Скачать 462.6 Kb.
|
Рассмотрено на МО Согласовано Утверждено приказом директора «___» _________ 2013г зам директором по УВР ГБОУ СОШ с.Нижняя Быковка Протокол №1 ___________Яфанова Е.В. №___ от__________2013г «___» ________2013г Директор:______Сычева Л.М Рабочая программа учебного предмета «Химия» 8 класс Авторы Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман 2013-2014 учебный год Базовый уровень Учитель химии Сычева Л.М. Пояснительная записка. Программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Место предмета в базисном учебном плане: Примерная рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, автор Рудзитис «Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю. Определение места и роли химии в овладении обучающимися требований к уровню подготовки выпускников. В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей. Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде. В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Фактологическая часть программы включает сведения о неорганических и органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире. Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический .закон Д. И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций. В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов, соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях. Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач: • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике; • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естес-твознания и элементу общечеловеческой культуры; • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и ма-териалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повсе-дневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Ведущими задачами предлагаемого курса являются: Материальное единство веществ природы, их генетическая связь; Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ; Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций; Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов; Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции; Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды о загрязнений. Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки; Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности и ключевые компетентности: Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Неорганическая химия» на ступени основного образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, классификация полученных знаний, поиск информации в различных источниках, умений наблюдать и описывать полученные результаты, проводить элементарный химический эксперимент. Программа построена с учетом межпредметных связей с курсом физики, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологии где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ. Результаты обучения: Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трём компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». Курс рассчитан на 3 часа в неделю (102 часа за год), 2 часа прописаны федеральным компонентом, а 1 час за счет школьного компонента. Программа предусматривает 5 часов резервного времени, из них 3 часа на повторение и 2 часа на экскурсии. Предусматривается проведение 5 контрольных работ и 6 практических, а также реализация учебного проекта. Основной формой организации образовательного процесса является урок. При организации обучения применяется ИКТ и метод проектов. Для формирования ключевых компетенций обучающихся, а особенно исследовательской, самой важной в химии рабочая программа предусматривает и проведение практических работ развивающего характера, и реализацию учебных проектов. Учебно-методическое обеспечение 1. Основной учебник: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман «Просвещение» 2011 г. «Химия -8 класс» 2.Литература для учителя :М.Ю. Горковенко «Поурочные разработки по химии» 3. «Дидактические материалы по неорганической химии» 8-9 кл. 4. Сборник задач и упражнений по химии. Я.Л.Гольдфарб, Ю.В.Ходаков 5.Контрольные и проверочные работы по хим. 8-9кл М.П.Зуева, Н. Гара 6. Школьные олимпиады. Химия 8-11кл А.В.Артемов, С.С.Дерябина 7. Решение задач по химии 8-11 кл И.Г.Хомченко 8. Тесты. Химия 8-9 кл. Р.П.Суровцева, Л.С.Гузей, А.О.Татур 9. Химия в таблицах 8 кл. Н.Г.Ковалевская ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения химии ученик должен знать/ понимать: • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций; • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление; • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; уметь: • называть химические элементы, соединения изученных классов; • объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена; • характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ; • определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, вид химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена; • составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций; • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; • распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей; хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы; • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью: • безопасного обращения с веществами и материалами; • экологически грамотного поведения в окружающей среде; • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; • критической оценки информации о веществах, используемых в быту; • приготовления растворов заданной концентрации. Учебно-тематический план
Резерв – 5 часов. Повторение тем:
Тема 1. Первоначальные химические понятия (25 часов). Основные задачи изучения темы: Дать представление о веще ствах, их составе и свойствах; Раскрыть сущность химических превращений , указать их признаки ; Познакомить с многообразием химических реакций, их классификацией ; Показать взаимосвязь всех явлений в природе (физических, химических, биологических); обобщить знания о веществе и химической реакции на основе атомно-молекулярного учения, показать значение этих знаний в теории и на практике; познакомить учащихся с различными методами, применяемыми в химии, химическим языком, учить логическому мышлению ( сравнивать, выделять главное).
|