Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 128.36 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации01.04.2014
Размер128.36 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Химия > Пояснительная записка
Химия

10 класс (базовый уровень)

Пояснительная записка

Химия, является частью естественнонаучного образования, вносит существенный вклад в научное понимание мира. Изучение зависимости свойств веществ от состава и строения, природы химических связей и способов их преобразования при химических реакциях , обусловленности многообразия веществ и методов их практического использования составляет основу таких мировоззренческих идей, как материальное единство органических и неорганических веществ, единство и взаимосвязь способов химического движения материи. Цель химического образования - дать учащимся в рамках базового уровня образования целостное представление об основах химической науки, её теоретических и прикладных аспектах, сформировать у обучающихся навыки грамотного поведения в быту. Кроме этого, одной из важнейших задач курса химии в современной школе является формирование гуманистических и экологических представлений. Химия не только изучает природу, но и обеспечивает человека знаниями для практической деятельности, развития материального производства.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), на основе примерной программы по химии для среднего (полного) общего образования (базовый уровень), авторской программы курса химии для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) (автор Гара Н.Н., к учебникам Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. для 10 - 11 классов).

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования на изучение курса химии в 10 классе отводится 35 часов в год (1час в неделю). В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №2 из школьного компонента на изучение курса химии добавлен 1 час. В данном курсе изучается органическая химия, теоретическую основу которой составляют современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии и изомерии, классификация и номенклатура органических соединений. Весь курс органической химии пронизан идеей зависимости свойств веществ от состава и их строения, от характера функциональных групп, а также генетических связей между классами органических соединений.  В данном курсе содержатся важнейшие сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека. Для более совершенного усвоения всех этих вопросов, а также для развития умений производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций, что особенно актуально сейчас, когда по окончании 11 класса некоторым выпускникам предстоит ЕГЭ по химии, и используется добавленный час из школьного компонента.

Изучение химии в 10 - м классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

•  освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, о важнейших химических понятиях, законах и теориях;
      •  овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, для оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
      •  развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
      •  воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
      •  применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Химия. Органическая химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2008.

Программа курса рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), предусматривает 6 практических работ, 4 контрольные работы.

Содержание курса

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 1. Теоретические основы органической химии (4 ч)

     Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. Формирование органической химии как науки. Органические вещества. Органическая химия. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд. Гомологи.
      Структурная изомерия. Номенклатура. Значение теории строения органических соединений.
      Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ. Электрофилы. Нуклеофилы.
      Классификация органических соединений.
      Демонстрации. Ознакомление с образцами органических веществ и материалов. Модели молекул органических веществ. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях. Плавление, обугливание и горение органических веществ.

УГЛЕВОДОРОДЫ (24 ч)

Тема 2. Предельные углеводороды (алканы) (8 ч)

      Электронное и пространственное строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакция замещения. Получение и применение алканов. 
      Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд. Нахождение в природе. Физические и химические свойства.

      Лабораторные опыты. 

  • Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенопроизводных.
          Практическая работа. 

  • Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах.
          Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.

Тема 3. Непредельные углеводороды (6 ч)

      Алкены. Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс-изомерия. Химические свойства: реакция окисления, присоединения, полимеризации. Правило Марковникова. Получение и применение алкенов.
      Алкадиены. Строение. Свойства, применение. Природный каучук.
      Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Получение. Применение.
            Практическая работа. 

  • Получение этилена и изучение его свойств.

Тема 4. Ароматические углеводороды (арены) (4 ч)

      Арены. Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.
      Демонстрации. Бензол как растворитель, горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия.

Тема 5. Природные источники углеводородов (6 ч)

      Природный газ. Попутные нефтяные газы. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки нефти. Перегонка. Крекинг термический и каталитический. Коксохимическое производство.
       Лабораторные опыты. 

  • Ознакомление c образцами продуктов нефтепереработки.

  Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (25 ч)

Тема 6. Спирты и фенолы (6 ч)

      Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Водородная связь. Изомерия и номенклатура. Свойства метанола (этанола), получение и применение. Физиологическое действие спиртов на организм человека. Генетическая связь одноатомных предельных спиртов с углеводородами.
      Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.
      Фенолы. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы фенола. Свойства фенола. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола.
            Лабораторные опыты. 

  • Растворение глицерина в воде.

  • Реакция глицерина с гидроксидом меди(II).
          Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Тема 7. Альдегиды, кетоны (3 ч)

      Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства альдегидов. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение.
      Ацетон — представитель кетонов. Строение молекулы. Применение.
            Лабораторные опыты. 

  • Получение этаналя окислением этанола.

  • Окисление метаналя (этаналя) аммиачным раствором оксидасеребра(I). 

  • Окисление метаналя (этаналя) гидроксидом меди(II).

Тема 8. Карбоновые кислоты (6 ч)

      Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Получение карбоновых кислот и применение.
      Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах.
      Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.
      Практические работы 
      • Получение и свойства карбоновых кислот. 
      • Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.
Тема 9. Сложные эфиры. Жиры (3 ч)

      Сложные эфиры: свойства, получение, применение. Жиры. Строение жиров. Жиры в природе. Свойства. Применение.
      Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.
      Лабораторные опыты. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств. Знакомство с образцами моющих средств. Изучение их состава и инструкции по применению.

Тема 10. Углеводы (7 ч)

      Глюкоза. Строение молекулы. Оптическая (зеркальная) изомерия. Фруктоза — изомер глюкозы. Свойства глюкозы. Применение. Сахароза. Строение молекулы. Свойства, применение.
      Крахмал и целлюлоза — представители природных полимеров. Реакция поликонденсации. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно.
      Лабораторные опыты. 

  • Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II).

  • Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра(I).

  • Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция.

  • Взаимодействие крахмала с иодом.

  • Гидролиз крахмала.

  • Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.
          Практическая работа. 

  • Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.

АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (7 ч)

Тема 11. Амины и аминокислоты (3 ч)

      Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Строение молекулы анилина. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы анилина. Свойства анилина. Применение.
      Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение. Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений.

Тема 12. Белки (3 ч)

      Белки — природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков.
      Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания. Нуклеиновые кислоты: cостав, строение.
      Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
      Демонстрации.  Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.
      Лабораторные опыты. 

  • Цветные реакции на белки (биуретовая и ксантопротеиновая реакции).

ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ (5 ч)

Тема 13. Синтетические полимеры (5 ч)

      Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые в реакциях полимеризации. Строение молекул. Стереонерегулярное и стереорегулярное строение полимеров. Полиэтилен. Полипропилен. Термопластичность. Полимеры, получаемые в реакциях поликонденсации. Фенолформальдегидные смолы. Термореактивность.
      Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение.
      Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.
      Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа. Загрязнение природной среды в Тульской области.
      Демонстрации. Образцы пластмасс, синтетических каучуков  и синтетических волокон.
      Лабораторные опыты. 

  • Изучение свойств термопластичных полимеров.

  • Определение хлора в поливинилхлориде.

  • Изучение свойств синтетических волокон.
          Практическая работа. 

  • Распознавание пластмасс и волокон.
          Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.


Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
      В результате изучения химии в 10-м классе на базовом уровне ученик должен 

знать/понимать:
      • важнейшие химические понятия: вещество, вещества молекулярного и немолекулярного строения, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
      • основные законы химиисохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
      • основные теории химии:  строения органических соединений;
      • важнейшие вещества и материалы:  метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
      уметь:
      • называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
      • определять  принадлежность веществ к различным классам органических соединений; 
      • характеризовать  строение и химические свойства изученных органических соединений;
      • объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения ;     

 • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
      • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);
      • использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
      • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; 
      • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; 
      • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
      • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
      • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; 
      • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; 
      • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Учебно-методическое обеспечение

  1. Гара Н.Н., Зуева М.В. Контрольные и проверочные работы по химии. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 1997.

  2. Набор дидактических карточек по курсу органической химии 10 класса.

  3. Презентации по органической химии.

  4. Радецкий А.М. Контрольные работы по химии в 10-11 классах: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2006.

  5. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - www.festival.1september.ru

  6. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи по химии для поступающих в ВУЗы. – М.: Высшая школа, 1994.

  7. Учебник: Химия. Органическая химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2008.

  8. Электронное пособие «Репетитор по химии для абитуриентов, старшеклассников, учителей»



  1. Электронное приложение к учебнику Химия. Органическая химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2008.

Список литературы

  1. Брейгер Л.М. Химия 10 класс (поурочные планы). – Волгоград: Учитель.

  2. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. 8-9 классы. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2008.

  3. Гара Н.Н. Химия. Уроки в 10 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.

  4. Гара Н.Н., Зуева М.В. Контрольные и проверочные работы по химии. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 1997.

  5. Горковенко М.Ю. Химия. 10 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С. Габриеляна, Л.С. Гузея; Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. – М.: ВАКО, 2006.

  6. Егоров А.С. и др. репетитор по химии. / Под ред. А.С. Егорова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

  7. Корощенко А.С. Контроль знаний по органической химии. – М.: ВЛАДОС, 2000.

  8. Оржековский П.А. и др. Химия: все темы ЕГЭ для выпускников и абитуриентов. –М.: Эксмо, 2007.

  9. Радецкий А.М. Контрольные работы по химии в 10-11 классах: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2006.

  10. Семенькова Н.И. Химия. Подготовка к ЕГЭ. – М.: ООО «ТИД Русское слово – РС», 2010.

  11. Сборник нормативных документов. Химия. / сост.Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. – М.: Дрофа, 2006.

  12. Учебник: Химия. Органическая химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2008.

  13. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи по химии для поступающих в ВУЗы. – М.: Высшая школа, 1994.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск