Скачать 101.58 Kb.
|
Тема: Физические и химические явления. Химические реакции. Дата: 20.09.2013г Цель урока: изучить физические и химические явления, их значение, сформировать понятие о химической реакции, признаках отличающих химическую реакцию от физического явления, изучить условия возникновения и протекания химической реакции. Задачи:
Тип урока: урок изучения нового материала. Оборудование и реактивы: свеча, ступка с пестиком, мел, сульфат натрия, хлорид бария, медный купорос, щелочь, сахар-песок, хим.стаканы, пробирки, штатив, воронка, бумага фильтровальная, презентация к уроку. Основные методы и приемы: демонстрационный эксперимент, объяснение, наблюдение, решение упражнений, взаимопроверка, беседа. Основные понятия: физические и химические явления, химическая реакция, условия возникновения и протекания химической реакции. Ход урока:
На столе зажженная свеча (видеослайд 1 ) стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь» Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Учитель: мы с вами изучаем науку «химия». Давайте вспомним ее определение. Предполагаемый ответ учащихся: Химия – наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения. Учитель: тема нашего урока – это как раз «явления, сопровождающие превращения». Какие явления вы наблюдаете при горении? (слайд 2) - плавление парафина ( переход из твёрдого состояния в жидкое) - затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние) Как называются такие явления? - горение парафина (свет и выделение тепла). Слайд 3 Учитель записывает тему урока на доске (слайд 3).Ученики записывают в тетрадях. Число и тему урока.«Физические и химические явления. Химические реакции.» Цель нашего урока – изучить подробнее эти явления. (слайд 4). Итак сегодня мы должны:(слайд 5). • определить • сущность физических и химических явлений • отметить • значение физических и химических явлений • выявить • признаки химических реакций • рассмотреть • условия возникновения и протекания реакций Это будет планом нашего урока. 2.Изучение нового материала. ( мин) Слайд 7 Учитель: как вы думаете – все ли явления в природе одинаковы, по сути? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает, что все явления, по сути, сходны или одинаковы, а теперь те, кто считает, что явления отличаются. Кто может объяснить свой выбор?В ходе беседы обсуждаются ответы учащихся – ход обсуждения сводится к объяснению нового материала на основе жизненного опыта учащихся.Все окружающие нас предметы состоят из разнообразных веществ, которые могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии. Железо, сахар, поваренная соль при обычных условиях- твердые вещества, вода и спирт – жидкости, воздух – это смесь газов. Но остаются ли вещества неизменными? Что например происходит с водой, вынесенной на мороз , или со спичкой, если ее поджечь, или с упавшим в лесу деревом?Ответить на эти вопросы нетрудно: вода, вынесенная на мороз замерзает, подожженная спичка сгорает, упавшее дерево постепенно разрушается в результате гниения древесины.Иногда вещества изменяются так медленно, что кажутся как бы неизменными. Если оставить во влажном воздухе железный гвоздь, то первое время создается впечатление, что с ним ничего не происходит. Но пройдет время и мы увидим, что гвоздь покрылся бурой ржавчиной: на поверхности железа под влиянием влажного воздуха образовалось новое вещество. В природе нет неизменные веществ. Даже построенные из самых прочных материалов здания, корабли и мосты постепенно разрушаются, и поэтому время от времени их надо восстанавливать. Мы живем в постепенно изменяющемся мире. Вам, наверно известно изречение: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» Почему? Да потому, что в ней ежесекундно происходят какие –то изменения. Да и планета Земля, на которой мы живем, не остается неизменной: возникают и исчезают горные хребты, сближаются и расходятся материки, мелеют реки и моря. Различные изменения, происходящие с веществами- явления. (пишут определение в тетрадь)слайд 8 Учащиеся открывают учебник, находят стр.11читают и записывают определения в тетрадь виде схемы 4. Первичное закрепление знаний осуществляется ввиде постановке 2-х вопросов и ответов на них в паре.2мин Различают два вида явлений в природе: физические и химические. Физическими называют явления, при которых у веществ изменяется форма, агрегатное состояние или температура. При физическом явлении могут изменяться все три названных параметра или отдельно каждый из них. Химическими называют явления, при которых образуются новые вещества с новыми свойствами. Запишите в рабочие тетради определения физических и химических явлений. Химические явления чаще называют химическими реакциями, т.е. химические реакции – это химические явления. Давайте теперь на практике попробуем определить, какие явления являются физическими, а какие – химическими. Физкультминутка. (слайд 9) Помощь ассистентов. Правила ТБ. Опыт №1. В ступку поместили кусочек мела и растерли его пестиком. Что наблюдаем? Ответ: измельчение вещества, его переход из кристаллического состояния в порошкообразное.Вывод: само вещество (мел) при растирании не изменяется, изменяется только его физическое состояние. Опыт №2. Разрезание бумаги. Опыт №3. Диффузия перманганата калия. Опыт №4. Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи – химическое явление – образование нового вещества (голубого осадка) с новыми свойствами. Опыт №5. К раствору сульфата натрия прильем раствор хлорида бария. Наблюдается образование белого осадка. Произошла химическая реакция. Видеослайды слайд (10-18) Учитель. По каким признакам вы определяли, какое явление – химическое или физическое происходит? В результате беседы подводится итог – признаки химических реакций (явлений), который записывается учащимися в рабочую тетрадь: Признаки химических реакций: (слайд 19-20)
Условия протекания:
электрическим током Облучение светом Значение химических реакций. Сообщение учащегося. А) Химические реакции лежат в основе жизни всех живых организмов. Назовите химический процесс, который вы изучали на уроках биологии, обеспечивающий существование всех живых организмов на Земле? (фотосинтез) Химические реакции используются в быту. Ни одно производство не обходится без химических процессов. Если химические реакции приносят пользу, то как их можно вызвать, какие условия необходимо создать для возникновения и протекания реакций.
Взаимопроверка, в паре меняются тетрадями. Установите соответствие: Вариант 1 Физические явления: _______ Химические явления: _______
Ответы: Физические явления: 1, 3, 5, 6, 8,10 Химические явления: 2, 4, 7, 9 Установите соответствие: Вариант 2 Физические явления: _______ Химические явления: _______
Ответы: Физические явления: 1, 3, 5, 7, 9 Химические явления: 2, 4, 6, 8, 10 Учитель обращает внимание на поставленные задачи в начале урока и спрашивает: «Справились ли мы с поставленными задачами?» • Взаимопроверка и выставление оценок Поднимите руку, кто получил «5», «4» - «Молодцы» Остальным необходимо поработать еще дома.
§3 №11-13 стр.13 Привести примеры химических явлений, которые встречаются в трудовой деятельности ваших родителей, в домашнем хозяйстве или сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях.(выставление оценок, сообщений, ассистентам). 5.Рефлексия. ( мин) В ходе урока вы пытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие ученые прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались. Вы же с помощью опытов нашли свою истину. 1. Сегодня я понял … 2. Теперь я могу… 3. Я приобрел…. 4. Меня удивило … 5. Я попробую … 6. Мне захотелось…Что интересного было на уроке?Ваше впечатление?Выводы? Подведение итогов (2мин) Слайд 23-24. Подвести итоги нашего урока можно словами Р.Ролана (учащиеся зачитывают слова): «Высокая цель человека науки проникать в самую сущность наблюдаемых явлений, понимать их сокровенные силы, их законы и течения чтобы управлять ими». 5. Учитель зажигает свечу. Читает отрывок стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь» Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела… И все терялось в снежной мгле, Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела. 6. «…я могу только выразить вам свое пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, то есть могли быть светочем для окружающих, и что бы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и производительно выполняли свой долг перед человечеством»Майкл Фарадей, англ.ученый Какие у вас ко мне вопросы?Урок закончен.Всем спасибо! Тема: «Физические и химические реакции» Вариант 1 Установить соответствие. Физические явления: _______ Химические явления: _______
10.Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек Вариант 2 Установить соответствие. Физические явления: _______ Химические явления: _______
|