Методическая система работы учителя иностранного языка Теплоуховой О. С





Скачать 93.51 Kb.
НазваниеМетодическая система работы учителя иностранного языка Теплоуховой О. С
Дата публикации23.06.2014
Размер93.51 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Методическая система работы

учителя иностранного языка Теплоуховой О.С.

Теплоухова О. С.

учитель английского языка

высшей квалификационной категории

МКОУ «Шатровская СОШ»

с. Шатрово Шатровского района Курганской области
«Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить».

А. Дистервег

Методическая система учителя – достаточно новое понятие в педагогике, теоретическое обоснование которого дано лишь в последние 5 лет. Но если рассматривать это понятие как совокупность компонентов: цели, методический стиль и организационные формы, необходимые для педагогического воздействия на формирование личности ученика и на реализацию учебно-воспитательного процесса, - без сомнения, можно утверждать, что каждый педагог-профессионал владеет собственной методической системой.

За 30 лет работы в школе выработала свою методическую систему работы.

Ведущая идея моей системы состоит в том, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, которая превращала бы ученика в субъекта, заинтересованного в учении, антиципированного на завершение учебной деятельности.  Тщательно изучаю инновационные технологии, создаю информационный «банк» способов, приёмов и решений педагогических задач, определяю для себя основные идеи методики преподавания. Стараюсь углубить практико-ориентированный характер обучения, основной чертой которого на моих уроках является интегрированная деятельность учителя и учащихся.

Я считаю, что учитель должен владеть умениями теоретически обосновывать отбор учебного материала и группировать его с учетом современных методических подходов, проводить отбор и модификацию учебных пособий, обосновывать выбор структуры урока и управлять усвоением учебного материала, проводить корректировку целей урока, оценивать организацию урока, выделять внешние факторы, влияющие на результативность обучения. Методическое мастерство учителя проявляется в четком и ясном видении на языке целей требований образовательного стандарта, видении нового уровня, на который должен быть выведен ученик при реализации данной цели. При этом одновременно с формулированием цели обеспечивается и ее диагностируемость.

Моя методическая система обеспечивает выполнение целого ряда функций:

  1. Гносеологическая функция направлена на познание образовательного процесса как объекта конструирования; на изучение конкретных технологий; на создание информационного «банка» способов, приемов решения психолого-педагогических задач; на осознание учителем самого себя, своих индивидуально-психологических особенностей в профессиональной деятельности.

  2. Гуманистическая функция направлена на утверждение в педагогической практике ценности личности ребенка, на установление позитивной концепции «Я успешен». Основную воспитательную задачу урока я вижу в формировании сознания собственного достоинства и уважительного отношения к достоинству людей, в формировании потребности и способности понимать чужие точки зрения, достигать согласия и сотрудничать в условиях различия взглядов и убеждений.

  3. Проектировочная функция проявляется в технологическом обеспечении учебно-воспитательного процесса, т.е. в проектировании содержания, форм, методов и практической деятельности участников педагогического процесса, выборе наиболее эффективных педагогических, методических приемов разрешения конкретных ситуаций.

  4. Нормативная функция поддерживает соблюдение педагогических норм, выполняющих функцию ценностей в педагогической деятельности, обусловливает учет существующих требований, правил к проектированию учебно-воспитательного процесса, к осуществлению конкретных педагогических технологий, обеспечивает целенаправленную деятельность по реализации образовательного стандарта.

  5. Рефлексивная функция является одной из самых важных, обеспечивает осмысление учителем основ своей деятельности, в ходе которой осуществляется оценка и переоценка своих способностей, ошибок и возможностей, создание условий для рефлексии.

Идя на урок, ставлю перед собой задачи:

•помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход (здоровьесберегающие технологии) при обучении и воспитании;

•развивать у учащихся коммуникативные компетенции;

•формировать умения решать проблемы;

•обеспечить включение каждого ребенка во время учебно-воспитательного процесса в разные виды деятельности

В образовательном процессе я стараюсь опираться на использование передовых технологий обучения: проблемное обучение, метод проектов, информационно-коммуникационные технологии, технологию модульного обучения, опережающее и дифференцированное обучение, а также практико-ориентированный и деятельностный подход. Работаю над развитием творческих способностей детей. Именно эти технологии обеспечивают высокий результат моей профессиональной деятельности.

Проектная технология

Учащиеся, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняют собственный проект, решают какую-нибудь практическую образовательную задачу.

В основу образовательного проекта положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся.

Что необходимо учащимся для успеха?

    • Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи

    • Уметь работать в команде и обладать навыками общения

    • Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них

    • Эффективно использовать знания реальной жизни

    • Компьютерная грамотность


Учащиеся, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняют собственный проект, решают какую-нибудь практическую образовательную задачу.

В основу образовательного проекта положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся.

На уроках с использованием проектной технологии я ставлю перед собой цели:

  • научить самостоятельному достижению результата;

  • научить предвидеть проблемы, пути их решения;

  • сформировать умение ориентироваться в информацион­ном пространстве:

  • научить работать с источниками информации, выделять главное, анализировать и систематизировать информацию;

  • сформировать навыки проведения иссле­дований;

  • сформировать навыки работы и делового общения в группе;

  • сформировать навыки защиты и представления своей работы.


Модульная технология

Используя модульную технологию обучения, ставлю ученика в условия, когда он сам должен добывать знания с помощью предоставленной ему информации, формировать навыки оперирования учебным материалом, пользуясь данными ему инструкциями. Составляю инструкции-«путеводители», которые, как лоцман, ведут учеников по морю информации, указывая наиболее эффективный маршрут. С помощью «путеводителя» управляю учебной деятельностью учащихся, постоянно поощряю и мотивирую их самостоятельную работу, при этом возрастает и мотивация обучающихся в изучении предмета.

Работа по модульной технологии необходима для будущей учёбы и профессиональной деятельности обучающихся.

Реализация модульной технологии предусматривает три цикла:

цикл первичного ознакомления с новым материалом по «путеводителю»;

цикл самостоятельной аудиторной или внеклассной работы и самоконтроля по ключам

(мягкий контроль);

цикл итогового (выходного) контроля в классе. Итоговый контрольный тест по всему пройденному материалу. Анализ проделанной работы.
Технология развития критического мышления

Используя технологию развития критического мышления на своих уроках, я поняла, что это делает процесс обучения более эффективным. Ведь каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, духовной раскрепощённости. Поэтому приходится постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявили живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираясь на интуицию и подсознание. И именно технология критического мышления помогает мне в этом. Данная технология развивает компетенции:

  • анализировать и делать аргументированные выводы;

  • выдвигать гипотезы;

  • обобщать информацию и применять полученные знания при решении разнообразных проблем;

  • сопоставлять информацию из разных источников;

  • структурировать иноязычную информацию;

  • оценивать информацию;

  • формировать свою точку зрения;

  • ставить перед собой задачи и осуществлять планомерный поиск ответов;

  • формировать навыки письма.

Используемые технологии (их элементы) дают возможность заменить малоэффективный вербальный способ передачи знаний системно-деятельностным подходом; способствуют учету и использованию психофизиологических особенностей обучаемых; дают возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения. Технологический подход к планированию и организации учебно-воспитательного процесса создаёт условия для эффективного формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, а также обобщённых способов осуществления учебной деятельности и способности использовать приобретённые предметные знания и опыт в практической и творческой деятельности для решения задач реальной жизни.

Я использую как традиционные, так и нетрадиционные типы уроков. Моя методическая копилка насчитывает десятки оригинальных разработок уроков и внеклассных мероприятий, где наряду с традиционными встречаются и нестандартные формы занятий: урок-игра, урок-путешествие, урок-театр, урок-концерт, интегрированные уроки, урок-мастерская и другие.

Сложилась своя система начала урока. Это, как правило, предложение обсудить текущие события, решить проблему, найти выход из ситуации, определить тему урока по пословице, стихотворению, мини-рассказу, разгадав кроссворд и т. д.

В необычной форме провожу фонетическую зарядку. Часто это повторение за диктором или учителем устойчивых выражений, пословиц, стишков. Иногда в роли диктора выступает подготовленный ученик, что очень привлекает детей, концентрирует их внимание.

Проводимые мною речевые зарядки не только связываю с темой урока, но и всегда со страноведческим материалом, с использованием речевых клише.

Много работаю над развитием творческих способностей обучающихся. Подбираю интересные стихи к темам уроков, и предлагаю на выбор – либо выучить, либо попытаться перевести с английского на русский язык в стихотворной форме. Попытки перевести предпринимают многие, приветствую все пробы пера. Те стихи, которые получились не очень удачными, мы разбираем с автором после уроков, находим недостатки, попытка повторяется, но уже с более удачным результатом. Мною издана брошюра с детскими переводами стихов. Дети очень гордятся своими первыми попытками стихосложения. Брошюра распространена среди моих воспитанников большим тиражом.

Домашние задания даю с учётом способностей и развитием ребёнка. Дети привыкли к разноуровневым заданиям. Им нравится, что они имеют возможность выбора задания на определённую отметку.

Всегда по-разному заканчиваю урок. Детям нравятся элементы неожиданности, нестандартности. Заканчиваем урок организованно и всегда с улыбкой. Как, впрочем, и начинаем.

Совместно с учениками создан богатейший и разнообразный инструментарий:

1. педагогический – пакет дидактических материалов, памятки, пособия для учащихся, учебно-наглядные средства, интерактивные средства обучения, рабочие тетради и т.д.;

2. диагностический - пакет обычных и компьютерных тестов; контрольные, диагностические работы; материалы для итоговой и промежуточной аттестации; сборники экзаменационных заданий; темы докладов, рефератов, творческих заданий для учащихся.

Стараюсь углубить практико-ориентированный характер обучения на уроках английского языка, основной чертой которого является интегрированная деятельность учителя и учащихся. На уроках стараюсь создавать открытое информационное , деятельностное и коммуникативное пространство, ориентируя детей на активизацию познавательной деятельности, чертами которой являются

  • Проблемность,

  • Наглядность,

  • Эмоциональность,

  • Высокая активность обучающихся на уроках.

Мою методическую систему, мне кажется, условно можно отнести к творческому типу, в котором ведущими являются цели-ценности, индивидуально-творческий и рефлексивно-оценочный элементы в методическом стиле, комбинирование инновационных организационных форм с традиционными.

Сложившаяся система работы  позволяет:

  • Планомерно, в определенной последовательности, повторить наиболее важные сведения о языке;

  • Выполнить определенные типы заданий по отработке необходимых навыков;

  • Сформировать у учащихся предметные компетенции;

  • Воспитать и обучить конкурентоспособную личность.


Знания обучающихся приобретают качества системности, умения и навыки общения становятся комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, достигается всестороннее развитие личности.
Статья расположена на сайте Шатровской СОШ по электронному адресу:

shatshkola.ucoz.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая система работы учителя иностранного языка Теплоуховой О. С iconСистема работы учителя на уроках английского языка по формированию коммуникативной компетенции
В статье описаны некоторые особенности, достоинства и недостатки аудирования как основного средства для формирования коммуникативных...
Методическая система работы учителя иностранного языка Теплоуховой О. С iconАнализ работы мо учителей иностранного языка мобу сош №1 с. Бураево за 2012-2013 учебный год
Тема деятельности методического объединения учителей иностранного языка на 2012-2013 учебный год: «Профессиональное развитие учителя...
Методическая система работы учителя иностранного языка Теплоуховой О. С iconИ. А. Краснощекова учитель иностранного языка цо№1458 ювао г. Москвы...
Требования к оформлению отчета по производственной (преддипломной) практике 12
Методическая система работы учителя иностранного языка Теплоуховой О. С icon«Творчество и самостоятельная работа учащихся на уроках иностранного...
Из опыта работы Костиной Галины Александровны, учителя иностранного языка моу «Прохоровская гимназия»
Методическая система работы учителя иностранного языка Теплоуховой О. С iconМетодическая разработка урока по теме «Двоичная система счисления»
Гоу основная общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка
Методическая система работы учителя иностранного языка Теплоуховой О. С iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вниманию учителей иностранного языка! Подведены итоги областных конкурсов на лучшую методическую разработку «Интеграция современных...
Методическая система работы учителя иностранного языка Теплоуховой О. С iconОпыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности...
Обобщение и распространение опыта работы учителя немецкого языка Гамаюновой Л. В
Методическая система работы учителя иностранного языка Теплоуховой О. С iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мы, учителя иностранного языка, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Считаю, что...
Методическая система работы учителя иностранного языка Теплоуховой О. С iconАнализ работы мо учителей английского языка за 2012-2013 учебный год
Мо учителей иностранного языка работало над научно-методической темой: «Личностно-ориентированный подход в обучении иностранного...
Методическая система работы учителя иностранного языка Теплоуховой О. С iconПлан работы районного объединения учителей иностранного языка на 2012-2013 учебный год. Проблема
Проблема: Обеспечение эффективности учебной деятельности на уроке иностранного языка посредством использования современных образовательных...
Методическая система работы учителя иностранного языка Теплоуховой О. С iconПлан работы методического объеденения учителей иностранного языка мбоу «сош№48»
«Педагогическое мастерство и творчество учителя как средство развития личности ученика»
Методическая система работы учителя иностранного языка Теплоуховой О. С iconСоциокультурная компетенция учителя иностранного языка Материалы...
Уральского государственного педагогического университета в ноябре 2009 года. Сборник адресован преподавателям иностранного языка...
Методическая система работы учителя иностранного языка Теплоуховой О. С iconАфанасьева О. В., Михеева И. В. Английский язык
Методическая тема мо: «Совершенствование профессиональной компетентности педагога в организации комплексной работы по здоровьесбережению...
Методическая система работы учителя иностранного языка Теплоуховой О. С iconМетодическая разработка по теме «Использование краеведческого материала...
Актуальность использования краеведения на уроках иностранного языка
Методическая система работы учителя иностранного языка Теплоуховой О. С iconАнализ работы мо учителей иностранного языка гбоу сош 1287 за I полугод
Международного бакалавриата (IB). Главной задачей мо учителей иностранного языка в 2013-2014 учебном году стала: Продолжение работы...
Методическая система работы учителя иностранного языка Теплоуховой О. С iconТест по теории и методике преподавания иностранного и второго иностранного языка
Тема: №1 «Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск