Урок русского языка в 3 классе по развитию речи.
ТЕМА: Какие бывают предложения. Задачи урока:
- обратить внимание детей на цель, с которой написан тот или иной художественный, научный или учебный текст;
- напомнить детям о том, что предложения бывают разные по цели высказывания;
- обратить внимание детей на специфику интонации предложений в научном и художественном текстах;
-воспитывать интерес к языку;
-уметь читать текст выразительно.
Оборудование: мультимедийный проектор. ХОД УРОКА:
I .Орг. момент.
II. Проверка домашнего задания.
- Какая бывает речь? (устная и письменная). - Для чего нужна речь? (при помощи устной и письменной речи мы общаемся, передаём и получаем разные сведения). - Каковы могут быть цели сообщений? (объяснить что-то, рассказать что-то, описать что-то, поделиться впечатлениями, попросить о чём-то). - Зачем нужно развивать речь? (чтобы наши сообщения были понятнее, интереснее и грамотнее). III. Работа над темой урока.
- Читаем тему урока.
- В чём нам сегодня придётся разбираться?
- Что такое тема урока?
- А его основная мысль?
1. Работа над упр.1.
- Прочитай текст.
Рассмотри рисунок. Какое дерево, какой кустарник и какая трава здесь изображены? Каждое из этих растений цветёт, даёт плоды и семена. Такие растения называются цветковыми.
- Какая цель у этого текста: сообщить какие – то сведения или поделиться впечатлениями? - В каком предложении звучит вопрос?( Какое дерево, какой кустарник и какая трава здесь изображены?) -Вспомни, как называется такое предложение по цели высказывания? (вопросительные). - Какое из предложений содержит указание? (Рассмотри рисунок). - Каково оно по цели высказывания? (побудительное).
- В каких предложениях содержатся научные сведения? (Каждое из этих растений цветёт, даёт плоды и семена. Такие растения называются цветковыми). - Как ты определишь эти предложения по цели высказывания? (повествовательные).
2. Работа над текстом 2.
-Прочитай текст.
Зайдите ранней весной в берёзовую рощу. Под берёзками можно найти одно из самых милых весенних растений. Вот они звёздочки голубой перелески!* Но разве они голубые? Как хороши они сейчас под сухими листьями берёзы – свежие, чистые, ярко-синие! - Работа с толковым словарём
*перелеска (печёночница), -и, ж. Раннецветущее растение с плотными листьями и с синими или белыми цветами. Например: цветущие перелески.
- Сможешь рассказать, с какой целью написан этот текст? (поделиться своими впечатлениями). - Найди вопросительное, побудительное и повествовательное предложения. (Но разве они голубые? Зайдите ранней весной в берёзовую рощу. Как хороши они сейчас под сухими листьями берёзы – свежие, чистые, ярко-синие!) - Побудительное предложение выражает просьбу, совет или приказ? (совет). - В каких предложениях выражено отношение автора к окружающему миру, его чувства? (Вот они звёздочки голубой перелески!* Но разве они голубые? Как хороши они сейчас под сухими листьями берёзы – свежие, чистые, ярко-синие!) - Как ты определишь эти предложения по интонации? (восклицательные). - Каким образом эта интонация обозначена на письме? (восклицательный знак). Физминутка для глаз и дыхания. 3. Работа над правилом.
С помощью речи человек может выразить своё отношение к окружающему миру.
- Какой условный знак изображён рядом со следующими вопросами? (подумай).
- Какой текст – 1-й или 2-й – научный, а какой художественный?
- Почему ты так думаешь?
- Предположи, в каком (научном или художественном) тексте чаще встречаются восклицательные по интонации предложения?
4. Работа над упр.2.
-Прочитай стихотворение. ЯНВАРЬ Я люблю тебя, Январь!
Для меня ты месяц лучший –
Молодой, большой, скрипучий,
Золотистый, как янтарь!
Солнце, снег, огонь, мороз –
Пламя белое берёз! Догоняй меня, лови!
На коньках помчусь – засвищут
Под ногами соловьи.
(С.Козлов) - Как ты думаешь, почему слово «Январь» написано с большой буквы?
Маша считает, что главное в этом стихотворении – солнечный свет, а Миша уверен, что главное – это мальчишка, который бежит на коньках.
- А как думаешь ты? - Почему поэт использует такие необычные сравнения, когда рассказывает о зимнем месяце: январь с золотистым янтарём, стволы берёз - с белым пламенем, а свист коньков – с пением соловьёв? - Какие предложения в этом предложении по интонации?
- Прочитай стихотворение так, чтобы это все почувствовали.
-Сколько предложений в этом тексте?
- Определи каждое предложение по цели высказывания. 5. Анализ текста.
ОЛЕНИХА С ОЛЕНЁНКОМ
Смотри на меня! Скачи как я.
Где кусты и густая трава, там выше скачи – ногами не зацепись.
Где ровное место над землёй – ровно беги, как птица лети.
Ты всех быстрее должен бегать, чтобы тебя никто не догнал.
Устал, олешёк? Ложись под куст.
Тут солнышко светит сквозь ветви. Светлыми пятнышками в траве играет.
У тебя шкура рябенькая, тоже в пятнышках.
Тут тебя и не заметно.
(Е. Чарушин)
- Кто с кем разговаривает в этом тексте?
- Кто к кому обращается? - Прочти те предложения, в которых особенно проявляется любовь оленихи к своему сыну и её забота о нём.
6. Работа над правилом.
- Какими бывают предложения по цели высказывания? (повествовательные, вопросительные, побудительные).
- Какими бывают предложения по интонации? (восклицательные и невосклицательные). - Определи каждое предложение по интонации и по цели высказывания. (Оцениваем ответы детей).
Чтение текста по цепочке и характеристика каждого предложения по цели высказывания и интонации. IV. Подводим итоги.
- Чему ты сегодня научился?
- Что узнал нового?
- За что ты можешь себя похвалить? |