Скачать 93.51 Kb.
|
Методическая система работы учителя иностранного языка Теплоуховой О.С. Теплоухова О. С. учитель английского языка высшей квалификационной категории МКОУ «Шатровская СОШ» с. Шатрово Шатровского района Курганской области «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить». А. Дистервег Методическая система учителя – достаточно новое понятие в педагогике, теоретическое обоснование которого дано лишь в последние 5 лет. Но если рассматривать это понятие как совокупность компонентов: цели, методический стиль и организационные формы, необходимые для педагогического воздействия на формирование личности ученика и на реализацию учебно-воспитательного процесса, - без сомнения, можно утверждать, что каждый педагог-профессионал владеет собственной методической системой. За 30 лет работы в школе выработала свою методическую систему работы. Ведущая идея моей системы состоит в том, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, которая превращала бы ученика в субъекта, заинтересованного в учении, антиципированного на завершение учебной деятельности. Тщательно изучаю инновационные технологии, создаю информационный «банк» способов, приёмов и решений педагогических задач, определяю для себя основные идеи методики преподавания. Стараюсь углубить практико-ориентированный характер обучения, основной чертой которого на моих уроках является интегрированная деятельность учителя и учащихся. Я считаю, что учитель должен владеть умениями теоретически обосновывать отбор учебного материала и группировать его с учетом современных методических подходов, проводить отбор и модификацию учебных пособий, обосновывать выбор структуры урока и управлять усвоением учебного материала, проводить корректировку целей урока, оценивать организацию урока, выделять внешние факторы, влияющие на результативность обучения. Методическое мастерство учителя проявляется в четком и ясном видении на языке целей требований образовательного стандарта, видении нового уровня, на который должен быть выведен ученик при реализации данной цели. При этом одновременно с формулированием цели обеспечивается и ее диагностируемость. Моя методическая система обеспечивает выполнение целого ряда функций:
Идя на урок, ставлю перед собой задачи: •помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход (здоровьесберегающие технологии) при обучении и воспитании; •развивать у учащихся коммуникативные компетенции; •формировать умения решать проблемы; •обеспечить включение каждого ребенка во время учебно-воспитательного процесса в разные виды деятельности В образовательном процессе я стараюсь опираться на использование передовых технологий обучения: проблемное обучение, метод проектов, информационно-коммуникационные технологии, технологию модульного обучения, опережающее и дифференцированное обучение, а также практико-ориентированный и деятельностный подход. Работаю над развитием творческих способностей детей. Именно эти технологии обеспечивают высокий результат моей профессиональной деятельности. Проектная технология Учащиеся, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняют собственный проект, решают какую-нибудь практическую образовательную задачу. В основу образовательного проекта положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся. Что необходимо учащимся для успеха?
Учащиеся, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняют собственный проект, решают какую-нибудь практическую образовательную задачу. В основу образовательного проекта положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся. На уроках с использованием проектной технологии я ставлю перед собой цели:
Модульная технология Используя модульную технологию обучения, ставлю ученика в условия, когда он сам должен добывать знания с помощью предоставленной ему информации, формировать навыки оперирования учебным материалом, пользуясь данными ему инструкциями. Составляю инструкции-«путеводители», которые, как лоцман, ведут учеников по морю информации, указывая наиболее эффективный маршрут. С помощью «путеводителя» управляю учебной деятельностью учащихся, постоянно поощряю и мотивирую их самостоятельную работу, при этом возрастает и мотивация обучающихся в изучении предмета. Работа по модульной технологии необходима для будущей учёбы и профессиональной деятельности обучающихся. Реализация модульной технологии предусматривает три цикла: цикл первичного ознакомления с новым материалом по «путеводителю»; цикл самостоятельной аудиторной или внеклассной работы и самоконтроля по ключам (мягкий контроль); цикл итогового (выходного) контроля в классе. Итоговый контрольный тест по всему пройденному материалу. Анализ проделанной работы. Технология развития критического мышления Используя технологию развития критического мышления на своих уроках, я поняла, что это делает процесс обучения более эффективным. Ведь каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, духовной раскрепощённости. Поэтому приходится постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявили живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираясь на интуицию и подсознание. И именно технология критического мышления помогает мне в этом. Данная технология развивает компетенции:
Используемые технологии (их элементы) дают возможность заменить малоэффективный вербальный способ передачи знаний системно-деятельностным подходом; способствуют учету и использованию психофизиологических особенностей обучаемых; дают возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения. Технологический подход к планированию и организации учебно-воспитательного процесса создаёт условия для эффективного формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, а также обобщённых способов осуществления учебной деятельности и способности использовать приобретённые предметные знания и опыт в практической и творческой деятельности для решения задач реальной жизни. Я использую как традиционные, так и нетрадиционные типы уроков. Моя методическая копилка насчитывает десятки оригинальных разработок уроков и внеклассных мероприятий, где наряду с традиционными встречаются и нестандартные формы занятий: урок-игра, урок-путешествие, урок-театр, урок-концерт, интегрированные уроки, урок-мастерская и другие. Сложилась своя система начала урока. Это, как правило, предложение обсудить текущие события, решить проблему, найти выход из ситуации, определить тему урока по пословице, стихотворению, мини-рассказу, разгадав кроссворд и т. д. В необычной форме провожу фонетическую зарядку. Часто это повторение за диктором или учителем устойчивых выражений, пословиц, стишков. Иногда в роли диктора выступает подготовленный ученик, что очень привлекает детей, концентрирует их внимание. Проводимые мною речевые зарядки не только связываю с темой урока, но и всегда со страноведческим материалом, с использованием речевых клише. Много работаю над развитием творческих способностей обучающихся. Подбираю интересные стихи к темам уроков, и предлагаю на выбор – либо выучить, либо попытаться перевести с английского на русский язык в стихотворной форме. Попытки перевести предпринимают многие, приветствую все пробы пера. Те стихи, которые получились не очень удачными, мы разбираем с автором после уроков, находим недостатки, попытка повторяется, но уже с более удачным результатом. Мною издана брошюра с детскими переводами стихов. Дети очень гордятся своими первыми попытками стихосложения. Брошюра распространена среди моих воспитанников большим тиражом. Домашние задания даю с учётом способностей и развитием ребёнка. Дети привыкли к разноуровневым заданиям. Им нравится, что они имеют возможность выбора задания на определённую отметку. Всегда по-разному заканчиваю урок. Детям нравятся элементы неожиданности, нестандартности. Заканчиваем урок организованно и всегда с улыбкой. Как, впрочем, и начинаем. Совместно с учениками создан богатейший и разнообразный инструментарий: 1. педагогический – пакет дидактических материалов, памятки, пособия для учащихся, учебно-наглядные средства, интерактивные средства обучения, рабочие тетради и т.д.; 2. диагностический - пакет обычных и компьютерных тестов; контрольные, диагностические работы; материалы для итоговой и промежуточной аттестации; сборники экзаменационных заданий; темы докладов, рефератов, творческих заданий для учащихся. Стараюсь углубить практико-ориентированный характер обучения на уроках английского языка, основной чертой которого является интегрированная деятельность учителя и учащихся. На уроках стараюсь создавать открытое информационное , деятельностное и коммуникативное пространство, ориентируя детей на активизацию познавательной деятельности, чертами которой являются
Мою методическую систему, мне кажется, условно можно отнести к творческому типу, в котором ведущими являются цели-ценности, индивидуально-творческий и рефлексивно-оценочный элементы в методическом стиле, комбинирование инновационных организационных форм с традиционными. Сложившаяся система работы позволяет:
Знания обучающихся приобретают качества системности, умения и навыки общения становятся комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, достигается всестороннее развитие личности. Статья расположена на сайте Шатровской СОШ по электронному адресу: shatshkola.ucoz.ru |
Система работы учителя на уроках английского языка по формированию коммуникативной компетенции В статье описаны некоторые особенности, достоинства и недостатки аудирования как основного средства для формирования коммуникативных... | Анализ работы мо учителей иностранного языка мобу сош №1 с. Бураево за 2012-2013 учебный год Тема деятельности методического объединения учителей иностранного языка на 2012-2013 учебный год: «Профессиональное развитие учителя... | ||
И. А. Краснощекова учитель иностранного языка цо№1458 ювао г. Москвы... Требования к оформлению отчета по производственной (преддипломной) практике 12 | «Творчество и самостоятельная работа учащихся на уроках иностранного... Из опыта работы Костиной Галины Александровны, учителя иностранного языка моу «Прохоровская гимназия» | ||
Методическая разработка урока по теме «Двоичная система счисления» Гоу основная общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вниманию учителей иностранного языка! Подведены итоги областных конкурсов на лучшую методическую разработку «Интеграция современных... | ||
Опыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности... Обобщение и распространение опыта работы учителя немецкого языка Гамаюновой Л. В | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мы, учителя иностранного языка, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Считаю, что... | ||
Анализ работы мо учителей английского языка за 2012-2013 учебный год Мо учителей иностранного языка работало над научно-методической темой: «Личностно-ориентированный подход в обучении иностранного... | План работы районного объединения учителей иностранного языка на 2012-2013 учебный год. Проблема Проблема: Обеспечение эффективности учебной деятельности на уроке иностранного языка посредством использования современных образовательных... | ||
План работы методического объеденения учителей иностранного языка мбоу «сош№48» «Педагогическое мастерство и творчество учителя как средство развития личности ученика» | Социокультурная компетенция учителя иностранного языка Материалы... Уральского государственного педагогического университета в ноябре 2009 года. Сборник адресован преподавателям иностранного языка... | ||
Афанасьева О. В., Михеева И. В. Английский язык Методическая тема мо: «Совершенствование профессиональной компетентности педагога в организации комплексной работы по здоровьесбережению... | Методическая разработка по теме «Использование краеведческого материала... Актуальность использования краеведения на уроках иностранного языка | ||
Анализ работы мо учителей иностранного языка гбоу сош 1287 за I полугод Международного бакалавриата (IB). Главной задачей мо учителей иностранного языка в 2013-2014 учебном году стала: Продолжение работы... | Тест по теории и методике преподавания иностранного и второго иностранного языка Тема: №1 «Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных... |