Моу «Тегульдетская сош» Томской обл





Скачать 108.8 Kb.
НазваниеМоу «Тегульдетская сош» Томской обл
Дата публикации11.08.2014
Размер108.8 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
КУЛЬТУРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ

Исаева И. А.

МОУ «Тегульдетская СОШ»

Томской обл.

Современная система школьного образования находится в стадии обновления, как структуры школы, так и содержания преподавания. Смена парадигмы современного образования - гуманизации всех сфер жизнедеятельности человека - делает актуальной проблему развития личности. Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу - способствовать всеми возможными способами развитию личности ребёнка (см. схему).[2]

Роль учителя и ученика в традиционной образовательной парадигме


Учитель


Сообщает факты

Определяет цели и задачи образования

Организует деятельность для развития умений и навыков

Ученик

Роль учителя и ученика в современной образовательной парадигме


Ученик

Учитель






Ученик





Учитель



Не всякий учитель может раскрыть качества личности ребенка, возбудив в нем готовность и желание участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке. Авторитарный стиль разрушает не только атмосферу взаимного доверия, но и убивает радость познания, чувство комфорта, положительные эмоции (то есть все то, что является основным двигателем изучения).[3] В построении гуманистического обучения важную роль играют личностные установки учителя. В качестве основных выделяются следующие:
- “открытость” учителя своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям, а также способность открыто выражать их в межличностном общении с учащимися;
- выражение внутренней уверенности учителя в возможностях и способностях каждого учащегося; во многом эта установка совпадёт с тем, что принято называть “педагогическим оптимизмом”, “опорой на дополнительные качества воспитанника”;
- видение учителем поведения учащегося, оценка его реакций, действий, поступков с точки зрения самого учащегося; это - так называемое

“эмпатическое понимание”, которое во время общения с учащимися позволяет учителю, говоря словами американского ученого- педагога К. Роджерса, “постоять в чужих туфлях”, посмотреть на всё вокруг и на себя в том числе, глазами детей.

Сегодня учитель вынужден одновременно быть в разных образовательных плоскостях:

- межличностной – педагогом-партнером;

- методико-дидактической - высококвалифицированным учителем;

- предметной – педагогом-экспертом.

Педагог-партнер – это учитель, чья культура общения – сотрудничество, стремление к соучастию, принятию друг друга. Это не назидательный, «обучающий» тон, а речевой партнер детей, помощник и организатор общения. Он раскован, терпим к другим суждениям и детям, ошибкам, умеет сопереживать своим ученикам и восхищаться их успехами, создает все необходимые условия для гуманистического общения.

Важно и то, каким голосом педагог произносит слова, фразы какое при этом у него выражение лица (Ш.А. Амонашвили). Главные педагогические средства такого педагога – улыбка и ласковый взгляд.[3]

Как гласит известная методическая аксиома- «урок иностранного языка в школе – это особый урок, он должен дарить детям радость». Преподавание иностранного языка – это особая область, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь даже «сносных» результатов, сколько бы ни отдавать этому сил и времени. Ведь вне языковой среды иностранному языку научить нельзя, ему можно только научиться.[5] Любой урок включает в себя такие фазы, как установка на выполнение деятельности, ориентировка в её условиях, исполнение и контроль (самоконтроль). Каждой фазе общения на конкретном этапе урока соответствуют определённые действия учителя и учеников. Эффективность обучения иностранного языка в полной мере зависит от того, насколько согласованы действия учителя и учеников.

Если связи между деятельностью учителя и учеников нарушаются, то нарушается взаимодействие между общающимися, что приводит к нарушениям деятельности учащихся. Подчас учитель сам является причиной такого рассогласования, т.к. свои действия он не соотносит с задачами каждого компонента урока, с содержанием выполняемой учениками деятельности и формами её организации.
Успешность же обучения иностранным языкам зависит не только от совместного согласования деятельности учителя и учеников. Большую роль играет также взаимодействие их личностей, складывающиеся между ними взаимопонимание, которое является основой содружества на уроке. Поэтому даже в случае хорошей профессиональной подготовки учителя, его умения методически, целесообразно планировать свои действия, эффект обучения может быть минимальным из-за не складывающихся между ним и учениками отношений.

Создание благоприятных условий для успешности межкультурного общения зависит и от того, как учитель реагирует на ошибки детей. Учитель – партнер исправит деликатно, не обидно для ребенка, вежливым переспросом, уточнением, подсказкой. Следует помнить, что устные высказывания школьников должны быть нацелены в первую очередь на взаимопонимание с окружающими, а не являться только объектом контроля сформированности их языковой компетенции. Главное, чтобы ученик, вступая в иноязычное общение, не испытывал страха перед ошибкой и стремился всеми имеющимися в его распоряжении средствами реализовать то или иное коммуникативное намерение. Очень часто на уроках иностранного языка все устные высказывания учащихся представляют собой речь лишь по форме, а по сути таковой не являются.

А ведь человеческая речь – это продуктивный вид деятельности, неповторимый по содержанию и форме. Учителю иностранного языка сегодня необходимо учить детей именно такому общению. Вот почему очень важно, чтобы на уроках иностранного языка звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные ответы учащихся, а ответы, содержащие собственные переживания, впечатления, окрашенные детской эмоцией, искренние «всплески» души и разума. Именно тогда культура общения приобретает желанную форму. «Мы устроены так, что чувственное для нас важнее, чем умственное. Мы считаем что - либо основательно познанным, когда мы почувствуем его не только головой, но призовем к этому всю нашу нервную систему», писал А.В. Луначарский. Прочувствованное и продуманное восприятие языка – одна из самых действенных форм приобщения учащихся к иностранному языку, так как при этом активизируется их внутренний и духовный мир, их чувства и мысли. Отсюда - внешняя и внутренняя активность учащихся.

Активность и интерес учеников, а не учителя - вот показатель хорошего урока. И если преподаватель выступает за подлинное сотрудничество с обучаемым, то он, ставит цель урока так, чтобы она соответствовала реальным целям общения и помогала ученику осознать не только цель урока, но и пути её достижения. Тогда ученик сможет понять, какую пользу несёт ему каждый новый тип задания. В условиях сотрудничества у него будет возможность выбрать свой способ решения задачи. И тогда сам процесс обучения окажется для ученика не менее интересным, чем его результат.

В межличностной плоскости сотрудничество обеспечивается использованием учителем различных форм обучения. Наряду с фронтальной и индивидуальной работой педагогу необходимо использовать групповые, коллективные, проектные формы работы. Интерактивные формы взаимодействия, также обязательно следует осваивать учителям иностранного языка, они помогут им приобрести уверенность в собственных силах, научат признавать силь­ные стороны других или своих коллег и учеников, будут способство­вать развитию умения выслушивать собеседника, помогут приобрести терпение, уверенность в возможности личного самовыражения, ра­зовьют способности мобилизовываться в трудную минуту, принимать определенные решения. Использование интерактивных форм взаимо­действия будут способствовать профессиональному саморазвитию учителя.

Таким образом, сама структура учебного процесса является своеобразным средством обучения. При этом учебный процесс является иерархией промежуточных целей: от более крупных (цели цикла занятий, цели отдельного занятия) до самых мелких (цель каждого задания внутри занятия). Учитель «должен обеспечить плавный и естественный переход от формирования навыков и умений к их функционированию», и что деятельность общения «должна служить не дополнением, а естественным продолжением тех типов деятельности, на которых базируется формирование навыков и умений. При таком подходе, ученики не просто овладевают еще одним средством общения, у них формируется картина мира.

Рассмотрим культуру взаимодействия педагога и ученика в методико-дидактической образовательной плоскости. Учитель иностранного языка должен быть высококомпетентным в профессиональной, методической и педагогической областях. Профессиональная деятельность учителя иностранного языка подразумевает его стремление учиться, обновляя его знания, умения и навыки, совершенствуя ключевые компетенции.

К профессиональным компетенциям педагога относятся некоторые основные педагогические компетенции (по оценке отечественных исследователей Л.М. Митиной, А.М. Раевского), необходимые учителю на уроке:

- получение информации о запросах ученика и его продвижении в обучении (учитель обращается не только к сильным, но и слабым учащимся; «видит» весь класс, следит за вовлеченностью каждого);

- демонстрация учителем знания учебного предмета, письменного и устного объяснения учебного материала (индикаторы компетенции - дикция, использование учебных пособий, доступность обучения);

- организация времени урока, пространства класса, учебных пособий и технических средств в целях обучения;

- демонстрация учителем соответствующих методов обучения (учитель устанавливает разнообразные формы взаимодействия учащихся в двух или более видах учебной активности);

- поддержание творческой атмосферы на уроке (энтузиазм, интерес, дружелюбие, уважительный тон учителя, помощь учащимся в выработке позитивной самооценки);

- поддержание учителем на уроке приемлемого поведения школьников (разнообразие стимулов, поиск активного включения в работу пассивных учащихся, использования невербальных средств воздействия).[1]

Учебный предмет «иностранный язык» очень специфичен, он отличается от всех других предметов школьного цикла коммуникативной природой. Поэтому главнейшей из профессиональных компетенций учителя иностранного языка является способность осуществлять коммуникативно-обучающую функцию. Учитель иностранного языка должен обеспечить построение учебного процесса на коммуникативно-речевой основе в целях практического овладения учениками иностранного языка. Для того чтобы урок иностранного языка способствовал этому, необходимо, прежде всего, научить учащихся общаться, правильно взаимодействовать, де­ятельность учащихся на уроке должна быть интересной, комфор­тной, информационной, должна вызывать желание самовыражаться. Это условия приобретения чувства собственного достоинства, не самоуверенности, которого порой так не хватает учащимся. Комму­никация, основанная на взаимодействии, позволит учащимся разгля­деть самобытность, человеческие черты друг друга. Таким образом, интерактивные формы взаимодействия готовят к социальному взаимодействию, важ­нейшей особенностью которого является способность человека при­нимать роль "другого", представлять себе, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно этому интерпре­тировать ситуацию и контролировать собственные действия. Как правило, они объединяют в себе сразу несколько видов деятельности: обсуждение проблемы, совместное решение проб­лемы в группах, ("мозговой штурм"), изучение материала, работа в перекрестных группах и т. д., связанные между собой единой мето­дической темой. Такие виды деятельности помогают развивать практические навыки преподавания иностранных языков, введение лексики, работа с аудиотекстами и др., а также такие професси­ональные умения и качества как: умение оспаривать свое мне­ние; готовность выслушать мнения учащихся (коллег) и приходить к совмес­тному решению; способность находить наилучший выход из вариан­та предложений. Все это вместе способствует формированию нового типа учителя: гуманного, терпеливого к собеседнику, мобильного и мыслящего, пытливого и требовательного к себе, стремящегося к са­мосовершенствованию, умеющего найти выход из сложной педагоги­ческой ситуации. Предложенные методы помогут избавиться от пре­дубеждения по отношению к своему собеседнику или своим колле­гам, чересчур большой категоричности, авторитарности.

В предметной образовательной плоскости – учитель иностранного языка выступает в роли педагога-эксперта. Учитель, прежде всего, должен уметь оценивать свои способности и умения, а затем и деятельность учащихся в учебном процессе. Педагог должен владеть умением оценить педагогическую ситуацию и применить новые приемы для ее решения. Педагог – эксперт способен дать психологический анализ урока, что является предпосылкой к повышению эффективности его преподавательской деятельности. Психологический анализ урока - это осмысление себя, самого процесса обучения, психологических особенностей личности учащегося и его деятельности по усвоению определенных знаний, формированию умений и навыков. Экспертная оценка проводится педагогом как бы по трем моментам:

- воспитательная сторона обучения ученика как личности;

- методическая сторона обучения, обоснование целей, задач, приемов и способов работы на уроке:

  • - степень результативности урока;

  • - формы работы на уроке;

  • - способы введения нового материала;

  • - типы использованных упражнений;

  • - контроль и оценивание на уроке;

- собственно-педагогическая деятельность учителя в общении с учеником, субъектом учебно- речевой деятельности.[4]

Педагог- эксперт способен оценить правильность или ошибочность выбранных им приемов, методов, форм деятельности, выявить достоинства и недостатки урока, наметить пути устранения слабых сторон, выявить отклонения от плана и установить их причины. Учитель хорошо должен разбираться в методах контроля, критериях оценивания различных языковых компетенций учащихся. Педагог, обладающий умениями анализа (многообразие схем, объектов, показателей эффективности урока), самоанализа, – это прерогатива современного рядового учителя. Высококвалифицированный анализ урока предполагает объективность, отсутствие резкой критики, наличие умений определения удачных компонентов урока, наличие умений комплексного анализа с определением свойств и отношений между отдельными объектами анализа, установление причинно-следственных связей между объектами анализа, наличие умений предложить альтернативные модели построения тех или иных компонентов урока.

Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека. Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности. Данный социально- педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования. Современная философия образования, провозглашение приоритета личности учащегося в образовательном процессе ведут к творческой работе учителей иностранного языка в сотрудничестве с учащимися.

Несомненно, насущные проблемы современной школы способен решить знающий учитель, обладающий высокой культурой взаимодействия во всех образовательных плоскостях, умеющий анализировать педагогические явления с позиции взаимодействия с учащимся, умеющий ставить обоснованные цели, отбирать эффективные средства их реализации, адекватно оценивать результативность собственной деятельности и своевременно вносить коррекцию, что является актуальной задачей педагогической теории и практики.

Литература



    1. Ариан, М.А. Пути совершенствования профессиональной компетенции учителя иностранного языка/Иностранные языки в школе. №1.2003. - 86-87с.

    2. Вопросы теории и практики обучения английскому языку/ «Английский язык в школе»/учебно-методический журнал

№3 2008. – 9-10с.

    1. Никитенко, З.Н. Подходы к обучению иностранным языкам сегодня/Английский язык. Приложение к газете «Первое сентября» №19. 2009.- 19-20с.

    2. Психология обучения иностранным языкам в школе: б-ка учителя иностр. яз./И.А. Зимняя; М.: Просвещение, 1991.- 41с.

    3. Эстетическое воспитание как метод обучения иностранному языку в средней школе/Английский язык. Приложение к газете «Первое сентября» №19. 2006.- 34-35с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Моу «Тегульдетская сош» Томской обл iconИтоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов
«сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош...
Моу «Тегульдетская сош» Томской обл iconУрок английского языка в 10 классе По теме: «Западные демократии»
Автор: учитель английского языка моу коткишевская оош, моу сош №2 г. Нея и Нейский р-н Костромской обл
Моу «Тегульдетская сош» Томской обл iconКонспект урока. Организационная информация
Образовательное учреждения: моу «Кисловская сош», Томского района, Томской области
Моу «Тегульдетская сош» Томской обл iconИсследовательская деятельность учащихся по химии
Образовательное учреждения: моу «Кисловская сош», Томского района, Томской области
Моу «Тегульдетская сош» Томской обл iconПлан-конспект урока в 9-м классе на тему "Гидролиз солей"
Образовательное учреждения: моу «Кисловская сош», Томского района, Томской области
Моу «Тегульдетская сош» Томской обл iconСценарий урока русского языка Упражнение в написании слов с сочетаниями чк, чн, нщ, щн
Образовательное учреждение: моу «Кожевниковская сош №1» Кожевниковского района Томской области
Моу «Тегульдетская сош» Томской обл iconУрока природоведения по теме «Экологическая безопасность»
Автор: Кудряшова Ольга Валерьевна, учитель начальных классов моу сош п. Сайга Томской области
Моу «Тегульдетская сош» Томской обл iconРеферат по теме «Роль чисел в сказках А. Пушкина»
Автор: ученик 4 класса моу «Наумовская сош» Томского района Томской области Романов Сергей
Моу «Тегульдетская сош» Томской обл iconКонспект занятия по теме «Загадочная Луна»
Автор Захарова Е. А., учитель физики и информатики моу сош №13 им. Р. А. Наумова гог Буй Костромской обл
Моу «Тегульдетская сош» Томской обл iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательное учреждение: моу «Анастасьевская сош» Шегарского района Томской области
Моу «Тегульдетская сош» Томской обл iconПубличный доклад моу сош №1 п. Б. Исаково
Калининградская обл., Гурьевский район, п. Большое Исаково, ул. Кооперативная, д. 55а
Моу «Тегульдетская сош» Томской обл iconРеферат по теме «Творческая история создания рассказа И. С. Тургенева «Муму»
Автор: ученица 5 класса моу «Каргасокская сош» Каргасокского района Томской области Брагина Светлана
Моу «Тегульдетская сош» Томской обл iconУрок: «иммунитет» Предмет: Биология Тема: Иммунитет
Автор: О. Г. Петрова, учитель биологии и географии, моу середкинская сош псковской обл
Моу «Тегульдетская сош» Томской обл iconОтдел образования администрации г. Гуково распоряжение
На конкурс было представлено 92 творческие работы, из них 25 представлены обучающимися и педагогами моу сош №24, 13 – моу сош №1,...
Моу «Тегульдетская сош» Томской обл iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Филатова О. М., учитель английского языка моу сош №2 г. Красный Кут Саратовской обл
Моу «Тегульдетская сош» Томской обл iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: О. Г. Петрова, учитель биологии и географии, моу середкинская сош псковской обл


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск