Скачать 0.63 Mb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждениеЗебляковская средняя общеобразовательная школаШарьинского муниципального районаКостромской области
Программа элективного курса по химии« Индивидуальный план подготовки к ГИА по химии»для учащихся 9 классаСрок реализации- 1 годАвтор: Грибанова Елена Владимировна, учитель химии МОУ Зебляковская средняя общеобразовательная школаШарьинского муниципального района 2013 годПояснительная записка.Элективный курс « Индивидуальный план подготовки к ГИА по химии» предназначен для учащихся 9 класса. Он может входить в школьный компонент учебного плана школы. Целесообразно проводить его с начала учебного года, но если есть возможность, то часть тем можно проработать и в 8 классе. Появление данного элективного курса связано с новой реальностью в образовательном пространстве, которая называется Государственная итоговая аттестация (новая форма). Цель данного курса - подготовка и поддержка выпускников 9 класса школы, помощь в преодолении когнитивных, личностных и процессуальных трудностей в период подготовки к экзамену. Отличительной чертой курса является использование интерактивных технологий в сочетании с традиционными методами обучения. Результатом совместной деятельности учащихся 9 класса и педагога будут являться результаты пробного тестирования, а конечном итоге - итоговая аттестация учащихся по предмету химия. Данный курс отвечает требованиям педагогической технологии:
При работе с трудностями упор делается на задания, связанные с особенностями переработки информации в ходе ГИА в новой форме, со спецификой работы с тестовыми заданиями, работа с бланками ответов уровней А, В. Работа ведется по аннулированию трудностей, связанных со спецификой ответов, трудностей, связанных с критериями оценки, трудностей, связанных с ролью взрослого (поскольку на ГИА в новой форме ученик остается без поддержки своего учителя). Обоснование необходимости разработки и внедрения программы «Индивидуальный план подготовки к ГИА по химии»Актуальность: Данный план предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ГИА в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ГИА. Экзамен по химии относится к числу тех предметов, которые требуют от учащихся многих знаний и понятий не только в области неорганической химии, но и органической химии; владеть практическими навыками и уметь применять их в другой ситуации. Занятия по подготовке к ГИА по химии предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по химии. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса химии основной школы, а также на подготовку обучающихся 8-9-х классов к ГИА в новой форме и учащихся, которые выбирают химию для сдачи ЕГЭПрактическая значимость. Программа индивидуального плана, как и приложения, может быть использована учителями школ Костромской области в качестве материала для подготовки учащихся 9 класса к ГИА по химии в новой форме. Связь программы с существующими направлениями. Данный курс не противоречит, а наоборот дополняет программы для подготовки к переводному экзамену по выбору в 10 классе и к итоговой аттестации учащихся 11 класса. Вид программы: авторская Программа занятий состоит из четырех разделов:1.Особенности ГИА по химии.2.Методика решения заданий ГИА разного уровня сложности.3.Тестовый практикум.4. Выполнение тестовых заданий Практические работы в рамках курса включают следующие формы:работа с различными источниками информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);критическое восприятие и осмысление информации, отражающей различные подходы, при решении заданий разного уровня сложности.решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих курс химии 8-9 классовОсновное содержание9 класс – 35 часов.Раздел 0. Входной срез КИМ за 2012 год Раздел 1. Особенности ГИА по химии. – 3 ч. ГИА как способ объективной оценки качества образования. Особенности ГИА по химии: – кодификатор элементов содержания – спецификация КИМов ГИА по химии. - правила заполнения бланков ГИА - информационные ресурсы ГИА Раздел 2. Методика решения расчетных задач разного уровня сложности. Возможность использования алгоритмов при решении задач» – 8 ч. (Приложение на электронном носителе), приложение 5 Включает в себя 8 видеоуроков, направленных на решение расчетных задач по химии. А именно: - решение задач на количество вещества - решение задач на нахождение объема -решение задач по теме: « Растворы» - решение задач с помощью уравнений реакций - решение задач на выход продукта-решение задач на примеси -решение задач повышенной сложности.-завершение курса «Решение задач» Раздел 3. Тренировочные задания для определения готовности школьников к экзамену с последующим анализом и методическими рекомендациями.. – 16 ч. Это задания части А, включающие задания с А1-А15Задания части В с В1-В4Задания части С с С1-С3Раздел 4. Включает непосредственно тестирование и работу с бланками ответов. -7( приложение на электронном носителе)Цели, которые преследует данный курс:освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;применение полученных знаний и умений для использования их в нестандартной ситуацииТребования к уровню подготовки выпускников:В результате изучения химии ученик должензнать/пониматьхимическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;уметьназывать: химические элементы, соединения изученных классов;объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат - ионы;вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:безопасного обращения с веществами и материалами;экологически грамотного поведения в окружающей среде;оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;критической оценки информации о веществах, используемых в быту;приготовления растворов заданной концентрации.Срок реализации -1 годФормы организации занятий – индивидуальная в сочетании с групповойПродолжительность одного занятия- 1 учебный часФормы и методы обучения: лекции, практические занятия, беседы, работа с ЭОР, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.Средства: опорные сигналы по некоторым темам курса (приложение 4) таблицы (приложение 2), справочный материал (приложение2), алгоритмы, решения типовых задач (приложение5), тесты для этапа контроля(см. приложения 3)Тематическое планирование
Подготовка к тестированию требует от ученика повторения следующих разделов химии:8 классТема №1 « Основные химические понятия»- предмет химии- простые и сложные вещества-физические и химические свойства веществ- относительная атомная масса-относительная молекулярная масса-количество вещества- молярный объем газов-число АвогадроТема №2 «Строение атома»-состав ядер атомов-изотопы-электроны-распределение электронов в атомах химических элементов-структура электронных оболочек-валентные возможности атомов химических элементовТема №3 « Химическая связь»-ионный тип связи и механизм его образования-ковалентный тип связи и механизм его образования-металлическая связь-водородная связь-характеристики химической связи-донорно-акцепторная связь-электроотрицательность-кристаллические решеткиТема №4 « Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»- структура периодической системы-группы, подгруппы, периоды, ряды-знаки химических элементов-названия химических элементов-классификация химических элементов-изменения свойств химических элементов и образованных ими соединений в периодической системе Д.И. МенделееваТема №5 « Простые вещества»-простые вещества металлы- простые вещества неметаллы- физические свойства металлов и неметаллов-явления аллотропииТема №6 « Соединения химических элементов»-важнейшие бинарные соединения-гидроксиды-соли-кислоты-генетические ряды в неорганической химии-химически формулы-индикаторыТема №7 « Превращения веществ»-физические и химические явления-типы химических реакций-окислительно-восстановительные реакции-признаки химических реакций-закон сохранения массы- химические уравнения- расчеты по химическим уравнениям- тепловые эффекты химических реакцийТема №8 « Чистые вещества и смеси»-типы смесей-способы разделения смесей- массовая доля вещества в смесиТема №9 « Реакции в растворах электролитов»-электролиты, неэлектролиты-сильные и слабые электролиты- кислоты в свете ТЭД-основания в свете ТЭД-соли в свете ТЭД- Ионные реакции-окислительно-восстановительные реакции-метод электронного баланса-реакция нейтрализации9 классТема №1 « Общая характеристика металлов»-история металлов-положение металлов в ПС ХЭ Д.И. Менделеева-общие физические свойства металлов-общие химические свойства металлов-коррозия металлов-металлы в природе-способы получения металловТема №2 « Металлы I А группы- строение атомов щелочных металлов-физические свойства щелочных металлов-окислительно-восстановительные свойства-соединения щелочных металлов и их свойстваТема №3 « Металлы I I А группы-строение атомов щелочно - земельных металлов-физические свойства щелочно-земельных металлов-окислительно –восстановительные свойства-соединения щелочно -земельных металлов и их свойства-жесткость воды и способы ее устраненияТема №4 « Амфотерные элементы-строение атомов амфотерных элементов-физические свойства амфотерных соединений-окислительно –восстановительные свойства амфотерных соединений-соединения амфотерных элементов и их свойства-качественное определение ионов-генетические цепочкиТема №5 « Общая характеристика неметаллов»--положение неметаллов в ПС ХЭ Д.И. Менделеева-строение атомов и валентные возможности неметаллов-электроотрицательность и химическая связь- кристаллические решетки- аллотропия-соединения неметаллов- воздухТема №6 Элементы VIIА группы»- строение атомов галогенов-валентные возможности атомов галогенов-галогены в организме человека-физические характеристики галогенов и их соединений- химические свойства галогенов и их соединений-применение и получение галогенов и их соединений-качественное определение галогенов и их производных |