Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 228.48 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации21.04.2014
Размер228.48 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок



МБОУ «БОГАТИЩЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Открытый урок - лекция в 11 классе
по теме

ЭКОЛОГО-ХИМИЧЕСКИИ АСПЕКТ

ПРОИСХОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ

НА ЗЕМЛЕ

(тип урока - интегрированный)

Учитель химии:

Притуло Татьяна Владимировна




ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
Эколого-химический аспект

происхождения и развития жизни на Земле.

Цель урока: - изучить основные аспекты современной теории современных происхождения Земли и появления жизни на ней.

Задачи урока:





- Сформировать у учащихся систему знаний об условиях и этапах возникновения жизни на Земле.

-Развивать :

умение обобщать, выделять главное, делать логические выводы, синтезировать знания из смежных учебных предметов;

- умение работать с дополнительными источниками информации.

- уметь применять знания по химии, биологии, экологии, физике, обществознанию при объяснении вопросов происхождения жизни на Земле, показать диалектический характер процесса познания, интернациональный характер современной науки и роль российских учёных в решении изучаемой проблемы.
Продолжительность – 2 учебнх часа.

Оборудование:
1. Выставка литературы по проблемам происхождения жизни на Земле и экологии.

2. Портреты О.Ю. Шмидта и А.И. Опарина.

  1. Компьютер, мультимедийное сопровождение,презентация Power Point к уроку.

  2. Схемы строения атомов элементов-органоидов, уравнения химических реакций,

Периодическая система Д. И. Менделеева, модели атомов и молекул органических веществ.

  1. Фильм «Экология».

  2. План урока и список дополнительной литературы.

Метод проведения урока: лекция с элементами беседы, сообщениями учащихся и самостоятельной работой.

План урока
1.Вводная часть урока.
2.Основная часть урока.

1.История взглядов на происхождение жизни на Земле.

Представления о возникновении жизни на Земле учёных-философов античности и средневековья.

2.Химический этап эволюции.

А)Начальный этап неорганической эволюции - возникновение атомов химических элементов.

Б) Образование простейших неорганических соединений.

В) Образование простейших органических соединений и далее - биополимеров.

3.Современные взгляды на взаимоотношения организм – окружающая среда.

4. Биологический этап эволюции.

5. Выводы.


3.Заключительная часть урока.


ХОД УРОКА.
Этап актуализации знаний.
Учитель:
1. Огромен и разнообразен окружающий нас мир природы. Каждый человек должен попытаться познать этот мир и осознать своё место в нём. Чтобы познать мир, мы на основе частных знаний о явлениях и закономерностях природы должны создать научную картину мира, узнать, как сформировалась наша планета - Земля - и как на ней зародилась жизнь. В этом нам мо-

гут помочь все науки естественно-математического цикла - это биология, химия, экология, физика, астрономия, биохимия, биофизика, генетика.

Учёные сделали различные открытия в области этих наук. Достижения учёных велики. Соединив (мысленно) достижения этих наук, можем представить общую научную картину мира с момента происхождения Земли и появления на ней жизни и до современных форм живых организмов. Поэтому сегодня мы проводим интегрированный урок химии, биологии и экологии по теме:

«Эколого — химический аспект происхождения и развития жизни на Земле»

Сообщение целей урока.

Знакомство с планом урока ( у каждого на столе).

Итак, ребята, проблема происхождения жизни на Земле с давних времён вызывала огромный интерес у людей, они пытались предложить различные объяснения. По данным современной науки, жизнь существует на Земле 2,5

- 3 миллиарда лет. Она заполняет все уголки нашей планеты - озёра, реки, моря, океаны, горы, равнины, пустыни, даже воздух населён живымк существами. Предполагается, что за всю историю жизни на Земле существовало 4,5 миллиарда видов растений и животных. Много веков человечество волновали такие вопросы:

- Как появилась наша планета - Земля?

- Когда и как появилась на ней жизнь?

- Существуют ли другие формы жизни?

- Существует ли жизнь на других планетах?

Эти вопросы, конечно, волнуют и нас с вами.

1.История взглядов на происхождение жизни на Земле.
Выступление учащихся с опережающими заданиями.

Сообщение учащегося 1:

Первые картины мира, дошедшие до нас из глубины веков, созданы в период от 600 до 500-х годов до н.э. Древние мысли гели, каждый по-своему, искали единое в многообразии окружающего мира.

Родоначальником греческой науки был Фалес , основоположник философской школы в Милеете. Он полагал началом всего воду и считал, что Вселенная в процессе зарождения возникла из воды. А мир считал одушевлённым и полностью божественным.
В системе мира Гераклита роль единой субстанции играл огонь, вечно дви- жущийся, вечно развивающийся. Источником движения Гераклит считал борьбу противоположностей. Мир - это непрерывное развитие, непрерывное изменение, обновление существующего. В этом непрерывном изменении огонь становится водой, вода - землёй, и обратно: земля - водой, вода - огнём. Оба противоположных процесса существуют вместе: « Путь вверх и вниз - один и тот же».

Основатель античной атомистики Демокрит полагал, что « начала Вселенной суть атомы и пустота». Атомы Демокрит представлял как неделимые, плотные, непроницаемые, не содержащие в себе никакой пустоты частицы, они могут иметь самую разнообразную форму (шарообразную, угловатую, вогнутую, выпуклую и т. д.). В этом он видел объяснение разнообразия явлений и их противоположностей друг другу. Демокрит и греческие атомисты считали, что движение - вечное свойство вечных атомов. В вопросе о происхождении жизни Демокрит придерживался материалистических взглядов. Живое возникло из неживого вследствие действия законов природы.

Сообщение учащегося 2.

Картина мира, которую создал Аристотель, продержалась в науке почти два тысячелетия. Аристотель - древнегреческий философ и учёный. Мир Аристотеля состоит из пяти стихий - земли, воды, воздуха, огня и эфира. Материя, в его понимании, - это то, «из чего вещь возникает»; он не признаёт пустоты. Материя у Аристотеля делима до бесконечности. Всё многообразие веществ на Земле Аристотель конструирует из таких активных качеств, как холодное и тёплое, и таких пассивных, как сухое и влажное. Земля - сочетание холодного с сухим, Огонь - тёплого с сухим, воздух - тёплого с влажным, вода - холодного с влажным.

В небесном мире все тела состоят из некого вещества - эфира, который заполняет всё пространство над землёй, водой, воздухом и огнём. Эфир вечен, он не меняется и не превращается в другие элементы. Вселенная Аристотеля конечна, её ничто не объемлет, вне её находиться только перводвигатель - Бог.
ВЫВОД (сообщает учитель). Натурфилософские взгляды древних греческих мыслителей кажутся нам наивными. Но именно греческими учёными были поставлены все основные проблемы, касающиеся развития естествознания, строения материи и материального мира, проблема движения, проблемы жизни и эволюции.

Учитель.
Как и когда возникла жизнь на Земле?

Какие Условия требовались для того, чтобы зародилась жизнь?

Каким образом была сформирована современная биосфера?

Почему жизнь возникла именно в такой, а не в иной форме (на основе углеродных соединений, а, скажем, не кремниевых)?

На некоторые из этих вопросов у человечества ещё нет однозначных ответов. Другие настолько многогранны и сложны, что им учёные посвящают целые книги.

Существует множество гипотез о возникновении Земли и зарождения на ней жизни. Из всех наибольшее признание получили гипотезы О. Ю. Шмидта в середине 20 века и гипотеза А. И. Опарина о возникновении жизни.

2.Химический этап эволюции.
Эпиграфом для этой части урока можно взять слова Эразма Дарвина (написаны красочно на плакате):
...В природе мировой,

В борьбе стихий,

В развитии постепенном Все существа,

Все формы создались,

И Жизнею

Могучею зажглись!

Химическую эволюцию можно разделить на три этапа:

  • 1-й этап — начальный этап неорганической эволюции — возникновение атомов химических элементов.

  • 2-й этап — образование простейших неорганических соединений.

  • 3-й этап - образование простейших органических соединений - биополимеров.

1-й этап. Начальнй этап неорганической эволюции – возникновение атомов химических элементов. Происхождение химических элементов.
Центральные части Солнца и других звёзд почти не имеют в составе настоящих химических элементов и образованы из плазмы.

Плазмой в физике называют ионизированный газ, состоящий из хаотически движущихся положительно заряженных частиц (атомные ядра) и отрицательно заряженных частиц (электроны).

В центральной части Солнца, где температура очень высокая (3-20 млн. град.), все вещества находятся в состоянии плазмы. А на поверхности Солнца, где температура снижается до 5500 град. С, большинство веществ находится в виде химических элементов. При спектральном анализе было установлено, что на поверхности Солнца обнаружено 60 химических элементов, среди которых преобладают Н и Не. Это объясняется тем, что другие элементы с более высокой массой и сложной структурой атомного ядра не могут долго существовать при высокой температуре. Количество атомов водорода в Солнечной атмосфере в 4 - 5 раз больше атомов Не и в 1000 раз больше других элементов. В глубинах Солнца и звёзд происходит образование сложных ядер из простейших вследствие захвата протонов и нейтронов. Образование ядра гелия из водорода идет в три этапа:

1-й этап. Из ядра водорода (протона 1Р1) и нейтрона ()n1 образуется ядро

тяжелого водорода - дейтерия - Д (дейтерий):

1Р1 + ()n1 12

2-й этап. При соединении |12 с еще одним 1Р1 образуется ядро легкого

изотопа гелия - 2Не3:

12 + 1Р1 2Не3

3-й этап. В результате слияния двух ядер легкого гелия образуется ядро обычного тяжелого гелия 2Не4 и высвобождается два протона (1Р1):

2Не3 + 2Не32Не4 + 2 1Р1

В ходе термоядерных ртаКций создаются ядра новых элементов. При соединении трех ядер гелия * возникает ядро изотопа углерода

3 2Не46С12

В результате присоединения к ядру углерода другой частицы гелия возникают изотопы кислорода, неона, магния и других элементов

c:\users\user\appdata\local\temp\finereader11\media\image1.jpeg

2-й этап неорганической эволюции.
Образование простейших неорганических веществ.

Водород, азот, кислород, фосфор (так называемые биогенные элементы - почему?) широко распространились в космосе и имели большую возможность реагировать между собой с образованием простейших неорганических соединений. Этому способствовало наличие энергии в космосе в виде электромагнитного излучения и тепла, испускаемого звёздами.

Преобладание водорода, кислорода, азота и фосфора в живых системах не случайно: водород - хороший восстановитель, легко образует с кислородом и азотом водородные связи, имеющие большое значение в образовании биологических структур и для процессов жизнедеятельности. Кислород обладает большой окислительной активностью, а для фосфора характерно образование связей в которых запасается энергия при химических реакциях (АТФ).

3-й этап химической эволюции.
Образование простейших органических соединений. Он связан со специфической валентностью углерода - главного носителя органической жизни, его возможностью соединяться почти со всеми элементами, способностью к образованию цепей, циклов, с его каталитической активностью и другими свойствами.

Простейшие органические молекулы широко распространены в межзвёздной среде.

На экране появляется таблица (карточки с таблицей имеются у учащихся на столах) - учитель даёт задание:

  1. Запишите возможные генетические цепочки, исходя из схемы:


С Н О N

Основные элементы c:\users\user\appdata\local\temp\finereader11\media\image2.jpeg


Наиболее простейшие соединения этих элементов между собой
органогены (элементы,

рожденные органической

молекулой)


Соединение этих элементов с Me




Спирты, аль




Соединения азота

дегиды, кето-




типа простых бел

ны




ков

Сложные органические

Соединения

Работа ведется и в тетрадях и на доске (учитель оказвает помощь, если она требуется)
Возможные генетические цепочки:
О

  1. С→ СаС2 С2н2 → СН3 → С

Н



О

2) С→ СаС2 С2н2 → С2Н4 С2Н5ОН → СН3 → С

Н
СН2 – СООН →NН2 – СН2 - СООН

I

СI

3)

N2 Mg3N+H2O NH3 СН2 - СООН → дипептид

[+Mg(OH)2] NН2

O О

4) C С2Н2 СН3 → С → СН3 - С → СН2 – СООН →

H ОН CI

СН2 - СООН → дипептид

NН2

5)

2

C С2N2 → 4HCNNC CN

Дициан Синильная кислота

Н2N NН2

НСN + NH3

2 N

c:\users\user\appdata\local\temp\finereader11\media\image1.jpeg


НN СН – NН2

Nc:\users\user\appdata\local\temp\finereader11\media\image2.jpeg

NН Нуклеиновое основание

Все процесс обсуждаются учащимися вместе с учителем.
Заданиe2. Для превращений укажите условия протекания реакций.

Учитель даёт домашнее задание: Остальные превращения записать дома в виде уравнений, указать условия протекания реакций. Можно составить другие возможные генетические цепочки, если в основе лежат 4 атома элементов - органогенов: С, Н, О, N.

3. Современне гипотиз возникновения живх организмов.

Выступления учащихся с сообщениями о происхождении Земли и атмосферы.

Сообщение учащегося 3.

Большинство учёных считают, что Земля и другие планеты Солнечной системы возникли при конденсации космического вещества из первичного протопланетного, т. е. газопылевого, облака. С тех пор, вследствие выпадения космической пыли и метеоритов, масса Земли увеличилась. Этот процесс незаметно идёт и сейчас. Постепенно уплотнение первичного холодного облака привело к вторичному разогреванию.

Вторичное охлаждение поверхностных слоев протопланеты обусловило образование твёрдой оболочки земной коры. Начало образования коры относится к периоду, отстоящему от современности на 4-4,5 млрд. лет. Уже в этот период существовала первичная атмосфера Земли: это пары Н20, СН4, NH3, СО2, Н2, и к ним примешивались инертные газы: Аг, Не, Кг, Хе и выделяющиеся при вулканических извержениях газообразные - сероводород, фтороводород, хлороводород и д.р.

Однако в этот период масса Земли была незначительна, и лёгкие газы (Н2 ,и Не) ушли в мировое пространство, а О - незамедлительно расходовался на процессы окисления элементов, образовавших нашу планету. Таким образом первичная атмосфера протопланеты была утеряна.

Постепенно газы, вовлечённые во внутренние слои Земли, начали выделяться, и благодаря им образовалась вторичная, собственная земная атмосфера.

В состав вторичной атмосферы нашей планеты входили: метан, аммиак, углекислый газ, водород, водяные пары. Однако не было кислорода в атмосфере Земли и азота - важнейших составных частей современной атмосферы.
Сообщение учащегося 4.
Естественно предположить, что жизнь возникла в водной среде (так как сходен солевой состав клетки и воды древнего океана). Когда началось охлаждение планеты, последняя часто вспучивалась от взрывов, сотрясавших её недра. В разных местах образовались кратеры, из них изливалась раскалённая лава и извергались газы, что привело к образованию гор и глубоководных впадин. Когда температура на поверхности Земли стала ниже 100°С, - начались проливные дожди. Вода наполняла впадины на земной поверхности, образуя моря и океаны. В горячей воде растворяются многие газообразные и твёрдые вещества.

Учитель.

В то далёкое время Солнце светило ярче, излучение представляло собой мощный источник энергии. Ультрафиолетовые лучи прямо попадали на Землю, т.к. не было ещё озонового экрана. Грозы в то время были часты и необычны по своей силе, и в поверхность Земли то и дело ударяли молнии. В таких условиях между веществами, растворёнными в первобытном океане, неизбежно должны были происходить химические реакции, в результате которых могли образоваться органические вещества (соединения): спирты, мочевина, альдегиды, уксусная и муравьиная кислоты, сахароза, глюкоза, аминокислоты - глицин, аланин. Последние вещества - это уже биохимические соединения, из них в клетках современных живых существ ( и, без всякого сомнения, в клетках всех живых существ, когда-либо обитавших на Земле!) происходит и происходило создание биополимеров - белков, полисахаридов и полинуклеотидов (нуклеиновые кислоты ДНК и РНК).

c:\users\user\appdata\local\temp\finereader11\media\image1.jpeg


Пока нет доказательств того, что жизнь развивалась по иному пути. Зато есть множество пробелов в знании тонкостей этого процесса. И один из самых непонятных и загадочных моментов здесь - переход от пусть сложных, но « неживых» биомолекул к простейшему живому организму, со времени появления которого уже начинается биологический, качественно новый этап, этап эволюции. С точки зрения химика даже одноклеточная водоросль или бактерия устроены настолько сложно, что трудно представить, как вообще могли появиться! Как заметил известный американский астроном Ф. Хойл, спонтанная сборка одноклеточного организма в результате межмолекулярных взаимодействий биополимеров - это всё равно что ураган, пронёсшийся над свалкой мусора, случайно смог бы построить новенький « Бойнг-747».

В 1953 г. Американский химик С. Миллер провёл эксперимент, который, как казалось тогда, решил вопрос, каким образом возникла жизнь на древней Земле.

В герметически закрытом стеклянном приборе учёный воссоздал условия, характерные, согласно взглядам того времени, для первобытной планеты. Через газовую смесь, содержащую метан, аммиак, и водород, Миллер пропускал электрические разряды, а воду на дне прибора нагревал, имитируя « древний неспокойный океан». Через несколько дней исследователь обнаружил в колбе присутствие аминокислот — основы белков, являющихся в свою очередь строительным материалом всех известных форм жизни на Земле. Эксперименты Миллера доказали, таким образом, возможность абиогенного (небиологического) синтеза важных для жизни молекул. Этот факт послужил также подтверждением гипотезы русского учёного А. И. Опарина (1894-1980) о «белковом начале» развития жизни на планете.c:\users\user\appdata\local\temp\finereader11\media\image2.jpeg

В настоящее время многие специалисты придерживаются мнения, что первые живые организмы появились не в « мелких спокойных и тёплых водоёмах» ( как предполагал ещё Ч. Дарвин), а на значительных морских глубинах - в гидротермальных источниках. Последние, встречаясь и сейчас во многих районах подвод ных хребтов и складок земной коры, могли обеспечивать первых жителей планеты теплом (внутреннее тепло Земли), созидательной энергией ( источниками которой были окислительно-восстановительные реакции с участием железа и серы типа тех, которыми и сейчас пользуются микроорганизмы-хемотрофы) и защитой и метеоритов и УФ-излучения Солнца (толща воды).

В пользу того, что именно глубинные гидротермальные источники были местом зарождения жизни, свидетельствуют характеристики ныне живущих там архе- бак/иермй-настоящих живых ископаемых. Они являются экстремальными термофилами и способны выдерживать температуру среды обитания, до 120 град.С. Некоторые их виды предпочитают анаэробные условия жизни с высокой кислотностью и стабильным содержанием серы. Архебактерии практически не изменились за миллионы лет в физиологическом и биохимическом отношении.

Предполагается, что первые живые организмы земли могли быть гетеротрофа- ми, т.к. им были доступны готовые органические молекулы, получившиеся при химическом синтезе в первичной среде их обитания. И лишь тогда, когда изменившиеся условия сделали невозможным синтез сложных органических молекул абиогенным путём, живые формы « изобрели» автотрофию - хемо- и фотосинтез. Именно с этого момента в атмосфере Земли появился и стал неуклонно накапливаться кислород. В ордовике, около 400 млн. лет назад начал формироваться «озоновый слой», достигнув насыщения в силуре. Биогенно накопившийся кислород способствовал образованию, например, специфических пород - красных песчаников, где железо уже присутствовало в окисленной форме ( пример косвенного влияния «живого» на «неживое»).

4. Взаимотношения организм – окружающая среда.

Выяснение сути взаимоотношений организмов с окружающей их средой - один из центральных вопросов экологии. Если рассматривать эти взаимоотношения во времени, то будет отчётливо видно, что они менялись, трансформировались в процессе сложной эволюции Земли и жизни на ней, поскольку, с одной стороны, изменялись сама среда обитания и условия, в которых развивалась жизнь, а с другой стороны, жизнь, когда-то возникнув, меняла во времени свои формы.

c:\users\user\appdata\local\temp\finereader11\media\image1.jpeg


Изменение параметров окружающей среды (например, абиотических факторов) влекли за собой каскад адаптационных метаморфоз живого (влияние «неживого» на «живое»).

Изменяющееся живое вещество планеты активно воздействовало на среду своего обитания, формируя её новые параметры ( влияние « живого» на « неживое»). Лишь около 1,6 млрд. лет назад кислорода стало достаточно для поддержания аэробных форм жизни. Растения, выделяющие кислород при фотосинтезе, способствовали появлению животных. Словом, коэволюция кислородной атмосферы и органической жизни на планете ярко подтверждает экологический закон Б. Коммонера: « Всё связано со всем».

Образование озонного экрана» позволило жизни высунуть голову из воды, выйти на сушу и положить начало её освоения. Суша, обладая комплексом присущих только ей условий (параметров), предъявила свои требования к жизни, Так формировались новые адаптации, ветвилось древо жизненных форм.

Согласно теории А.И. Опарина, а также работам американских учёных Р. Фокса и С. Поннамперумы первыми биомолекулами служат белки, из которых формируются сферические коагуляты (протеиноиды). Однако критики опровергают эту парадигму, приводя главный аргумент - белки и протеиноиды не могут самостоятельно ни самовоспроизводиться, ни эволюционировать.

В 1989 г. Американскими биохимиками Т. Чеком и С. Альтманом был обнаружен определённый класс РНК, способных к самокатализу своей репликации (аутосплайсинг). Таким образом, некоторые виды РНК, очевидно, могут выполнять двойственную функцию: гена (точнее копии его) и катализатора одновременно. На основе этих фактов возникли гипотезы, например У. Гилберта (США), согласно которой первые земные организмы состояли из простых самопроизводящихся молекул РНК. Постепенно такие организмы приобрели способность синтезировать белки и липиды, которые, сформировав вместе с белками мембрану, помогли возникнуть клеточным структурам. Такая схема молекулярной эволюции получила название « мир РНК», РНК-эволюции.

Как бы то ни было, всегда следует соотносить любые предположения по подобным вопросам с условиями, предоставленными природой в те далёкие времена для развития жизни. Образно говоря, здесь мы имеем дело с «экологией молекул», поскольку условия окружающей эти молекулы ещё безжизненной среды, с одной стороны, диктовали им ход и направление эволюции, а с другой стороны, эволюционирующие молекулы меняли среду, как бы готовя себе почву для усложнения своей структуры организации.

Оригинальную точку зрения высказал немецкий исследователь Г. Вехтершой- зер. По его мнению, жизнь появилась вначале как некая циклическая последовательность превращений органических соединений, адсорбированных на кристаллах пирита. Такая система реакций могла послужить прообразом тех сложных метаболических путей и циклов, в которых принимают участие биохимические соединения в клетках современных организмов. Окислительно-восстановительный процесс образования самого пиритового кристалла служит источником энергии для поддержания этих первичных «реакций жизни». Кроме того, зёрна пирита способны «почковаться», размножая тем самым и жизненную плёнку, покрывающую их. Таким образом, принципиально новое в этой гипотезе прежде всего то, что образование и превращение биомолекул протекает тут на границе твёрдой и жидкой фаз (гетерофазная среда), а не в жидкофазном первичном бульоне. Интересно отметить, что и сейчас, спустя миллионы лет, набор стабильных молекул, лежащих в «фундаменте здания» биосферы, остался прежним. Нет оснований сомневаться в том, что и набор мономеров (аминокислот, моносахаридов и нуклеотидов ) — строительных блоков живых организмов был всегда одинаков. Из 20 аминокислот были сформированы белки и пептиды, а из небольшого набора моносахаридов и нуклеотидов – соответственно полисахариды и нуклеиновые кислоты:

О О О Н О

| || -н2о || | ||

H2N — СН — С + H2N — СН — С —► H2N - СН - С - N - СН – С

| | | | | || |

R OH R OH R R OH

Дипептид
O H O O

nH2N – CHR – COOH || | || ||

H2N — СН — С — N — СН — С — N — СН — С

-n H2O | | | |

R R R OH
Механизм образования биополимеров из мономеров универсален для всех клеток живых организмов. Все биополимеры собираются путём стандартных последовательных операций. На каждом этапе присоединения нового звена к растущей цепочке выделяется молекула воды. В таких процессах, называемых реакциями полимеризации, на образование каждой новой связи требуется определённая порция энергии. Однако обратная реакция - гидролиз - энергетически более выгодна. Для невыгодной энергетической сборки белков и прочих биополимеров природа придумала уникальную систему снабжения энергией, в основе которой лежит относительно редкий химический элемент - фосфор. Связь О - Р в молекуле АТФ довольно легко образуется и также легко рвётся, высвобождая запасённую в ней энергию, равную примерно 10 ккал. на моль. Вот почему эту связь называют «макроэнергетической», т. е. « многоэнергоёмкой».
3. Заключительная часть урока.
Итак, завершая беглый обзор проблемы возникновения жизни на Земле, нужно подчеркнуть, что

- жизнь, несмотря на все частные метаморфозы, в целом следовала одному намеченному руслу и подчинялась законам, действующим и сейчас. Глубокое понимание этих законов и следствий, которые из них вытекают, возможно, лишь при рассмотрении их фундаментальных основ – атомно - молекулярных процессов. Основные круговороты важнейших химических элементов - главное условие стабильности биосферы в целом - были сформированы уже в кембрии, примерно 600 млн. лет назад.

- Молекулярная логика живого, проявляющаяся, в частности, в единстве биохимического строения, универсальности генетического кода и т. д., лишь раскручивала спираль жизни, поднимая её до качественно новых высот, от одиночной клетки до мозга приматов.

- Удивительное явление стационарного состояния, присущее живым системам, от бактерии до биосферы в целом, обеспечивалось исключительно динамическими, текущими во времени и пространстве процессами; ив этом плане стабильность и изменчивость одновременно выступали главными специфическими чертами жизни.

- Эволюция жизни и окружающая эту жизнь среда соответствовали девизу «подвижный в подвижном», экологические проблемы возникавшие в результате тех или иных катаклизмов на планете, разрешались естественным путём и оказывали влияние на сам процесс эволюции. « Природа знает лучше» - так сформулирован Коммонером один из экологических законов.

- Задача современного человека - познавая законы природы, постигая их мудрость, научиться не препятствовать делам природы, не противоречить им, способствовать их реализации.
Используеме источники информации.

1. Опарин А.И. Жизнь, ее природа, происхождение и развитие. М., 1960, с.189.

2. Щербаков А.С. Самоорганизация материи в неживой природе. – М.: Изд-во

Моск. ун-та, 1990, с. 20-25.

3. Опарин А.И. Современные представления о происхождении жизни на Земле //

Журнал Всесоюзного химического общества им. Д.И. Менделеева, 1980, №3, с.251.

4. Пригожин И., Стенгерс И., Порядок из хаоса. – М.,1986.

5. Руденко А.П. Эволюционная химия и естественно-исторический подход к

проблеме происхождения жизни // Журнал Всесоюзного химического общества им.

Д.И. Менделеева, 1980, №4, с.393.

6. Карпенко М. Вселенная разумная. М., 1992, с. 274-282.

7. Кеньон Д., Стейнман Г. Биохимическое предопределение.–М.: Мир, 1972, 336 с.

.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск