Скачать 76.69 Kb.
|
Урок по теме "Факторы, влияющие на скорость химических реакций». Цель урока: - изучить факторы, влияющие на скорость химической реакции, уметь объяснять влияние каждого фактора; - стимулировать познавательную активность учащихся путём создания проблемной ситуации и проведения ими химического эксперимента; - формировать компетенции школьников (учебно-познавательную, коммуникативную, здоровьесбережения); - совершенствовать практические умения учащихся. Формы работы: парная, индивидуальная. Методы работы: частично проблемно- поисковый, лабораторный опыт как метод экспериментального изучения химии. Реактивы: цинк, алюминий, соляная кислота(1:2), карбонат кальция (порошок, кусочек), сульфат меди(2). Ход урока: 1. Оргмомент. 2. Целевое пространство. Эпиграфом к уроку можно предложить следующие строки: « Знания, не проверенные опытом, бесплодны и полны ошибок» Леонардо да Винчи Раздаю учащимся небольшие подарочные пакетики. Они с интересом в них заглядывают, но интерес вскоре сменяется недоумением: "Зачем нам этот мусор?" (В пакетах собраны пустые обертки от конфет, упаковки от чипсов и т.п.) Далее я поднимаю перед классом вопрос: (беседа) - Как вы думаете, куда идет тот мусор, который мы выбрасываем? (Как правило, вывозится на свалки, поступает на мусороперерабатывающие и мусоросжигательные заводы. Но в основном - на свалки). В настоящее время существующие мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы, в состоянии утилизировать только около 5% твердых бытовых отходов. Все остальное вывозится на специализированные полигоны или несанкционированные свалки. Но, огромное количество мусора не попадает даже туда. Таким образом, утилизация твердых бытовых отходов является проблемой. Так, за год только в морях прибавляется 176000 т пластиковых изделий (упаковка, приспособления для ловли рыбы и т.п.) И с каждым годом это количество только растет, ибо пластмасса практически не разрушается. Далее развивается дискуссия, на которой обсуждаются вопросы: - Насколько быстро разлагается, например, пищевые отходы? - А бумага, древесина, текстиль, металлы? Учащиеся делают вывод, что огромное количество мусора лежит годами. Задача человека - научиться управлять скоростью химических процессов в своих интересах. - Что нужно знать, чтобы уметь управлять скоростью химической реакции? - Какие факторы влияют на скорость химической реакции? Обращаемся к высказыванию Леонардо да Винчи (знания, не проверенные опытом, бесплодны и полны ошибок). - Как вы понимаете значение этих слов? Физкультминутка. Сегодня, вам предлагается экспериментальная работа по теме »Факторы, влияющие на скорость химических реакций» (работа в тетради). 1. Сформулируйте цель работы: - опытным путём изучить… - развивать умения… - воспитывать… 2. Прочитайте инструктивную карточку, определите перечень веществ, необходимых для работы. Запишите в тетрадь. 3. Соблюдение правил техники безопасности при работе с химическими веществами, позволит вам избежать несчастный случай при проведении эксперимента. ( работа с кислотами, со спиртовкой). 4. Оформление работы.
3. Поисковое пространство. Опыт 1.
Найдите эти элементы в ряду активности металлов, сделайте вывод об изменении активности металлов. Опыт 2.
Опыт 3.
4. Подведение итога работы. Результаты исследовательской работы обсудите в группе. Устный ответ представьте в следующем виде: « Я считаю, что …» « Потому - что …» « Следовательно …» Затем мы возвращаемся к проблеме, которая стояла перед нами вначале урока. - Необходимо, используя знания о факторах, влияющих на скорость химических реакций проанализировать проблему утилизации или захоронения бытовых отходов. 1.Природа реагирующих веществ. Разные виды отходов разлагаются с разной скоростью. - Что необходимо делать с мусором? (Сортировать.) А на каком этапе, по вашему мнению, наиболее целесообразно сортировать мусор и кто это должен делать? (Как правило, в России сортировку проводят уже на мусороперерабатывающем заводе, причем вручную. В то время как на Западе этим занимается население). - Что делать с мусором после сортировки? Сжечь - влияние температуры. Выделяющуюся при этом тепловую энергию используют, например для подогрева воды. - А какие именно отходы вы бы предложили сжечь, и что делать с остальными? При горении некоторых веществ выделяются ядовитые газы, что вызывает дополнительные проблемы. Кроме того, потребность человечества в материалах так высока, что мы не можем "разбрасываться", просто сжигания их. Большинство отходов необходимо пускать во вторичную переработку, предприятия, которые этим занимаются, являются, как правило, достаточно прибыльными. Площадь соприкосновения реагирующих веществ. Даже при вторичной переработке веществ, необходимо увеличить скорость протекания химических процессов. Как это сделать? Измельчить. Один из наиболее эффективных способов переработки - использование биотехнологии. Речь идет о калифорнийских червях. Они не просто уничтожают ненужный хлам, исключая металл, пластмассу и стекло, но и вырабатывают органоминеральные удобрения - биогумус, который в 10-15 раз эффективнее навоза, а главное - абсолютно безвреден. 5. Рефлексия. - С какой целью вы проводили исследовательскую работу? - Что у вас получилось лучше всего? - В чём причина неудач? "Факторы, влияющие на скорость химических реакций» 1. Сформулируйте цель работы: - опытным путём изучить… - развивать умения… - воспитывать… 2. Прочитайте инструктивную карточку, определите перечень веществ, необходимых для работы. Запишите в тетрадь. 3. Соблюдение правил техники безопасности при работе с химическими веществами, позволит вам избежать несчастный случай при проведении эксперимента. (работа с кислотами, со спиртовкой). 4. Оформление работы.
Опыт 1.
Найдите эти элементы в ряду активности металлов, сделайте вывод. Опыт 2.
Опыт 3.
4. Подведение итога работы. Результаты исследовательской работы обсудите в группе. Устный ответ представьте в следующем виде: « Я считаю, что …» « Потому - что …» « Следовательно …» |