№
урока
| Дата, план
| факт
| Название темы
| Количество часов
| Факт
| Формы и методы
|
|
|
| Раздел. Повторение основных вопросов курса VIII класса и введение в курс IX класса
| 4
|
|
| 1-2.
|
|
| Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе Д.И. Менделеева.
| 2
|
| Урок комбинированный
| 3.
|
|
| Переходные элементы.
| 1
|
| Урок комбинированный
| 4.
|
|
| Периодический закон и система элементов Д.И.Менделеева.
| 1
|
| Урок комбинированный
|
|
|
| Раздел 1.Скорость химических реакций. Химическое равновесие.
| 6
|
|
| 5
|
|
| Скорость химических реакций.
| 1
|
| Урок формирования новых знаний
| 6
|
|
| Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации и температуры
| 1
|
| Урок формирования новых знаний
| 7
|
|
| Катализ и катализаторы.
| 1
|
| Урок комбинированный
| 8
|
|
| Обратимые и необратимые реакции.
| 1
|
| Урок комбинированный
| 9
|
|
| Химическое равновесие и способы его смещения.
| 1
|
| Урок комбинированный
| 10
|
|
| Обобщение и систематизация знаний по теме.
| 1
|
| Урок комбинированный
|
|
|
| Раздел.2.Металлы
| 15
|
|
| 11
|
|
| Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов.
| 1
|
| Урок формирования новых знаний
| 12
|
|
| Химические свойства металлов.
| 1
|
| Урок комбинированный
| 13
|
|
| Общие понятия о коррозии металлов.
| 1
|
| Урок комбинированный
| 14
|
|
| Сплавы.
| 1
|
| Урок комбинированный
| 15
|
|
| Металлы в природе. Общие способы их получения.
| 1
|
| Урок комбинированный
| 16
|
|
| Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы.
| 1
|
| Урок комбинированный
| 17
|
|
| Соединения щелочных металлов.
| 1
|
| Урок комбинированный
| 18
|
|
| Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.
| 1
|
| Урок комбинированный
| 19
|
|
| Соединения щелочноземельных металлов.
| 1
|
| Урок комбинированный
| 20
|
|
| . Алюминий, его физические и химические свойства.
| 1
|
| Урок комбинированный
| 21
|
|
| Соединения алюминия.
| 1
|
| Урок комбинированный
| 22
|
|
| Тема 2.12.Железо, его физические и химические свойства.
| 1
|
| Урок комбинированный
| 23
|
|
| Генетические ряды Fe 2+, Fe 3+
| 1
|
|
Урок комбинированный
| 24
|
|
| Обобщение по теме «Металлы»
| 1
|
| Урок обобщения и систематизации знаний
| 25
|
|
| Контрольная работа по теме «Металлы»
| 1
|
| Контрольный урок
|
|
|
| Раздел3. Неметаллы.
| 20
|
|
| 26
|
|
| Тема 3.1. Общая характеристика неметаллов.
| 1
|
| Урок формирования новых знаний
| 27
|
|
| Тема3.2.Общая характеристика галогенов.
| 1
|
| Урок комбинированный
| 28
|
|
| Тема.3.3.Соединения галогенов.
| 1
|
| Урок комбинированный
| 29
|
|
| Сера, ее физические и химические свойства.
| 1
|
| Урок комбинированный
| 30
|
|
| Оксиды серы (IV и VI)
| 1
|
| Урок комбинированный
| 31
|
|
| Серная кислота и ее соли.
| 1
|
| Урок комбинированный
| 32
|
|
| Азот и его свойства
| 1
|
| Урок комбинированный
| 33
|
|
| Аммиак и его свойства
| 1
|
| Урок комбинированный
| 34
|
|
| Соли аммония
| 1
|
| Урок комбинированный
| 35
|
|
| Азотная кислота и ее свойства
| 1
|
| Урок комбинированный
| 36
|
|
| Соли азотистой и азотной кислот. Азотные удобрения.
| 1
|
| Урок комбинированный
|
37
|
|
| Фосфор
| 1
|
| Урок комбинированный
| 38
|
|
| Соединения фосфора.
| 1
|
| Урок комбинированный
| 39
|
|
| Углерод.
| 1
|
| Урок комбинированный
| 40
|
|
| Оксиды углерода (IIи IV).
| 1
|
| Урок комбинированный
| 41
|
|
| Карбонаты.
| 1
|
| Урок комбинированный
| 42
|
|
| Кремний.
| 1
|
| Урок комбинированный
| 43
|
|
| Силикатная промышленность.
| 1
|
| Урок комбинированный
| 44
|
|
| Обобщение по теме « Неметаллы»
| 1
|
| Урок обобщения и систематизации знаний
| 45
|
|
| Контрольная работа по теме «Неметаллы».
| 1
|
| Контрольный урок
|
|
|
| Раздел 4. Практикум по неорганической химии
| 5
|
|
| 46
|
|
| Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств.
| 1
|
| Урок практическая работа
| 47
|
|
| Получение аммиака и исследование его свойств.
| 1
|
| Урок практическая работа
| 48-49
|
|
| Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов.
| 2
|
| Урок практическая работа
| 50
|
|
| Тема 4.5. Практическое осуществление переходов.
| 1
|
| Урок практическая работа
|
|
|
| Раздел.5. Органические вещества
| 11
|
|
| 51
|
|
| Предмет органической химии. Строение атома углерода.
| 1
|
| Урок формирования новых знаний
| 52
|
|
| Алканы. Химические свойства и применение алканов.
| 1
|
| Урок комбинированный
| 53
|
|
| Алкены. Химические свойства этилена.
| 1
|
| Урок комбинированный
| 54
|
|
| Понятие о спиртах на основе реакции гидратации этилена и взаимодействия этилена с раствором перманганата калия.
| 1
|
| Урок комбинированный
| 55
|
|
| Окисление альдегида в кислоту и понятие об одноосновных карбоновых кислотах.
| 1
|
| Урок комбинированный
| 56
|
|
| Понятие о сложных эфирах. Жиры.
| 1
|
| Урок комбинированный
| 57
|
|
| Понятие об аминокислотах.
| 1
|
| Урок комбинированный
| 58
|
|
| Реакции поликонденсации аминокислот. Белки.
| 1
|
| Урок комбинированный
| 59
|
|
| Углеводы.
| 1
|
| Урок комбинированный
| 60
|
|
| Полимеры.
| 1
|
| Урок комбинированный
| 61
|
|
| Обобщение знаний учащихся по органической химии.
| 1
|
| Урок обобщения и систематизации знаний
|
|
|
| Раздел 6.Практикум по органической химии
| 2
|
|
| 62
|
|
| Получение и свойства этилена
| 1
|
| Урок практическая работа
| 63
|
|
| Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ с использованием качественных реакций на альдегиды, многоатомные спирты, крахмал и непредельные соединения.
| 1
|
| Урок практическая работа
|
|
|
| Раздел.7. Обобщение знаний по химии за курс основной школы.
| 7
|
|
| 64
|
|
| Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома.
| 1
|
| Урок практическая работа
| 65
|
|
| Строении вещества ( типы химических связей и кристаллических решеток).
| 1
|
| Урок практическая работа
| 66
|
|
| Типы химических реакций по различным признакам ( тепловому эффекту, направлению, фазе, наличию катализатора и т.д).
| 1
|
| Урок практическая работа
| 67-68
|
|
| Классы химических соединений в свете ТЭД.
| 2
|
| Урок комбинированный
| 69-70
|
|
| Итоговая контрольная работа.
| 2
|
| Урок обобщения и систематизации знаний
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основании Примерной учебной программы основного общего образования по химии и авторской программы курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна (2007).
Программа курса построена на концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, что она позволяет сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения (8 класс), что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Такое построение программы даёт возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов в 9 классе.
Цель курса: изучение состава, строения, свойств химических элементов- представителей отдельных групп главных подгрупп периодической системы элементов Д.И.Менделеева, их соединений и применения.
Задачи:
реализация единства веществ природы, их генетической связи;
установление причинно-следственных связей между составом, строением, свойствами и применением веществ;
формирование основных понятий курса химии 9 класса;
развитие надпредметных умений и навыков;
формирование специальных предметных умений и навыков работы с веществами;
практическая направленность обучения;
контроль знаний, умений и навыков учащихся.
Содержание курса составляет основу для раскрытия важных мировоззренческих идей, таких, как материаль ное единство веществ природы, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до наиболее сложных, входящих в состав организмов; обусловлен ность свойств веществ их составом и строением, приме нения веществ их свойствами; единство природы хими ческих связей и способов их преобразования при химиче ских превращениях; познаваемость сущности химических превращений современными научными методами.
Курс включает в себя основы общей и неорганиче ской химии, а также краткие сведения об органических веществах. В программе названы основные разделы курса, для каждого из них перечислены подлежащие изучению вопросы, виды расчетов, химический эксперимент (де монстрации, лабораторные опыты, практические рабо ты, объекты учебных экскурсий). Химический экспери мент в процессе обучения сочетается с другими средст вами обучения, в том числе с аудиовизуальными.
Решению задач воспитания у учащихся интереса к знаниям, самостоятельности, критичности мышления, трудолюбия и добросовестности при обучении химии служат разнообразные методы и организационные фор мы, как традиционно утвердившиеся в школьной практике, так и нетрадиционные, появившиеся в опыте пе редовых учителей.
При изучении курса целесообразно использовать ис торический подход к раскрытию понятий, законов и теорий, показывая, как возникают и решаются проти воречия, как совершаются открытия учеными, каковы их судьбы и жизненные позиции.
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6-7 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ. Программа реализует концентрический принцип обучения через развитие фундаментальных понятий, изучение закономерностей и овладение навыками практической работы.
В содержании курса химии 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному общению с веществами в быту и на производстве. Практические работы объединены в два практикума (3+3 работы), которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.
На региональный компонент отведено 10% учебного времени.
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ. По темам: «Металлы», «Неметаллы», «Органические соединения» и «Обобщение знаний по химии за курс основной школы» предусмотрены контрольные работы.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
Программа рассчитана в соответствии с базисным учебным планом школы на 70 часов, поэтому в авторскую программу О.С. Габриеляна, которая рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов внесены изменения:
Увеличено число часов на изучение темы «Обобщение знаний по химии за курс основной школы» на 2 часа, так как включена « Итоговая контрольная работа за курс основной школы» и эта тема является завершающей курса химии основной школы.
Учебный предмет изучается в 9 классе, рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю), в том числе на практические работы - 6 , лабораторные опыты – 13, контрольные работы – 4.
Данная программа реализуется в учебниках «Химия. 9 класс» автора О.С.
Габриеляна (М.: Дрофа, 2009 – 2010).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучений данного предмета в 9 классе учащиеся должны
знать / понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации
|