Профориентационная работа
в муниципальном бюджетном образовательном учреждении
«Межшкольный учебный комбинат»
20011-2012 учебный год На основании Концепции развития МОУ «Межшкольный учебный комбинат» как Центра профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации школьников, приказа директора МБОУ МУК, в ходе реализации Программы развития муниципального образовательного учреждения «Межшкольный учебный комбинат», в сентябре 2011 года выделено структурное подразделение МБОУ МУК Центр профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации школьников (Центр).
Основная цель деятельности Центра – формирование у школьников и молодежи от 10 до 18 лет (в том числе со специальными потребностями) обоснованных профессиональных планов и траекторий дальнейшего профессионального обучения.
Основными задачами Центра являются:
Сбор, обобщение и распределение информации о профессиях, отраслях производства и предприятиях, состоянии и перспективах развития рынка труда города, региона.
Изучение интересов, способностей и формирование профессиональных намерений школьников и молодежи на основе мониторинга с учетом индивидуальных особенностей личности.
Оказание на основе договорных отношений о сотрудничестве профориентационных услуг учебным заведениям в проведении профконсультаций, профориентационных мероприятий, научно-методическом обеспечении, а также профессиональной адаптации учащихся на рабочих местах.
Формирование у школьников активной гражданской позиции, способности адаптироваться в условиях рыночной экономики, навыков социального поведения.
Развитие активности и самостоятельности учащихся в профессиональном самоопределении.
Разработка и осуществление разнообразных психолого-педагогических комплексных программ активной профориентации школьников.
Консультация учащихся, родителей, педагогических и социальных работников, других специалистов по различным аспектам профориентационной работы и психолого-педагогическим проблемам.
В целом, профориентационную деятельность можно представить в следующей организационно-функциональной модели:
Рисунок . Организационно-функциональная модель профориентационной работы
Согласно данной модели на каждом возрастном этапе предусмотрены свои как традиционные, так и инновационные формы профориентационной работы.
5-7 классы
На основании приказа Департамента образования Администрации города Ханты-Мансийска от 21.06.2011 № 472 «Об итогах проведения Коллегии Комитета по образованию Администрации города Ханты-Мансийска» МБОУ МУК и МБОУ СОШ № 6 присвоен статус муниципальной инновационной площадки в 2011-2012 учебном году по теме «Апробация профориентационных методик в 5-9 классах в целях развития осознанного выбора профильного образования на третьей ступени». В рамках данной деятельности для учащихся 5-7 классов педагогическим коллективом МБОУ МУК разработаны общеобразовательные программы художественно-эстетической, научно-технической и социально-экономической направленности. По итогам реализации общеобразовательных программ художественно-эстетической направленности (элективных курсов) организована выставка творческих работ учащихся программ «Бумажное моделирование», «Квиллинг в дизайне», «Кукла своими руками», «Бумажные бусы», «Лепим из пластилина», «Волшебные зерна».
Фото 1, 2, 3. Выставка работ учащихся 5-7 классов, обучающихся по программе художественно-эстетической направленности.
Также для учеников 5-7 классов проведен конкурс проектов «Древо профессий моей семьи», который поспособствовал возникновению совместной деятельности детей и родителей, расширил границы представлений ребенка о профессиональном прошлом и настоящем его семьи. Всего на конкурс представлено 25 работ из шести общеобразовательных школ города (8 учащихся МБОУ «Гимназия № 1», 1 учащийся МБОУ СОШ № 1, 5 учащихся МБОУ СОШ № 2, 6 учащихся МБОУ СОШ № 3, 2 учащихся МБОУ СОШ № 5, 3 учащихся МБОУ СОШ № 6).
По результатам оценок жюри выявлены победители и призеры конкурса: I место – Седов Илья Владимирович, МБОУ СОШ № 2, II - III место – Младенцева Екатерина Анатольевна, МБОУ СОШ № 5, Фишер Дмитрий Алексеевич, МБОУ СОШ № 5.
Фото 4. Седов Илья, победитель конкурса проектов «Древо профессий моей семьи».
Фото 5. Учащиеся МБОУ СОШ № 2, участники конкурса.
Для учащихся 5-7 классов школы № 6 организованы классные часы по темам «Моя будущая профессия», «Радуга профессий», «Мама летчик, что ж такого?»; викторина «Все профессии нужны, все профессии важны»; выставка рисунков «Профессии моих родителей».
По окончании обучения в I полугодии 2011-2012 учебного года среди учащихся проведено диагностическое исследование уровня удовлетворенности обучением, в котором приняло участие 159 человек (53,2 %).
При анализе ответов учащихся установлено, что:
97% (72 чел.) из числа опрошенных учащихся комфортно чувствовали себя в процессе обучения;
3% (2 чел.) из числа опрошенных учащихся не комфортно себя чувствовали в процессе обучения.
Общая удовлетворенность складывалась из нескольких показателей (удовлетворенности интересов и потребностей), представленных в таблице 1.
Таблица 1. Степень удовлетворенности интересов и потребностей учащихся 5-7 классов образовательным процессом в МБОУ МУК
№
п/п
| Интересы и потребности
| Степень удовлетворенности, %
| 5 класс
| 6 класс
| 7 класс
| Общие результаты
| 1
| Информация, получаемая на уроках
| 92
| 92
| 81
| 88
| 2
| Интересное общение с педагогом
| 96
| 96
| 93
| 95
| 3
| Интересное общение с учащимися
| 77
| 90
| 87
| 85
| 4
| Получение конкретных практических навыков
| 91
| 95
| 90
| 92
| 5
| Возможность проявить свои способности и таланты
| 89
| 94
| 79
| 87
| 6
| Получение информации о профессиях
| 87
| 85
| 84
| 85
|
Для оценки отношения к учебным занятиям в МБОУ МУК учащимся предлагалось воспользоваться картинками с комментариями, которые метафорично отражающие образовательный процесс на уроке. Получены следующие результаты: большинство учащихся 5-7 классов дают положительную характеристику урокам, так 66 % ассоциируют урок с «Лесной дорогой, где за каждым поворотом открывается что-то новое»; 39,6 % считают, что уроки – это «Штурм горной вершины – трудно, но интересно». Результаты представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1. Оценка учебных занятий по общеобразовательным программам учащимися 5-7 классов за I полугодие 2011-2012 уч.г. Оценка отношения к образовательному процессу в межшкольном учебном комбинате по каждой параллели 5-7 классов представлена в таблице 2. Таблица 2.
№
п/п
|
Критерии оценки
| 5 класс
| 6 класс
| 7 класс
| Общий результат
| Кол-во чел
| %
| Кол-во чел
| %
| Кол-во чел
| %
| Кол-во чел
| %
| 1
| «Болото – неприятно бродить по болоту»
| 1
| 2,7
| 1
| 1,4
| -
| -
| 2
| 1,3
| 2
| «Туман – может быть тут что-то и есть интересное, но пока это не видно»
| 2
| 5,6
| 5
| 6,8
| 1
| 2,1
| 8
| 5
| 3
| «Пустыня – каждый день одно и то же»
| 1
| 2,7
| 3
| 4,1
| 2
| 4,1
| 6
| 3,8
| 4
| «По волнам под парусом – быстро и легко, пожалуй, даже слишком легко».
| 7
| 19,4
| 16
| 21,6
| 8
| 16,3
| 28
| 17,6
| 5
| «Штурм горной вершины – трудно, но интересно»
| 26
| 72,2
| 24
| 32,4
| 13
| 26,5
| 63
| 39,6
| 6
| «Лесная дорога – за каждым поворотом открывается что-то новое»
| 24
| 66,7
| 51
| 68,9
| 30
| 61,2
| 105
| 66
| |