Скачать 81.55 Kb.
|
Урок по теме: « Соединения щелочных металлов. Качественное определение ионов щелочных металлов» Цели урока: 1. Рассмотреть важнейшие соединения щелочных металлов, их свойства. 2. Познакомить учащихся с применением соединений I группы гл. подгруппы в быту и на производстве. 3. Рассмотреть способы определения ионов щелочных металлов. 4. Продолжать учиться составлять уравнения химических реакций. Оборудование: Таблица Д.И.Менделеева, ПК, мультимедийная доска, документ камера, ряд напряжений металлов, индивидуальные карточки с заданиями. Реактивы: оксиды щелочных металлов, вода, кислоты соляная, серная, гидроксид калия, гидроксид натрия, фенолфталеин, сульфат меди (II), соли щелочных металлов. Ход и содержание урока.
Тест. Щелочные металлы.
Ответы: (слайд 1)
«5» -- 5 верных ответов «4» -- 4 верных ответов «3» -- 3 верных ответа «2» -- менее 3 верных
А) Учитель – Щелочные металлы (слайд 2) Вот металлы щелочные, Li, Na, K, Rb, Cs, Fr Почему их так зовут? 2Ме + 2Н2О = 2МеОН + Н2 Потому, что и они, и их оксиды Ме2О + Н2О = 2МеОН Щёлочи в реакциях с водой дают. щёлочь Нет на свете их активней Средь металлов остальных. В чем причина? Электрон на внешнем слое Лишь один у них. ns1 C легкостью его теряя, Окисляются везде: В воздухе и чистом кислороде, Ме0 - е- = Ме+1 окисление И в азоте, в водороде, восстановитель В галогенах и кислотах, И в простой воде. С возрастанием номера Ме Z Me Ra Растет активность их, Li св-ва А степень окисления Na Во всех соединениях K Лишь плюс один у них. Rb Cs Лёгкие, пластичные, Fr Режутся легко. Страшно энергичные, Брать нельзя рукой! Их немного усмиряют, В керосин всех погружая, А легчайший литий В вазелине скрытен. Учитель Ребята, как вы думаете а почему Щ.М. хранят под слоем керосина? (Из-за своей химической активности щелочные металлы в природе в чистом виде не встречаются. Только в виде химических соединений. ) Учитель - А какие соединения могут образовать металлы? Вспомните генетический ряд металлов. (основной оксид, основание - щелочь, соль ). (слайд 3)Из того что мы с вами вспомнили, как вы думаете: а какая тема сегодняшнего урока Верно. На сегодняшнем уроке мы и будем знакомиться с основными классами соединений, которые могут образовывать элементы I группы главной подгруппы и как экспериментально определить катионы щелочных металлов. Запишем тему урока: «Соединения щелочных металлов. Качественное определение ионов щелочных металлов» . (слайд 4) Учитель – как вы думаете А для чего нам необходимо изучить эту тему. Какова цель урока? (слайд 4а) Посмотрите на доску. Если говорить о классификации соединений, то что мы видим: Классификация соединений щелочных металлов (слайд 5) Соединения щелочных металлов: (схему записать в тетрадь, и по ходу урока дополнить ее примерами)
Если говорить о физических свойствах, кислородных соединений, то это твердые кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде. Гидроксиды белые, кристаллические вещества, гигроскопичны; хорошо растворимы в воде (с выделением тепла). В водных растворах нацело диссоциированы. Соединения имеют разное окрашивание: (Слайд 6) Формулы и окраска кислородных соединений щелочных металлов
В) Учитель А каковы химические свойства оксидов и гидроксидов? С чем взаимодействуют основные оксиды и щелочи? (слайд 7)
Для выяснения химических свойств соединений вы проведёте небольшое исследование. Рассмотрите выданные вам наборы веществ, внимательно прочитайте инструктивную карточку. По ходу выполнения опытов опишите свои наблюдения и запишите уравнения реакций. Ваши знания о классах соединений вы будете проверять экспериментально. Поэтому перед тем как выполнять эту работу, мы проведем небольшой экзамен по технике безопасности. (слайд 8) 1) Как надо обращаться с химическими веществами при выполнении работ? 2) Что надо делать при попадании щелочей на кожу? 3) Какие последствия могут возникнуть при неправильном обращении со щелочами? Как оказать первую помощь? И так приступаем к выполнению заданий. Время выполнения работы – 10мин (после выполнения эксперимента проверяются уравнения реакций- ). Учитель- Вернемся к таблице с физическими свойствами. Растворы щелочей и солей шелочных металлов прозрачны. (в стаканчике КОН и NаОН). Как определить наличие этих соединений? (в ГИА в части С3 задачи на определение) (Таблица)(слайд 9) Учитель- у вас на столах есть растворы солей . Ваша задача определить растворы солей каких металлов вам выданы. И сделайте соответствующие выводы. ( ) /41мин/ (слайд 10) Учитель- Ребята давайте вернемся к целям нашего урока. Все ли мы с вами рассмотрели?.Все ли у нас получилось. щелочные металлы образуют еще соли, очень важное значение имеют они. Нахождение в природе, области применения и значение солей это ваше домашнее задание. Знакомясь с параграфом вы заполните таблицу: (слайд 11)
Д.З & 11 упр таблица (2мин) |