Скачать 90.88 Kb.
|
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ - КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МЕТОДОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКАК.К. КудрявцеваПедагогический колледж №15, г. Москва Научный руководитель А.Е. Марчук В настоящее время начальное образование претерпевает большие изменения. При разработке Федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общих учебных умений и навыков, а также способов деятельности, умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему. Сегодня важны не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. Достижению такого уровня развития младшего школьника способствует использование в учебном процессе метода проектной деятельности, который способствует высокому уровню усвоения программного содержания начальной школы. В первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Метод проектов не новость в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога В.Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». [3, c. 74] В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С.Т. Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. [1, c. 27] После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов. Ме́тод прое́ктов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. [4, c. 62] В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Для того, чтобы ученик смог погрузиться в проектную деятельность вводится понятие ИКТ – компетентность, которая определяет, какими же навыками и умениями должен обладать человек, чтобы его можно было назвать грамотным в данном смысле. На уроках русского языка происходит формирование таких ИКТ-компетентностей, как: знание технологии слепого клавиатурного ввода текста; знание моделей применения программ орфографического контроля, их частичного или полного отключения; знание методик и технологий литературного редактирования и реферирования; знание методик и технологий построения учебных текстов с пропусками или перестановками;знание моделей обучения работе с гипермедийными структурами (в том числе, например, с видеозаписями, сделанными учащимися) с позиции содержательного выстраивания видеоряда и подготовки дикторских текстов; знание моделей формирования стилистики работы с электронной почтой, форумами, блогами, вики. Работа с источниками, поиск, цитирование, комментирование, реферирование и анализ текстов; работа с электронным текстом, в том числе с детскими творческими работами: использование ресурсов электронных библиотек, практика создания собственных текстов в электронном виде, публикация результатов детского творчества в печатном виде и в Интернете, разработка сценариев для экранизации произведений и их фрагментов, а также литературных работ учащихся; работа со звучащим текстом и видеорядом: анализ учащимися собственной речи, записанной в цифровом виде. [2, c. 154] «Примерные программы начального общего образования», подготовленные в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения» (М.: Просвещение, 2008) предлагают несколько тем для проектной деятельности детей, наиболее интересная из которых, на наш взгляд, «Русский язык вокруг нас». В ней предлагаются различные темы проектов по русскому языку в интеграции с другими предметами:
Более подробно остановимся на проекте, который использовался на уроке литературного чтения при изучении темы: "В гостях у Маршака" 2 класс. Проект «Иллюстрация к произведению С.Я. Маршака «Снег»» При работе над этим проектом учащиеся пользуются навыком клавиатурного письма, а также навыками работы в программе ПервоЛого 3.0. Цель проекта: используя возможности доступной компьютерной среды (набор текста, рисование и анимирование в программе ПервоЛого 3.0., вывод на печать) и приемы художественного труда, создать иллюстрацию к выученному стихотворению С.Я. Маршака «Снег». Продолжительность: 2 ч. Предметные образовательные области: «Русский язык (литературное чтение)», «Технология», «Искусство». Чему ребенок может научиться, работая над этим проектом:
Что узнает учитель при работе над этим проектом:
ИКТ-компетентность, которые формируются при работе над данным проектом:
Описание проекта Работа над проектом может быть распределена по трем предметным областям: технология (работа по созданию иллюстрации), искусство (разработка композиции иллюстрации, подбор объектов, которые пригодятся для данного проекта (снеговик, снежинки, сугробы), дополнительное художественное оформление с помощью материальных технологий), русский язык (воспроизведение по памяти текста стихотворения С.Я. Маршака «Снег»). Начало работы. В первую очередь необходимо обсудить тему рисунка для иллюстрации. Так как в стихотворение речь идет о зиме, снеге могут использоваться изображения, следующего характера: елки, снеговика, дома под снегом, зайчика, снежинки, и т.д. Каждый из названных объектов нетрудно создать в графическом редакторе, даже если у детей небольшой опыт рисования на компьютере. Желательно заранее уточнить возможные варианты композиции, это поможет детям быстрее справиться с заданием. Разработка композиции рисунка. Интересна модель реализации этого проекта в мультимедийных средах Лого. Данный проект может стать коллективной творческой работой класса. Мультимедийные среды Лого позволяют превращать любой рисунок в независимую форму, которую можно надеть на живущую в ЛогоМирах черепашку. Черепашку, в свою очередь, можно поместить в любое место экрана и задать ей нужный размер и расположение относительно других черепашек и т.д. Дополнительное оформление и распечатка готовых работ. Готовые работы распечатываются на принтере. При желании их можно дополнительно украсить аппликацией. Это займет еще один урок, но сделает работу более красочной и интересной.
Также хотелось бы осветить проект, который использовался на уроке русского языка в 3 классе. Проект «Рассказ на тему: «Приметы осени» и иллюстрация к нему» При работе над этим проектом учащиеся пользуются умением записывать собственную речь, а также навыками работы в программе ПервоЛого 3.0. Цель проекта: используя возможности доступной компьютерной среды (звукозапись, рисование в программе ПервоЛого 3.0., использование графического редактора, вывод на печать) и приемы художественного труда, создать иллюстрацию к рассказу на тему «Приметы осени» Цель проекта: выявление у школьников способности использовать полученные навыки работы с компьютером, запись рассказа, и создание иллюстрации к нему. Продолжительность: 2-5 ч. Предметные области: Предметные образовательные области: «Русский язык (литературное чтение)», «Технология», «Искусство». Чему ребенок может научиться, работая над этим проектом:
Что узнает учитель при проведении этого проекта:
ИКТ-компетентность:
Описание проекта. Первым этапом становится подготовка текста на тему: «Приметы осени», запись чтения учеником данного текста. Следующий этап работы желательно провести на уроке технологии. В этом случае квалифицированный учитель поможет детям соединить на страницах компьютерного альбома записанный ими звук и иллюстрацию. Особое внимание следует обратить на дизайн страницы, посоветовав детям создать для нее оригинальный орнамент. Изучение орнаментов (изображение и ритмика) проходит на уроках изобразительного искусства и является частью этого проекта. Желательно использовать среду, в которой имеется набор форм для создания орнаментов, как, например, ПервоЛого 3.0. Промежуточные и итоговые результаты работы над проектом могут размещаться в информационной среде школы – готовому проекту нужна аудитория для просмотра и обсуждения. Такой аудиторией могут стать сами учащиеся и их родители. Таким образом, формируя информационную компетентность учащихся начальной школы методом проектной деятельности на уроках русского языка, осуществляется развитие компетентности личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе. Каждый из созданных проектов должен стать событием, по-новому освещающий работу над программным материалом. Библиографический список
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сегодня в нашей стране большие изменения, которые коснулись и системы образования. В настоящее время активно обсуждается введение... | А., Голубев А. Г.*, научный руководитель канд техн наук Чернова Г. А.* Гаоу спо «Тюменский педагогический колледж №1», Уставом государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального... | ||
Отчет о научно-исследовательской работе Анализ возможности использования международных стандартов оценки при разработке российских федеральных стандартов оценки | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... И. Л. Бим, Л. И. Рыжова), Москва «Просвещение» 2010 г с учётом требований новых государственных стандартов по иностранному языку... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Российской Федерации, в соответствии с действующим в настоящее время базисным учебным планом. В ней учитываются основные идеи и положения... | Из опыта работы Почетного работника общего образования РФ При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование... | ||
Фгос от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускника начальной школы? Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (фгос), где на смену... | Публичный доклад Сочи создано в целях реализации права граждан на образование, гарантий общедоступности, бесплатности начального общего, основного... | ||
Магистерской программы «Высшее образование» по направлению 050100.... В настоящее время появилась настоятельная потребность в обновлении педагогической подготовки преподавателей вузов | Изменение отношения к иудаизму в христианской теологии в наше время Высшее и послевузовское профессиональное образование" раздела "Образование" классификации расходов бюджетов на совершенствование... | ||
К детям в образовательном процессе Международных Педагогических Чтений, руководитель лаборатории гуманной педагогики при гоу впо московский Городской Педагогический... | 1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности Анализ соответствия основных профессиональных образовательных программ требованиям Государственных образовательных стандартов и Федеральных... | ||
Отчёт о работе муниципальной инновационной площадки в 2012-2013 уч... «Организация развивающей образовательной среды с учетом национально-региональных и иных особенностей как условие реализации федеральных... | Россия. Выбор будущего Владимирова Н. А., научный руководитель Пфаненштиль И. А Сравнивая страну с живым организмом, можно сказать, что в настоящее время она больна двумя тяжелыми болезнями | ||
Власть как центральная проблема гуманитарного дискурса круглов Р.... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Доклад об итогах деятельности боу оо спо «Мезенский педагогический колледж» Учреждение создано в соответствии с распоряжением Правительства Орловской области от 28 апреля 2011 года №179-р путём изменения типа... |