Скачать 67 Kb.
|
Разработка урока химии, 9 класс по теме «Бериллий, магний, щелочноземельные металлы» Учитель: Каравайцева Г.М. ЦЕЛИ УРОКА:
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
ХОД УРОКА: I. Организационный момент. II. Актуализация знаний. 1. Проверка домашнего задания (два ученика у доски): - Задание №10 а, с.48 рабочей тетради – решают у доски; 2. Игра « Соотнеси!» (коллективная работа). Соотнести технические названия веществ с их формулами. Формулы выписаны в столбик на доске, а названия вразброс на карточках, прикрепляемых к доске магнитами с обратной стороны. На доске формулы (записаны в столбик): NaOH NaCl Na2SO4*10H2O KOH NaHCO3 Na2CO3*10H2O K2CO3. На карточках: едкий натр, едкий кали, поваренная соль, кристаллическая сода, пищевая сода, глауберова соль, поташ. Попутно, по мере соотнесения формул и названий, необходимо называть область применения данных веществ. 3. Микроитог:
III. Изучение нового материала. 1. Сообщение темы. Тема нашего урока называется: «Бериллий, магний, щелочноземельные металлы». 2. Положение металлов в ПСХЭ. Строение атомов элементов. Самостоятельная работа учащихся в рабочих тетрадях: №1, с.48.(один у доски). На основе строения атомов определите их окислительно-восстановительные свойства (№3 р.т.) 3. Работа с заданием № 2с.49 по цепочке 4. Физические свойства металлов II группы, главной подгруппы, нахождение в природе; строение ЩЗМ, бериллия, магния. Демонстрируются образцы металлов, имеющиеся в лаборатории, Объяснение учителя: казалось, все эти элементы находятся в одной группе, в главной подгруппе, но по какой-то причине магний и бериллий к группе щелочноземельных металлов (ЩЗМ) не относят?! Оказывается, если магний по свойства во многом тяготеет к ЩЗМ, то бериллий стоит как бы особняком. По свойствам он ближе к алюминию, расположенному по диагонали от него в III группе. По какой причине не относят к ЩЗМ магний мы узнаем сегодня чуть позже. Бериллий – встречается в природе в виде минералов: берилла, хризоберилла и их разновидностей: изумруда, аквамарина, александрита – известных как драгоценные камни. Бериллий и его растворимые в воде соединения высокотоксичны (ядовиты). Даже ничтожно малая примесь его в воздухе приводит к тяжёлым заболеваниям. Он находит широкое применение в технике. Добавленный к меди он сильно повышает её твёрдость, прочность, химическую стойкость, делает похожей на сталь. Основной потребитель бериллия – атомная энергетика. Потребность в нём с каждым годом растёт. Магний был впервые получен Деви в 1808 году из белой магнезии (магнезит MqCO3) – минерала, найденного близ греческого города Магнезия. По названию минерала и дали название простому веществу и химическому элементу. Сульфат магния (одна из распространённых солей магния) называют ещё горькой солью – она придаёт морской воде горьковатый вкус. Данная соль магния используется в качестве слабительного средства. Сплавы с магнием прочнее, твёрже, легко полируются, обрабатываются и их используют в автомобильной промышленности, авиационной, ракетной технике.
Так они именуются по той причине, что их гидроксиды, подобно гидроксидам ЩМ, растворимы в воде, то есть являются щелочами. «Земельными они названы потому, что в природе они встречаются в состоянии соединений, образующих нерастворимую массу земли, и сами в виде оксидов имеют землистый вид…» - Д.И.Менделеев. Кальций занимает пятое место по распространённости. Так же впервые получен Деви в 1808 году. Название элемента происходит от латинского слова «кальс», что значит, «известь, мягкий камень». Встречается в виде гипса, кальцита (кальцит образует залежи мела, мрамора, известняка)
Поэтому неудивительно, что иногда в известняках находят ракушки или отпечатки животных.
Стронций встречается реже в виде минерала целестина, что с латинского означает «небесный» - сульфат стронция, образован розово-красными, бледно-голубыми кристаллами. Своё название он (стронций) получил от названия шотландской деревни Стронциан, близ которой в конце XVIII века найден редкий минерал стронцианит SrCO3. Барий встречается в виде барита BaSO4 («барис»- тяжёлый с латинского). Применяется для изготовления радиоламп, в кожевенном деле (для удаления шерсти), в сахарном производстве, для приготовления фотобумаги, выплавке специальных окон.
на доске:
5. Химические свойства ЩЗМ, бериллия, магния.
кислородом: Опыт «Взаимодействие магния с кислородом». Учащиеся вновь пишут уравнение химической реакции: 2Mg + O2 = 2MgO. УЧИТЕЛЬ. В чашке Петри находится магний. Берем щипцами кусочек магния и поджигаем его. Он быстро и очень ярко сгорает. Образуется оксид магния. Запись уравнения реакции на доске (№5, г р.т.с.50) Дать характеристику реакции. Но бериллий, магний и щелочно-земельные металлы могут взаимодействовать и с другими неметаллами. Образуются соответствующие бинарные соединения – гидриды, галогениды, сульфиды, карбиды, нитриды и т.д. К какому типу принадлежат эти реакции (по числу и составу исходных и полученных веществ)? Запись любого уравнения на доске и в тетрадях (электронный баланс). хлором, серой, азотом, водородом: 2. С водой: Опыт «Взаимодействие кальция с водой». Учащиеся пишут уравнение химической реакции: Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2. УЧИТЕЛЬ. В чашке Петри находится кальций, а в кристаллизаторе – вода. Добавляем в воду фенолфталеин. Берем щипцами кусочек кальция, опускаем его в воду. Начинается выделение водорода. За счет образования гидроксида кальция и изменения окраски фенолфталеина вода в кристаллизаторе стала малиновой. Вопросы классу:
Магний при взаимодействии с водой даёт нерастворимое основание, поэтому окраска фенолфталеина не изменяется, и по этой причине его не относят к ЩЗМ. Запись уравнения взаимодействия магния либо любого ЩЗМ с водой на доске и в тетрадях, обращается внимание на тип реакции.(№6,а р.т. с.50) 3. С оксидами менее активных металлов (для магния, кальция): Запись уравнения в тетради и на доске, с использованием учебника п.12. Этот способ получения металлов называют по аналогии с алюминотермией. IV. Закрепление. Работа в рабочей тетради: №5,6,7 стр.50-51 V. Итог. УЧИТЕЛЬ. Ребята! Понравился ли вам наш сегодняшний урок? Что нового (интересного, увлекательного, познавательного) вы сегодня для себя узнали? Какие знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся вам в вашей дальнейшей жизни? Учитель благодарит учеников за сотрудничество и за активную работу на уроке. Оценки за урок. VI. Домашнее задание: п.12, Рабочая тетрадь№5, с.50 – а,б,в; №6-б; №7-б стр.50-51 |