Скачать 34.94 Kb.
|
УРОК 6. Железо и его соединения Образовательные задачи: создать условия для совершенствования умения давать характеристику элемента на основании его положения в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и строения его атомов; обеспечить применение учащимися знаний об общих физических и химических свойствах металлов, умений записывать уравнения реакций, иллюстрирующих эти свойства, на примере представителя металлов побочных подгрупп – железа. Воспитательные задачи: создать условия для формирования положительного отношения к ценности Творчество (воспитывать у учащихся самостоятельность, инициативность, исследовательскую компетентность через развитие умений использовать научные методы познания: выдвижение гипотезы, эксперимент, наблюдение). Развивающие задачи: создать условия для формирования у учащихся умения определять цели и задачи учебной деятельности, анализировать предлагаемые для самостоятельной работы задания на основе имеющихся знаний; совершенствования умения планировать свою деятельность, проводить эксперимент, наблюдать его и на основе наблюдений делать выводы и обобщения. ХОД УРОКА В начале урока учитель сообщает тему урока и предлагает учащимся самостоятельно сформулировать цели изучения темы. Как правило, учащиеся не испытывают затруднений при их определении. Затем учащимся предлагается задание – заполнить таблицу
После проверки заполнения таблицы предлагаю учащимся назвать химические свойства железа. Зная общие химические свойства металлов, они называют реакции железа с простыми веществами (O2, Cl2, S), со сложными: кислотами и солями, образованными более слабыми металлами. Затем учащимся предлагается задание для самостоятельного выполнения: Задание : 1.получить гидроксиды железа; 2. провести реакции, подтверждающие их характер; 3.изучить качественные реакции на катионы Fe3+ и Fe2+ Чтобы учащиеся успешно справились с заданием, в ходе беседы обсуждаем с ними план проведения эксперимента. Для этого проводим беседу: 1. Каков химический характер следующих гидроксидов: а) NaOH, Cu(OH)2; б) Al (OH)3, Zn (OH)2; в) H3PO4, HNO3? Как опытным путем подтвердить ответ? 2.Как практически осуществить реакции, сущность которых выражается уравнениями: Fe3+ + 3 ОН- = Fe (OH)3 Cu2+ +2 ОН- = Cu(OH)2 Al3+ + 3 ОН- = Al (OH)3 Сформулируйте вывод: как получить нерастворимое основание? В ходе обсуждения данных вопросов учащиеся делают выводы: 1)гидроксиды могут проявлять различные свойства (кислотные, основные и амфотерные); 2)для установления этих свойств необходимо испытать отношение конкретного гидроксида к растворам кислот и щелочей; 3)нерастворимое основание можно получить, действуя щелочью на растворимую соль соответствующего металла. На основании этих выводов составляется следующий план проведения эксперимента: Опыт 1. Получение гидроксидов железа (ІІ) и (ІІІ). Реактивы: NaOH, FeCl, FeCl. Опыт 2. Взаимодействие гидроксида железа (ІІ) с кислородом воздуха, с кислотами. Реактивы: Fe(OH), HSO. Опыт 3. Взаимодействие гидроксида железа (ІІІ) с кислотами. Реактивы: Fe(OH) , HCl, HSO. Учащиеся самостоятельно выполняют опыты, записывают уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. При проведении эксперимента учитель обращает внимание учащихся на цвет гидроксидов железа, подчеркивает, что взаимодействие двух- и трехзарядных ионов железа с гидроксид-ионами является качественной реакцией на них. При подведении итогов работы формулируются выводы: 1. Fe(OH) – нерастворимое основание зеленоватого цвета, взаимодействует с кислотами, окисляется: Fe – ê → Fe . 2. Fe(OH)– нерастворимое основание бурого цвета, взаимодействует с кислотами, не окисляется. Проявляет слабые амфотерные свойства. В заключении учащимся предлагается решить экспериментальную задачу. Задача На пиломатериалах из древесины иногда появляются пятна, обусловленные наличием в древесине солей хлорида и сульфата Fe (III). Какими опытами можно доказать, что эти пятна вызваны солями железа (ІІІ), а не гнилостными грибками и не солями железа (ІІ)? Домашнее задание: § 53 I уровень у.6 с.144; II уровень у.10 (а,б) с.144, з.1 с.144 |