Выступление на педсовете « Самоанализ и анализ современного урока как условие формирования профессиональных компетенций педагогов» План самоанализа урока химии в 8 классе
Н. Л. Мишенина, учитель химии
01.03.2013 г.
Тема урока «Признаки химических реакций. Практическая работа»
27. 02. 2013 г.
Характеристика класса.
В классе 14 человек. Присутствовало 10.
Базовый уровень усвоения материала – 9 человек
Повышенный уровень усвоения материала – 3 человека
Требуют еженедельной дополнительной подготовки - 2 человека (Васинцев П. и Смирнов Е.)
Урок химии в 8 класса по программе О.С. Габриеляна. Тип урока – обучающий практикум. Тема урока – «Признаки химических реакций», это четвертый урок в блоке практических работ. Цель этого блока: обучить простейшим методам проведения, наблюдения и описания физических и химических явлений.
Цели и учебные задачи соответствуют теме урока.
Цели урока:
обучающая: совершенствовать знания о признаках химических реакций;
совершенствовать экспериментальные умения определять цель работы, пользоваться инструкцией и лабораторным оборудованием, проводить реакции;, наблюдать и фиксировать наблюдения;
записывать уравнения реакций согласно эксперименту;
делать выводы на основе наблюдений согласно поставленной цели;
соблюдать правила безопасного поведения
развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, коммуникативные компетенции.
воспитательная: воспитание аккуратности и последовательности в работе, бережного отношения к школьному имуществу, собственному здоровью и здоровью окружающих.
Задачи:
познавательные: закрепить умение наблюдать за химическими реакциями, описывать их и делать выводы;
личностные: продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента;
регулятивные: формировать умения адекватно анализировать свою деятельность в соответствии с достижениями цели урока, составлять алгоритм своих действий;
коммуникативные: формировать умение общаться, работать в парах, высказывать свою точку зрения, учиться слушать товарищей.
Содержание практической работы соответствует УМК О.С. Габриеляна. Химия 8 класс.
Уровень интеллектуальных способностей 8 класса по химии на данном этапе изучения предмета: низкий – 2 человека, ниже среднего – 2 человека, средний – 8 человек, выше среднего –2 человека.
Учебная мотивация у 12 человек из 14.
Поэтому использовалась технология деятельностного подхода.
На этапе целеполагания через прием «исключи лишнее» и подводящий диалог происходит формирование у школьников умения ставить вопрос, принимать цель и учебные задачи, планировать свою работу.
Актуализация знаний через выполнение теста и беседу о правилах техники безопасности с опорой на разрешающие и запрещающие условные обозначения, осмысление через демонстрационный эксперимент – это способствовало формированию познавательной активности, умению анализировать свою деятельность, корректировать результат.
Навыков сотрудничества, взаимопомощи, управление своей самостоятельной работой, навыки работы с информацией (выбор, оформление, обобщение) развивались на этапе рефлексии при работе в парах.
Собственно рефлексия помогает формировать внутреннюю позицию школьника, самоуважение, самооценку, социальную мотивацию, т.е. личностные и регулятивные УУД.
Использованы методы: интерактивный словесный в виде побуждающего диалога и традиционный словесный в виде беседы, монолога; прием визуального исключения, практические – метод наблюдения, проблемно-поисковый, наглядный (инструкционная карта и пособие-рисунок «Признаки химических реакций»).
На разных этапах урока чередовались фронтальная, индивидуальная, парная работа и такие виды деятельности, как наблюдение, проведение опытов, описание и объяснение химических реакций.
Учащиеся выступали в роли мыслителей, регистраторов, партнеров, исследователей.
Учитель – в роли координатора деятельности, консультанта. Стиль общения – демократичный. Отношения субъект-субъектные.
Познавательная активность учащиеся проявлялась при проведении химического эксперимента, ведения наблюдения и определения признаков реакций.
Социальная активность: учащиеся взаимодействовали в паре (партнеры ученик-ученик), кроме двоих, не пожелавших к кому-то присоединиться в отсутствие своей привычной пары; общались с учителем на этапах целеполагания и рефлексии, т. е. выступали в роли обучающегося.
Физическая активность: учащиеся говорили, слушали, читали, описывали результаты опытов, работали с лабораторным оборудованием.
Все виды работ имели один уровень, но дифференциация была реализована по степени помощи учителя при выполнении эксперимента: для сильных информация-подсказка давалась фронтально, для других - индивидуальная помощь-консультация.
Для самоанализа деятельности восьмиклассники использовали условные знаки, подводили итоги по цели и задачам, поставленным в начале урока самими учащимися.
«На уроке всё понятно» - 2, «смогу самостоятельно проводить опыты и наблюдать признаки» - 4, «осталось ощущение непонятности» - 0, хотя три человека уклонились от самооценки.
С практической работой не справился 1 учащийся, пропускающий много учебного времени. «5» - 1, «4» - 5, «3» - 3.
Таким образом, урок достиг целей. Результативность соответствует уровню подготовленности класса.
|