Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 81.72 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации29.03.2014
Размер81.72 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
МОУ «Новошимкусская средняя общеобразовательная школа

Яльчикского района Чувашской Республики»

Урок - игра «Химический хоккей»
для учащихся 9 класса по теме «Металлы».
Учитель химии: Прохорова С.Н.


с. Новые Шимкусы-2011 г.
«Химический хоккей»

Игра

Для учащихся 9 класса.

Цели игры: систематизировать знания учащихся по теме «Металлы»; продолжить работу по развитию познавательной активности учеников; вырабатывать умения и навыки наблюдать, делать выводы, объяснять ход эксперимента.
Подготовка к игре: класс делится на три команды. В каждой команде выбирается «вратарь» (ученик с глубокими знаниями), «защитники» (ученики с глубокими и средними знаниями), а также «нападающие» (ученики со слабыми знаниями). С первого урока изучения темы «Металлы» школьники готовятся к игре. «Вратари» готовят свои команды. Учитель работает с «вратарями». Подготовка идет по вопросам, которые учитель вывешивает в классе. По мере изучения материала темы, члены команды постепенно рассматривают вопросы и отвечают на них. Команда также повторяет все изученные типы решения расчетных задач, опыты, иллюстрирующие материал данной темы.
Правила игры: матч состоит из: разминки, теоретического тайма, практического тайма, расчетного тайма. Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них. На заданный вопрос первыми в команде отвечают (принимают «удар» на себя) «нападающие» и получают за правильный ответ 4 балла. Если «нападающие» не смогут ответить на данный вопрос, он передается «защитникам» (за ответ – 3 балла), и если они не ответили, то на вопрос отвечает уже «вратарь», но получает за ответ только 2 балла.

За дополнения команда может получить 1 балл. Если на вопрос никто в команде не ответил, ей засчитывается гол. Каждая команда сидит отдельно, за своим столом.
Оборудование: модели кристаллических решеток металлов; реактивы: вода, фенолфталеин, сульфат меди (II), сульфат железа (II),хлорид алюминия, соляная кислота, гидроксид натрия (растворы); натрий, железо, пробирки, штатив.
Ход игры

I. Организационный момент.

Учитель сообщает цели и правила игры.
II. «Разминка».

«Разминка» проводится в виде викторины одновременно со всеми командами. В «разминке» за правильный ответ любой игрок получает 1 балл, за дополнение – 0,5 балла. Кто быстрее поднимет руку, тот и получает право ответа.

Викторина «Металлы»

  1. Если бы существовал приз за активность, то атомам какого металла его присудили бы?

  2. Какой из металлов в глубокой древности называли «небесной медью» и почему?

  3. Почему во время похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты?

  4. На какой особенности ртути был основан древний способ золочения?

  5. Что означает выражение: «Металл, принесенный в жертву рыжему дьяволу»?

  6. Какой из металлов может «болеть чумой»? Что вы об этом знаете?

  7. Гуси спасли Рим, а погубил Рим, по мнению токсикологов, металл. Какой это металл? Что вам известно об этом?

  8. Однажды к римскому императору Тиберию пришел незнакомец, принеся ему в дар изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, легкого металла, полученного из глинистой земли. Должно быть, чувство благодарности редко обременяло императора, да и правителем он был недальновидным. Боясь, что новый металл с его прекрасными свойствами обесценит хранившиеся в казне золото и серебро, он отрубил изобретателю голову, а его мастерскую разрушил, чтобы никому неповадно было заниматься производством «опасного металла». Из какого металла была изготовлена чаша?

  9. В начале века из Нью-йоркского порта вышла в открытый океан красавица-яхта. Ее владелец, американский миллионер, не пожалел денег, чтобы увидеть свет. Корпус яхты был сделан из очень дорого в то время алюминия, листы которого скреплялись медными заклепками. Это было красиво – сверкающий серебристым блеском корабль, усеянный золотистыми головками заклепок! Однако через несколько дней обшивка корпуса начала расходиться и яхта быстро пошла ко дну. Почему?

  10. Алхимики утверждали:

«Семь металлов создал свет

По числу семи планет….»

Назовите эту «великолепную семерку».
III. «Теоретический тайм».

Учитель задает поочередно каждой команде вопросы, которые заранее были вывешены в классе и к которым учащиеся готовились заранее. Тайм проходит согласно правилам игры.
Вопросы для теоретического тайма.

  1. Как металлы расположены в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева?

  2. В чем состоит сходство атомов металлов? В чем различие атомов металлов? (Общие черты и различия покажите на примере металлов I группы главной подгруппы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева).

  3. Какой тип связи характерен для металлов?

  4. Что вы знаете о кристаллических решетках металлов?

  5. На основании знаний о кристаллическом строении металлов объясните, почему металлы:

а) проводят электрический ток;

б) хорошо проводят теплоту;

в) обладают пластичностью;

г) обладают металлическим блеском?

  1. Какие виды сплавов вам известны? Почему сплавы существенно отличаются свойствами от составляющих их металлов?

  2. Какие общие химические свойства характерны для металлов?

  3. Что показывает электрический ряд напряжений металлов? Почему в этот ряд включен водород?

  4. Какой из металлов – медь, цинк или ртуть – может вытеснить свинец из раствора его соли?

  5. В каком виде металлы находятся в природе?

  6. Даны пары соприкасающихся металлов: медь и железо, цинк и медь, железо и цинк, опущенные в раствор соляной кислоты. Какой из металлов в каждой паре будет разрушаться? Напишите уравнения реак-ции.

  7. Какие реакции являются качественными на ионы железа Fe2+ и Fe3+?

  8. Напишите уравнения реакций взаимодействия с водой металлов: натрия, кальция, алюминия. Какие условия необходимо соблюдать, чтобы алюминий вступил в реакцию с водой?


IV. «Практический тайм».

Каждой команде поочередно учитель демонстрирует опыты. Задача команды: объяснить наблюдаемое и записать уравнения реакций. Тайм проходит согласно правилам игры.
Задание первой команде.

Учитель демонстрирует опыт по взаимодействию натрия с водой в присутствии фенолфталеина:

2Na + 2HOH ® 2NaOH +H2­

Ученики должны объяснить поведение натрия в воде.

Задание второй команде.

Учитель демонстрирует две пробирки:

а) железо опущено в раствор сульфата меди (II),

б) медь в растворе сульфата железа (II).

Fe+CuSO4 ®Cu + FeSO4

Cu + FeSO4 ®

Ученики должны объяснить, какая из реакций идет и почему.
Задание третьей команде.

Учитель демонстрирует опыт по получению гидроксида алюминия из хлорида алюминия и его взаимодействие с растворами кислоты и щелочи:

AlCl3 + 3NaOH ® Al(OH)3 ¯ + 3NaCl

Al(OH)3 + NaOH ® NaAlO2 + 2 H2O

Al(OH)3 + 3HNO3 ® Al(NO3)3 + 3H2O

Ученики должны объяснить, какие свойства алюминия доказывает данный эксперимент.
V. «Расчетный тайм».

Каждая команда получает текст задачи, которую решает на время. 4 балла получает та команда, которая первой правильно решит задачу, следующая – 3 балла и последняя – 2 балла.

Задача.

Какой объем водорода может быть получен при растворении в едком натре 540 г сплава алюминия, содержащего 20% меди? Выход водорода примите равным 85% от теоретически возможного.
VI. Подведение итогов урока и игры.

Проводится путем подсчета баллов, заработанных командой. Это делают судьи, они же объявляют победителей. Учитель выставляет и объявляет оценки за урок.
Приложение к семинару «Металлы»
Ответы на вопросы «Разминки»:

1. Цезию, если не считать франций, которого практически нет в природе.

2. Железо. Первое железо, с которым познакомился человек, было метеоритным, т.е. «небесного» происхождения, обрабатывали его так же, как и медь. Древнегреческое название железа – «сидерос» – означает «звездный», а древнеармянское название железа – «еркат» – переводится, как «капнувший с неба».

3. Потому что посуда офицеров была изготовлена из серебра, обладающего бактерицидными свойствами.

4. Ртуть обладает способностью растворять многие металлы, образуя с ними сплавы (амальгамы). Золото очень легко растворяется в ртути, образуя золотую амальгаму. Ее наносили на обрабатываемое изделие, которое нагревали, ртуть испарялась, золото оставалось на изделии. Таким способом был позолочен купол Исаакиевского собора – памятника архитектуры, созданного в 1818 – 1857гг. в Петербурге по проекту Огюста Монферрана. Свыше 100 кг золота было нанесено амальгамацией на медные листы, из которых выполнен гигантский (диаметром около 26 м) купол этого собора. Легкий синевато-зеленый дымок паров ртути, который, казалось, исчезал бесследно, успевал отравить рабочих, занимавшихся позолотой. Люди погибали в страшных муках. По свидетельству современников, золочение купола стоило жизни 60 рабочим.

5. Железо, а также сталь превращаются в ржавчину (рыжий цвет) в процессе коррозии.

6. Олово, «оловянная чума» – это своеобразное явление, при котором белое олово при температуре ниже – 13,2оС превращается в серое. Поскольку плотность и кристаллическая структура модификации разная, оловянные изделия разрушаются. Этот процесс на слабом морозе идет медленно. Он быстро нарастает только при температуре ниже – 25оС и достигает максимальной скорости при – 48оС.

Вторая и последняя экспедиция английского путешественника Роберта Фолкона Скотта в 1912г. к Южному полюсу закончилась трагически. В январе 1912 г. Скотт и четверо его друзей пешком достигли Южного полюса и обнаружили по оставленной палатке и записке, что всего за четыре недели до них Южный полюс был открыт экспедицией Р. Амундсена. С огорчением они двинулись в обратный путь при сильном морозе. На промежуточной базе, где должно было храниться горючее, они его не нашли. Железные канистры с керосином оказались пустыми, так как имели «кем-то вскрытые швы», которые раньше были запаяны оловом. Скотт и его спутники замерзли около распаянных канистр.

Так при трагических обстоятельствах было обнаружено, что белое олово, или β-Sn, которым были запаяны канистры, превратилось в серое пылевидное олово, или α-Sn. Смерть настигла Скотта и его спут-ников всего в 15 км от места, где их ждала основная часть экспедиции, в составе которой находилось и двое русских – Гирев и Омельченко.

7. Рим спасли гуси – это известно всем. А в падении Рима, по мнению токсикологов, повинно отравление свинцом. Есть версия, что использование оплавленной в свинце посуды и свинцовых косметических красок было причиной быстрого вымирания римской аристократии. Из-за систематического отравления малыми дозами свинца средняя продолжительность жизни римских патрициев не превышала 25 лет.

8. Из алюминия.

9. Произошла химическая коррозия. Алюминий – более активный металл, по сравнению с медью. Именно он и будет корродировать в этой паре.

10. Солнце – золото, Луна – серебро, Марс – железо, Меркурий – ртуть, Юпитер – олово, Венера – медь, Сатурн – свинец. Известный рус-ский революционер, ученый-химик, академик Н.А. Морозов написал:




Семь металлов создал свет

По числу семи планет.

Дал нам космос на добро

Медь, железо, серебро,

Злато, олово, свинец …

Сын мой! Сера – их отец,

И спеши, мой сын, узнать:

Всем им ртуть – родная мать!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск