Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 121.44 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации09.02.2014
Размер121.44 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
Урок по химии в 8 классе с использованием ИКТ(информационно-коммуникативные технологии) "Кристаллические решётки".
Тема: "Кристаллические решетки".
Цель урока химии: Обучающая – изучить новое понятие “Кристаллические решётки”, их виды на основе знаний о строении веществ. дать понятие о кристаллическом и аморфном состоянии твёрдых веществ. Познакомить с типами кристаллических решёток, их взаимосвязью с видами химической связи и их влиянием на физические свойства веществ.

Развивающая – продолжить формирование взаимосвязи между строением вещества и его свойствами, совершенствовать умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, ассоциировать.

Воспитательная – здоровьесбережение, эстетическое воспитание, умение работать в парах и группах.
Оборудование и реактивы: компьютер, таблица "Виды кристаллических решёток, образцы пластмасс, пластилин, шоколадка, жевательная резинка, воск, кварц, поваренная соль, образцы металлов.
Тип урока: комбинированный.

Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная.
Методы: презентация нового материала, метод тестирования, словесный, наглядный.
Ход урока химии в 8 классе.

1.Организационный момент.

Проблема урока какова? Узнать всё о кристаллических решётках»

Знакомство с темой и целями урока:

  • Обучающая – изучить новое понятие “Кристаллические решётки”, их виды на основе знаний о строении веществ.

  • Развивающая – продолжить формирование взаимосвязи между строением вещества и его свойствами, совершенствовать умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, ассоциировать.

  • Воспитательная – здоровьесбережение, эстетическое воспитание, умение работать в парах и группах.


2.Проверка знаний.
Учитель: "На предыдущих уроках мы изучали с вами основные классы неорганических веществ. Сегодня будет проходить проверка знаний по изученным темам в виде тестирования. Вы должны будете ответить на вопросы тестов. На выполнение теста отводится 3 минуты. В каждом вопросе вы должны отметить единственный ответ. Результаты тестирования будут объявлены на следующем уроке".(приложение №1)
Перед тем как начать новую тему, давайте повторим «Виды химических связей»
- Актуализация мыслительной деятельности учащихся.
Выполнение тестовой работы “Виды химической связи”
Задачи: повторить виды химических связей, особенности образования связей.
Выберите правильный ответ:
1. В молекуле H2 тип связи:
а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная
2. В молекуле HCl тип связи:
а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная
3. В молекуле NaCl тип связи:
а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная
4. В образовании ковалентной неполярной связи принимают участие:
а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов.
5. В образовании ковалентной полярной связи принимают участие:
а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов.
6. В образовании ионной связи принимают участие :
а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов.
Итог выполнения работы – взаимопроверка по парам (1 – б, 2 – а, 3 – в, 4 – а, 5 – в, 6 – б).


3.Изучение нового материала.
На этом уроке учащиеся должны познакомиться со строением твердых веществ, узнать типы кристаллических решёток и о влиянии типа решёток на физические свойства веществ. Учащиеся записывают в тетради дату , тему урока, домашнее задание (§ 22).

Актуализация знаний. Учитель задаёт вопросы классу:

1)Какие виды частиц вы знаете?(протоны, нейтроны, электроны) Имеют ли заряды ионы, атомы и молекулы?(заряды имеют только ионы)

2)Какие виды химических связей вы знаете? (ионная, ковалентная полярная и не полярная связь)

3)Какие вам известны агрегатные состояния веществ?(твёрдое, жидкое, газообразное)
Учитель: "Любое вещество может быть газом, жидкостью и твёрдым веществом. Например, вода. При обычных условиях - это жидкость, но она может быть паром и льдом. Или кислород при обычных условиях представляет собой газ, при температуре -1940 C он превращается в жидкость голубого цвета, а при температуре -218,80 C затвердевает в снегообразную массу, состоящую из кристаллов синего цвета. На этом уроке мы рассмотрим твёрдое состояние веществ: аморфное и кристаллическое".

Учитель: аморфные вещества не имеют чёткой температуры плавления - при нагревании они постепенно размягчаются и переходят в текучее состояние. К аморфным веществам относят, например шоколад, который тает и в руках и во рту; жевательную резинку, пластилин, воск, пластмассы (показываются примеры таких веществ).
Кристаллические вещества имеют чёткую температуру плавления и, главное, характеризуются правильным расположением частиц в строго определенных точках пространства. При соединении этих точек прямыми линиями образуется пространственный каркас, называемый кристаллической решёткой. Точки, в которых размещены частицы кристалла, называют узлами решётки.
Учащиеся записывают в тетрадь определение: "Кристаллической решёткой называют совокупность точек пространства, в которых располагаются частицы, образующие кристалл. Точки, в которых размещаются частицы кристалла, называют узлами решётки".
В зависимости от того, какие виды частиц находятся в узлах этой решётки, различают 4 типа решёток. Если в узлах кристаллической решётки находятся ионы, то такая решётка называется ионной.
Учитель задаёт учащимся вопросы:
- Как будут называться крист. решётки, в узлах которых находятся атомы, молекулы?
Но есть крист. решётки, в узлах которых находятся и атомы, и ионы. Такие решётки называются металлическими.
Сейчас мы будем заполнять таблицу: "Кристаллические решётки, вид связи и свойства веществ". В ходе заполнения таблицы мы будем устанавливать взаимосвязь между типом решётки, видом связи между частицами и физическими свойствами твёрдых веществ.
Далее на экране появляется таблица. Её заполнение идёт в ходе диалога учителя с учащимися.
Рассмотрим 1-й тип кристаллической решётки, которая называется ионной.
- Какие частицы располагаются в узлах этой решётки?
- Какая химическая связь в этих веществах?
Посмотрите на ионную кр.решётку (показывается модель такой решётки). В её узлах находятся положительно и отрицательно заряженные ионы. Например, кристалл хлорида натрия построен из положительных ионов натрия и отрицательных хлорид-ионов, образующих решётку в форме куба. К веществам с ионной крист.решёткой относятся соли, оксиды и гидроксиды типичных металлов. Вещества с ионной крист.решёткой обладают высокой твёрдостью и прочностью, они тугоплавкие и нелетучие.
Рассмотрим 2-й тип крист.решётки, которая называется молекулярной
- Какие частицы располагаются в узлах этой решётки?
Далее учащиеся по учебнику рассматривают модель молекулярной кристаллической решётки.
Химическая связь в молекулах, которые находятся в узлах решётки, может быть и ковалентная полярная, и ковалентная неполярная. Несмотря на то, что атомы внутри молекулы связаны очень прочными ковалентными связями, между самими молекулами действуют слабые силы межмолекулярного притяжения. Поэтому вещества с молекулярной кристаллической решёткой имеют малую твердость, низкие температуры плавления и летучие. Когда газообразные или жидкие вещества при особых условиях превращаются в твёрдые, тогда у них появляется молекулярная крист. решётка. Примерами таких веществ может быть твёрдая вода - лёд, твёрдый углекислый газ - сухой лёд. Такую решётку имеет нафталин, который применяют для защиты шерстяных изделий от моли.
- Какими свойствами молекулярной кристаллической решётки обусловлено применение нафталина? (летучестью).
Рассмотрим 3-й тип кристаллической решётки, которая называется металлической. В узлах такой решётки находятся атомы и ионы, между которыми свободно перемещаются электроны, связывая их в единое целое.
Далее учащиеся по учебнику рассматривают модель металлической кристаллической решётки.
Такое внутреннее строение металлов и определяет их характерные физические свойства.
- Какие физические свойства металлов вы знаете? (ковкость, пластичность, электро- и теплопроводность, металлический блеск).
Последний тип кристаллической решётки называется атомной. По этому типу крист. реш. вы сами внесёте необходимые сведения в таблицу, самостоятельно поработав с учебником.
Потом учащиеся по очереди называют сведения, которые они записали в таблицу.
Учитель. Физические свойства веществ с атомной крист. реш. те же, что и у веществ с ионной крист. реш., но часто в превосходной степени - очень твёрдые, очень прочные. Алмаз, у которого атомная крист. реш. - самое твёрдое вещество из всех природных веществ. Он служит эталоном твёрдости, которая по 10-бальной системе оценивается высшим баллом 10.
- Какой мы можем сделать вывод из проделанной работы по таблице?
Вывод. От типа крист. реш. зависят физические свойства веществ.

Практическая работа. Сделайте по таблице кристаллическую решётку хлорида натрия.
4.Вопросы для закрепления.

- На какие группы делятся твёрдые вещества?

- В чём их отличие?

- Какие типы кристаллических решёток вы узнали?

- Какие частицы находятся в узлах различных типов кристаллических решёток?

Урок по химии в 8 классе с использованием ИКТ(информационно-коммуникативные технологии) "Кристаллические решётки".
Домаш. Зад. Параграф 22. зад 6. индивидуально.

Цели урока:
Обучающая – изучить новое понятие “Кристаллические решётки”, их виды на основе знаний о строении веществ.
Развивающая – продолжить формирование взаимосвязи между строением вещества и его свойствами, совершенствовать умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, ассоциировать.
Воспитательная – здоровьесбережение, эстетическое воспитание, умение работать в парах и группах.
Оборудование урока: модели кристаллических решёток (ионная, молекулярная, атомная); микроскопы, препараты поваренной соли и клея; краски, кисточки, стаканчики с водой; набор разноцветных пластмассовых шариков в фарфоровых чашках; пластилин, металлические и деревянные стержни; клей.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент – знакомство с темой и целями урока.
Здоровьесберегающий аспект (ЗСА):
Учитель: Каково настроение на начало урока?
Ученики, пользуясь карточкой-настроение, определяют свою психологическую готовность к уроку (весёлое, грустное, рабочее, нет настроения)
II. Актуализация мыслительной деятельности учащихся.
Выполнение тестовой работы “Виды химической связи”
Задачи: повторить виды химических связей, особенности образования связей.
Выберите правильный ответ:
1. В молекуле H2 тип связи:
а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная
2. В молекуле HCl тип связи:
а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная
3. В молекуле NaCl тип связи:
а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная
4. В образовании ковалентной неполярной связи принимают участие:
а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов.
5. В образовании ковалентной полярной связи принимают участие:
а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов.
6. В образовании ионной связи принимают участие :
а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов.
Итог выполнения работы – взаимопроверка по парам (1 – б, 2 – а, 3 – в, 4 – а, 5 – в, 6 – б).
Учитель: А теперь вам предлагается устный словарный диктант по теме “Химическая связь”. (Приложение 1):

Перечислить виды химических связей.

Распределить данные вещества по видам связей.
Итог актуализации – виды химической связи необходимы для рассмотрения понятия “Кристаллические решётки”, их видов, особенностей физических свойств веществ в зависимости от типа кристаллической решётки.
III. Новый материал.
Учитель: Как вы думаете, что такое кристаллические решётки? Попробуйте дать сами определение данного понятия.
Учащиеся пишут определения и вывешивают их на доске, читают определения друг у друга.
Делают общий вывод по данному определению. Проверяют правильность своих выводов по учебнику – стр. страница 131.
Учитель: Продолжить знакомство с новым понятием нам помогут препараты поваренной соли и клея. Просмотрите их под микроскопом и сделайте вывод о внутреннем строении веществ, пользуясь материалом из справочников и энциклопедий, который вы подбирали в домашнем задании.
Учащиеся предлагают название увиденным веществам по строению: поваренная соль – кристаллическое вещество, клей – аморфное вещество.
ЗСА:
Учитель: А можете вы найти похожие по строению вещества на наших суприматических композициях? (Приложение 2).
Учащиеся в суприматических композициях пробуют найти аморфные и кристаллические вещества.
Учитель: Понятие кристаллические решётки мы с вами будем рассматривать, опираясь на понятие кристаллических веществ. Вам предлагается выразить ваше представление о кристалличности в рисунках.
ЗСА: учащиеся рисуют свои представления о кристалличности в рисунках.
Учитель: А теперь попробуйте построить кристаллическое вещество, пользуясь пластмассовыми шариками. Взяв шарики в руку, верните их назад в фарфоровую чашку и посмотрите форму, образуемую ими.
Учащиеся наблюдают образование правильных форм – квадрат, шестиугольник.
Учитель: Ещё раз мы с вами убедились в образовании кристаллического вещества. Но различают несколько видов кристаллических решёток – атомные, молекулярные и ионные. Я предлагаю вам самим попробовать построить данные виды решёток: 1 ряд – атомная решётка, 2 ряд – молекулярная решётка, 3 ряд – ионная решётка.
ЗСА: учащиеся, пользуясь пластилином, лепят кристаллические решётки своих видов.
Учитель: А теперь попробуйте построить кристаллические решётки из самих себя.
Физкультурная пауза: учащиеся встают и изображают свой вид кристаллической решётки.
Учитель: Вы молодцы! А теперь сравните всё, что вы предлагали по своему виду решётки с готовыми моделями. Сделайте соответствующие выводы о сходстве и различии образцов и ваших моделей.
Учащиеся проводят сравнение и делают выводы.
Учитель: Мы уже не первый урок обращаем внимание с вами, что строение веществ определяет свойства вещества. Вам предлагается самостоятельно предложить свойства веществ для своего вида кристаллической решётки. На каждый ряд пришла бандероль с 3 конвертами. Сейчас вы должны воспользоваться конвертом № 1 (Приложение 3)
Учащиеся разбирают предложенные надписи для таблицы и оформляют её на доске:

Зависимость физических свойств веществ от их строения

Признаки

Типы кристаллических решёток
Атомные

Молекулярные

Ионные

1. Тип химической связи

2. Агрегатное состояние веществ

3. Температура плавления веществ

4. Растворимость в воде

5. Примеры

Учитель: Правильность заполнения таблицы можно проверить, вскрыв конверт № 2 (Приложение 4). Данную таблицу можно вклеить себе в тетрадь.
Учащиеся проверяют таблицу на доске и вклеивают в тетрадь образец.
IV. Закрепление материала.
Учитель: Подводя итог нашему уроку, вам предлагается вскрыть конверт № 3 (Приложение 5) и отметить какой-то тип кристаллических решёток в задании “Крестики – нолики”.
Учащиеся выполняют работу и сдают дежурному по ряду.
ЗСА.
Учитель: Покажите мне ваше настроение на конец урока. Вижу, что для многих этот урок был интересен, и настроение улучшилось. Я благодарю вас за урок. Открываем дневники, записываем домашнее задание.
V. Домашнее задание.

Изготовить кристаллическую решётку алмаза, воспользовавшись данными справочников или энциклопедий.

Подготовить творческую работу (тест, кроссворд, головоломку, “Крестики – нолики”, химическую сказку и др.) по темам “Химическая связь” и “Кристаллические решётки”.
Литература:

Учебник “Химия 8 класс” Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман М. 2001.

Поурочные разработки к учебнику “Химия 8 класс” Л.М.Брейгер Волгоград 2001.

Учебное пособие “Химия” для 8 класса часть 2 Н.А.Меденцева, А.А.Меденцев Томск 2000.

“Энциклопедический словарь юного химика” М. 1996.

“Справочник для школьника” Химия, биология, экология. СПб и М. 2000.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск