Разработка метапредметного урока-исследования по химии в 7 классе
по теме: "Чистые вещества и смеси"
От простого – к сложному.
Учитель химии высшей категории Дунаева И.И.
Учебник Химия – вводный курс учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О.С.Габриеляна-М.,Дрофа,2009
Урок № 4 в теме «Математика в химии»
Цели урока:
1. Образовательная: Дать понятие о чистом веществе и смеси веществ, сходство и различие между ними. Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека.
2. Развивающая: Формировать умение распознавать чистые вещества и смеси, составлять план действий разделения смесей. Развивать у учащихся различные виды памяти, мыслительной деятельности, и умение обращаться с лабораторным оборудованием.
3. Воспитательная: Способствовать формированию интереса к знаниям, умениям, самооценке своей деятельности. Воспитывать у учащихся чувство осторожности при работе с бытовым газом, лекарственными средствами и смесями других вредных для здоровья веществ, чувство патриотизма и любви к Родине.
Методы обучения: проблемный, исследование.
Формы работы; индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Оборудование для урока химии: компьютер, проектор
Лабораторное оборудование для демонстрации различных видов смесей, образцы смесей
3 стакана на стол с морской и дистиллированной водой, пробиркодержатели, спиртовки, пробирки, спички, на столах у учащихся сера, железо, магнит, бумага, пинцет, смеси из круп, листы учащихся, листы самооценки..
Ход урока:
1. Организационный момент.
| Проверка готовности учащихся к уроку, отсутствующие на уроке,
Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь с гостями. Присаживайтесь. Готовимся к уроку; тетради, книги, ручки, линейки, карандаши. ТБ
| 1 мин
Слайд 1
13-00-13-01
| 2. Определение проблемы (работа в парах)
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
| Ребята, сегодня мы работаем под девизом; от простого к сложному.
Определить тему сегодняшнего урока нам поможет экспериментальное задание.
ТБ
Давайте отгадаем загадку
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (вода)
Перед вами 3 стакана. Один с дистиллированной водой, другой с морской, третий с рассолом. Который используется при консервировании овощей.. Я предлагаю вам следующую исследовательскую задачу; сравнить время закипания воды морской, дистиллированнойи рассола..
Составим план действий и выполняем исследование. Не забываем про тб.
Уточняем план действий.
Правила нагревания
Опыт демонстрационный.
Вода морская закипает медленнее. Почему?
Составляем и заполняем таблицу
| Вода д
| Вода м
| рассол
| цвет
|
|
|
| запах
|
|
|
| вкус
|
|
|
| Время закипания
|
|
|
| Таблица заполняется в листах учащихся
Работа с со слайдом.
Обсуждение графика.
| 5 мин
13-01-13-06
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд5-6
| 3. Этап актуализации знаний.
| Итак, тема сегодняшнего урока «Чистые вещества и смеси». Ребята, как вы думаете, какие цели мы должны поставить перед собой, исходя из такой темы?
О т в е ты
Правильно, сегодня на уроке мы должны усвоить понятия ЧИСТЫЕ ВЕЩЕСТВА И СМЕСИ, виды смесей, способы их разделения
Открыли тетради, записали сегодняшнее число и тему урока. Подпишите листы самооценки.
| 1 мин
Слайд 7-8
13-06-13-07
| 2. Этап проверки домашнего задания.
Понятия вещество – сложное вещество-смеси
| Но прежде чем мы приступим к изучению нового материала, я хочу вам предложить поиграть в игру «Третий лишний»
Водород водород калий
Кислород кислород цинк
Вода воздух кислород
Найдите третье лишнее слово и объясните, почему вы так решили.
Дополнительные вопросы
Какое вещество называется простым?
Какое вещество является сложным.?
Смеси.
| 1 мин
Слайд 9-11
13-97-13-08
| 3 Этап изучения новых знаний
| Мы живем среди химических веществ. Мы вдыхаем воздух, а это смесь газов (азота, кислорода и других), выдыхаем углекислый газ. Умываемся водой - это еще одно вещество, самое распространенное на Земле. Пьём молоко - смесь воды с мельчайшими капельками молочного жира, и не только: здесь еще есть молочный белок казеин, минеральные соли, витамины и даже сахар, но не тот, с которым пьют чай, а особый, молочный - лактоза. Едим яблоки, которые состоят из целого набора химических веществ - здесь и сахар, и яблочная кислота, и витамины... Когда прожеванные кусочки яблока попадают в желудок, на них начинают действовать пищеварительные соки человека, которые помогают усваивать все вкусные и полезные вещества не только яблока, но и любой другой пищи. Мы не только живем среди химических веществ, но и сами из них состоим. Каждый человек - его кожа, мышцы, кровь, зубы, кости, волосы построены из химических веществ, как дом из кирпичей. Азот, кислород, сахар, витамины – вещества природного, естественного происхождения. Стекло, резина, сталь – это тоже вещества, точнее, материалы (смеси веществ). И стекло, и резина - искусственного происхождения, в природе их не было. Совершенно чистые вещества в природе не встречаются или встречаются очень редко.
| 1 мин
Слайд 12
13-08-13-09
Простые и сложные
| 3в Групповая работа
| Каждая группа получает задание, и выполняет его в течение 3 минут. Далее следует обсуждение.
1 группа. Одним из самых любимых материалов скульпторов и архитекторов - мрамор Окраска этой горной породы удивительно разнообразна: молочно-белая, серая, розоватая. Причудливый узор радует глаз. Мрамор послушен и податлив в руках мастера, он легко обрабатывается и прекрасно полируется до зеркального блеска. Мрамор - материал, из которого можно изготовить облицовочную плитку, статую или колонну дворца. Плитка, статуя, колонна - это физические тела, изделия. А вот основу мрамора составляет вещество, которое называется карбонат кальция. То же вещество входит в состав других минералов: мела, известняка. почему мрамор бывает разного цвета? Почему на его поверхности играет неповторимый узор? П.12 учебника стр.65-66
2 группа Что такое смеси
3 группа Какими бывают смеси? С.67-68
4 группа В чем отличие материала от химического вещества с.66 2 абзац
5 группа Привести примеры однородных смесей.
6 группа Какой воздух может рассматриваться как гомогенная, а какой- как гетерогенная смесь? С.68 абзац 2
| 5 мин
13-09-13-15
Слайды 13-18
| Работа с листом учащихся.
| Во время ответов групп заполняем таблицы в листке учащихся
| 7 мин
13-15-13-22
Слайды 19
| Первичное закрепление знаний
| Определить вид смеси. Самопроверка. Лист самопроверки.
Критерии за каждый правильный ответ – 1 балл
| 2 мин
13-22-13-23
Слайды 20-21
| Изучение новых знаний и способов деятельности
| Как разделить смеси. Способы разделения смесей.
| Слайды 1 мин
13-23-13-24
Слайды 22-27
| Мозговой штурм. Работа в группах
| Гречка и рис
Макароны и пшено
3. Манка и гречка
4.
5
6
Задание 2. Можно ли разделить эти смеси.
Смеси разделяем, используя их свойства.
Демонстрация слайдов.
| 2 мин
13-24-13-26
С.28
| Эксперимент
Закрепление изученного
| Изучение смеси железа и серы. Разделение с помощью магнита
Лабораторное исследование. Инструкция по ТБ. Исследуем и опишем свойства веществ – серы и железа (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, отношение к действию магнита). Составьте неоднородную смесь: на листе бумаги смешайте порошок железа и серы стеклянной палочкой. Разделите приготовленную смесь. с помощью магнита.
| Вывод: зная физические свойства веществ, составляющих смеси, можно разделить смесь.
5 мин сл29-31
13-26-13-31
Сл 32-33
| Применение изученного
| А так ли важно уметь разделять смеси?
Творческие задания группам.
Вы пошли в поход. Совершенно случайно, вся ваша соль намочилась и к тому же в неё попали кусочки грязи. Другой соли нет. Как вы поступите?
2.Помогите героине русской народной сказки «Василиса Прекрасная». В этой сказке Баба-Яга приказала Василисе отделить манку от гречки и мак от земли. Героине сказки помогли голуби. Мы же теперь можем разделить крупы, мак и землю различными научными методами. Опишите, как можно все это разделить?
3. При измельчении руды на горно-обогатительных фабриках в нее попадают обломки железных инструментов. Как их можно извлечь из руды?
| 3 мин
13-31-13-34
| Контроль и самоконтроль
| Тест
1Укажите неоднородные смеси
А)сахарный песок + вода
Б)сера + железные опилки
В)поваренная соль + вода
2Укажите однородные смеси
А)уксус
Б)речной песок + вода
В)нефть + вода
3В каком случае речь идет о воде, как о чистом веществе?
А)морская вода соленая на вкус
Б)дистиллированная вода получается при охлаждении водяного пара
В)минеральная вода применяется для лечения некоторых заболеваний
4Отметьте смесь, основным компонентом в которой является газ
А)кислород
Б)углекислый газ
В)азот
Г)воздух
| Ответы
1 б
2 а
3б
4г
4 мин
13-34-13-38
Сл.34
| Коррекция
| Проверьте ответы. За каждый правильный ответ поставьте 1 балл
| 1 мин
| ДЗ
| П.12 учить в. 4-6. *Составить презентацию «Смеси в повседневной жизни»
| 13-38-13-40
Сл.35
| Подведение итогов занятия. Рефлексия.
| Рефлексивный тест. За каждый плюс 1 балл. Подводим итоги.
8-9 баллов 5 отлично
6-7 баллов 4 хорошо
4-5 3 удовлетворительно
Прошу вас сдать листы самооценки
| Сл.36
| Заключительное слово учителя
| Простое и сложное
В химии
В литературе
В математике
Русский язык
музыка
| С.37-39
| |