«Утверждено»
Директор ГБОУ СОШ № 424
_____________ И.П. Авдеева
«___» ________________ г. Рабочая программа по информатике и ИКТ
на 2013-2014 учебный год Учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 424
Класс 11
Общее количество часов за год 34 в неделю 1
Количество контрольных работ: 4 часа
Тематический контроль: 4 часа Учитель:
ФИО Старокурова Римма Дмитриевна
Квалификационная категория высшая
Педагогический стаж 20 лет
Составлена на основе авторской программы
Угринович Н.Д. «Программа курса “Информатика и ИКТ“ для 10-х классов средней общеобразовательной школы» (на базовом уровне)
Пояснительная записка Настоящая программа рассчитана изучение базового курса информатики учащимися 11 класса в течение 34 часов (1 час в неделю).
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся основной школы, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах, включая оптические диски, сканеры, модемы,
Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, СУБД мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Обучение сопровождается практикой работы на современных профессиональных ПК с выполнением практических работ по всем темам программы.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Часть материала предлагается в виде теоретических занятий. Занятия по освоению современных пакетов для работы с информацией должны проходить на базе современной вычислительной технике. Изучение тем, связанных с изучением глобального информационного пространства Интернет, желательно проводить в режиме OnLine.
На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, 34 часа в год. Проводятся теоретические и практические занятия. Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов. Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса, проведения практических работ. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала.
Учебно-тематический план
№
| Название темы
| Количество часов
| общее
| теория
| практика
|
| Информация. Кодирование информации
| 5
| 5
| 0
|
| Устройство компьютера и программное обеспечение
| 4
| 1
| 3
|
| Основы логики и логические основы компьютера
| 6
| 6
| 0
|
| Моделирование и формализация
| 3
| 3
| 0
|
| Технология хранения, поиска и сортировки информации
| 9
| 1
| 8
|
| Компьютерные коммуникации
| 3
| 3
| 0
|
| Повторение
| 4
| 4
| 0
|
| Итого:
| 34
| 23
| 11
| ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ПОЛУЧИТЬ УЧАЩИЕСЯ Должны знать:
назначение и состав языков программирования;
приемы моделирования и формализации;
этапы информационной технологии решения задач с использованием компьютера;
типы задач, решаемых с помощью электронных таблиц;
назначение и возможности баз данных;
назначение и возможности компьютерных сетей различных уровней;
основные виды информационных услуг, предоставляемых компьютерными сетями;
основные принципы технологии поиска информации в сети Интернет.
Должны уметь:
составлять алгоритмы;
характеризовать сущность моделирования;
строить простейшие информационные модели и исследовать их на компьютере;
использовать электронные таблицы для решения различных вычислительных задач;
проводить компьютерный эксперимент;
создавать простейшие базы данных;
осуществлять сортировку и поиск записей;
разрабатывать мультимедиа проекты;
осуществлять поиск информации в сети Интернет;
пользоваться службами Интернет (электронная почта, http, ftp).
Календарно-тематический план 11 класс, 1 час в неделю
№
| Тема урока
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид контроля
| Цифровые ресурсы
| Материал для см. раб.
| Дата
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 1. Информация. Кодирование информации (5 часов, ПР - 0 час КЗ- 2 часа)
| Введение. Вводный инструктаж правил по техники безопасности, поведения в кабинете информатики.
| комбинированный урок
| Чем опасен ПК, как избежать нарушения здоровья при работе, правила поведения в кабинете информатике. Роль информации в современном мире.
| Знать технику безопасности при работе в кабинете информатики.
|
|
| Знать технику безопасности при работе в кабинете информатики
Гл.5 п.2.2 С. 142 решение задач
|
|
| Единицы измерения количества информации
| комбинированный урок
| Единица количества информации, производные единицы
| Знать Единицы измерения количества информации
Уметь решать задачи
|
|
| Гл.5 п.1..2 С. 137 решение задач
8кл 1.3
|
|
| Вероятностный и алфавитный подход к определению количества информации
| комбинированный урок
| Информационная емкость знака. Формула Хартли.
| Знать формулу Хартли. Уметь решать задачи, применяя формулу Хартли
|
| СтатГрад
| Гл.5 п. 1.2-1.3 с. 137-138 решение задач
8-1.3.2/ 1.3.2.3
|
|
| Кодирование текстовой, графической, звуковой информации
| комбинированный урок
| Методы кодирования текстовой, графической, звуковой информации
| Знать методы кодирования текстовой, графической, звуковой информации
Уметь решать задачи
| тест
| СтатГрад
| Гл.5 п. 1.4 с. 138-140 решение задач
9- гл 1, 2
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
| Представление числовой информации
| комбинированный урок
| Системы счисления, арифметические операции.
| Знать системы счисления: 2, 10, 16-я
Уметь решать задачи
| тест
| СтатГрад
| Гл.5 п.1.7-1.8 с. 140-141 решение задач
9 – гл3
|
| 2. Устройство компьютера и программное обеспечение (4 часа, ПР - 3 часа КЗ- 1 час)
|
| Устройство и архитектура компьютера.
| комбинированный урок
| Драйвер, процессор; назначение и функциональные возможности ОС. Архитектура ПК
| Знать устройство компьютера
Уметь решать задачи
| ПР 1 «Виртуальные музеи»
ПР 1.2 «сведения об архитектуре ПК»
| СтатГрад
| §1.1./ § 1.2 С. 9-25 КВ
Гл.5 п.2.1, 2.4
с. 141,143 решение задач
|
|
| Операционная система.
| комбинированный урок
| функциональные возможности ОС. Архитектура ПК
| Знать функциональные возможности ОС. Уметь решать задачи
| ПР 1.3 «Сведения о логических разделах дисков»
| СтатГрад
| § 1.3. 1/ §13.2 с.25- 34
Гл.5 п.2.3 с. 142-143 решение задач
|
|
| Файлы и файловая система.
| учётно-обобщающий урок
| Файлы и файловая система. Путь к файлу. Защита информации
| Знать файловую систему, способы защиты информации
Уметь решать задачи
| Тест
ПР 1.4 «Значки и ярлыки на РС»
| СтатГрад
тест
| § 1.4/1.5 /1.6 с 43-56
Гл.5 п.2.5 с. С. 143-145
|
|
| Защита информации
| комбинированный урок
| Защита информации
| Знать различные способы защиты информации
Уметь использовать способы защиты информации
| доклады
| Интернет
| § 1.4/1.5 /1.6 с 43-56 с. 43-76 КВ
Гл.5 п.2.7 с.. 145
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 3. Основы логики и логические основы компьютера (6 часов, ПР - 0 час КЗ- 1 час)
|
| Основные алгоритмические структуры
| комбинированный урок
| Структура: линейная, ветвление, цикл
| Знать основные алгоритмические структуры
Уметь решать задачи
| тест
|
| Гл.5 п.3.1 с. 145- 146
|
|
| Формальное исполнение алгоритма
| комбинированный урок
| Формальное исполнение алгоритма
| Уметь решать задачи
|
|
| Гл.5 п.3.3-3.4
с. 147-150
|
|
| Определение истинности высказываний
| комбинированный урок
| Формы мышления. Алгебра высказываний (сложение, умножение, отрицание).
| Знать алгебру высказываний. Уметь решать задачи
| Решение задач
|
| Гл.5 п.4.1 с. 155
|
|
| Логические выражения и таблицы истинности.
| комбинированный урок
| Построение таблиц истинности
| Знать алгебру высказываний. Уметь решать задачи
| тест
| СтатГрад
| Гл.5 п.4.2 с. 156
|
|
| Логические функции.
| комбинированный урок
| Логические функции и их преобразование
| Знать логические функции
Уметь решать задачи
| тест
| СтатГрад
| Гл.5 п.4.3-
с. 157
|
|
| Решение логических задач.
| учётно-обобщающий урок
|
| Знать логические функции
Уметь решать задачи
| тест
| СтатГрад
| Гл.5 п.4.4
с. 157
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 4. Моделирование и формализация (3 часа, ПР - 0 час КЗ- 1 час)
|
| Моделирование как метод познания.
Системный подход
| комбинированный урок
| Системный подход в моделировании
| Знать информационные модели
Уметь решать задачи
|
|
| § 2.1/2.2 с. 80-84
Вопросы
|
|
| Формы представления моделей
| комбинированный урок
| Модели материальные, информационные. Алгоритм, блок-схема
| Знать формы моделей
Уметь решать задачи
| тест
| СтатГрад
| § 2.3 с. 84-86 Вопросы
Гл.5 п.5.1
с. 158-159
|
|
| Формализация.
Этапы решения задач на компьютере
| учётно-обобщающий урок
| Основные принципы формализации. Визуализация моделей
| Знать основные этапы исследования моделей
Уметь разработать этапы исследования моделей
| тест
| СтатГрад
| § 2.4-2.5 с. 86-88 Вопросы
Гл.5 п.5.1
с. 158-159
|
| 5. Технология хранения, поиска и сортировки информации (9 часов, ПР - 8 часов КЗ- 1 час)
|
| Электронные таблицы. Назначение и основные функции. Ссылки
| комбинированный урок
| Формат данных. Абсолютные, относительные, смешанные ссылки
| Знать основы обработки числовой информации, типы ссылок
Уметь решать задачи
| Тест
ПР «Абсолютные, относительные смешанные ссылки»
| СтатГрад
| Гл.5 п.6.5
с. 163
|
|
| Основные операции с данными ячеек. Вычисления.
| комбинированный урок
| Заполнение, редактирование, перенос данных, вырезание, копирование, вставка ячеек строк, столбцов
| Знать основные операции с данными
Уметь проводить вычисления в ЭТ
| Тест
ПР «Вычисления»
| СтатГрад
| Гл.5 п.6.5
с. 164
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
| Визуализация данных с помощью диаграмм
| комбинированный урок
| Диаграммы, графики
| Знать основы Визуализация данных с помощью диаграмм
Уметь решать задачи
| Тест
ПР «Диаграммы, графики»
| СтатГрад
| Гл.5 п.6.6
с. 164-166
|
|
| Табличные базы данных. Основные объекты СУБД
| комбинированный урок
| Базы данных, табличные. Поля, запись, тип, операции над ними.
Таблицы, формы, запросы, отчеты
| Знать структуру базы данных. Основные объекты СУБД
| ПР 3.1 «Создание табличной БД»
|
| § 3.1.-3.2.1
С. 101-106
Вопросы
Гл.5 п.6.7
с. 166
|
|
| СУБД Access. Таблицы. Построение таблицы при помощи мастера таблиц
| комбинированный урок
Практика
| Таблицы. Построение таблицы при помощи мастера таблиц. Сортировка и поиск записей.
| Уметь создать табличную БД; включить поля, заполнить записи
| ПР 3.1 «Ввод информации в БД»
|
| ПР 3.1
с. 106-108
|
|
| Использование формы для просмотра и редактирования записей
| комбинированный урок Практика
| Формы. Создание форм при помощи мастера форм
| Уметь создать форму для табличной БД
| ПР 3.2 «Создание формы в табличной БД»
|
| § 3.2.2
С. 108-109
Вопросы
|
|
| Поиск записей с помощью фильтров и запросов
| комбинированный урок Практика
| Фильтры: простой, сложный. Запросы: простой, сложный
| Уметь осуществлять поиск записей с помощью фильтров и запросов
| ПР 3.3 «Поиск записей с помощью фильтров и запросов»
|
| § 3.2.3
С. 113-114
Вопросы
|
|
| Сортировка записей Создание отчетов вывод их на печать.
| комбинированный урок Практика
| Сортировка по полям,
Печать данных
| Уметь осуществлять сортировку; создавать отчеты в БД
| ПР 3.4 «Сортировка записей»
ПР 3.5 «Отчет в БД»
|
| § 3.2.4-3.25
С. 117-119
Вопросы
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
| Контроль знаний
| Контрольно-учётный урок
|
|
|
|
|
|
| 6. Компьютерные коммуникации (3 часа, ПР - 0 час КЗ- 1 час)
|
| Модели данных: иерархические, сетевые
| комбинированный урок
| Иерархическая модель: корень, предок, потомок. Папки, доменная система имен.
Сетевая модель:
| Знать виды моделей данных
Уметь построить модель
|
|
| § 3.3-3.4
С. 120-124
Вопросы
|
|
| Способы подключения к Интернету
| комбинированный урок
| Спутниковые каналы, оптоволокно, ADSL, GPRS
| Знать Способы подключения к Интернету
Уметь выбрать способ подключения к Интернету
| тест
|
| Гл.5 п.7.1
с. 167
|
|
| Адресация в Интернете
| комбинированный урок
| Доменное имя сервера, IP-адрес компьютера
| Знать доменное имя сервера
Уметь записать IP-адрес компьютера
| тест
| СтатГрад
| Гл.5 п.7.2
с. 168
|
| 7. Повторение – (4 часа, ПР - 0 час КЗ- 4 часа)
|
| Основные технические характеристики современного компьютера
| Урок закрепления изуч. матер
| Аппаратное обеспечение современного компьютера. Основные технические характеристики.
|
| тест
| СтатГрад
|
|
|
| Информация и информационные процессы.
| Урок закрепления изуч. матер
| Информация и информационные процессы
|
| тест
| СтатГрад
|
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
| Системы счисления
| Урок закрепления изуч. матер
| Перевод чисел в различных системах счисления
|
| тест
| СтатГрад
|
|
|
| Коммуникационные технологии.
| Урок закрепления изуч. матер
| Информационно-коммуникационные технологии в современном обществе.
|
| тест
| СтатГрад
|
|
|
Учебно-методические материалы
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Демонстрационный вариант ЕГЭ по информатике (2011-2014 г.г.).
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Материалы и разработки уроков различных авторов (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
Операционная система Windows
Пакет офисных приложений MS Office
|