Скачать 122.2 Kb.
|
Программа предпрофильного элективного курса «Вода, дарующая жизнь!» для учащихся 9-ых классов Пояснительная записка. Элективный курса «Вода, дарующая жизнь!», разрабатывался для учащихся 9-ых классов с целью предпрофильной подготовки. В элективном курсе рассматриваются физические и химические явления непосредственно связанные с водой, веществом, казалось бы «простым», но в тоже время удивительным по своему строению, свойствам и биологическому значению в природе. Большинство процессов протекающих вокруг нас происходят в водной среде, поэтому, рассматривая свойства воды, перед учащимися и учителем открывается возможность более подробного изучения широкого спектра важных тем, таких как гидролиз, электролитическая диссоциация, окислительно-восстановительные процессы и другие, а также возможность показать роль химических знаний в объяснении явлений окружающего нас мира. Цель курса: развитие познавательных интересов учащихся с целью предпрофильной подготовки, расширение и углубление знаний учащихся по химии, а также физике, информатике и экологии, формирование на основе полученных знаний бережного отношения к окружающему миру и гидросфере в частности. Задачи курса:
Элективный курс «Вода, дарующая жизнь!» рассчитан на 17 часов (1 час резервного времени). Проводится с использованием средств ИКТ. В идеальном варианте необходимо, чтобы у учителя и учащихся была возможность свободного доступа в компьютерный класс. Однако можно также обойтись одним компьютером на столе учителя и мультимедийной установкой. Для создания этого элективного курса использовались программы пакета Microsoft office, а также различные учебные электронные издания имеющиеся в школьной библиотеке и некоторые другие программы, которые упрощают работу учителя, делают динамичной и интересной работу учащихся. В ходе курса используются: фрагменты фильма «Вода», презентации уроков в программе Microsoft Office Power Point, виртуальные и реальные лабораторные опыты, проблемные уроки, семинары, экскурсия. Отчет о полученных знаниях учащиеся представляют в форме мини-проекта, а также решения заданий и задач к темам курса. Для систематизации и контроля степени усвоения знаний учащихся используется тетрадь на печатной основе, разработанная специально для данного курса. В ней учащиеся работают в течение урока, а также выполняют самостоятельные работы: решают задачи, тесты. Для создания курса использовались следующие материалы и литература:
Содержание программы. Урок 1. Вода, дарующая жизнь! Учащиеся смотрят фрагменты научно-публицистического фильма «Вода», в котором говорится об уникальности свойств и значении для нашей планеты воды. Урок 2. Строение молекулы воды. Физические свойства воды. Раскрывается мысль о том, что вода представляет собой субстанцию, являющуюся основой жизни. Каждое ее физическое и химическое свойство создано для жизни. Рассматриваются уникальные свойства воды, обеспечивающие жизнь на планете:
Разбирается строение молекулы воды: строение атома кислорода и водорода и образование между ними ковалентно полярных связей, строение молекулы воды с точки зрения теории гибридизации, понятие диполя, водородные связи. Исходя из строения молекулы воды, объясняется аномальность некоторых ее физических свойств. Урок 3. Химические свойства воды. Рассматриваются химические свойства воды, соответствующие требованиям жизни (высокая растворяющая способность, каталитическая и химическая активность). Разбираются: амфотерные свойства воды, окислительно-восстановительные, реакции присоединения и гидролиза. В ходе презентации, используя программу «Химия для всех – ХХI: Решение задач. Самоучитель v2.0» демонстрируются следующие виртуальные эксперименты - вода – катализатор (взаимодействие алюминия с йодом) - взаимодействие воды с активными металлами (натрием, калием, литием и кальцием) - взаимодействие воды с гидридом кальция - взаимодействие воды с карбидом кальция - взаимодействие оксида фосфора (V) и оксида кальция с водой. Лабораторные опыты: - изменение окраски индикатора в карбонате натрия, хлориде цинка и хлориде натрия; - гидратация ионов сульфата меди(II) при растворении в воде. Урок 4. Вода как растворитель. Вода – универсальный растворитель. Растворимость веществ в воде. Понятие о насыщенных, пересыщенных и ненасыщенных растворах. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от температуры воды, природы вещества и давления. Рассматривается зависимость свойств водных растворов от их состава. Решаются задачи на растворимость веществ. Демонстрационный опыт: кристаллизация ацетата натрия из пересыщенного раствора. Виртуальные лабораторные опыты: - растворимость аммиака и хлороводорода в воде (CD диск «Химия для всех – ХХ1: Решение задач. Самоучитель v2.0») - исследование растворимости солей (CD диск «Открытая химия». Версия 2.5. Автор курса – профессор МФТИ, Академии РАЕН В.В.Зеленцов) Урок 5,6. Решение задач на растворы. Разбираются и систематизируются следующие вопросы: способы выражения концентрации растворов; три способа решения задач на приготовление растворов; решение задач на расчет концентраций веществ в растворе после проведения химических реакций; приготовление растворов из кристаллогидратов. Урок 7. Теории растворов. Теория растворов Менделеева и Аррениуса. Степень диссоциации и факторы, влияющие на степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Понятие о константе диссоциации. Кислоты, основания, кислые, средние и основные соли с точки зрения теории электролитической диссоциации. Недостатки теории электролитической диссоциации. Дальнейшее развитие теории растворов: протолитическая (протонная) теория Бренстеда и электронная теория кислот и оснований Льюиса. Демонстрация виртуального эксперимента(CD-диск «Открытая химия. Версия 2.5.» В.В.Зеленцов): электропроводность некоторых кислот и оснований, а также солей получающихся в результате реакции нейтрализации между ними. Демонстрационный опыт: влияние природы вещества на его электропроводность. Урок 8. Понятие о рН. Вводится понятие о рН растворов и его значение на протекание различных процессов. Решаются задачи на расчет рН водных растворов одноосновных кислот и однокислотных оснований. Практическое задание: используя Microsoft Excel учащиеся составляют программу для расчета рН одноосновных кислот с учетом их степени диссоциации, а затем определяют значения рН некоторых кислот при заданной концентрации с использованием полученной программы. Виртуальный лабораторный опыт (программа Сhemlab 2.0.): исследование изменения окраски индикаторов в зависимости от рН среды. Лабораторный опыт: Определение рН моющих средств с помощью индикаторной бумаги. Урок 9. Влияние рН на протекание окислительно-восстановительных реакций. Проблемный урок. На уроке учащиеся работают индивидуально или по группам, под контролем учителя. Они проводят окислительно-восстановительную реакции перманганата калия с сульфитом натрия в кислой, нейтральной и щелочной среде. Затем самостоятельно, используя план работы по исследованию продуктов окислительно-восстановительной реакции и предоставленный справочный материал, записывают данные окислительно-восстановительные реакции, расставляют коэффициенты методом электронного баланса и делают выводы о влиянии рН на протекание реакции перманганата калия с сульфитом натрия. Урок 10. Гидролиз солей. Используя виртуальную практическую лабораторию (СD диск: «Химия (8-11 класс) Виртуальная лаборатория». 2004, диск 1) учащиеся проводят практические работы «Первоначальные представления о гидролизе» и «Полный гидролиз». Полученные результаты оформляются в тетради на печатной основе, на основании которой делают соответствующие выводы. Объяснение процесса гидролиза как реакции обмена между солью и водой, приводящей к образованию слабого электролита и пояснения в написании молекулярных уравнений реакций гидролиза, учитель проводит, используя соответствующую презентацию. Урок 11. Факторы, влияющие на гидролиз солей. Проблемный урок. Рассматривая реакцию гидролиза как обратимого процесса, равновесие которого можно сместить в соответствии с принципом Ле Шателье, учащиеся объясняют зависимость гидролиза от природы соли, температуры, концентрации и влияния других электролитов. Для получения соответствующих выводов учащиеся, под руководством учителя проводят виртуальные практические «Влияние разбавления на степень гидролиза» и «Влияние температуры на степень гидролиза» (СD диск: «Химия (8-11 класс) Виртуальная лаборатория». 2004, диск 1), а также лабораторные опыты «Влияние серной кислоты и гидроксида натрия на гидролиз сульфата меди(II) и карбоната натрия». Урок 12. Жесткость воды и способы ее устранения. Урок-презентация. Рассматриваются понятия о временной и постоянной жесткости и способы ее устранения. Понятие о моющих средствах. . Лабораторные опыты «Влияние жесткой воды на мыло и СМС». Решение задач на расчет жесткости воды. Урок 13. Экология гидросферы. Понятие о чистой и грязной воде. Способы очистки сточных вод. Урок-презентация. Разбираются следующие вопросы: гидрологический цикл, понятие о чистой и грязной воде, стандарты качества воды, эутрофикация водоемов, основные загрязнители воды, сточные воды и их обработка. Учащиеся получают задания к экскурсии на предприятие по очистке сточных вод. Урок 14. Экскурсия на предприятия по очистке сточных вод. Урок 15,16. Защита мини-проектов. Урок 17. Резервное время. Тематическое планирование уроков предпрофильного элективного курса «Вода, дарующая жизнь!» для учащихся 9-ых классов.
Темы для мини-проектной деятельности.
|