Скачать 299.68 Kb.
|
Рабочая программа курса химии для 8—9 классов общеобразовательных учреждений (2 часа в неделю, всего 134 часа,2 часа резервные) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по химии для основной (полной) школы составлена на основе авторской Н.Н.Гара программы по химии для 8-9 классов, опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Химия.» (Москва: Просвещение, 2008). Рабочая программа рассчитана на 136 часа (2 часа в неделю), из них резервное время – 2 часа. Настоящая программа раскрывает содержание обучения химии учащихся в 8-9 классах общеобразовательных учреждений и рассчитана на 68 часов в 8-м классе (2 часа в неделю), 68 часов – в 9 классе. Изучение химии на базовом уровне в основной школе направлено на достижение следующих целей:
В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Фактологическая часть программы включает сведения о неорганических и органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире. Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д. И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций. Изучение органической химии основано на учении А. М. Бутлерова о химическом строении веществ. Указанные теоретические основы курса позволяют учащимся объяснять свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве. В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях. В программу Н.Н. Гары внесены некоторые изменения.
Увеличено число часов на изучение темы «Первоначальные химические понятия». В связи с большим объемом практической работы №1, часть работы «Изучение строения пламени, нагревание на спиртовке» в целях предупреждения перегрузки учащихся выделена в самостоятельную практическую работу. В этой работе учащиеся овладевают умениями: наблюдать, проводить химический эксперимент, предупреждать явления, наносящие вред здоровью. Также увеличено число уроков на решение расчётных задач, т.к. основные умения по решению задач формируются в 8-м классе. В теме «Водород» лабораторные опыты «Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II)» переведены в разряд практической работы в целях подготовки к итоговой аттестации за курс основной средней школы. Авторской программой не предусмотрено повторение за курс 8 класса, однако повторение в начале девятого класса необходимо, так как в процессе повторения происходит актуализация знаний. Время на повторение предусмотрено за счет часов, отведенных на органическую химию. После изучения электролитической диссоциации введена тема «Галогены», перенесённая из 8-го класса. В 9-м классе изучается химия элементов. В связи с этим изучение этой темы более целесообразно, нежели в 8-м. Кроме этого изучение галогеноводородных кислот осуществляется уже с позиций теории электролитической диссоциации. Исключена практическая работа «Получение соляной кислоты и её свойства», а также контрольная работа по теме «Галогены». Материал по этой теме включён в контрольную работу «Неметаллы». Также не рассматривается самостоятельно хлороводород и соляная кислота: их характеристика даётся в сравнении с другими галогеноводородами и галогеноводородными кислотами. В теме «Азот и фосфор» рабочей программой не предусмотрена практическая работа «Определение минеральных удобрений». Данное решение принято, исходя из реальных возможностей по проведению опытов: планируемые признаки реакций практически не наблюдаются. Работа для учащихся неэффективна. Коллекция «Минеральные удобрения» рассматривается на уроках «Соли азотной кислоты» и «Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота. Ортофосфаты.» в ознакомительном порядке с использованием таблицы учебника. Значительные изменения претерпела тема «Углерод и кремний». Изучение данной темы происходит в соответствии с алгоритмом уже знакомым учащимся: элемент (положение в ПС, строение атома), простое вещество, соединения элемента. Введена тема «Силикатная промышленность», т.к. учащимся заранее предлагается подготовить проект по любому направлению силикатной промышленности и для защиты проекта требуется время. В разделе органической химии значительное уменьшение часов объясняется тем, что изучение предусмотрено только в ознакомительном плане. Многолетняя практика показала нецелесообразность вообще изучение органической химии в 9-м классе из-за недостаточности теоретической базы: теория химического строения не понятна учащимся ни за 2 часа, ни за один час. Нет возможности продемонстрировать логичность школьного курса органической химии и доказать в полном объёме зависимость свойств от строения, т.к. собственно строение не изучается в 9-м классе, а также объяснить причины многообразия органических веществ (явление изомерии). СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 8 класс 68 ч/год (2 часа в неделю) НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ |