Скачать 81.72 Kb.
|
МОУ «Новошимкусская средняя общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской Республики» Урок - игра «Химический хоккей» для учащихся 9 класса по теме «Металлы». Учитель химии: Прохорова С.Н. с. Новые Шимкусы-2011 г. «Химический хоккей» Игра Для учащихся 9 класса. Цели игры: систематизировать знания учащихся по теме «Металлы»; продолжить работу по развитию познавательной активности учеников; вырабатывать умения и навыки наблюдать, делать выводы, объяснять ход эксперимента. Подготовка к игре: класс делится на три команды. В каждой команде выбирается «вратарь» (ученик с глубокими знаниями), «защитники» (ученики с глубокими и средними знаниями), а также «нападающие» (ученики со слабыми знаниями). С первого урока изучения темы «Металлы» школьники готовятся к игре. «Вратари» готовят свои команды. Учитель работает с «вратарями». Подготовка идет по вопросам, которые учитель вывешивает в классе. По мере изучения материала темы, члены команды постепенно рассматривают вопросы и отвечают на них. Команда также повторяет все изученные типы решения расчетных задач, опыты, иллюстрирующие материал данной темы. Правила игры: матч состоит из: разминки, теоретического тайма, практического тайма, расчетного тайма. Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них. На заданный вопрос первыми в команде отвечают (принимают «удар» на себя) «нападающие» и получают за правильный ответ 4 балла. Если «нападающие» не смогут ответить на данный вопрос, он передается «защитникам» (за ответ – 3 балла), и если они не ответили, то на вопрос отвечает уже «вратарь», но получает за ответ только 2 балла. За дополнения команда может получить 1 балл. Если на вопрос никто в команде не ответил, ей засчитывается гол. Каждая команда сидит отдельно, за своим столом. Оборудование: модели кристаллических решеток металлов; реактивы: вода, фенолфталеин, сульфат меди (II), сульфат железа (II),хлорид алюминия, соляная кислота, гидроксид натрия (растворы); натрий, железо, пробирки, штатив. Ход игры I. Организационный момент. Учитель сообщает цели и правила игры. II. «Разминка». «Разминка» проводится в виде викторины одновременно со всеми командами. В «разминке» за правильный ответ любой игрок получает 1 балл, за дополнение – 0,5 балла. Кто быстрее поднимет руку, тот и получает право ответа. Викторина «Металлы»
«Семь металлов создал свет По числу семи планет….» Назовите эту «великолепную семерку». III. «Теоретический тайм». Учитель задает поочередно каждой команде вопросы, которые заранее были вывешены в классе и к которым учащиеся готовились заранее. Тайм проходит согласно правилам игры. Вопросы для теоретического тайма.
а) проводят электрический ток; б) хорошо проводят теплоту; в) обладают пластичностью; г) обладают металлическим блеском?
IV. «Практический тайм». Каждой команде поочередно учитель демонстрирует опыты. Задача команды: объяснить наблюдаемое и записать уравнения реакций. Тайм проходит согласно правилам игры. Задание первой команде. Учитель демонстрирует опыт по взаимодействию натрия с водой в присутствии фенолфталеина: 2Na + 2HOH ® 2NaOH +H2 Ученики должны объяснить поведение натрия в воде. Задание второй команде. Учитель демонстрирует две пробирки: а) железо опущено в раствор сульфата меди (II), б) медь в растворе сульфата железа (II). Fe+CuSO4 ®Cu + FeSO4 Cu + FeSO4 ® Ученики должны объяснить, какая из реакций идет и почему. Задание третьей команде. Учитель демонстрирует опыт по получению гидроксида алюминия из хлорида алюминия и его взаимодействие с растворами кислоты и щелочи: AlCl3 + 3NaOH ® Al(OH)3 ¯ + 3NaCl Al(OH)3 + NaOH ® NaAlO2 + 2 H2O Al(OH)3 + 3HNO3 ® Al(NO3)3 + 3H2O Ученики должны объяснить, какие свойства алюминия доказывает данный эксперимент. V. «Расчетный тайм». Каждая команда получает текст задачи, которую решает на время. 4 балла получает та команда, которая первой правильно решит задачу, следующая – 3 балла и последняя – 2 балла. Задача. Какой объем водорода может быть получен при растворении в едком натре 540 г сплава алюминия, содержащего 20% меди? Выход водорода примите равным 85% от теоретически возможного. VI. Подведение итогов урока и игры. Проводится путем подсчета баллов, заработанных командой. Это делают судьи, они же объявляют победителей. Учитель выставляет и объявляет оценки за урок. Приложение к семинару «Металлы» Ответы на вопросы «Разминки»: 1. Цезию, если не считать франций, которого практически нет в природе. 2. Железо. Первое железо, с которым познакомился человек, было метеоритным, т.е. «небесного» происхождения, обрабатывали его так же, как и медь. Древнегреческое название железа – «сидерос» – означает «звездный», а древнеармянское название железа – «еркат» – переводится, как «капнувший с неба». 3. Потому что посуда офицеров была изготовлена из серебра, обладающего бактерицидными свойствами. 4. Ртуть обладает способностью растворять многие металлы, образуя с ними сплавы (амальгамы). Золото очень легко растворяется в ртути, образуя золотую амальгаму. Ее наносили на обрабатываемое изделие, которое нагревали, ртуть испарялась, золото оставалось на изделии. Таким способом был позолочен купол Исаакиевского собора – памятника архитектуры, созданного в 1818 – 1857гг. в Петербурге по проекту Огюста Монферрана. Свыше 100 кг золота было нанесено амальгамацией на медные листы, из которых выполнен гигантский (диаметром около 26 м) купол этого собора. Легкий синевато-зеленый дымок паров ртути, который, казалось, исчезал бесследно, успевал отравить рабочих, занимавшихся позолотой. Люди погибали в страшных муках. По свидетельству современников, золочение купола стоило жизни 60 рабочим. 5. Железо, а также сталь превращаются в ржавчину (рыжий цвет) в процессе коррозии. 6. Олово, «оловянная чума» – это своеобразное явление, при котором белое олово при температуре ниже – 13,2оС превращается в серое. Поскольку плотность и кристаллическая структура модификации разная, оловянные изделия разрушаются. Этот процесс на слабом морозе идет медленно. Он быстро нарастает только при температуре ниже – 25оС и достигает максимальной скорости при – 48оС. Вторая и последняя экспедиция английского путешественника Роберта Фолкона Скотта в 1912г. к Южному полюсу закончилась трагически. В январе 1912 г. Скотт и четверо его друзей пешком достигли Южного полюса и обнаружили по оставленной палатке и записке, что всего за четыре недели до них Южный полюс был открыт экспедицией Р. Амундсена. С огорчением они двинулись в обратный путь при сильном морозе. На промежуточной базе, где должно было храниться горючее, они его не нашли. Железные канистры с керосином оказались пустыми, так как имели «кем-то вскрытые швы», которые раньше были запаяны оловом. Скотт и его спутники замерзли около распаянных канистр. Так при трагических обстоятельствах было обнаружено, что белое олово, или β-Sn, которым были запаяны канистры, превратилось в серое пылевидное олово, или α-Sn. Смерть настигла Скотта и его спут-ников всего в 15 км от места, где их ждала основная часть экспедиции, в составе которой находилось и двое русских – Гирев и Омельченко. 7. Рим спасли гуси – это известно всем. А в падении Рима, по мнению токсикологов, повинно отравление свинцом. Есть версия, что использование оплавленной в свинце посуды и свинцовых косметических красок было причиной быстрого вымирания римской аристократии. Из-за систематического отравления малыми дозами свинца средняя продолжительность жизни римских патрициев не превышала 25 лет. 8. Из алюминия. 9. Произошла химическая коррозия. Алюминий – более активный металл, по сравнению с медью. Именно он и будет корродировать в этой паре. 10. Солнце – золото, Луна – серебро, Марс – железо, Меркурий – ртуть, Юпитер – олово, Венера – медь, Сатурн – свинец. Известный рус-ский революционер, ученый-химик, академик Н.А. Морозов написал: Семь металлов создал свет По числу семи планет. Дал нам космос на добро Медь, железо, серебро, Злато, олово, свинец … Сын мой! Сера – их отец, И спеши, мой сын, узнать: Всем им ртуть – родная мать! |