Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 396.34 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации21.02.2014
Размер396.34 Kb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Химия > Методическое пособие
  1   2   3   4   5
Методика направлена на развитие комплексного мышления и повышение прочности знаний, активизирует позицию ученика в познавательном процессе, позволяет преодолеть фрагментарность в изучении химии.

В работе представлен комплекс структурно – логических схем, (схема – рассуждение, схема – вывод, схема – аналог, схема – проблема, схема – обобщение, схема - понятие), разработки уроков, задания – алгоритмы. Предлагаемое методическое пособие включает продуктивные методы, позволяет осуществлять опережающее, проблемное обучение; широко применять индивидуальный и дифференцированный подходы, через приемы ситуации успеха способствовать преодолению психологической инерции учащихся, развивать образное мышление, способности рефлексии.
В предоставленных материалах значительное место отведено работе с понятиями и определениями, что дает положительный результат при контроле знаний учащихся, способствует уменьшению допускаемых ошибок.

Методическое пособие технологично, так как применимо для работы с учащимися, имеющими разный уровень обучаемости и обученности, дает возможность переноса предлагаемой методики на другие предметы.С данной методикой принимала участие в муниципальных, региональных и российских профессиональных конкурсах. Имею печатные работы с методическими разработками уроков и представлением своей системы работы в журнале «Химия в школе», учебно-методической газете для учителей химии и естествознания «Химия» (издательского дома «Первое сентября»), региональных журналах.
Одна из целей изучения всех общеобразовательных предметов – развитие мышления учащихся. Лингвист, академик Лев Владимирович Щерба писал: "Обучение … имеет образовательное значение только тогда, когда оно приучает к анализу мысли по средством анализа средств выражения. Изучая средства выражения, мы изучаем выражаемое". Я считаю, что необходимо иметь свой стиль, свою линию, выстраданную тобой позицию, при этом необходимо понимать, что критерием правильности выбора системы работы будет только конечный результат. Каждого учителя волнует проблема осуществления качественного сдвига в эффективности обучения. Для меня эта проблема стала достаточно важна в условиях сокращения до 2 часов в неделю программы по химии в математических классах. Это задает высокий темп в работе, требует поиски новых, нестандартных решений, а так же поиска наиболее оптимального способа подачи материала. Главной целью моего опыта является формирование структуры химического мышления, начиная с 8 класса формировать у учащихся способности логическому мышлению, к проведению мыслительных операций, связанных с переходом от единичного к особенному, а затем и к всеобщему обобщению.

При изучении химических формул обращаю внимание учащихся на то, что человек может формулировать одну и ту же мысль, используя разные способы ее выражения.

Например, после вывода о том, что вода состоит из водорода и кислорода, и разбора значения слов "водород" и "кислород", записываем на доске:

состоит

1.Вода водород + кислород




простые вещества

2.Напоминаю учащимся, что можно выразить эту мысль рисунком – схемой:






+

водород кислород вода

3. Далее на доске записываю:

формула воды Н2О

Подчеркиваю, что эту запись (3) называют химической формулой и предлагаю учащимся сформулировать понятие "химическая формула". Ход рассуждений учащихся фиксирую на доске в виде схемы:

выражает

Химическая формула состав вещества

? с помощью

химических символов и индексов

При изучении химических уравнений проводим аналогичные рассуждения и на доске к концу беседы имеем следующие записи:

  1. Водород соединяется с кислородом и получается вода.

  2. При взаимодействии водорода с кислородом образуется вода






+

кислород водород

вода

4. кислород + водород вода

5. О2 + Н2 Н2О

Учащиеся, знают формулы простых веществ и на данном уроке я уточняю, что в предложениях слова "водород" и "кислород" означают простые вещества. Пользуясь полученной записью на доске, учащиеся сами формулируют определение:

выражает ?

Хим. уравнение Хим. реакцию а) хим. формулами

чем б) ?

Затем провожу разбор слова "уравнение", подбирая однокоренные слова "уравнивать", "равенство" и используя знания учащимимся закона «Сохранения массы веществ», объясняю, о каком равенстве идет речь и с помощью коэффициентов доводим запись (5) до соответствующего вида:
5. О2 + 2Н2 2Н2О

Дополняем запись в схеме:

химическое выражает химическую чем? а) химическими формулами

уравнение реакцию б) коэффициентами, индексами

Используя, такую схему любой ученик способен сформулировать самостоятельно определение, не заглядывая в учебник.

Опыт работы в школе убеждает меня, что учащиеся испытывают затруднение при решении той или иной задачи только потому, что не понимают содержание задачи, т.е. мысль той химической реакции, которая записана словами. Для решения задачи нужно написать уравнение химической реакции, т.е. учащимся нужно перейти от одного средства выражения мысли к другому, а это значит, что им, по сути, необходимо сделать "перевод" с русского языка на химический язык. Обратный "перевод" имеет место, когда предлагается учащимся выразить словами мысль, заключенную в химическом уравнении или формуле. Учить учащихся "переводить" с русского на химический язык и обратно. Необходимо и одним из способов такого перевода в моей работе является схематизация учебного материала. На своих уроках я постоянно включаю прием использования стимулирующих звеньев. Например, у учащихся надо сформулировать прочную связь двух мыслей, т.е. ассоциацию А В такую, чтобы осознание им вопроса А мгновенно влекло бы ответ В. Этого можно добиться либо путем непосредственного и неоднократного повторения друг за другом этих мыслей, либо "вклиниваем" между ними промежуточного мыслительного процесса. Промежуточный мыслительный процесс, который вклинивается между двумя другими процессами, проникающими в сознании учащихся, помогает устанавливать связи между ними, углублять понимание и активизировать мыслительную деятельность и называется стимулирующим звеном. Примером такого формирование прочных связей служит схема, используемая на уроке "фенол, его строение и свойства" в 10 классе.

влияют

- С6Н5 - ОН

взаимно

результат ?
Усиливает Облегчает и

направляет

следствие ?

Н подвижен в - ОН Н замещается

+ +


+

В таких схемах между данными мыслями А и В учащиеся вклинивают какие – то промежуточные рассуждения. Они углубляют понимание изучаемого материала и активизируют мыслительную деятельность. Пользуясь такими схемами – рассуждениями учащиеся не только легко, быстро и верно отвечают на вопрос А, но и при необходимости свободно развертывают свои рассуждения до полного и обоснованного ответа по схеме:

А М В.

В качестве стимулирующих звеньев ответа при обучении можно использовать:

-деятельность с наглядными образами

-оперирование знаками и символами (введение стрелок, других обозначении, подчеркивание записей).

-любые рассуждения, действия, углубляющие понимание.

На своих уроках, особенно в 8 классах, я применяю прием выделения смысловых опорных пунктов. Читая текст параграфа, учащиеся мысленно делят его на логические части, выделяя отдельные слова или выражения, характеризующие эти части. По существу, опорные пункты в своей совокупности представляют план материала. Такой прием активизирует мыслительную деятельность учащихся, побуждает их вникнуть в изучаемый текст, понять его. Смысловой опорный пункт – это опорный пункт понимания. На уроках обобщения и повторения эффективен прием соотнесения. Он сводится к увязыванию изучаемого материала с прежними знаниями и отдельных частей нового друг с другом. Использование приема соотнесения помогает учащимся включать новый материал в структуру прежних знаний, приводит к познанию взаимосвязей явлений и предметов, усиливает глубину и отчетливость понимания и тем самым ведет к усиленному запоминанию. Приучать учащихся, начиная с 8 класса, ставить себе вопросы: "Почему?", "На каком основании?" и отвечать на них всегда, когда они встречаются с каким – то утверждением. На своих уроках я стараюсь использовать все эти приемы, а чаще комбинирую их. Примером такой практики может служить "Урок открытых мыслей" в 11 классе по теме "Зависимость свойств веществ от строения молекул".
разработка урока №1

Урок открытых мыслей Зависимость свойств веществ от строения молекул

Цели:

  1. Образовательная – закрепить и углубить знания учащихся по теории химического строения, ее основным положениям.

  2. Воспитательная – содействовать формированию причинно – следственных связей и отношений.

  3. Развивающая – развитие мыслительных умений, способности переносить знания и умения в новые ситуации.

Оборудование и реактивы:

Девиз. "Всякое вещество – от самого простого до самого сложного, имеет три различные, но взаимосвязанные стороны – свойство, состав, строение".

(В.М. Кедров)

Ход урока.

Что включает в себя понятие «зависимость»? (Узнать мнение учащихся).

На доске написать определение: «Зависимость –

1.отношение одного явления к другому как следствие к причине;

2.подченненость другим, при отсутствии самостоятельности, свободы»

(словарь С.И. Ожегова)

Цели урока определим совместно, составим схему:


Пространственного

строения

(изомерия)

Химического

строения

(наличие циклов и двойных

связей)


Электронного

строения (взаимное

влияние атомов,

функциональных групп)


Зависимость свойств органического вещества от





Мотивационно – ориентационный блок
Интеллектуальная разминка

Определите верность приведенных ниже суждений, подтвердите ваши ответы примерами.

  • Теорию химического строения открыл Д.И. Менделеев.

Ответ А.М.. Бутлеров, 1861г.

  • Валентность углерода в органических соединениях может быть II и IV.

Ответ. Валентность углерода - чаще всего IV.

  • Атомы, образующие молекулы органических веществ, связаны беспорядочно, без учета валентн

Ответ. Атомы в молекулах связаны в определенной последовательности согласно их валентности.

  • Свойства веществ не зависят от строения молекул.

Ответ. Бутлеров в теории химического строения утверждал, что органических свойства соединений определяются составом и строением их молекул.
ч
причина

следствие
то? выводит на Что Бутлеров подразумевал под

причиной? (девиз)

таким образом, Бутлеров обосновал объективную связь:


состав

строение

свойства
определяет определяет




что? что?
Операционно – исполнительный блок.
Фактор пространственного строения.


  • Что вам известно о пространственном строении молекул алканов и алкенов?

Ответ. В алканах при каждом атоме углерода- четыре соседних атома, которые располагаются в вершинах тетраэдра. Сам углерод находится в центре тетраэдра. Тип гибридизации атома углерода- Sp3,углы между связями (Н-С-С, Н-С-Н, С-С-С)- 109 28', строение углеродной цепи зигзагообразное.

В алкенах два атома углерода, связанных двойной связью, и четыре атома при них с одинарными связями находятся в одной плоскости. Тип гибридизации атомов С=С, -Sp2 , углы между связями (Н-С=С, С-С=С)-120.



  • Вспомните, в чем отличие пространственного строения молекул натурального каучука и синтетического?

Ответ. Натуральный каучук- линейный полимер изопрена- имеет строение цис-1,4-полиизопрена. Синтетический каучук может иметь строение транс-1,4-полиизопрена.


СН3 Н СН3 СН2 –

С = С С = С

- Н2С СН2 - n - СН2 Н n

натуральный синтетический каучук
Mr 70 m - 2,5млн 20 m – 50 m

g 0,92 г/мл 0,96 г/мл

  • Одинаково ли эластичность этих каучуков?

Ответ. Цис-форма более эластична, чем транс-форма. Молекулы натурального каучука длиннее и более упруго закручены (сначала в спираль, а потом в клубок), чем молекулы синтетического каучука.

  • Крахмал - (С5Н10О5)n- белый аморфный порошок, а целлюлоза (С5Н10О5)n - волокнистое вещество.

В чем причина такого различия?

Ответ. Крахмал- полимер – глюкозы, тогда как целлюлоза- полимер -глюкозы

– глюкоза - глюкоза

СН2ОН СН2ОН

Н Н Н ОН






ОН ОН ОН Н

Н ОН Н ОН

  • Отличаются ли химические свойства крахмала и целлюлозы?

Ответ. Крахмал + J2 = синий раствор

Целлюлоза + НNO3
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск