 3000 лет до н. э. Но еще задолго до этого человек задавал себе вопрос: "Из чего состоят окружающие его предметы, он сам, Вселенная?". Найти разгадку пытались древние мыслители Аристотель, Эмпедокл и другие. Их труды послужили основой для развития алхимии. Алхимики ставили перед собой сверхзадачу - научиться получать из неблагородных металлов (меди, свинца) благородные (золото)! Они считали, что есть магическое вещество, которое поможет решить эту задачу. Алхимики называли его "философским камнем", "эликсиром мудрецов", "великим магистерием"… Поиски алхимиков продолжались 12 столетий!
Открытия алхимиков и практическая деятельность ремесленников-литейщиков, металлургов, фармацевтов были главным источником знаний в те далекие времена. Сведения передавались из поколения в поколение. В XVIв. были изданы первые книги, где химики делились своими знаниями. Появились химические лаборатории…
Химия - одна из наук о природе. Вместе с другими науками (физикой, географией, биологией) химия изучает окружающий нас мир. Почему железный гвоздь на воздухе стал рыжим, медная (или бронзовая) статуэтка стала зеленой, а серебряное кольцо - черным? Почему пироги в духовке становятся пышными и румяными? Почему в морской воде мыло не мылится? На эти и многие другие вопросы может ответить наука - химия.
Факт (явление) => Наблюдение => Опыт => Вывод => Знание (теория)
Химия - ______________________________________________________________________________
Предмет (тема) изучения науки химии - _______________________________________________________________
Школьный предмет "химия" - _______________________________________________________________________
Многие тысячелетия люди изучают природу. Но это совсем не просто. Все начинается с наблюдения: человек что-то видит, запоминает, пытается понять, почему именно это происходит. Но бывает и так, что явление, которое ты хочешь наблюдать, ты вызываешь сам. В этом случае говорят, что ты ________________________________________________________________________ Наблюдения и опыты проводят для того, чтобы узнать что-то новое, проверить свои догадки.
( повторяемость результата опыта => достоверное знание ) Рассказывают такую историю… Мальчик заблудился в лесу. Стемнело. Стало холодно. Не зная дороги, ребенок брел наугад. Вдруг за стволами деревьев мелькнул огонь. Решив, что у огня он найдет людей, мальчик побежал на свет. Но увы! У костра никого не было, только ветер время от времени поднимал серую золу - и тогда по тлеющим веткам пробегали оранжевые язычки пламени. Ребенок начал собирать сухие ветки и кидать их в огонь. Костер разгорелся. Его стало видно издалека. К огню подошли взрослые. И все кончилось для ребенка благополучно. Найдите в данном тексте факты, наблюдения, опыты, выводы.
К абинет химии называют кабинетом повышенной опасности. Как вы думаете, почему?
В кабинете химии запрещается:
О чем говорят эти условные знаки?
П
| У
| С
| Н
| Р
| Е
| В
| А
| Е
| Р
| К
| Р
| А
| Г
| Д
| И
| Ж
| М
| О
| Б
| И
| Д
| Ю
| К
| О
| Й
| О
| А
| Ж
| Р
| Е
| Ь
| Т
| С
| Р
| О
| Т
| И
| Е
| М
| В
| С
| Т
| О
| Н
| Ь
| Т
| С
| А
| В
| О
| Т
| Т
| У
| О
| Е
| Р
| Р
| И
| Я
| И
| О
| О
| Т
| В
| Й
| Е
| Щ
| Б
| Е
| С
| Т
|
Начиная с выделенной клетки и двигаясь только по вертикали (вверх или вниз) и горизонтали (налево или направо),пройдите все клетки так, чтобы из букв получилось одно из правил техники безопасности. Клетка может быть использована только один раз.
Ответ: __________________________________
________________________________________
Словарь Наблюдать - внимательно следить глазами за кем-либо или чем-либо, не упускать из виду, из поля зрения.
Опыт - Воспроизведение какого-либо явления экспериментальным путем, создание чего-либо нового в определенных условиях с целью испытания, исследования.
Вывод - умозаключение, сделанное на основе наблюдений, опытов и т.д.
Теория - совокупность обобщенных положений, образующих науку или раздел какой-либо науки.
Домашнее задание (урок 1): ФИО______________________________ Проведите наблюдение: падение капель воды в сосуд с водой. Запишите ваши наблюдения.
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Проведите опыт: 1) Определите число пузырьков, которые выйдут из пластмассовой бутылки (в пробке или около нее отверстие), если ее опустить горлышком в воду и нагревать теплом рук.
2) Поместите 1-2 капли иодной настойки на кусочки белого хлеба, картофеля и т.д. Ваши действия и наблюдения занесите в таблицу. Опыт 1. Что делал
| Что наблюдал
| Выводы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Опыт 2. Что делал
| Что наблюдал
| Выводы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |