Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Харовская средняя общеобразовательная школа № 2»
-
Принято педагогическим советом школы
протокол №1 от 29.08.2013 года
| Утверждаю
Директор школы Н.С.Лукьянова
приказ № 218 от 30.08.2013 года
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Химия
10 класс
(Базовый уровень) Учитель:
Денисова Ольга Николаевна
-
Рассмотрено ШМО
Руководитель /Сняткова И.В./
протокол №1 от 27.08.2013 года
| Согласовано
Заместитель директора по УВР
/Денисова О.Н./
|
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) и авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008,2009). Программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю), в т. ч. для проведения контрольных работ – 2 часа, практических работ - 2 часа.
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МБОУ «Харовская средняя общеобразовательная школа №2». Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по химии и авторской программой учебного курса О.С. Габриеляна. Резервные часы используются для изучения более сложных тем «Углеводороды и их природные источники» (1 час) и «Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники» (1 час). 1 час из темы «Искусственные и синтетические полимеры» используется для изучения более сложной темы «Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе». При построении рабочей программы были внесены изменения в логику изложения учебного материала, предусмотренную авторской программой учебного курса О.С.Габриеляна. Так, в рабочей программе тема «Искусственные и синтетические полимеры» предшествует изучению темы «Биологически активные органические соединения», чтобы практическую работу №2 «Распознавание пластмасс и волокон» можно было провести в первой половине мая, а не в конце учебного года.. Тема «Биологически активные органические соединения» изучается последней с целью построения метапредметных связей с курсом биологии 10 класса. Исходными документами для составления рабочей программы явились:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования;
Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11 или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).
Программа базового курса химии 10 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы.
Программа
позволяет сохранить достаточно целостный и системный курс химии;
включает материал, связанный с повседневной жизнью человека;
полностью соответствует стандарту химического образования средней школы базового уровня.
Первая идея курса - это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия».
Вторая идея курса - межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т.е. сформировать естественнонаучную картину мира.
Третья идея курса - интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. Теоретическую основу органической химии составляет теория строения в её классическом понимании - зависимости свойств веществ от их химического строения, т.е. от расположения атомов в молекулах органических соединений согласно валентности. В содержании курса сделан акцент на практическую значимость учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений начинается с практической посылки - с их получения. Химические свойства рассматриваются сугубо прагматически - на предмет их практического применения. В основу конструирования курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращениях, т.е. идеи генетической связи между классами органических соединений.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение системы знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасной работы с веществами в лаборатории, для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; сознательного выбора профессии, связанной с химией.
Изучение предмета «химия» способствует решению следующих задач:
Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде
Подготовка к сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями и потребностями общества.
Формированию умения обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, фиксировать результаты опытов, делать обобщения.
Технологии обучения: Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний, индивидуализированного обучения, здоровьесберегающих технологий, теории активизации познавательной деятельности школьника, педагогики сотрудничества, технологии дифференцированного обучения и др..
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии 10 класс.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, валентность, степень окисления, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;
важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, уксусная кислота, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;
характеризовать: химические свойства основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Виды и формы контроля: Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ. Проводится контроль выработанных знаний, умений и навыков: входной (проверочная работа). Преобладающими формами текущего контроля выступают письменный опрос (самостоятельные работы) и устный (собеседование). Изучение наиболее сложных тем курса заканчивается проведением контрольной или практической работы.
Учебно-методические средства обучения
Учебно-методический комплект:
Стандарт основного общего образования по химии.
Примерная программа основного общего образования по химии.
Программа курса химии для 8-11 классов ОУ / О.С.Габриелян.- 5-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2008.
Учебник. Габриелян О.С.,. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008.
Дополнительная литература для учителя:
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Химия. 10 класс. Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2007.
Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. Учреждений. – М.: Дрофа, 2008.
Габриелян О.С., Берѐзкин П.Н., Ушакова А.А. и др. Контрольные и проверочные работы по химии. 10 класс – М.: Дрофа, 2003.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс. – М.: Дрофа, 2007.
Габриелян О.С., Пономарев С.Ю., Карцова А.А. Органическая химия: Задачи и упражнения. 10 класс. – М.: Просвещение, 2005.
Габриелян О.С., Попкова Т.Н., Карцова А.А. Органическая химия: Методическое пособие. 10 класс. – М.: Просвещение, 2005.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 10 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа,2005.
Габриелян О.С., Решетов П.В. Остроумов И.Г. Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: дрофа, 2003-2004.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. Пособие. – М.: Дрофа, 2005.
Денисова В.Г.. Химия. 10 класс. Поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна и др.,.Волгоград: Учитель, 2008
Лидин Р.А., Маргулис В.Б. Химия. 10-11 классы. Дидактические материалы. (Тесты и проверочные задания). – М.: Дрофа, 2005.
Павлова Н.С. Дидактические карточки-задания по химии: 10-й кл.: к учебнику О.С.Габриеляна и др. «Химия. 10 класс» / - М.: Экзамен, 2006
Радецкий А.М., Дидактический материал по химии для 10-11 классов: пособие для учителя / - М.: Прсвещение. 2004
Радецкий А.М. Контрольные работы по химии в 10-11 классах: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2005.
Суровцева Р.П. и др. Химия. 10-11 классы. Новые тесты. – М.: Дрофа, 2005.
Дополнительная литература для учащихся:
1. Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа, 2006.
2. Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. – М.: Дрофа, 2005.
3. Артеменко А.И. Применение органических соединений. – М.: Дрофа, 2005.
4. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. – М.: Дрофа, 2005.
5. Зоммет К. и др. Химия. Справочник школьника и студента /Пер. с нем. – М.: Дрофа, 2005
6. Карцова А.А., Левкин А.Н. Органическая химия: иллюстрированный курс: 10(11) класс: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2005.
7. Лидин Р.А., Маргулис В.Б., Потапова Н.Н. Химические задачи с решениями: Пособие для школьников и абитуриентов. – М.: Просвещение, 2005.
8. Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург: Трион, 1998.
9. Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2005.
10. Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: Конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Просвещение, 2005. Перечень объектов и средств материально-технического обеспечения,
необходимых для реализации программы
Печатные пособия
1.1. Серия таблиц по органической химии.
1.2. Руководства для лабораторных опытов и практических занятий по химии (10 кл)
1.3. Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля.
2. Учебно-лабораторное оборудование
2.1. Набор для моделирования строения органических веществ.
2.2. Коллекции: «Волокна», «Каменный уголь и продукты его переработки», «Каучук», «Нефть и важнейшие продукты ее переработки», «Пластмассы».
3. Учебно-практическое оборудование
3.1. Набор № 19 ОС «Углеводороды».
3.2. Набор № 20 ОС «Кислородсодержащие органические вещества».
3.3. Набор № 21 ОС «Кислоты органические».
3.4. Набор № 22 ОС «Углеводы. Амины».
3.5. Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента.
4. Информационно-коммуникативные средства
4.1. Мультимедийные программы
4.2. Компьютер и мультимедийный проектор.
Основное содержание учебного предмета. Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
№
| №
| Основное содержание учебного предмета, названия практических работ и лабораторных опытов.
| учебник
| дата
|
|
| Введение.
|
|
| 1.
| 1.
| Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения. Вводный инструктаж по ТБ.
| П. 1
|
|
|
|
| |