Скачать 95.52 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №28 Открытый урок в 10 классе Тема: (Обобщение и систематизация знаний) Разработал: учитель химии Л.Н. Бокова г. Новороссийск 2007 г. Форма урока: обобщение знаний о двух классах углеводородов – алканах и алкенах, посредством беседы учителя, устных и письменных ответов учеников, с записью в тетрадях и на доске, с заполнением обобщающей таблицы. На уроке сочетаются вариантный, индивидуальный и фронтальный вид работы учащихся. Цели урока: сформировать у учащихся целостное представление о предельных и непредельных углеводородах, продемонстрировать их генетическую взаимосвязь, подчеркнуть решающее влияние строения органического соединения на его химические свойства; актуализировать знания об источниках получения и применении этих углеводородов. Оборудование: Схемы строения алканов и алкенов. Карта Краснодарского края с указанием мест добычи и переработки углеводородного сырья. Образцы веществ, получаемых из углеводородов. Индивидуальные карточки для проведения теста «Мишень». Сигнальный плакат для формирования обобщающей таблицы. Плакат с ответами теста «Мишень».Подготовка к уроку. На доске записываются вопросы для проведения первого этапа урока «Эстафета», а также задания к работе над пунктом таблицы «Химические свойства» Ход урока. Вступительное слово учителя (3 мин.) Мы с вами узнали об огромном многообразии органических веществ, основными из которых являются углеводороды. Какие вещества называются углеводородами? (ответ ученика). Значение УВ для современного человека трудно переоценить. Эти вещества служат сырьем для производства более сложных органических веществ, являются источником тепла и света для наших домов, топливом для машин. Без них не было бы в нашем обиходе пластмасс и синтетических тканей, бытовой химии, многих лекарств. Сегодняшний урок посвящен двум классам УВ – алканам и алкенам, мы начнем заполнять обобщающую таблицу по сравнительной характеристике УВ. На следующих уроках, по мере изучения других классов УВ, мы эту работу продолжим. В начале урока мы проведем небольшую разминку под названием «Эстафета». I этап «Эстафета» (10 мин.) По вариантам ученики решают небольшую задачу на вывод формулы УВ в течение 5 мин. Далее каждый вариант будет «защищать» свой класс УВ, который получится по задаче. I вариант. Найти формулу углеводорода, в котором массовая доля углерода 80%; относительная плотность УВ по водороду равна 15. (Ответ С2Н6 – этан) II вариант. Найти формулу углеводорода в котором массовая доля углерода 85,7 %; относительная плотность УВ по водороду равна 14. (Ответ С2Н4 – этилен) Ученик, первым решивший задачу своего варианта, начинает эстафету. Далее ученики по одному выходят к доске для составления уравнений реакций согласно своей цепочке превращений: I в. (алканы) Алкан Алкен Бромалкан II в.(алкены) Алкен Алкан Уравнения реакций: I в. С2Н6 С2Н4 С2Н5Br С2Н6 С2Н4 + Н2 (дегидрирование, реакция отщепления) этан этилен С2Н4 + НBr С2Н5Br (гидрогалогенирование, реакция бром этан присоединения) II в. С2Н4 С2Н6 С2Н5Br С2Н4 + Н2 С2Н6 (гидрирование, реакция присоединения) С2Н6 + Br2 С2Н5Br (бромирование, реакция замещения) Допущенные при составлении уравнений ошибки исправляются следующим учеником, участвующим в эстафете. Параллельно все уравнения записываются в тетрадь. Подводится итог. При оценке этого вида работы учитывается быстрота и правильность написания уравнений реакций. Учитель обращает внимание, что эти цепочки превращений иллюстрируют генетическую взаимосвязь алканов и алкенов, а также возможность получения одного и того же вещества разными путями. II этап. Заполнение таблицы. (5 мин.) На каждом рабочем месте ученика есть таблица, выполненная на плотной бумаге, в которой заполнена только первая колонка «Элемент характеристики». Учитель предлагает ученикам «поменяться углеводородами», т.е. далее первый вариант отвечает за алкены, второй- за алканы. Ответы на вопросы таблицы дают ученики, не участвовавшие в «Эстафете». По одному ученику от каждого варианта отвечают на 1, 2, 3, 4 вопросы с краткими пояснениями (показать на схеме виды гибридизации, отметить прочность σ и π -связей). Ученик, характеризующий нахождение в природе алканов, кратко рассказывает о размещении на территории края мест добычи и переработки УВ сырья. Ученик, отвечающий за алканы, указывает, почему алкены не встречаются в природе (имеют непрочную π – связь, по которой алкены могут окисляться). Кратко рассказывает, что алкены можно получить из алканов путем дегидрирования или крекинга. Сравнительная характеристика углеводородов.
Для составления уравнений реакций, иллюстрирующих химические свойства углеводородов, выполняется небольшая самостоятельная работа по вариантам. Задание для обоих вариантов. Выбрать из приведенного перечня реакций, характерные для данного класса УВ; и составить соответствующие уравнения с указанием условий проведения реакций:
Ученики составляют уравнения для любого УВ своего класса (например, для этана, этилена). Ответы: I в. Алкены
n СН2 = СН2 (-СН2 - СН2 -)n полиэтилен
С2Н4 + Н2О С2Н5ОН Этанол
С2Н4 + Cl2 С2Н4Cl2 дихлорэтан II в. Алканы
С2Н6 + НNO3 С2Н5NO2 + Н2О нитроэтан
С2Н6 С2Н4 + Н2 этилен
С2Н6 + Cl2 С2Н5Cl + HCl хлорэтан Учитель назначает двух сильных учеников, которые собирают листки с самостоятельной работой по своему варианту, проверяют их и выставляют оценки. Учитель. И в заключении урока мы проведем блиц- тест «Мишень», состоящий из 10 пунктов. Вы должны быстро словами «да» или «нет» подтвердить или опровергнуть моё утверждение. Первый вариант – опять алканы, второй – алкены. По окончании вы взаимно проверите ответы и поставите оценку. Тест «Мишень»
После окончания работы учитель открывает плакат с указанием правильных ответов и оценок:
У каждого ученика имеется заранее заготовленная карточка для выставления оценок за каждый этап работы:
Заполнение карточки ведется в процессе урока. В конце урока учитель объявляет итоговые оценки и дает домашнее задание: Повторить стр.28, 37 (алкины). |