И. А. Краснощекова учитель иностранного языка цо№1458 ювао г. Москвы Интегративные возможности взаимодействия учителя-логопеда и учителя иностранного языка в процессе обучения детей с недостатками речи в общеобразовательной школе





Скачать 65.88 Kb.
НазваниеИ. А. Краснощекова учитель иностранного языка цо№1458 ювао г. Москвы Интегративные возможности взаимодействия учителя-логопеда и учителя иностранного языка в процессе обучения детей с недостатками речи в общеобразовательной школе
Дата публикации06.07.2013
Размер65.88 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Литература > Анализ
И.А. Краснощекова учитель иностранного языка ЦО№1458 ЮВАО г. Москвы

Интегративные возможности взаимодействия учителя-логопеда и учителя иностранного языка в процессе обучения детей с недостатками речи в общеобразовательной школе

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения является важной составляющей потенциального социального, культурного и экономического благополучия страны. В связи с этим организация здоровьесберегающей деятельности в системе образования в целом и в школьных образовательных учреждениях, в частности, приобретает общегосударственную важность. Вышесказанное показывает острую потребность в реализации комплексной системы оценки показателей адаптации, здоровья и развития учащегося общеобразовательной школы с учетом критических (сенситивных) периодов онтогенеза с тем, чтобы полученные результаты могли быть учтены и использованы педагогами, родителями и учениками в ходе их жизни и дальнейшей специально организованной деятельности.

Анализ литературы по данной проблеме показал, что содержание мониторинга состояния здоровья и адаптации воспитанников и учащихся, как правило, направлено на исследование социального благополучия, психологического развития, психофизиологического статуса испытуемых, характеристики их физического развития и функционального состояния, а также - на изучение определенных показателей психолого-педагогического и физиологического сопровождения образовательного процесса (Э.М. Казин, И.М. Воронцов, И.А. Свиридова, О.Г. Красношлыкова, Т.Н. Семенкова, М.М. Безруких, А.И. Федоров, Е.В. Белоногова, Н.Г. Блинова и др.). При этом среди индикаторов эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений называются такие ориентиры, как:

  • количество случаев снижения девиантного поведения;

  • увеличение количества учащихся и воспитанников со средним и высоким уровнем когнитивных процессов;

  • уменьшение количества учащихся с высоким уровнем эмоционального напряжения;

  • высокий уровень успеваемости учащихся;

  • количество школьников (выпускников), продолживших дальнейшее обучение и поступивших в учреждения высшего и среднего профессионального образования.

Опираясь на выше выделенные индикаторы эффективности заявленной деятельности, можно говорить о несомненной необходимости реализации интегративных возможностей взаимодействия педагогов общеобразовательного учреждения. Учитывая важность здоровьесберегающей направленности деятельности общеобразовательного учреждения остро стоит вопрос о привлечении в нее современных технологий не только общепедагогического, но и специального – коррекционного характера. Таковыми инклюзивными технологиями могут и должны быть классические и инновационные технологии, используемые в отечественной и зарубежной логопедии (Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова, Г.А. Каше, Л.Н. Ефименкова, Г.В. Чиркина, Л.В Лопатина, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова и многие другие). Классические и современные источники специальной литературы позволяют выявить и охарактеризовать контингент учащихся общеобразовательного школьного учреждения, остро нуждающихся в первоочередном получении психолого-педагогичсекой помощи таковой инклюзивной направленности. Учитывая обобщенную в разных классификациях характеристику детей, имеющих недостатки речи, становится определенно ясно, что именно у этих детей при проведении комплексного мониторинга состояния здоровья и адаптации потенциально могут быть выявлены одни из самых низких показателей.

Согласно статистическим данным, получаемым в ходе ежегодного психолого-педагогического обследования учащихся, более двадцати процентов детей имеют те или иные нарушения речевого развития. При этом большая часть учащихся, попавших в эту категорию, имеет выраженные проявления незавершенности процессов фонемообразования. Следствием этого является своеобразие в овладении не только родным, но и иностранным языком. Учитывая сказанное, совместная деятельность учителя-логопеда и учителя иностранного языка должна носить интегративный характер и охватывать следующие направления работы:

  • взаимодействие в ходе обследования языкового и психолого-педагогического статуса учащихся;

  • совместное выявление детей с трудностями в обучении;

  • установление междисциплинарных связей в процессе обучения учащихся родному и иностранному языкам;

  • интеграция коррекционных технологий в общий образовательный процесс;

  • комплексные консультации по вопросам обучения детей, имеющих нарушения речи;

  • совместное планирование логопедом и учителем иностранного языка индивидуально-подгрупповых форм работы с учащимися, имеющими нарушения речи и проч.

Обозначенные направления работы успешно реализуются в Центре образования № 1458 ЮВАО г.Москвы. Так, на практическом уровне на уроках английского языка широко используются занятия по сравнительному изучению фонетики английского и русского языков. Для всех учащихся, и, особенно – для детей с нарушениями речи, учитель целенаправленно планирует работу по сопоставлению фонем, схожих и различных по звучанию и произношению в двух языках. Особое внимание уделяется формированию:

  • подвижности органов артикуляции с опорой на некоторые традиционные в логопедии приемы;

  • выделение константных и изменяемых признаков изучаемых русских и английских фонем;

  • навыков правильного произношения звуков в различных языковых единицах;

  • постановке английских фонем с опорой на сохранные русские звуки и т.д.

Игровая атмосфера начального периода знакомства с английскими звуками, прослеживающаяся параллель при произношении парных (звонких и глухих) фонем делают совместную работу учителя-логопеда и преподавателя английского языка интересной и продуктивной.

Исходя из опыта работы с детьми, имеющими нарушения речи, учитель английского языка в каждом случае реализует свои авторские педагогические «находки», приучая детей к тому, что со своим языком каждый говорящий должен научиться обращаться, как с важным инструментом, способным помочь решить проблемы при общении.

Ребенок может дать язычку какое-нибудь прозвище, например дружок-пирожок, Sweety-treaty. Именно он будет помогать малышу говорить красиво, правильно, чтобы он не испытывал дискомфорта в разговоре. Для Sweety-treaty предлагаются артикуляционные упражнения («покатать», «почесать», «размять», «сделать болтушку», «свернуть трубочкой и т.д.»). После таких упражнений язычку легче занять нужное место в своем домике во время путешествия в удивительной стране правильного произношения Chatland.

Эта страна знаменита своими разводными мостами Spoken Gates (губы). Именно они помогут правильно артикулировать гласные звуки. Детям объясняется о существенной разнице в произношении между английскими согласными звуками[v],[f] и [w] и русским [в],[ф ].

Velvet violet I see,

Five virgins in the taxi.
Вельветовую фиалку,

Вельветовую фиалку,

Сорвать мне жалко.

Foxes, French and funny boys!

Few of things that love the girls.

What and Why and When and Where?

Willy Walker, win your quiz somewhere!

Очень важную роль в жизни этой страны, играет горная цепь The Teeth Mountains (зубы) и возвышающиеся за ними скалистые хребты- бугорки The Rocky Hills (альвеолы). Именно от того, насколько правильно двигается по своему маршруту в горах дружок Sweety-treaty, зависит правильное звучание произносимых школьником межзубных звуков при чтении буквосочетания th, английских звуков [t], [d], [s],[z] и русских [т], [д], [с ], [з ].
Three things,three things,three things, I gave:

A thong, two thistles in the vane.

“Tick-tock”,-says the clock.

“Tick-tock, tick-tock, tick-tock”.

Dingo-dog, Dihgo-dog,

do you see your friend, a frog?

Susan keeps a sack of sweets

And she sits and eats and eats.

Так я сделал это дело,

что мое тело похолодело.
При произношении буквосочетания ng и звука [r], когда задействовано верхнее нёбо, юному путешественнику придется пробраться в пещеру Deep-cave.
Long and long, his life so long.

Wants he somebody belong?
Rocky, rocky, rocky rolls.

I am running with my balls.

Рыл я рвы в пещерах Крыма

и мечтаю рыть у Рима.

Эти и другие приемы весьма эффективно сопровождать использованием различных информационных технологий современного уровня. Это может быть работа с интерактивным оборудованием (например, интерактивные доски и столы), применение веб-ресурсов, аудирование с опорой на технические средства, мультимедийные презентации, озвучка ролей в детском мультфильме или создание свое любимой аватарки с мимикой и речью. Таких детских учебных сайтов сейчас предоставлено в сети огромное количество. Согласно санитарным требованиям время применения таких средств имеет четкие ограничения, однако и 5-10 минут подобных «игр» на уроке вполне достаточно, чтобы повысить мотивацию детей и результативность их деятельности.

Таким образом, можно говорить о том, что работа учителя иностранного языка на сегодняшний день видится гораздо шире, нежели чем «просто обучение языку». Речь идет о глубокой интеграции такой деятельности в общих процесс здоровьесберегающей деятельности общеобразовательного учреждения.
Литература:

  1. Букина И.А. Региональная модель коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области. Дисс. на соискание ученой степени к.п.н. С.-П. 2010.

  2. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика / Под ред. Э.М. Казина. – Кемерово.:2009

  3. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения у детей. М. 2005

  4. Педагогическая диагностика и коррекция речи.Под.ред Поваляевой М.А. -Ростов-на-Дону 1997.

  5. Учебник английского языка для 2 класса Spotlight-2 (Английский в фокусе) Н.И.Быкова, Дули Джени, М.Д.Поспелова, Эванс Вирджиния-М. Просвещение, Express Publishing: 2010

  6. Книга для учителя. Spotlight ( Английский в фокусе) 2 класс.

О.Афанасьева, Дж. Дули, И.Михеева, Б.Оби, В.Эванс .-М Просвещение,

Express Publishing: 2010




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И. А. Краснощекова учитель иностранного языка цо№1458 ювао г. Москвы Интегративные возможности взаимодействия учителя-логопеда и учителя иностранного языка в процессе обучения детей с недостатками речи в общеобразовательной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вниманию учителей иностранного языка! Подведены итоги областных конкурсов на лучшую методическую разработку «Интеграция современных...
И. А. Краснощекова учитель иностранного языка цо№1458 ювао г. Москвы Интегративные возможности взаимодействия учителя-логопеда и учителя иностранного языка в процессе обучения детей с недостатками речи в общеобразовательной школе iconАнализ работы мо учителей иностранного языка мобу сош №1 с. Бураево за 2012-2013 учебный год
Тема деятельности методического объединения учителей иностранного языка на 2012-2013 учебный год: «Профессиональное развитие учителя...
И. А. Краснощекова учитель иностранного языка цо№1458 ювао г. Москвы Интегративные возможности взаимодействия учителя-логопеда и учителя иностранного языка в процессе обучения детей с недостатками речи в общеобразовательной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мы, учителя иностранного языка, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Считаю, что...
И. А. Краснощекова учитель иностранного языка цо№1458 ювао г. Москвы Интегративные возможности взаимодействия учителя-логопеда и учителя иностранного языка в процессе обучения детей с недостатками речи в общеобразовательной школе iconВоспитательный потенциал урока иностранного языка
Гуманистическая позиция, принятая в современной школе, позволяет переосмыслить процесс преподавания, ориентированный сегодня на личность....
И. А. Краснощекова учитель иностранного языка цо№1458 ювао г. Москвы Интегративные возможности взаимодействия учителя-логопеда и учителя иностранного языка в процессе обучения детей с недостатками речи в общеобразовательной школе icon«Творчество и самостоятельная работа учащихся на уроках иностранного...
Из опыта работы Костиной Галины Александровны, учителя иностранного языка моу «Прохоровская гимназия»
И. А. Краснощекова учитель иностранного языка цо№1458 ювао г. Москвы Интегративные возможности взаимодействия учителя-логопеда и учителя иностранного языка в процессе обучения детей с недостатками речи в общеобразовательной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пнпо 1 чел, Сушкина Е. П., учитель английского языка, в номинации «Урок года 2011». На сегодняшний день в восьми классах начальной...
И. А. Краснощекова учитель иностранного языка цо№1458 ювао г. Москвы Интегративные возможности взаимодействия учителя-логопеда и учителя иностранного языка в процессе обучения детей с недостатками речи в общеобразовательной школе iconМоу «Тегульдетская сош» Томской обл
Культура взаимодействия учителя иностранного языка в современной образовательной парадигме
И. А. Краснощекова учитель иностранного языка цо№1458 ювао г. Москвы Интегративные возможности взаимодействия учителя-логопеда и учителя иностранного языка в процессе обучения детей с недостатками речи в общеобразовательной школе iconО. Б. Шервашидзе Учитель английского языка мбоу дубковской сош «Дружба»...
...
И. А. Краснощекова учитель иностранного языка цо№1458 ювао г. Москвы Интегративные возможности взаимодействия учителя-логопеда и учителя иностранного языка в процессе обучения детей с недостатками речи в общеобразовательной школе iconСоциокультурная компетенция учителя иностранного языка Материалы...
Уральского государственного педагогического университета в ноябре 2009 года. Сборник адресован преподавателям иностранного языка...
И. А. Краснощекова учитель иностранного языка цо№1458 ювао г. Москвы Интегративные возможности взаимодействия учителя-логопеда и учителя иностранного языка в процессе обучения детей с недостатками речи в общеобразовательной школе iconМетодическое объединение учителей иностранного языка существует в...
Методическое объединение учителей иностранного языка существует в школе уже давно. На данном этапе в его состав входят
И. А. Краснощекова учитель иностранного языка цо№1458 ювао г. Москвы Интегративные возможности взаимодействия учителя-логопеда и учителя иностранного языка в процессе обучения детей с недостатками речи в общеобразовательной школе iconРабочая программа Наименование дисциплины
В процессе изучения иностранного языка магистрант должен проявить способность и готовность к самостоятельному приобретению недостающих...
И. А. Краснощекова учитель иностранного языка цо№1458 ювао г. Москвы Интегративные возможности взаимодействия учителя-логопеда и учителя иностранного языка в процессе обучения детей с недостатками речи в общеобразовательной школе iconУчебно-исследовательская практика Направление – 050100-Педагогическое...
«Философия», «Культура речи», «Информационные и телекоммуникационные технологии в работе учителя», «Общая психология», «Возрастная...
И. А. Краснощекова учитель иностранного языка цо№1458 ювао г. Москвы Интегративные возможности взаимодействия учителя-логопеда и учителя иностранного языка в процессе обучения детей с недостатками речи в общеобразовательной школе iconРабочая программа учителя немецкого языка высшей квалификационной категории
Бим И. Л.,М. Прсвещение2009год, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования....
И. А. Краснощекова учитель иностранного языка цо№1458 ювао г. Москвы Интегративные возможности взаимодействия учителя-логопеда и учителя иностранного языка в процессе обучения детей с недостатками речи в общеобразовательной школе iconМетодическая система работы учителя иностранного языка Теплоуховой О. С
«банк» способов, приёмов и решений педагогических задач, определяю для себя основные идеи методики преподавания. Стараюсь углубить...
И. А. Краснощекова учитель иностранного языка цо№1458 ювао г. Москвы Интегративные возможности взаимодействия учителя-логопеда и учителя иностранного языка в процессе обучения детей с недостатками речи в общеобразовательной школе iconВозможности интерактивной доски на уроках иностранного языка Учитель...
Одним из актуальных нововведений стало активное использование интерактивной доски как средства повышения интенсификация процесса...
И. А. Краснощекова учитель иностранного языка цо№1458 ювао г. Москвы Интегративные возможности взаимодействия учителя-логопеда и учителя иностранного языка в процессе обучения детей с недостатками речи в общеобразовательной школе iconОпыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности...
Обобщение и распространение опыта работы учителя немецкого языка Гамаюновой Л. В


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск