К. К. Кудрявцева Педагогический колледж №15, г. Москва Научный руководитель А. Е. Марчук в настоящее время начальное образование претерпевает большие изменения. При разработке Федеральных государственных стандартов вто





Скачать 90.88 Kb.
НазваниеК. К. Кудрявцева Педагогический колледж №15, г. Москва Научный руководитель А. Е. Марчук в настоящее время начальное образование претерпевает большие изменения. При разработке Федеральных государственных стандартов вто
Дата публикации25.07.2014
Размер90.88 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ - КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МЕТОДОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА




К.К. Кудрявцева


Педагогический колледж №15, г. Москва

Научный руководитель А.Е. Марчук
В настоящее время начальное образование претерпевает большие изменения. При разработке Федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общих учебных умений и навыков, а также способов деятельности, умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему. Сегодня важны не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.

Достижению такого уровня развития младшего школьника способствует использование в учебном процессе метода проектной деятельности, который способствует высокому уровню усвоения программного содержания начальной школы.

В первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Метод проектов не новость в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога В.Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». [3, c. 74]

В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С.Т. Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. [1, c. 27] После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.

Ме́тод прое́ктов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. [4, c. 62]

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Для того, чтобы ученик смог погрузиться в проектную деятельность вводится понятие ИКТ – компетентность, которая определяет, какими же навыками и умениями должен обладать человек, чтобы его можно было назвать грамотным в данном смысле.

На уроках русского языка происходит формирование таких ИКТ-компетентностей, как: знание технологии слепого клавиатурного ввода текста; знание моделей применения программ орфографического контроля, их частичного или полного отключения; знание методик и технологий литературного редактирования и реферирования; знание методик и технологий построения учебных текстов с пропусками или перестановками;знание моделей обучения работе с гипермедийными структурами (в том числе, например, с видеозаписями, сделанными учащимися) с позиции содержательного выстраивания видеоряда и подготовки дикторских текстов; знание моделей формирования стилистики работы с электронной почтой, форумами, блогами, вики.

Работа с источниками, поиск, цитирование, комментирование, реферирование и анализ текстов; работа с электронным текстом, в том числе с детскими творческими работами: использование ресурсов электронных библиотек, практика создания собственных текстов в электронном виде, публикация результатов детского творчества в печатном виде и в Интернете, разработка сценариев для экранизации произведений и их фрагментов, а также литературных работ учащихся; работа со звучащим текстом и видеорядом: анализ учащимися собственной речи, записанной в цифровом виде. [2, c. 154]

«Примерные программы начального об­щего образования», подготовленные в рам­ках проекта «Разработка, апробация и внед­рение Федеральных государственных стан­дартов общего образования второго поколе­ния» (М.: Просвещение, 2008) предлагают несколько тем для проектной деятельности детей, наи­более интересная из которых, на наш взгляд, «Русский язык вокруг нас». В ней предлагаются различные темы проектов по русскому языку в интеграции с другими предметами:

  • Проект «Я умею» («Я люблю»)

  • Проект «Мое имя»

  • Проект «Считалки»

Более подробно остановимся на проекте, который использовался на уроке литературного чтения при изучении темы: "В гостях у Маршака" 2 класс.

Проект «Иллюстрация к произведению С.Я. Маршака «Снег»»

При работе над этим проектом учащиеся пользуются навыком клавиатурного письма, а также навыками работы в программе ПервоЛого 3.0.

Цель проекта: используя возможности доступной компьютерной среды (набор текста, рисование и анимирование в программе ПервоЛого 3.0., вывод на печать) и приемы художественного труда, создать иллюстрацию к выученному стихотворению С.Я. Маршака «Снег».

Продолжительность: 2 ч.

Предметные образовательные области: «Русский язык (литературное чтение)», «Технология», «Искусство».

Чему ребенок может научиться, работая над этим проектом:

  • рисовать инструментами графического редактора;

  • создавать анимацию;

  • набирать по памяти и форматировать текст стихотворения С.Я. Маршака «Снег»;

  • распечатывать готовую работу.

Что узнает учитель при работе над этим проектом:

  • о творческих способностях, каждого ученика

  • знание текста стихотворения С.Я. Маршака «Снег»;

ИКТ-компетентность, которые формируются при работе над данным проектом:

  • овладение наравне с развитием традиционных навыков письма квалифицированным клавиатурным письмом (с ориентацией на слепой десятипальцевый метод); знакомство с основными правилами оформления текста, основными инструментами создания и простыми видами редактирования текста;

  • создание текстов с помощью компьютера: клавиатурное письмо; основные правила оформления текста; работа в простом текстовом редакторе: ввод и сохранение текста, выбор шрифта, начертания, размера, цвета текста; правила расстановки пробелов относительно знаков препинания, использование абзацного отступа;

  • редактирование текста (удаление, замена и вставка буквы, слова);

  • первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом и рисунком;

  • знакомство с простым графическим редактором изображений; создание творческих графических работ.

Описание проекта

Работа над проектом может быть распределена по трем предметным областям: технология (работа по созданию иллюстрации), искусство (разработка композиции иллюстрации, подбор объектов, которые пригодятся для данного проекта (снеговик, снежинки, сугробы), дополнительное художественное оформление с помощью материальных технологий), русский язык (воспроизведение по памяти текста стихотворения С.Я. Маршака «Снег»).

Начало работы. В первую очередь необходимо обсудить тему рисунка для иллюстрации. Так как в стихотворение речь идет о зиме, снеге могут использоваться изображения, следующего характера: елки, снеговика, дома под снегом, зайчика, снежинки, и т.д.

Каждый из названных объектов нетрудно создать в графическом редакторе, даже если у детей небольшой опыт рисования на компьютере. Желательно заранее уточнить возможные варианты композиции, это поможет детям быстрее справиться с заданием. Разработка композиции рисунка. Интересна модель реализации этого проекта в мультимедийных средах Лого.

Данный проект может стать коллективной творческой работой класса. Мультимедийные среды Лого позволяют превращать любой рисунок в независимую форму, которую можно надеть на живущую в ЛогоМирах черепашку. Черепашку, в свою очередь, можно поместить в любое место экрана и задать ей нужный размер и расположение относительно других черепашек и т.д.

Дополнительное оформление и распечатка готовых работ. Готовые работы распечатываются на принтере. При желании их можно дополнительно украсить аппликацией. Это займет еще один урок, но сделает работу более красочной и интересной.


С. Я. Маршак «Снег»

Открываем календарь –

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

Снег - на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

В небо дым идет столбом



Эскиз проекта «Иллюстрация к стихотворению С.Я. Маршака «Снег»



Также хотелось бы осветить проект, который использовался на уроке русского языка в 3 классе.

Проект «Рассказ на тему: «Приметы осени» и иллюстрация к нему»

При работе над этим проектом учащиеся пользуются умением записывать собственную речь, а также навыками работы в программе ПервоЛого 3.0.

Цель проекта: используя возможности доступной компьютерной среды (звукозапись, рисование в программе ПервоЛого 3.0., использование графического редактора, вывод на печать) и приемы художественного труда, создать иллюстрацию к рассказу на тему «Приметы осени»

Цель проекта: выявление у школьников способности использовать полученные навыки работы с компьютером, запись рассказа, и создание иллюстрации к нему.

Продолжительность: 2-5 ч.

Предметные области: Предметные образовательные области: «Русский язык (литературное чтение)», «Технология», «Искусство».

Чему ребенок может научиться, работая над этим проектом:

  • сопоставлять придуманный образ с реальной иллюстрацией;

  • записывать собственную устную речь в виде звукового файла;

  • рисовать иллюстрации и орнаменты, используя традиционные и компьютерные инструменты, оцифровывать изображения;

  • анализировать собственную речь, записанную в цифровом виде;

  • создавать компьютерные альбомы, соединяя на одной странице разные компоненты проекта – звукозапись, изображение.

Что узнает учитель при проведении этого проекта:

  • кто из детей является хорошим чтецом, иллюстратором;

  • как быстро учащиеся овладевают различными алгоритмами образовательной деятельности (запись, прослушивание и исправление звукозаписи и т.п.).

ИКТ-компетентность:

  • создание информационных объектов как иллюстраций к созданному тексту;

  • определение роли и места иллюстративного ряда в тексте;

  • получение оптимального по содержанию и техническому качеству результата звукозаписи;

Описание проекта. Первым этапом становится подготовка текста на тему: «Приметы осени», запись чтения учеником данного текста.

Следующий этап работы желательно провести на уроке технологии. В этом случае квалифицированный учитель поможет детям соединить на страницах компьютерного альбома записанный ими звук и иллюстрацию. Особое внимание следует обратить на дизайн страницы, посоветовав детям создать для нее оригинальный орнамент. Изучение орнаментов (изображение и ритмика) проходит на уроках изобразительного искусства и является частью этого проекта. Желательно использовать среду, в которой имеется набор форм для создания орнаментов, как, например, ПервоЛого 3.0.

Промежуточные и итоговые результаты работы над проектом могут размещаться в информационной среде школы – готовому проекту нужна аудитория для просмотра и обсуждения. Такой аудиторией могут стать сами учащиеся и их родители.

Таким образом, формируя информационную компетентность учащихся начальной школы методом проектной деятельности на уроках русского языка, осуществляется развитие компетентности личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе. Каждый из созданных проектов должен стать событием, по-новому освещающий работу над программным материалом.
Библиографический список

  1. Бершадская Д. С.Педагогические взгляды и деятельность С. Т. Шацкого, М., 1960.

  2. Булин-Соколова Е. И Формирование ИКТ- компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / – М.: Просвещение, 2011.

  3. Днепрова Э.Д. Основные направления и тенденции развития педагогической науки в конце XIX - начале XX вв.: Сб. научи, тр. М.,1980.

  4. Полат Е.С Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М. –, 2005.

  5. Интернет-ресурсы

  6. Петрова Н.И. Проблема формирования ИКТ-компетентности педагогов и учащихся в процессе информатизации начального образования. http://conf-a.narod.ru/Petrova.htm (28.07.2010г.)

  7. Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». Интернет-ресурс http://journal.kuzspa.ru/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

К. К. Кудрявцева Педагогический колледж №15, г. Москва Научный руководитель А. Е. Марчук в настоящее время начальное образование претерпевает большие изменения. При разработке Федеральных государственных стандартов вто iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня в нашей стране большие изменения, которые коснулись и системы образования. В настоящее время активно обсуждается введение...
К. К. Кудрявцева Педагогический колледж №15, г. Москва Научный руководитель А. Е. Марчук в настоящее время начальное образование претерпевает большие изменения. При разработке Федеральных государственных стандартов вто iconА., Голубев А. Г.*, научный руководитель канд техн наук Чернова Г. А.*
Гаоу спо «Тюменский педагогический колледж №1», Уставом государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального...
К. К. Кудрявцева Педагогический колледж №15, г. Москва Научный руководитель А. Е. Марчук в настоящее время начальное образование претерпевает большие изменения. При разработке Федеральных государственных стандартов вто iconОтчет о научно-исследовательской работе
Анализ возможности использования международных стандартов оценки при разработке российских федеральных стандартов оценки
К. К. Кудрявцева Педагогический колледж №15, г. Москва Научный руководитель А. Е. Марчук в настоящее время начальное образование претерпевает большие изменения. При разработке Федеральных государственных стандартов вто iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И. Л. Бим, Л. И. Рыжова), Москва «Просвещение» 2010 г с учётом требований новых государственных стандартов по иностранному языку...
К. К. Кудрявцева Педагогический колледж №15, г. Москва Научный руководитель А. Е. Марчук в настоящее время начальное образование претерпевает большие изменения. При разработке Федеральных государственных стандартов вто iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Российской Федерации, в соответствии с действующим в настоящее время базисным учебным планом. В ней учитываются основные идеи и положения...
К. К. Кудрявцева Педагогический колледж №15, г. Москва Научный руководитель А. Е. Марчук в настоящее время начальное образование претерпевает большие изменения. При разработке Федеральных государственных стандартов вто iconИз опыта работы Почетного работника общего образования РФ
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование...
К. К. Кудрявцева Педагогический колледж №15, г. Москва Научный руководитель А. Е. Марчук в настоящее время начальное образование претерпевает большие изменения. При разработке Федеральных государственных стандартов вто iconФгос от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускника начальной школы?
Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (фгос), где на смену...
К. К. Кудрявцева Педагогический колледж №15, г. Москва Научный руководитель А. Е. Марчук в настоящее время начальное образование претерпевает большие изменения. При разработке Федеральных государственных стандартов вто iconПубличный доклад
Сочи создано в целях реализации права граждан на образование, гарантий общедоступности, бесплатности начального общего, основного...
К. К. Кудрявцева Педагогический колледж №15, г. Москва Научный руководитель А. Е. Марчук в настоящее время начальное образование претерпевает большие изменения. При разработке Федеральных государственных стандартов вто iconМагистерской программы «Высшее образование» по направлению 050100....
В настоящее время появилась настоятельная потребность в обновлении педагогической подготовки преподавателей вузов
К. К. Кудрявцева Педагогический колледж №15, г. Москва Научный руководитель А. Е. Марчук в настоящее время начальное образование претерпевает большие изменения. При разработке Федеральных государственных стандартов вто iconИзменение отношения к иудаизму в христианской теологии в наше время
Высшее и послевузовское профессиональное образование" раздела "Образование" классификации расходов бюджетов на совершенствование...
К. К. Кудрявцева Педагогический колледж №15, г. Москва Научный руководитель А. Е. Марчук в настоящее время начальное образование претерпевает большие изменения. При разработке Федеральных государственных стандартов вто iconК детям в образовательном процессе
Международных Педагогических Чтений, руководитель лаборатории гуманной педагогики при гоу впо московский Городской Педагогический...
К. К. Кудрявцева Педагогический колледж №15, г. Москва Научный руководитель А. Е. Марчук в настоящее время начальное образование претерпевает большие изменения. При разработке Федеральных государственных стандартов вто icon1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Анализ соответствия основных профессиональных образовательных программ требованиям Государственных образовательных стандартов и Федеральных...
К. К. Кудрявцева Педагогический колледж №15, г. Москва Научный руководитель А. Е. Марчук в настоящее время начальное образование претерпевает большие изменения. При разработке Федеральных государственных стандартов вто iconОтчёт о работе муниципальной инновационной площадки в 2012-2013 уч...
«Организация развивающей образовательной среды с учетом национально-региональных и иных особенностей как условие реализации федеральных...
К. К. Кудрявцева Педагогический колледж №15, г. Москва Научный руководитель А. Е. Марчук в настоящее время начальное образование претерпевает большие изменения. При разработке Федеральных государственных стандартов вто iconРоссия. Выбор будущего Владимирова Н. А., научный руководитель Пфаненштиль И. А
Сравнивая страну с живым организмом, можно сказать, что в настоящее время она больна двумя тяжелыми болезнями
К. К. Кудрявцева Педагогический колледж №15, г. Москва Научный руководитель А. Е. Марчук в настоящее время начальное образование претерпевает большие изменения. При разработке Федеральных государственных стандартов вто iconВласть как центральная проблема гуманитарного дискурса круглов Р....
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
К. К. Кудрявцева Педагогический колледж №15, г. Москва Научный руководитель А. Е. Марчук в настоящее время начальное образование претерпевает большие изменения. При разработке Федеральных государственных стандартов вто iconДоклад об итогах деятельности боу оо спо «Мезенский педагогический колледж»
Учреждение создано в соответствии с распоряжением Правительства Орловской области от 28 апреля 2011 года №179-р путём изменения типа...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск