МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №30» г. Калуги
«Рассмотрено»
Руководитель методического
объединения учителей _______________________
МБОУ «СОШ №30»
__________/Н.И.Шпенева/
ФИО
Протокол №___
от «___» ____________2013 г
| «Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №30»
__________/О.В.Королева/
ФИО «___» ___________2013 г
| «Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ №30» _________/С.Л. Шебаршинова/
ФИО
Приказ №______
от «___» ____________2013 г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
(наименование учебного курса, предмета) ДЛЯ 8_ КЛАССА НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы:
Филимонова Алла Сергеевна,
учитель химии
высшей квалификационной категории
2013 г. Пояснительная записка к рабочей программе курса химии для основного общего образования 8 класс. Рабочая программа составлена на основании программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян – М.: Дрофа, 2007, скорректирована с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, среднего общего и среднего (полного) общего образования и примерной программы курса химии основного общего образования.
Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал - химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ. Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В тематическом планировании, следуя, в основном идее О.С. Габриеляна, несколько изменила последовательность изучения тем, используя принципы опережающего обучения и неоднократного обращения к наиболее сложным вопросам курса, таким как: окислительно-восстановительные реакции, составление химических формул и уравнений, решение задач по химическим уравнениям. В химическом практикуме практическая работа «Анализ почвы и воды» заменена на «Очистка загрязненной поваренной соли», так как считаю, что материал данной работы более актуален на данном этапе обучения.
Изменение планирования позволяет изучать многие темы в проблемном режиме, повышает интерес к предмету с первых уроков.
Принципиальным моментом является перепланирование изучения тем 5 и 8 - «Химический практикум», а именно: практические работы проводятся не блоком, а при изучении соответствующих тематических вопросов. Так практическую работу №1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами» провожу на втором уроке; практическую работу №2 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе» провожу в теме №3 «Соединения химических элементов»; практическую работу №3 «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание», практическую работу №4 «Очистка загрязненной поваренной соли» и практическую работу №5 «Признаки химических реакций» провожу в теме №4 «Изменения, происходящие с веществами»; практическую работу №6 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей» и практическую работу №7 «Решение экспериментальных задач» провожу в теме №5 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». Благодаря данной перепланировке логически изученные темы подтверждаются экспериментально.
Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.
Место Авторская программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю, рабочая программа составлена на 105 часов в год, 3 часа в неделю в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №30 г. Калуги и годовым календарным графиком на 2013-2014 учебный год. Обоснование выбора системы обучения и различных учебно-методических комплексов для реализации рабочей программы.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» основной миссией МБОУ СОШ № 30 является:
Осуществление целенаправленного процесса воспитания и обучения граждан РФ в интересах учащихся и их родителей, общества, государства, сопровождающегося достижением обучающимися установленных требований федерального компонента государственного образовательного стандарта. Обеспечение единства образовательного пространства, преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) образования.
В целях реализации данной миссии ОУ выбрана для составления рабочей программы авторская программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян – М.: Дрофа, 2010. Данная программа имеет гриф «Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта», составлена на основании примерных программ. Для реализации содержания программы имеется учебно–методический комплекс для учащихся и учителя.
Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы.
При отборе содержания учебного материала базового уровня и практической части программы проведено сопоставление содержания образовательной и примерной программ. На основании сопоставления были внесены коррективы в тематическое планирование. Изменения в содержании рабочей программы:
Название темы
| Кол-во часов по авторской программе
| Кол-во часов по рабочей программе
| Пояснения
| Введение
| 6
| 7
|
| Тема № 1. Атомы химических элементов
| 13
| 13
|
| Тема № 2. Простые вещества
| 9
| 8
|
| Тема № 3. Соединения химических элементов
| 16
| 16
|
| Тема № 4. Изменения, происходящие с веществами
| 13
| 13
|
| Тема № 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов
| 26
| 26
|
| Тема № 6. Портретная галерея великих химиков.
| 6
| 8
| С целью закрепления ЗУН в данную тему включены вопросы повторения, а также итоговая контрольная работа за курс химии 8-го класса.
| Тема № 7. Учебные экскурсии
| 4
| 5
| В содержании внесены изменения с учетом региональной специфики.
| Всего:
| 102
| 105
|
|
Реализация в рабочей программе обязательного минимума содержания основных образовательных программ Федерального компонента государственного стандарта.
Название темы
| Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Федерального компонента государственного стандарта
| Введение
| Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строение, свойства и превращения. Проведение расчетов массовой доли химического элемента в веществе. Знаки химических элементов. Химические формулы. Проведение расчетов на основании формул: массовой доли химического элемента в веществе. Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
| Тема 1. Атомы химических элементов
| Атомы и молекулы. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Закон постоянства состава. Относительная атомная и молекулярные массы. Атомная единица массы. Периодический закон и периодическая система Д.М.Менделеева. Группы и периоды системы. Строение атома. Ядро и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева. Строение молекул, химическая связь. Типы химической связи. Понятие о степени окисления.
| Тема 2. Простые вещества
| Простые вещества: металлы, неметаллы. Проведение расчетов количества вещества, массы или объема по количеству вещества. Количество вещества, моль. Молярная масса, молярный объем. Качественный и количественный состав вещества. Проведение расчетов на основании химических формул: количество вещества, массы или объёма по количеству вещества.
| Тема 3. Соединения химических элементов
| Простые и сложные вещества. Понятие валентности и степень окисления. Основные классы неорганических соединений. Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.
Проведение расчетов массовой доли растворенного вещества в растворе. Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и амфорные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая). Проведение расчетов на основании формул и уравнений реакций: массовой доли растворенного вещества. Взвешивание, приготовление растворов.
| Тема 4. Изменения, происходящие с веществами
| Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе. Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам. Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы. Расчеты по химическим уравнениям (кол-ва вещества, массы или объема по количеству вещества, массы или объема одного из реагентов или продуктов реакции). Разделение смесей, очистка веществ. Фильтрование. Получение кристаллов солей.
| Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства р-ров электролитов
| Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Э.Д. кислот, солей, щелочей. Реакции ионного обмена. ОВР. Окислитель и восстановитель. Экспериментальное изучение свойств веществ. Проведение химических реакций в растворе.
| Тема 6. Портретная галерея великих химиков.
| В данную тему включены вопросы повторения, а также итоговая контрольная работа за курс химии 8-го класса
| Тема 7. Учебные экскурсии
| Защита презентаций по темам: Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Проблемы безопасного использования и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные вещества.
|
Краткое содержание рабочей программы по химии.
8 класс (105 часов, 3 часа в неделю) Введение (7 ч.)
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений^ Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
3. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям.
Практическая работа № 1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.
| |