Скачать 325.45 Kb.
|
МКОУ Кадыйская СОШ Пушкарева Елена Михайловна Предмет: химия Отчёт по заданию: 1. Познакомиться с материалами папки «Документация кабинета химии», сравнить наличие имеющихся в Вашей лаборатории документов по технике безопасности (недостающие добавить в свои документы). На основе имеющихся документов, собственных знаний, дополнительной методической литературе по предмету проанализируйте элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ ГИА и ЕГЭ по вопросам техники безопасности, научных методов познания и т.п., в разделе «Методы познания в химии. Химия и жизнь», предъявляемые к выпускнику. Отчёт по этому пункту необходимо выполнить в виде подборки тестовых вопросов в кол-ве 10 с вариантами ответов, предварительно прописав необходимую теорию к этим вопросам (т.е., что должен знать ученик при подготовке к этим тестам). Элементы содержания по вопросам техники безопасности, научных методов познания, предъявляемые к выпускнику 9 класса, проверяемые заданиями КИМ ГИА в разделе «Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии». Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Знания учащихся по данным темам проверяется в ГИА заданием А13 Элементы содержания по вопросам техники безопасности, научных методов познания, предъявляемые к выпускнику 11 класса, проверяемые заданиями КИМ ЕГЭ в разделе «Методы познания в химии. Химия и жизнь» содержательная линия «Экспериментальные основы химии» Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ. Знания учащихся по данным темам проверяется в ЕГЭ заданием А26 Необходимый уровень знаний выпускников: Правила безопасной работы в школьной лаборатории
Лабораторная посуда и оборудование При проведении химического эксперимента используется различная лабораторная посуда и оборудование. Стеклянная посуда: – пробирка - это самая незаменимая посуда в лаборатории, изготавливается из стекла и полиэтилена, предназначена для проведения самых разных опытов; – стеклянная палочка различной толщины и длины используется для перемешивания жидкостей; – часовое стекло применяется для исследования твердых веществ, им накрывают стаканы при проведении синтезов; – воронка используется для переливания жидкостей и для фильтрования; – химический стакан различного объема предназначен для приготовления растворов и проведения химических реакций, как при комнатной температуре, так и при нагревании; – колба плоскодонная применяется для приготовления и хранения растворов; – колба круглодонная - для проведения синтезов; – чашка Петри используется для высушивания различных веществ; – кристаллизатор применяется для охлаждения растворов и при сборе газов под водой; – цилиндр - для собирания газов. Мерная посуда: – мерный цилиндр используется для измерения довольно больших объемов жидкостей; – пипетка применяется для точного измерения объема жидкости; – мерная колба незаменима для приготовления растворов точной концентрации. Фарфоровая посуда: – ступка с пестиком предназначена для измельчения твердых веществ, перемешивания смесей; – тигель используется для прокаливания веществ, для проведения различных синтезов при высоких температурах; – треугольник необходим для закрепления тиглей, чашек на кольце штатива; – выпарительная чашка предназначена для упаривания растворов на водяной или песчаной бане; – шпателем берут из склянок различные реактивы. Оборудование: – штатив для пробирок нужен для проведения опытов в пробирках; – держатель для пробирок - для закрепления пробирок при нагревании; – металлический штатив с лапками - для закрепления приборов при проведении эксперимента; – ложка для сжигания - для сжигания веществ – асбестовая сетка - для нагревания веществ на электрической плитке; – спиртовка - для нагревания веществ; – электрическая плитка - для нагревания веществ; – сушильный шкаф - для сушки веществ; – муфельная печь - для прокаливания веществ, проведения синтеза при высокой температуре; – весы - для взвешивания веществ; – ртутный термометр - для определения температуры. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Правила техники безопасности при работе с едкими веществами (кислотами и щелочами):
Правила техники безопасности при работе с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями (ЛВЖ и ГЖ)
Правила техники безопасности при работе с токсичными веществами: Большинство химических соединений в большей или меньшей степени токсичны. Поэтому перед выполнением каждого эксперимента необходимо получить информацию об основных физических, химических и токсических свойствах реагентов и продуктов, а также о мерах первой помощи при ожогах и отравлениях ими. При работе с токсичными веществами следует соблюдать следующие правила:
Правила техники безопасности при работе со средствами бытовой химии:
Научные методы исследования химических веществ и превращений Для исследования химических веществ и химических явлений используют научные методы познания химии. Различают 2 уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Методы эмпирического уровня познания Эмпирический уровень - характеризуется исследованием реально существующих объектов. На этом уровне происходит процесс накопления информации об этих объектах с помощью следующих методов: наблюдение, измерение, постановка экспериментов. В это же время осуществляется первичная систематизация получаемых фактических данных в виде описания, таблиц, схем, графиков. Познакомимся с каждым из этих методов отдельно. Наблюдение – это первоначальный метод эмпирического познания, позволяющий получить первичную информацию об объекте изучения. Наблюдение является целенаправленным, планомерным, активным методом научного познания: оно ведётся для решения заранее поставленных задач, строго по составленному исследователем плану, согласованному с поставленными задачами и сопровождается активными действиями исследователя. Результаты научных наблюдений фиксируются в виде описания признаков наблюдаемого объекта, таблиц, схем и т.д. Всё это является базисом науки, опираясь на который учёные создают эмпирические обобщения, сравнивают изучаемые объекты по тем или иным признакам, проводят классификацию, выявляют закономерности. Наблюдения могут быть непосредственными, воспринимаемыми органами чувств человека, и опосредованными, которые проводятся с использованием технических средств наблюдения: микроскопов, телескопов и др. В процессе наблюдения могут совершаться открытия новых явлений, позволяющих обосновать какую-либо научную гипотезу или подтвердить какое-либо положение известной теории. Наблюдение является важнейшим методом научного познания, позволяющим собрать обширную информацию об окружающем мире. Эксперимент – более сложный метод эмпирического познания по сравнению с наблюдением. Он отличается от метода наблюдения тем, что в ходе эксперимента исследователь может изменять условия (давление, температуру, напряжение и т.д. ), устранять побочные факторы, затрудняющие процесс исследования. Эксперимент может повторяться несколько раз для получения наиболее достоверных результатов. Условия научного эксперимента: целенаправленность, наличие базы в виде исходных теоретических положений, наличие плана проведения эксперимента, наличие технических средств, наличие специалистов необходимого уровня квалификации. В зависимости от характера поставленных задач, решаемых в ходе эксперимента, последние подразделяются на исследовательские и проверочные. Исследовательские эксперименты направлены на обнаружение новых, неизвестных науке свойств изучаемого объекта. Результатом такого эксперимента могут быть выводы, изменяющие представления об этом объекте. Проверочные эксперименты служат для проверки или подтверждения тех или иных теоретических положений. Измерение – это процесс определения количественных значений свойств изучаемого объекта с помощью специальных технических устройств. Измерения бывают прямые и косвенные. Прямые измерения – это такие измерения, при которых значение измеряемой величины выдаётся непосредственно измерительным прибором. При косвенном измерении искомое значение величины определяют по известной математической зависимости (по формуле), используя для этого данные, полученные при прямых измерениях. В процессе измерения не всегда требуется участие человека. Измерение может быть включено в работу автоматической информационно-измерительной системы, которая строится на базе электронно-вычислительной техники. Методы теоретического уровня познания Идеализация – представляет собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований. В результате таких изменений могут быть исключены из рассмотрения какие-то свойства, признаки, стороны объектов. Например, в механике идеализация материальной точки как тела, лишенного размеров и массы. Такой прием удобен при описании движения, в том числе атомов и молекул. Идеализация используется тогда, когда реальные объекты достаточно сложны для имеющихся средств математического анализа, когда некоторые свойства затемняют существо протекающих в объекте процессов. Роль идеализации как метода научного познания заключается в том, что получаемые на его основе теоретические положения, можно использовать для исследования реальных объектов или явлений. Формализация - заключается в использовании специальной символики, позволяет отвлечься от изучения реальных объектов и оперировать вместо этого символами (знаками). Достоинством формализации является возможность проведения исследований без обращения к какому-либо объекту, кроме этого обеспечивается краткость и четкость записи научной информации. Методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания Анализ и синтез Под анализом понимают разделение объекта (мысленно или реально ) на составные части с целью изучения их по отдельности. Под синтезом понимают соединение составных частей объекта (мысленно или реально ) с целью изучения его как единого целого. Для изучения объекта как единого целого необходимо рассматривать его составные части в совокупности, в единстве. В процессе синтеза производится соединение воедино составных частей изучаемого объекта. Анализ и синтез успешно используются в сфере мыслительной деятельности человека, т.е. в теоретическом познании. Моделирование – основано на изучении моделированного объекта. Модель строится по подобию оригинала, на ней воспроизводят, свойственные оригиналу процессы и полученные сведения переносятся на моделируемый объект – оригинал. Различают несколько видов моделирования: - мысленное. К нему относятся самые различные мыслительные представления в форме тех или иных воображаемых моделей. - физическое. Оно характеризуется физическим подобием между моделью и оригиналом. - символическое – связано с построением графиков, схем. - численное моделирование на ЭВМ. Моделирование как метод познания бывает единственно необходимым для исследования некоторых явлений. Все перечисленные методы научного познания являются важными и необходимыми для познания окружающего мира. Методы разделение смесей и очистка веществ В природе вещества встречаются преимущественно в виде смесей. Различные образцы смесей могут содержать одни и те же компоненты в любых соотношениях, но свойства этих компонентов не зависят от состава смеси. Смеси могут быть разделены на компоненты физическими способами. Однородными называют такие смеси, в которых даже с помощью микроскопа нельзя обнаружить частицы веществ, входящих в смесь. Неоднородными называют такие смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа можно заметить частицы веществ, составляющих смесь. Существуют различные способы разделения смесей. Выделение веществ из неоднородной смеси 1. Отстаивание а) Выделение веществ из неоднородной смеси, образованной нерастворимыми в воде веществами с различной плотностью. Например, железные опилки от древесных можно отделить, взбалтывая эту смесь с водой, а затем отстаивая. Железные опилки опускаются на дно сосуда, а древесные всплывают, и их вместе с водой можно слить. б) Некоторые вещества осаждаются в воде с различной скоростью. Если взболтать с водой глину с примесью песка, то песок оседает значительно быстрее. Этот способ используется в керамическом производстве для отделения песка от глины (производство красных кирпичей, глиняной посуды и др.). в) Разделение смеси малорастворимых друг в друге жидкостей с различной плотностью. Смеси бензина с водой, нефти с водой, растительного масла с водой быстро расслаиваются, поэтому их можно разделить с помощью делительной воронки или колонки. Иногда жидкости с различной плотностью отделяют центрифугированием, например сливки от молока. 2. Фильтрование Выделение веществ из неоднородной смеси, образованной растворимыми и нерастворимыми в воде веществами. Для выделения поваренной соли смесь ее с песком взбалтывают в воде. Поваренная соль растворяется, а песок оседает. Чтобы ускорить отделение нерастворимых частиц из раствора, смесь фильтруют. Песок остается на фильтровальной бумаге, а прозрачный раствор поваренной соли проходит через фильтр. 3. Действие магнитом Выделение из неоднородной смеси веществ, способных к намагничиванию. Если имеется, например, смесь порошков железа и серы, то их можно разделить при помощи магнита. Выделение веществ из однородной смеси 4. Выпаривание. Кристаллизация Чтобы растворенное вещество, например поваренную соль, выделить из раствора, последний выпаривают. Вода испаряется, а в фарфоровой чашке остается поваренная соль. Иногда применяют упаривание, т. е. частичное испарение воды. В результате образуется более концентрированный раствор, при охлаждении которого растворенное вещество выделяется в виде кристаллов. Этот способ очистки веществ называется кристаллизацией. 5. Дистилляция Этот способ разделения смесей основан на различии в температурах кипения растворимых друг в друге компонентов. Дистилляция (перегонка) — прием разделения однородных смесей путем испарения летучих жидкостей с последующей конденсацией их паров. Например, получение дистиллированной воды. Для этого воду с растворенными в ней веществами кипятят в одном сосуде. Образующиеся водяные пары конденсируются в другом сосуде в виде дистиллированной воды. 6. Хроматография Этот способ основан на том, что отдельные вещества с различной скоростью поглощаются (связываются) поверхностью другого вещества. Если полоску из фильтровальной бумаги подвесить над сосудом с красными чернилами и погрузить в них лишь конец полоски, то можно заметить, что раствор будет впитываться бумагой и подниматься по ней. Однако граница подъема краски будет отставать от границы подъема воды. Таким образом, происходит разделение двух веществ: воды и красящего вещества, придающего раствору красный цвет. ТЕСТЫ:
А. Для удержания пробирки при нагревании используют тигельные щипцы. Б. С помощью термометра измеряют температуру веществ. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
1) хлор 2) углекислый газ 3) водород 4) азот
А. Запрещается перед нагреванием заполнять пробирки жидкостью более чем на одну треть. Б. Запрещается наклоняться над горящей спиртовкой или горелкой. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
1) быстро приливать воду к кислоте 2) быстро приливать кислоту к воде 3) медленно при перемешивании вливать кислоту в воду 4) медленно при перемешивании вливать воду в кислоту.
А. Для опытов брать только указанные количества вещества. Б. Ошибочно взятый излишек вещества можно ссыпать или сливать обратно в склянку. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
2. Проанализируйте программы по предмету химия ФГОС1и ФГОС2 и письменно отметьте отличия по следующим пунктам: = количество учебных тем, отводимых на изучение каждого раздела (какие появились, какие были исключены), = количество часов отведенных на изучение той или иной темы, = изменение в составе и количестве лабораторных, демонстраций и практических занятий по каждой теме. Отличия:
В примерной программе (ФГОС ООО) содержание курса представлено по 4 разделам, а содержание разделов – по темам (их тринадцать), что даёт более точное представление о содержании материала.
- в теме «Первоначальные химические понятия» рассматривается понятие «валентность»; - в теме «Классификация химических реакций» рассматривается скорость химических реакций, факторы, влияющих на скорость химической реакции; - появилась тема «Естественные семейства химических элементов» - количественные отношения в химии выделены в отдельную тему. - отсутствуют темы «Первоначальные представления об органических веществах», «Химия и жизнь». 3. Количество часов, отведённых на изучение той или иной темы, представлено в таблице.
|
Рефератом Требования к заданию При выполнении задания требуется выбрать тему работы, получить с помощью поисковой системы информацию, проанализировать ее, подготовить... | Отчет о результатах самообследования Состоит из 14 заданий. К каждому заданию дано 4 ответа, один из которых является правильным. Внимательно прочитайте каждое задание... | ||
Аудирование (30 минут) в тесте по аудированию перед каждым заданием... В тесте по аудированию перед каждым заданием дана пауза с тем, чтобы вы смогли просмотреть вопросы к заданию, а также паузы после... | На заседании кафедры математических Студенты выбирают индивидуально по одному заданию из 3-х блоков предложенных межсессионных заданий | ||
Или ее разделу (этапу, заданию). Участвует Направление утверждено приказом Министра образования Российской Федерации 02. 03. 2000г., №686 | Тема урока Домашнее задание Выполнить упр. 2 на с. 28 (по заданию), а также составить план к тексту и записать его в тетрадь | ||
Отчет о научно-исследовательской работе «определение доступности... Ключевые слова: отчет, научно-исследовательская работа, заключительный отчет, кинопоказ, доступность, качество, цифровые технологии,... | Экзаменационные вопросы по курсу «молекулярная фармакология» Содержит 30 заданий (А1 – А30). К каждому заданию дается 4 ответа, из которых правильный только один | ||
Белгородской области прика з Включает 30 заданий (А1-А30). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Внимательно | 1. Наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем Включает 30 задания (А1-А30). К каждому заданию дается 4 ответа, один из которых правильный | ||
Построение процесса обучения физики на основе инновационных технологий. Оглавление Включает 35 заданий. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный | Министерство образования и науки РФ московский государственный институт электроники и математики Включает 30 задания (А1-А30). К каждому заданию дается 4 ответа, один из которых правильный | ||
Тестовая контрольная работа по заданию администрации по обществознанию Работа с классом, проверка ответов на вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задает вопросы по домашнему заданию и одновременно актуализирует опорные знания: Слайд 2 | ||
Подготовка к заданию В8 (языковые средства речевой выразительности) Автор: Жигунова Г. В., кандидат философских наук, доцент кафедры «социальных наук» мггу | Экзаменационные вопросы по Клинической фармакологии для студентов... Содержит 30 заданий (А1 – А30). К каждому заданию дается 4 ответа, из которых правильный только один |