Скачать 74.13 Kb.
|
Тема урока: Вода вчера, сегодня, завтра. Интегрированный урок – химия, ОБЖ (8 класс). Использование ИКТ на уроке имеет целый ряд преимуществ по сравнению с другими техническими средствами, главная из которых мультимедиа. Возможности мультимедийной приставки таковы, что она позволяет использовать видеофильмы, анимацию, музыку, и все это в сочетании с легким управлением. Главное, что при этом происходит экономия времени. Все это делает ИКТ незаменимым инструментом в преподавании всех дисциплин школьного курса. Например, в курсе химии есть темы, к которым подобрать наглядный материал достаточно нелегко. Мы хорошо представляем себе, что любая наглядность должна не только иллюстрировать, но и «работать» вместе с учителем, помогая ученикам в усвоении учебного материала. Для проведения урока мы использовали технологию развития критического мышления. Урок с использованием данной технологии включает в себя следующие этапы: вызов, осмысление, рефлексия. Вызов происходит интеллектуальный и эмоциональный. Главная цель: заинтересовать данной проблемой, воспользоваться опытом и знаниями, активизировать деятельность. Осмысление, основная задача: работа с разными источниками информации. На этапе рефлексии необходимо выяснить, что стало более понятным, что осталось неясным, дальнейшее использование полученных знаний в иной нестандартной обстановке. Также была использована программа Microsoft Power Point . Эта программа позволяет внедрять в урок короткие видеофрагменты, анимацию и музыку. Здесь без труда можно совмещать на одной странице фото и видео материал. Очень важным этапом является повторение. И вот здесь мы видим, как демонстрационный материал с легкостью помогает в усвоении даже трудного материала. Шаг урока - это слайд. Слайд чистая страница, которую можно заполнить различным материалом. Для работы необходимо создать базу данных демонстрационного материала. Его можно отыскать в Интернет-ресурсах, позаимствовать в электронных учебниках, в энциклопедиях, а можно приготовить самим. К последним можно отнести таблицы и простейшую анимацию. Под каждый слайд можно внести свои пояснения. Дидактическая цель урока: - создать условия для осмысления новой учебной информации; - создать условия для применения знаний и умений в знакомой ситуации; Образовательная цель урока: - способствовать пониманию новой учебной информации;
Развивающая цель урока: - углубить, систематизировать знания, полученные на уроке; - развить самостоятельность, работая с дополнительной информацией; - акцентировать внимание учащихся на возможности интеграции основ химии, биологии, ОБЖ; - формировать представления о познаваемости мира - делать выводы по результатам своей работы. Воспитательная цель: - сформировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе работы; - стимулировать развитие познавательного процесса. - повысить уровень химической культуры учащихся Методы: технология развития критического мышления. Вспомогательный метод: ИКТ Основные понятия и термины урока: вода, зарождение жизни, физические свойства, химические свойства, применение воды, наводнения, цунами. На уроке было использовано 56 слайдов, являющиеся опорными пунктами урока. Ученики работали по группам. Три группы: «биологи», «химики», «экологи» соответственно плану урока готовили свои домашние выступления в течение двух недель. Необычность данного урока в том, что на уроке присутствует два учителя: учитель химии и учитель ОБЖ. Идея данного интегрированного урока появилась в связи с несколькими обстоятельствами:
План урока. 1. Вода – это жизнь. 2. Физические и химические свойства воды. 3. Вода – стихия. 4. Проблемы загрязненности водных ресурсов Псковской области. 5. Выводы. На слайде №1 определена тема урока Стадия вызова. Учитель обращается к ученикам: продолжите фразу: «Вода – это….». Ученики продолжают: « -жидкость, вещество, жизнь, прозрачная, колыбель жизни, дистиллированная, очень грязная» и т.д. Учитель, подводя итог высказываниям учеников, ставит основополагающий вопрос, который пройдет нитью через весь урок (слайд №2). Формулирует цели урока (слайд №3). Сегодня на уроке мы с вами систематизируем наши знания об этом удивительном веществе, используя пункты плана План урока
Стадия осмысления. Первый пункт плана: Вода- это жизнь. Слайд №4. Вода вездесуща – существует на земле, под землей, в воздухе. Вода занимает 71% поверхности нашей планеты. Но 97, 5% из них- это соленая морская вода. Вода на планете распределена не равномерно (рассмотрим диаграммы, изображенные на слайде №5). Я думаю, что многих интересует вопрос: Как появилась вода на планете Земля? Как зародилась жизнь в воде? Какие факторы этому способствовали? Найти ответа на эти вопросы и найти для себя много полезной информации поможет видеофрагмент слайда №6 (фрагмент документального кино «Происхождение жизни на Земле» BBC, «Генезис», Микромир). Ребята первой группы, «биологи», демонстрируют данный видеофрагмент и поясняют действия, изображенные на нем. В продолжении своего рассказа они демонстрируют слайд № 7 -№ 9, более подробно говорят о круговороте воды в природе, как о важном физико-химическом процессе в жизни живой и неживой природы (слайд № 10). «Вода нужна всем отраслям народного хозяйства», -говорят докладчики и перечисляют интересные факты о воде, тем самым расширяют кругозор слушателей (слайд №11-13). Подводя итог своему выступлению, ученики формулируют выводы, внося дополнения из высказываний собравшихся (слайд № 14). Урок продолжает учитель. Он благодарит учеников первой группы за научную и интересную информацию по данному вопросу. В продолжении урока появляется фраза (слайд № 15): Оказывается, простая питьевая вода может повлиять на настроение в течение дня и даже оказать лечебное действие. Учитель задает вопрос: «Что может способствовать данному удивительному явлению?». «Этому удивительному факту могут способствовать физические и химические свойства воды», - так могут ответить многие ученики. Тем самым мы переходим ко второму пункту нашего плана. Предоставляем слово второй группе «химики». Ученики данной группы расскажут о физических свойствах воды (слайд № 16-21), химических свойствах воды, анализируя при этом данные химических опытов, полученные при выполнении практической работы в школьной химической лаборатории совместно с учителем химии (слайды № 22-34). Подводя итог своему выступлению, ученики формулируют выводы, внося дополнения из высказываний собравшихся (слайд № 35). Учитель благодарит учеников данной группы. Продолжая урок, учитель поясняет: Человек научился использовать силу воды(слайды № 36-41) для своих бытовых нужд, забывая при этом, что вода- это уникальное вещество, с уникальными свойствами. С некоторыми из них мы уже познакомились на уроке. (Можно попросить учеников перечислить эти свойства). Учитель зачитывает строки стихотворения о воде. Безбрежная ширь океана И тихая заводь пруда, Струя водопада и брызги фонтана И все это – только вода! Или такое: В кружева будто одеты Деревья, кусты, провода. И кажется сказкою это, А в сущности – только вода! Или такое: Высокие гребни вздымая, Бушует морская вода. И топит, как будто играя, Большие морские суда. Учитель продолжает: Но, научившись использовать силу воды, покорить её человек не смог ( слайд № 42). И это наглядно демонстрирует слайд № 43. Тем самым мы подошли к третьему пункту плана урока. В продолжение урока ученики третьей группы «экологи» рассказывают о таком явлении природы, как: цунами (слайд № 44), наводнении (слайд №45), с использованием видеофрагмента. Отдельно группа «экологи» остановилась на проблемах водных ресурсов Псковской области. В начале своего выступления по данному вопросу, они провели мини-беседу о уровне информированности учеников класса, используя слайды № 47-48. Демонстрируя видеофрагмент (слайд №49), снятый самостоятельно к данному вопросу, ребята попытались заострить проблему загрязненности наших водоемов. «Экологи» осветили вопрос «Виды водопользования» (слайд № 50), рассказали о работе очистных сооружений (слайд № 51). Подробнее остановились на причинах ухудшения качества воды (слайды № 52-54). Стадия рефлексии. Подводя итог урока, учитель просит ребят на больших листах ватмана: «Предложите способы улучшения качества воды» (итоговая работа в группах на 5 минут, защита 3-4 минуты). Ученики, защищая свои проекты, высказывают свое аргументируемое мнение, делают выводы. Учитель подводит итог работы, благодарит ребят за активность на уроке, за большую результативную работу при подготовке домашнего задания, за умения слушать друг друга, анализировать, делать выводы. Итак, отгадайте загадку (слайд № 57): Все моря и океаны, Реки все и водопады! Их питаю я, друзья, Назовите же меня! Вывод: Свободная и непокорённая вода является основой жизни на Земле При подготовке данного урока была использована следующая литература.
Электронные ресурсы1.http:// diskoveri. com 2. www.kuznec. spb. ru 3. http://edu.km.ru |