Скачать 32.65 Kb.
|
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ Черемисина Римма Владимировна, учитель химии филиала МОУ Комсомольская СОШ в селе Селезни Тамбовского района, Тамбовской области Обновление содержания образования, разработка нового поколения стандартов напрямую связаны с реализацией компетентностного подхода, который позволяет сформировать не только определенные знания и умения, но и комплекс компетенций, включающих как фундаментальные знания, так и умения анализировать и решать проблемы с использованием интегрированного подхода. Современная школа призвана формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, определяющих современное качество образования, развитие деятельностных и интегративных подходов. Предмет «Химия» занимает особое интегративное место в общей системе знаний. Являясь предметом естественнонаучного цикла, химия способствует формированию у учащихся представлений о сложной, единой картине мира. Я считаю, что интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, т. к. способствует формированию комплексного подхода к учебным предметам, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала, дает возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания и приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности. Безусловно, интеграция - это сложный структурный процесс, который создает новые условия деятельности, как учителей, так и учащихся. Учителю в этом процессе необходимо научить детей рассматривать любые явления с разных точек зрения, сформировать у школьников способности самостоятельно проводить творческие исследования, развивать у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве. Ученик же становится активным участником процесса образования (субъектом), которому необходимо научиться объединять знания не по наукам, а по проблемам. Интегрированные уроки развивают потенциал учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Согласно учебному плану нашего филиала преподавание курса химии в 10 классе рассчитано на 34 часа в год, т.е. один час в неделю из инвариантной части и ещё один час выделен из вариативной части. Этот час я реализую через интеграцию предметов «химия» и «биология», через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счет использования современных педагогических технологий. В этот курс внесены темы: «Углеводы», «Азотосодержащие соединения и их нахождение в живой природе», «Биологически активные вещества». Разработка уроков и презентации по теме «Углеводы» были представлены мною на конкурс «Мой навигатор на уроке». В своей педагогической практике я использую интеграцию не только в данном курсе. Вместе с учителями биологии и физики проводим отдельные интегрированные уроки и внеклассные мероприятия во время проведения недели предметов естественнонаучного цикла. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна и интересна - это: урок-исследование, урок-экскурсия, проблемный урок, учебная конференция, мультимедиа-урок и другие. Интегрированные мультимедиа-уроки по темам «Строение атома», «Строение вещества», «Растворимость веществ, растворы. Разделение смесей», учебные конференции с мультимедийным сопровождением «Правильное питание- залог долголетия», «Я выбираю здоровый образ жизни» формируют положительное отношение и интерес учащихся к предметам естественнонаучного цикла, создают психологически комфортную и увлекательную обстановку, в которой усвоение учебного материала происходит эффективнее. Конечно, подготовка интегрированных уроков очень трудоемка и требует согласованных действий учителей, но если эти уроки реализуются при плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения, при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, то результат будет налицо. Значение интегрированного обучения велико, т.к. оно даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания, формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, повышает и развивает интерес учащихся к предметам, расширяет кругозор учащихся, повышает качество знаний учащихся. Несмотря на то, что я и мои коллеги давно используем в своей практике интегрированный подход, считаю, что использование интегративных процессов в теории и практике обучения естественнонаучных дисциплин несколько сдерживается из-за недостаточной научно-методической подготовки учителей по данному вопросу. Но процесс интеграции идет, он стал одним из определяющих факторов развития научного познания и поэтому он необходим в современной системе образования. |