УРОК БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ
| I. Тема: «ФОТОСИНТЕЗ»
II. Цель урока: Познакомить учащихся с процессами, происходящими в зеленом листе растения, дать представление о фотосинтезе; показать значение зеленых растений в жизни планеты.
Задачи:
образовательная - раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле путем углубления и расширения представлений о питании растений; продолжить формирование понятий об условиях необходимых для этого процесса (роль света, углекислого газа и воды); результате фотосинтеза (образование органических веществ - сахаров, кислорода); подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и жизни человека;
развивающая - дальнейшее развитие умений и навыков работы источниками дополнительной информации; дидактическим и наглядным материалом; развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы, умение делать выводы из анализа результатов эксперимента и предъявлять результаты своей деятельности.
воспитательная - экологизация; социализация личности учащегося, воспитание любви к природе и растениям.
Оборудование: материалы для проведения опыта, электронная презентация урока в виде схем, понятий, иллюстраций.
Планируемые результаты обучения:
Ученик должен знать:
что фотосинтез - воздушное питание;
что способность к фотосинтезу - важнейшее свойство зеленых растений;
условия необходимые для протекания фотосинтеза;
что в результате фотосинтеза в растениях образуются органические вещества;
что атмосферный кислород - побочный продукт фотосинтеза.
III. Тип урока : комбинированный
| ХОД УРОКА.
1. Орг.момент
2. Проверка знаний о минеральном питании растений и клеточном строении листа. / индивидуальный и фронтальные опросы учащихся/
3. Изучение нового материала.
- Запись темы урока на доске
|
| Здравствуйте, ребята!
О чем – же сегодня на уроке пойдет речь? Давайте узнаем. Я прошу вас достать мобильные телефоны. Каждой цифре на панели сотового телефона соответствует буква, в скобках ее порядковый номер. Задание: попробуйте расшифровать тему урока с помощью "Мобильной связи"
7(1); 5(3); 6(3); 5(3); 6(2); 4(1); 5(2); 6(3); 3(2); 3(4); (ФОТОСИНТЕЗ).
Совершенно верно, сегодня мы будем изучать процесс фотосинтез.
Ребята, а что вы знаете о данном процессе?(выстраивание кластера)
На сегодняшнем уроке, ребята, вам необходимо будет выяснить:
Какие условия нужны для протекания процесса фотосинтеза?
Что является результатом фотосинтеза?
Каково значение фотосинтеза в природе и жизни человека?
«ФОТОСИНТЕЗ»
Фотосинтез - / фото- свет, синтез – образование/
Я вам задала дополнительные домашние задание через Твиттер. У вас было на дом задание - бонус, найти басню И.А. Крылова в которой говорится о листьях и прислать мне название этой басни. Те, кто справился – получают за это дополнительные баллы.
Действительно, И.А. Крылов сочинил басню «Листы и корни». (Учащиеся читают басню по ролям).
О чем хотел сказать автор? (Что от корней зависит жизнь дерева, а от листьев никакой пользы нет).
А вот прав ли великий баснописец, или нет, мы попробуем разобраться в течение нашего урока. (Проблема)
- Дети высказывают свои суждения о том, что оба органа растения важны. Проблема важности листа доказывается в ходе урока. - История открытия фотосинтеза, Значение работы К.А.Тимирязева / рассказ учителя/.
Вопросы к классу:
Итак, с каким важным свойством живых организмов мы познакомились на предыдущем уроке? (Питанием)
Что такое питание? Какого значение этого процесса? Какие два способа питания живых организмов вы знаете? Кто относится к автотрофам? Какие способы питания растений вам известны?
Откройте в тетради схему, которую мы начали составлять на прошлом уроке.
Питание растений
Почвенное Воздушное
Орган Корень
Клетки Корневые волоски
Вещества Вода + минеральные соли
Учащиеся отвечают на вопросы:
Какой орган растения обеспечивает почвенное питание?
Как корень всасывает питательные вещества? (Показывают по таблице).
Откуда он берет эти вещества?
Что такое почва? Из чего она состоит?
Какие вещества растение получает из почвы? Зачем они нужны растению? (Учащиеся рассказывают о значении для растения таких элементов, как азот, калий, фосфор).
А зачем растению нужна вода?
IV Изучение нового материала.
Но вода нужна и для другого процесса, происходящего в растении. Давайте теперь поближе познакомимся с воздушным питанием растений, то есть фотосинтезом.
В течение урока мы должны не только ответить на проблемный вопрос, но и раскрыть особенности воздушного питания растений, как важнейшего процесса жизнедеятельности. Скажите, можно ли питаться воздухом? А чем питаются живые организмы? (Органическими веществами). Ну а так как растения – это живые организмы, значит, и клетки растения питаются органическими веществами, только они их образуют сами. Благодаря процессу фотосинтеза.
В каком органе растения идет этот процесс? (В листьях) (Продолжаем заполнение схемы).
Вспомним клеточное строение листа (Учащийся показывает по таблице).
Итак, как воздух попадает в листья? (Через устьица).
Обратимся к тексту учебника на странице 62.
Что именно из воздуха растение берет для питания? (Углекислый газ).
Какую энергию оно при этом использует? (Солнечную).
Какие структуры улавливают эту энергию? (Хлоропласты, в которых содержится вещество хлорофилл, также придающее зеленый цвет растению).
Какие вещества при этом образуются? (Органические). Питание растений
Почвенное Воздушное
Орган Корень Лист
Клетки Корневые волоски Устьица
Вещества Вода + минеральные соли Углекислый газ + солнечная энергия
Хлоропласты
Органические вещества
А теперь, используя получившуюся схему, попробуйте дать определение процесса фотосинтеза. (Учащиеся высказывают свои определения, далее записываем определение в тетрадь).
Фотосинтез – это процесс образования органических веществ из неорганических, происходящий в листьях под действием солнечного света.
А теперь снова обращаемся к тексту учебника, найдем ответ на вопрос, какого же значение фотосинтеза на Земле? (Ответы учащихся из учебника, а также дополнительное сообщение одного из учащихся).
Итак, давайте сделаем вывод:
Каковы условия протекания фотосинтеза? (Солнечный свет).
Давайте попробуем доказать это, проведя опыт (опыт готовится заранее, за день-два): Опыт, доказывающий образование органических веществ (крахмала) в зеленых листьях на свету
Оборудование: комнатное растение, выдержанное предварительно в темноте несколько дней, горячая вода, спирт, ванночка, пинцет, водный раствор йода, черная бумага, не пропускающая свет.
Ход опыта:
Возьмем комнатное растение и прикрепим с обоих сторон на лист этого растения полоску, не пропускающую свет черной бумаги.
Выставим растение на яркий свет.
На следующий день аккуратно срежем этот лист и обесцветим его. Для этого опустим его сначала в ванночку с кипятком, а потом в горячий спирт. Пигменты хлоропластов при этом разрушатся, и лист обесцветится.
Промоем лист водой, положим в ванночку и зальем слабым раствором йода.
Итог: та часть листа, которая была закрыта черной бумагой, не изменила цвет, а та, которая получала солнечный свет, окрасилась в сине-фиолетовый цвет.
Вывод: в той части листа, которая была освещена, образовался крахмал, а в той части листа, на которую солнечный свет не попал, крахмал не образовался.
Вопросы к учащимся:
В каких частях растения может протекать фотосинтез? (В листьях и стеблях).
Какие неорганические вещества при этом используются? (Вода и углекислый газ).
Какие вещества при этом образуются? (Органические – сахара).
Во что превращается солнечная энергия? (В химическую, заключенную в органических молекулах).
Вопрос:
Можно ли нам самим получить сахар из воды, углекислого газа и света?
Нальем в стакан воды, в воздухе содержится углекислый газ. Поставим эту воду на свет и будем ждать, когда появится в стакане сахар.
Появится ли? Нет? А почему в листьях появляется сахар из углекислого газа и воды? (Потому что в них содержится хлорофилл).
Как вы думаете, почему хлорофилл называют самым удивительным веществом на Земле? (Только хлорофилл может превращать энергию солнечного света в химическую энергию, заключенную в органических веществах).
Какую же роль выполняют листья растений? Давайте вернемся к вопросу, который прозвучал в начале урока. Так прав ли был великий баснописец, что полезны только корни растения, а листья бесполезны?
Проведем опрос, а поможет нам в этом мобильный телефон.
Опрос с помощью сервиса Твиттер (Twtpoll)
Запись в тетрадь:
А/ плоская поверхность листовых пластинок;
Б/ мозаичное расположение листьев;
В/ наличие черешка, благодаря которому лист поворачивается к свету;
Г/ прозрачность клеток кожицы, наличие устьиц.
- Значение фотосинтеза в природе и жизни человека / объяснение/.
- Вредное влияние загрязнения окружающей среды на процессы фотосинтеза.
V. Итог урока.
Этот процесс был назван ФОТОСИНТЕЗОМ - от двух греческих слов "фото" - свет и "синтез" - соединение.
По схеме ученики дают определение понятия "фотосинтез":
Фотосинтез - процесс образования в зеленых клетках растения органических веществ (углеводов) из неорганических за счет энергии света.
Закрепление материала.
Я предлагаю вам составить синквейн по теме «Фотосинтез» в телефоне и отправить мне при помощи Твиттера.
Для ответа на последний вопрос урока ("Каково значение фотосинтеза в природе и жизни человека?") учитель зачитывает строки стихотворения и просит ответить на проблемный вопрос урока.
Фотосинтез идет на свету круглый год. И он людям дает пищу и кислород. Очень важный процесс - фотосинтез, друзья, Без него на Земле обойтись нам нельзя. Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова - Фотосинтез всему этому голова. Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать! И озоновый слой будет нас защищать.
Значение фотосинтеза:
В результате фотосинтеза выделяется кислород для дыхания живых организмов.
Благодаря фотосинтезу постоянно образуются органические вещества для питания грибов, бактерий, животных и человека.
Ребята, скажите, а если на Земле исчезнуть все зеленые растения, что будет с нами и с другими живыми существами? Поэтому как мы должны относится к зеленым растениям?
Рефлексия (метод "Смайлов"), подведение итогов.
Ребята, вы все на славу потрудились и заслуживаете наивысшего балла. Большое Вам спасибо, до свидания!
- В ходе урока было доказано, что без зеленого листа не только не может жить растение, но и не было бы вообще жизни на Земле, так как кислород земной атмосферы, которым дышат все живые существа, был наработан в процессе фотосинтеза. Великий русский ученый ботаник К.А.Тимирязев называл зеленый лист великой фабрикой жизни. Сырьем для нее служит углекислый газ и вода, двигателем – свет. Зеленые растения, постоянно выделяя кислород, не дадут погибнуть человечеству. А мы, должны заботиться о чистоте воздуха.
VI. Задание на дом: п. 34.
Творческое задание: Напишите, каковы функции комнатных растений. Составьте список рекомендаций: какие комнатные растения, в каких кабинетах школы и на каких местах необходимо разместить.
| |