ПЛАН УРОКА ХИМИИ НА ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛЕ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО -
МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
Класс 9, первый урок по теме: «Неметаллы».
«Общая характеристика неметаллов. Неметаллы: элементы и простые вещества. • Химические элементы в клетках живых организмов» учитель Каутова Е.И
Цель и Задачи:
Обеспечить формирование у школьников целостной системы ведущих знаний учащихся;
Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению знаний в рамках темы «Общая характеристика неметаллов. Неметаллы: элементы и простые вещества. Химические элементы в клетках живых организмов»;
Обеспечить установление учащимися внутри предметных и межпредметных знаний;
Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость предстоящей учебной темы;
Создать условия (содержательные, организационные и методические) для формирования у обучающихся образного представления об изучаемой теме;
Создать условия для освоения фундаментальных философских идеи-
актуализировать субъектный опыт учащихся;
организовать деятельность учащихся, направленную на поиск своих примеров, комментирующих сущность изучаемого материала;
связать полученные ранее на уроках биологии знания с изучаемым материалом.
Тип урока: вводный урок по теме
Методы: беседа, сообщения учащихся, самостоятельная работа с текстом учебника, таблицами
Формы организации учебно - познавательной деятельности учащихся: сочетание индивидуальной, парной, групповой и общеклассной работы
Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, ряд электроотрицательности, образцы неметаллов (йод, фосфор, сера, кремний, графит), схема строения клетки, презентация-
Этапы урока: •/ Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке; ■ Психологически подготовить учащихся к общению на уроке.
Приветствие;
Проверка подготовленности учащихся к уроку; • 3) Организация внимания;
4) Раскрытие общих целей урока и плана его проведения.
ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ
Задачи:
Обеспечить мотивацию учения школьников;
Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по
определению целей урока;
Актуализировать субъектный опыт учащихся (личностные смыслы,
опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения).
> Содержание этапа
Сообщение темы;
Формулировка целей совместно с учащимися;
Показ социальной и практической значимости изучаемого материала;
Постановка перед учащимися учебной проблемы;
Актуализация субъектного опыта школьников.
Тема урока записана на доске.
Цель урока формируется в действиях учащимися. Для актуализации опорных знаний и способов действий, позволяющих вьщелить ключевые понятия темы, использован приём «Ассоциативный ряд». Учащиеся работают в парах. Дано понятие - химический элемент (записано на доске).
Учащимся предлагается записать на отдельных листочках ассоциации, которые у них возникли в связи с представленным на доске словом.
Листочки собираются и в совместной деятельности анализируются
Химический элемент, по ассоциациям учащихся, это -
Определённый вид атомов;
Расположены в периодической системе (порядковый номер, группа, подгруппа, период);
Три формы существования химического элемента;
Образуют простые вещества металлы и неметаллы;
Особенности строения атомов, исходя из положения в периодической системе;
Окислительно - восстановительная характеристика;
Физические, химические свойства простых веществ, образованных атомами химических элементов, характеристика образуемых соединений;
Нахождение в природе, получение, применение, биологическая роль.
Данный обобщенный образ темы (субъектный опыт учащихся) дает возможность:
сформулировать вместе с учителем цель урока;
выстроить знания в систему;
спланировать изучение новой темы с учетом имеющегося субъектного опыта;
организовать собственную учебную деятельность;
оценить результаты учебной деятельности.
Информирование учащихся об изучаемой теме, количестве практических и контрольных
работ, творческих заданий.
ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
Задачи:
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого
материала;
Обеспечить усвоение учащимися методики воспроизведения изученного
материала. Организация внимания учащихся;
Сообщение основной идеи изучаемого материала;
Обеспечение осмысления учащимися методов исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным содержательным выводам;
Обеспечение усвоения методики изучаемого материала (с чего и как начинать, к чему переходить и как аргументировать выводы).
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
Положение неметаллов в периодической системе - отвечают сами учащиеся на основе имеющихся знаний.
Особенности строения атомов неметаллов - отвечают сами учащиеся, сравнивая строение атомов неметаллов с металлами.
Простые вещества - неметаллы - отвечают, используя знания, полученные в 8 классе.
Состав воздуха - работа с таблицей 6, стр.74.
Проблемный вопрос: «Зачем на уроке химии схема строения клетки?» Учащиеся отвечают, что во всех клетках содержатся органические и неорганические вещества, состоящие из атомов химических элементов металлов и неметаллов.
Сообщения учащихся о макро- и микроэлементах, органических веществах: белках, жирах, углеводах.
Текстовые сообщения о биологической роли химических элементов в клетках и презентация.
ЭТАП ПЕРВВИЧНОЙ ПРОВЕРКИ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Задачи этапа:
Установить правильность и осознанность учащимися изученного материала;
Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала;
Обеспечить соотнесение учащимися своего субъектного опыта с признаками научного знания.
1) Проверка понимания учащимися того, что является сущностью основного содержания;
2) Проверка полноты и осознанности усвоения учащимися новых • знаний и способов действий;
3) Выявление пробелов первичного осмысления учащимися « • изученного материала;
4) Ликвидация неясностей осмысления учащимися изученного материала.
Для выполнения образовательных задач этапа учащимся предлагаются вопросы репродуктивного характера:
Вопрос №1 на стр.77; ф
Какие элементы относят к макроэлементам?
Какие элементы относят к микроэлементам?
Вопрос №3 на стр.78.
Вопрос №4 на стр.78.
Вопрос №5 на стр.78.
Ответы на вопросы обсуждаются, дополняются, уточняются.
ЭТАП ИНФОРМАЦИИ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ:
Задачи этапа:
■S Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
> Содержание этапа:
1)Информация о домашнем задании §§15,16;
2) Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Для выполнения образовательных задач этапа даются рекомендации по рациональной организации учебной работы. Даются индивидуальные задания: подготовить дополнительный материал по теме (интернет -сайты, энциклопедии, занимательная литература.
ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ:
Задачи этапа:
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Для выполнения образовательных задач этапа отмечаю, что учащиеся на уроке поработали результативно, использовали знания, полученные на уроках биологии. Творчески работали Шушпанова Л, Рвачева Д, Лобачева О, Мамедова А., -подготовили сообщения из дополнительных источников, которые позволили мотивировать учащихся на изучение материала.
Учитель Каутова Е.И. |