Тема: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»





Скачать 72.28 Kb.
НазваниеТема: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»
Дата публикации18.07.2014
Размер72.28 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Предмет: физика

Тема: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»

Тип урока: урок – конференция, защита проектов

Технология: метод проектов

Продолжительность: 2 часа

Класс: 10 класс

Учитель: Распопова Т.Н.

Цели:

Обучающие:

  1. Раскрыть физические принципы действия тепловых двигателей;

  2. Ознакомить с историей создания ТД и их создателями;

  3. Установить отрицательные влияния применения ТД на окружающую среду и пути их устранения.

Развивающие:

  1. Развивать умения пользоваться компьютером, составлять презентацию;

  2. Научить добывать информацию из дополнительной литературы и из Интернета, анализировать её, составлять схемы, конспекты;

  3. Проводить сравнения, делать выводы;

  4. Расширить кругозор учащихся;

  5. Развить монологическую речь, умение выступать перед аудиторией.

Воспитательные:

  1. Прививать интерес к предмету;

  2. Научить самостоятельности, ответственности, уверенности.

Технические средства и наглядные пособия:

  • Видеопроектор с экраном;

  • Персональный компьютер;

  • Презентации Power Point учителя и учащихся.

Данный урок «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды» проводится в 10 классе после изучения законов термодинамики и является обобщающим уроком. Изучение темы проводится на информационном уровне и при формировании личностных качеств используется гуманистический потенциал гуманитарной физики. Включение вопросов, связанных с влиянием тепловых двигателей на окружающую среду позволяет учащимся продвинуться по пути познания экологических проблем и понять значение тепловых машин для человечества.

Урок построен на деятельностном подходе в форме конференции. Такая форма проведения урока создает условия для творческого самовыражения, формированию ключевых компетенций.

Организация учебной деятельности проходит в сочетании проектной работой в группах. Использование информационных и проблемно-поисковых технологий позволяет сделать урок более наглядным, создает условия для самореализации и совершенствованию общеученических умений и навыков учащихся.

Считаю, что интегрированные уроки экологической направленности позволяют сформировать у учащихся целостное представление о взаимосвязи и взаимозависимости природы и человека.

Ход урока

  1. Организационный момент

При организации проектной деятельности учитель объясняет, как работать, как составить отчёт: конспект, доклад, презентацию. Составляются рабочие группы по двое или по одному ученику, выбираются темы.

  1. Выполнение проектов учащимися в группах

Темы проектов:

  1. Паровая турбина – Михайлова Л., Маликова С.

  2. Двигатель внутреннего сгорания – Толстых А., Агапов А.

  3. Дизельный двигатель – Гаев А.

  4. Ракетные двигатели – Сергеева Т., Елтратова Е.

Задание проекта:

  1. Найти из дополнительной литературы и Интернета материал;

  2. Составить конспект или реферат;

  3. Найти фотографии, схемы, рисунки из Интернета и подготовить презентацию на Power Point;

  4. Подготовить план защиты проекта и тезисы доклада.

В содержании доклада должна быть информация:

  • Кто и когда создал двигатель;

  • Краткая биография изобретателя;

  • Основные части и принцип работы;

  • КПД;

  • Достоинства и недостатки;

  • Где применяется.

Во время урока каждый учащийся заполняет самостоятельно таблицу «характеристика тепловых двигателей».

Характеристика тепловых двигателей

Название теплового двигателя

Создатели, год

КПД,

вид топлива

Достоинства

Недостатки

Применения

Паровая турбина
















Двигатель внутреннего сгорания
















Дизельный  двигатель
















Ракетные двигатели



















  1. Работа по теме урока (презентация учителя) и защита проектов учащимися

Вращайтесь, мощные колеса,

Свистите, длинные ремни,

Горите свыше, впрямь и косо,

Над взмахами валов, огни!

Пуды, бросая, как пригоршню,

В своем разлете роковом

Спешите, яростные поршни,

Бороться с мертвым естеством! (2 слайд)

(Валерий Брюсов)

Актуализация знаний: Что такое тепловой двигатель? (3 слайд)

(Тепловой двигатель – это устройство, преобразующее внутреннюю энергию топлива в механическую энергию)

  1. Виды тепловых двигателей: (4 слайд)

  • Паровая машина

  • Паровая турбина

  • Газовая турбина

  • Двигатель внутреннего сгорания.

  • Двигатель Дизеля

  • Реактивный двигатель

  1. Устройство теплового двигателя (5 слайд):

Три основных элемента любого теплового двигателя:

  1. Нагреватель, сообщающий энергию рабочему телу.

  2. Рабочее тело (газ или пар), совершающее работу.

  3. Холодильник, поглощающий часть энергии от рабочего тела.

  1. Принцип действия теплового двигателя (6 слайд):

  • Принцип действия теплового двигателя основан на свойстве газа или пара при расширении совершать работу.

  • В процессе работы теплового двигателя периодически повторяются расширения и сжатия газа.

  • Расширения газа происходят самопроизвольно, а сжатия под действием внешней силы.

  1. Вопрос: Как работает тепловой двигатель? (7 слайд) - схема

  2. КПД теплового двигателя (8 слайд):

Коэффициент полезного действия теплового двигателя (КПД) отношение работы, совершаемой двигателем за один цикл, к количеству теплоты, полученной от нагревателя:

  1. КПД тепловых двигателей (9 слайд):

    Тепловой двигатель

    КПД, в %

    Паровая машина

    Ползунова, Уатта

    1

    3 - 4

    Паровая турбина

    35

    Газовая турбина

    45

    Двигатель внутреннего сгорания

    20 - 35

    Двигатель Дизеля

    Первый

    Тракторный, Стационарный

    22

    28 - 32

    34 - 44

    Реактивный двигатель

    47

  2. «Тепловые двигатели наоборот» (10 слайд):

«Тепловые двигатели наоборот» это: холодильник, кондиционер и тепловой насос. В них происходит передача тепла от более холодного к более нагретому, что требует совершения работы. Работу производит электродвигатель, подключенный к источнику тока.

  1. «Тепловые двигатели наоборот», их принцип действия (11 слайд) – схема

  2. Тепловые двигатели в народном хозяйстве (12 слайд):

  1. Тепловые двигатели – необходимый атрибут современной цивилизации.

  2. С их помощью вырабатывается около 80 % электроэнергии.

  3. Без тепловых двигателей (ДД, ДВС) невозможно представить современный транспорт.

  4. Паротурбинные двигатели применяются на водном транспорте.

  5. Газотурбинные - в авиации.

  6. Ракетные двигатели используются в ракетно – космической технике.

  1. Защита проектов, подготовленных группами учащихся на предыдущем уроке.

Проект оценивается отдельно за выполненную работу и отдельно за защиту перед аудиторией. Защита проектов состоит также из двух частей: сама защита и анализ материала.

  1. Охрана окружающей среды

  1. Влияние тепловых двигателей на окружающую среду (13 слайд)

  2. Распределение энергии топлива при движении автомобиля (слайд 14): c:\documents and settings\пользователь\рабочий стол\тепловые двигатели\рис.1.jpg

80 % - бесполезные потери

20 % - полезно затраченная энергия:

3 % - освещение

4 % - преодоление сопротивления

4 % - работа силы трения колес

9 % - движение автомобиля

  1. Нельзя допустить, чтобы люди направляли на собственное уничтожение те силы природы, которые сумели открыть и покорить» (слайд 15)

(Ф. Жолио – Кюри)

  1. Схема (слайд 16)




  1. Повышение КПД теплового двигателя и охрана окружающей среды (слайд 17).




  1. Использование тепловых двигателей дает человеку огромные возможности и одновременно является наиболее сильным фактором разрушения природы (слайд 18).




  1. Итог урока (слайд 19)

«Могущество страны не только в одном материальном богатстве, но и в духе народа. Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа! Её надо беречь, как мы бережём самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им». (П.И. Чайковский)

За активное участие в обсуждении и за предоставленный отчёт по тетради ученики получают оценку.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды» iconИ охраны окружающей среды администрации города ижевска доклад об экологической обстановке
Администрация города/Структурные подразделения Администрации города Ижевска/Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды...
Тема: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды» icon20. 1 О-92 Охрана окружающей среды в Рунете
Охрана окружающей среды в Рунете [Текст] : веблиогр список / гбук "Самар обл универс науч б-ка", информ библиогр отд.; сост. И. Л....
Тема: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды» iconВ амурской области
Издание доклада профинансировано из областного бюджета в рамках подпрограммы «Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей...
Тема: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды» iconУчебной дисциплины наименование дисциплины Охрана окружающей среды...
Дисциплина "Охрана окружающей среды" обязательная дисциплина цикла оп, объединяющая тематику безопасного взаимодействия человека...
Тема: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды» iconУрок по теме «Тепловые двигатели вчера, сегодня, завтра»
Способствовать дальнейшему развитию учащихся как личностей, формированию их экологического образования, правильного отношения к окружающей...
Тема: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды» iconТема: География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды

Тема: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды» iconЗагрязнение окружающей среды и экологические проблемы
География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды
Тема: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды» iconОсновная образовательная программа по специальности 280201. 65 –...
Цель ооп – обеспечение углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки в области охраны окружающей среды, которая обеспечит...
Тема: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды» iconРабочая программа дисциплины «биоразнообразие и охрана окружающей среды»
В связи с этим, наиболее актуальной задачей является задача экологического воспитания нового поколения, творчески применяющего экологические...
Тема: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды» iconЦе ль и з а д а ч и ди с цип л ины
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности (охрана окружающей среды)» относится к вариативной части (дисциплины по выбору студентов)...
Тема: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды» iconУчебно-методический комплекс дисциплины нанотехнологии Специальность...
Специальность – 280201. 65 «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»
Тема: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Экологический глобус «Охрана природы – охрана здоровья» – к Всемирному дню охраны окружающей среды
Тема: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды» iconУчебно-методический комплекс дисциплины химия окружающей среды Специальность...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Тема: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды» iconРабочая программа по учебным дисциплинам профессионального модуля...
Мкд 04. 02 «Охрана окружающей среды и природоохранные мероприятия» разработана на основе Федерального государственного образовательного...
Тема: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды» iconПостановление от 06 апреля 2012 г. N 99-пр об утверждении государственной...
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-фз "Об охране окружающей среды", в целях улучшения экологической ситуации...
Тема: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды» iconТема: «Охрана окружающей среды»
Цель: Формирование у обучающихся умения строить связные монологические мини-сообщения с использованием основных лексических единиц...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск