Скачать 66.79 Kb.
|
Смоленский район Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Богородицкая СОШ» Конспект урока химии в 9 классе «Кислород. Оксиды» Учитель Шапорина В.Л 2013 год Тема урока «Кислород. Оксиды» Тип урока. Урок усовершенствования знаний, обобщение знаний. Цели: - Образовательные (предметные):
- Развивающие (метапредметные):
- Воспитывающие (личностные):
Оборудование: Линзы, опорный конспект «Кислород. Оксиды», опорный конспект «Применение кислорода», таблица «Преломление света», реактивы: KMnO4, C2H5OH, H2O, H2O2,MnO2, S, Mg, ложка для сжигания веществ, пробирки, штатив, спиртовка, лучинка, спички, проектор, ноутбук. Дополнительная литература:
Ход урока
а) ? Дайте характеристику кислороду по положению в Периодической системе. а) Работа с опорным конспектом «Кислород. Оксиды» (1. Пункт)
Первый ученик кратко передает сюжет повести А. Беляева « Продавец воздуха». Зачитывает свойства жидкого кислорода, в котором твердый спирт не горит, а взрывается от удара. Эфир замерзает в кристаллическую массу. Каучуковая трубка становится твердой и хрупкой. Живые цветы приобретают вид фарфоровых изделий. И фетровую шляпу можно разбить на куски, как фарфор. Учитель. Этот фантастический сюжет основывается на реальных процессах. Температура кипения жидкого кислорода – 183*С, таким образом получали кислород в промышленности.
Второй ученик кратко рассказывает сюжет повести Ж. Верна «Опыт Доктора Окса». Жюль Верн в повести предлагает способы получения кислорода в лаборатории. Зачитывает отрывок: «Доктор Окс не пользовался марганцовокислым калием, а попросту разлагал слегка подкисленную воду с помощью изобретенной им батареи. Электрический ток проходил сквозь большие чаны, наполненные водой, которая и разлагалась на составные элементы – кислород и водород». Задание. Ученик работает у доски. Дописать уравнения реакций: KMnO4 = ? + ? +? H2O = ? + ? а) Работа с опорным конспектом «Кислород. Оксиды» (пункт 2). Какие еще способы известны? (1 ученик работает у доски) HgO = ? + ? H2O2 = ? + ? KClO3 =? + ? Проверяем правильность написания уравнений реакций. Делаем вывод. Кислород получают:
Демонстрационный опыт. Разложение пероксида водорода.
а) Работа с опорным конспектом «Кислород. Оксиды» (пункт 2, 3) б) Третий ученик читает текст разговора доктора Окса и его ассистента о составе воздуха над городом: « 79 частей азота, 21 часть кислорода и водяные пары в переменных количествах» Учитель. Какие вещества еще, кроме указанных, входят в состав воздуха? в) Ученик делает сообщение «Инертные газы»
а) Работа с опорным конспектом (пункт 4.) б) Демонстрационный опыт. Разложение перманганата калия. Горение серы, магния, угля в кислороде. Учитель. Какие вещества образуются при взаимодействии металлов, неметаллов, сложных веществ с кислородом? Ученик у доски вместе с классом записывает уравнения реакций: 1S +1O2 =SO2 – оксид S(IV) S0 –4е> S+4 – окисление, восстановитель O02 +4е->2O-2 – восстановление, окислитель Mg + O2 -> MgO – оксид Mg 2Mg0 +1O20 ->2 Mg+2 O-2 Mg0 –2e >Mg+2 2 2 - окисление, восстановитель O20 +4e- >2O-2 4 1 – восстановление, окислитель Учитель. Реакции металлов, неметаллов, сложных веществ с кислородом протекают очень часто с выделением большого количества теплоты и сопровождаются воспламенением - реакции горения. Учитель. Давайте выйдем из-за парты, разомнем руки, ноги. Физкультминутка.(1 – 2 мин) Четвертый ученик кратко рассказывает сюжет повести Ж.В. «Таинственный остров», зачитывает отрывок о зажигании костра при помощи линзы. Учитель. Какова функция линзы? Демонстрация линзы. Ученик. Фокусирует солнечные лучи. Учитель. Такой линзой может быть обычная бутылка, брошенная в лесу нерадивыми туристами, что может быть причиной лесных пожаров. Учитель. Каковы условия возникновения пожара? Ученик: а) Доступ кислорода б) Достижение температуры воспламенения Демонстрационный опыт «Несгораемый платок» Учитель. Почему платок не загорелся? Но гораздо больше усилий нужно приложить, чтобы погасить пламя. Пятый ученик зачитывает сцену тушения пожара из книги «Унесенные ветром»: « Скарлет сунула ковер в бадью, и, набрав побольше воздуха в легкие, ринулась снова в темную от дыма кухню, плотно захлопнув за собой дверь. Целую, как ей показалось, вечность, она, кашляя, задыхаясь, кружилась по кухне. Била и била мокрым ковром по струйкам огня, змеившимся вокруг нее». Учитель. Каковы же условия прекращения горения? 6. Применение кислорода а) Работа с опорным конспектом «Применение кислорода» Учитель. Какие два свойства лежат в основе применения кислорода? Ученик: а) поддерживает горение б) необходим для дыхания 3. Закрепление. Самостоятельная работа (10 мин) (текст работы высвечивается на экране) I - вариант 1) Выпишите из предложенных формул только формулы оксидов. Назовите оксиды: HNO3, CaO, NaOH, H2O, CH4, P2O5, SO2, Fe2O3. 2) Допишите уравнения реакций, составьте электронный баланс. … + O2 = CuO P + O2 = S + … =SO2 ZnS +… = SO2 + … CH3OH +… =CO2 + H2O II- вариант 1) Выпишите из предложенных формул только формулы оксидов. Назовите оксиды: HCl, MgO, KOH, Na2O, NH3, N2O5, CO2, Al2O3. 2) Допишите уравнения реакций, составьте электронный баланс. … + O2 =MgO Al + O2 = C + … =CO2 H2S + … =SO2 + … C2H5OH + … = CO2 + H2O 4.Подведение итогов. Рефлексия. (2 – 3 мин) 1) Что нового вы для себя узнали на уроке? 2) Что вас удивило? 3) Что урок дал вам для жизни? 4) Что было трудно? 5) Что было интересно? 5.Д/З:§ 21. Упр.№ 1, 2 – обязательно (1мин) - дополнительное – сообщение «Применение кислорода» - творческое – кроссворд по теме «Кислород» |