Совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения своих целей. В понятие педагогической техники входят три группы умений





Скачать 86.61 Kb.
НазваниеСовокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения своих целей. В понятие педагогической техники входят три группы умений
Дата публикации26.07.2014
Размер86.61 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Педагогическая техника – совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения своих целей. В понятие педагогической техники входят три группы умений: уметь управлять собой, уметь управлять другими, уметь сотрудничать.

^ Структура педагогической техники

Уметь управлять собой

Уметь управлять другими

Уметь
сотрудничать

  • Социально - перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение);

  • Управлять своими эмоциями, настроением (снятие излишнего психологического климата, создание творческого самочувствия);

  • Владение телом (целесообразность и выразительность мимики и жестов);

  • Техника и культура речи (дыхание, постановка голоса, дикция, орфоэпия, логичность и выразительность речи).

  • При организации урока;

  • При организации КТД;

  • При общении;

  • При организации режимных моментов;

  • При контроле дисциплины;

  • При предъявлении требований.



  • Уметь познать личность, разобраться в ней;

  • Верное восприятие личности ученика;

  • Уметь правильно понимать ребенка;

  • Уметь влиять на ребенка;

  • Уметь защищать ребенка;

  • Уметь взаимодействовать;

  • Уметь представить информацию.


^ Прием обучения – это конкретное, часто элементарное действие учителя, вызывающее ответное действие ученика, в результате чего достигаются соотносимые цели обоих действующих лиц. (Дидактика средней школы, 1982,с.212)

Прием – это способ педагогических действий в определенных условиях.

Приемы педагогической техники могут быть связаны с какими-то средствами обучения, а могут быть совершенно независимы от них.

Основания для классификации приемов педагогической деятельности разные:

^ Классификация приемов по методам обучения (По Высоцкой С.И.)

Приемы объяснительно-иллюстративного метода:

  • интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;

  • повторное, более краткое предъявление учащимся готового знания;

  • подробное резюмирование учителем каждого отдельного законченного этапа изложения;

  • сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров;

  • демонстрация учащимся натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов;

  • предъявление учащимся готового плана в ходе изложения;

  • предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла;

  • инструктаж учащихся (по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника и т.п.);

  • намек-подсказка, содержащая готовую информацию.

Приемы репродуктивного метода

  • задание учащимся на индивидуальное речевое проговаривание известных правил, определений при необходимости использования их в процессе решения задач;

  • задание учащимся на проговаривание “про себя” используемых правил, определений в процессе решения задач;

  • задание на составление кратких пояснений к ходу решения задач;

  • задание учащимся на воспроизведение наизусть (правила, закона и т.д.);

  • задание учащимся на заполнение схем, таблиц вслед за учителем;

  • задание учащимся на раскодирование алгоритма;

  • организация усвоения учащимися стандартных способов действия с помощью ситуации выбора;

  • задание учащимся на описание какого-либо объекта по образцу;

  • задание учащимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т.д.;

  • наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.

Приемы метода проблемного изложения  

  • контрдоводы учителя предполагаемому оппоненту в процессе изложения;

  • предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов;

  • раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем;

  • обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений;

  • членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые моменты;

  • фиксирование внимания учащихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач;

  • интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;

  • установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения;

  • риторические вопросы учителя в ходе изложения;

  • предъявление учащимся конфликтного примера.

Приемы частично-поискового метода

  • включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;

  • задание учащимся на поиск скрытых узловых звеньев рассуждения, предложенного учителем;

  • задание учащимся на решение нескольких подзадач, выделенных из трудной исходной, после чего учащиеся возвращаются к исходной задаче;

  • наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;

  • задание учащимся на поиск ошибок в рассуждениях, требующее оригинальной мысли;

  • организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы;

  • задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;

  • показ способа действия с частичным раскрытием его внутренних связей с учеником;

  • задание учащимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной учителем;

  • демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности;

  • выделение цветом части чертежа, схемы, записи, ориентирующее учащихся на выдвижение проблемы.

Приемы исследовательского метода

  • задание учащимся на самостоятельное составление нестандартных задач;

  • задание учащимся с несформулированным вопросом;

  • задание с избыточными данными;  

  • задание учащимся на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений;  

  • задание учащимся на сущностное описание какого-либо объекта без использования инструкций;  

  • задание учащимся на отыскание границ применяемости полученных результатов;  

  • задание учащимся на определение степени достоверности полученных результатов;

  • задание учащимся на вычисление механизма протекания явления;  

  • задание учащимся “на мгновенную догадку”, “на соображение”.

Классификация приемов по педагогическим функциям.

Каждый прием есть отражение некоторой педагогической функции, выполняемой учителем на уроке. Вот примерный список основных педагогических функций:

  1. Установить контакт с аудиторией

  2. Объяснить новый материал

  3. Закрепить материал

  4. Получить «Обратную связь»

  5. Снять напряжение

  6. Повысить интерес

  7. Активизация внимание

  8. Отвлечь внимание

  9. Контроль сформированности знаний

  10. Контроль сформированности умений

  11. Повторить материал

  12. Собрать, сплотить аудиторию.

Объяснение нового материала:

  • Лекция

  • Лекция с попутной беседой с опорой на знания учащихся

  • Использование опорного конспекта (Захарченко Е.А., Сорокина О.А., Королева Н.В.)

  • Самостоятельное изучение нового материала по компьютерной презентации (Крупицкая И.В. ,Смолянская Н.Е.)

  • Изучение через учебник с использованием разных приемов работы с текстом: составление вопросов, пересказ по опорным словам (Пяткова Е.В.)

  • Образное введение в тему с последующим проблемным вопросом (Воложанина Е.Г., Шулепова Т.В.)

  • Выведение нового понятия на основе сравнения двух терминов (Сорокина О.А)

  • Использование разноцветного мела (Скворцова А.С.), разных графических знаков для выделения учебного материала (Целиковская Е.В.)

Повышение интереса к учебному материалу:

  • Просмотр кинофильмов, использование мультимедиа, наглядности.

  • Опрережающие задания – выступления, сообщения, доклады, рефераты

  • Домашние задания на выбор (Шулепова Т.В., Куликова Т.Н.)

  • Вживание в образ (мы космонавты – Пяткова Е.В.)

  • Дидактические игры: кроссворды, ребусы, лото

Формирование ЗУН

  • работа с учебником: чтение и пересказ, составление схем, заполнение таблиц, решение задач, выполнение упражнений,

  • Совместное сочинение ( Сорокина О.А.)

  • Дидактические игры: «Отзовись, число» (Осипова Л.С.) при устном счете «Контакт с инопланетянином» (Смолянская Н.Е.)

Повторение и закрепление учебного материала

  • Разные виды диктантов: терминологические, словарные, схематические, выборочные, распределительные, цифровые, графические, творческие и т.д.

  • Викторина (Колозова А.А.)

  • Взаимопроверка

  • Прием запоминания «Записываем на магнитофончик» (Гончаренко Г.Е.)

  • Дидактические игры с подниманием пальцев, рук, хлопанием, топанием ( Осипова Л.С., Сорокина О.А., Воложанина Е.Г.)

Контроль сформированности ЗУН

  • Фронтальный опрос, проверочные работы, тестирование.

  • Проверка домашнего задания (постоянный контроль выполнения дом. Задания – стимул к выполнению ДЗ, отмечает в таблице: - нет дом. задания, 0 – справился частично, + - выполнено все задание (Целиковская Е.В.)

  • Дифференцированный подход к контролю знаний (2 уч. у доски, 9 уч. По карточкам, остальные с учителем – Шулепова Т.В.)

Снять напряжение

  • Динамические паузы

  • Использование считалки при выборе: кто пойдет отвечать (Шулепова Т.В.)

  • «Кандидаты на медаль» - выдается медаль за самую сутулую спину (Захарченко Е.А.)

приемы для активизации внимания

  • Смена видов деятельности, наглядности

  • Смена роли учащегося во время урока (в ситуации ролевых игр)

  • Изменение интонации

  • Словесные приемы привлечения внимания

  • «В слове «жесткий» желающие могут сделать ошибку».

  • «Поворачивайся к лесу задом, ко мне передом».

  • «Господин Женя, смотри сюда»

  • «Даю возможность послушать, потом буду спрашивать».

  • До объяснения: «Любой уважающий себя ученик 8 класса должен ответить на два вопроса после объяснения темы».

  • После объяснения: «Минусом, если не поняли, откуда взялась формула, плюс, если научились эту формулу применять»

  • «Мне хотелось бы, чтобы ты работал в классе, а не за окном».


^ Классификация приемов по способу информационного обмена (по В.В.Гузееву)

В основании классификации приемов может лежать и способ информационного обмена – например, основное направление информационного потока. (по В.В.Гузееву) Это называется информационным режимом обучения. Существует три информационных режима:

  • Интраактивный режим – все информационные потоки замкнуты внутри множества обучаемых или направлены от них вовне. Ученики выступают здесь как субъекты учения, т.е. учащиеся. Этот режим характерен для самостоятельной учебной деятельности.

  • Экстраактивный режим – все информационные потоки циркулируют вне объекта обучения или направлены к нему. Ученик выступает в роли обучаемого. Этот режим характерен для объяснения.

  • Интерактивный режим – это информационные потоки двусторонние (диалог). Режим характерен для таких форм организации обучения, как беседа,консультация.

Несколько примеров интерактивных приемов:

    • Использование направленных и ненаправленных вопросов (лучшее соотношение – на 2 направленных вопроса задается один ненаправленный. Направленный, значит конкретно указывает, кто будет отвечать)

    • Слово-предложение-вопрос-ответ (Книга-Я вчера читал книгу-О чем эта книга?-…)

    • Опрос тройкой (Вызываются одновременно: 1 отвечает, 2 дополняет, 3 комментирует ответ)

    • Приемы поиска ассоциаций (листы ассоциаций, блуждающие листки)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения своих целей. В понятие педагогической техники входят три группы умений iconСвою работу с книгой строй в три этапа
«Дошкольное образование», отражающая не только уровень знаний, умений и опыта, достаточных для достижения целей своей деятельности,...
Совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения своих целей. В понятие педагогической техники входят три группы умений iconОперативный контроль
«Дошкольное образование», отражающая не только уровень знаний, умений и опыта, достаточных для достижения целей своей деятельности,...
Совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения своих целей. В понятие педагогической техники входят три группы умений iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности
«Дошкольное образование», отражающая не только уровень знаний, умений и опыта, достаточных для достижения целей своей деятельности,...
Совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения своих целей. В понятие педагогической техники входят три группы умений iconУчебно-тематический план самостоятельной работы
«Дошкольное образование», отражающая не только уровень знаний, умений и опыта, достаточных для достижения целей своей деятельности,...
Совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения своих целей. В понятие педагогической техники входят три группы умений iconПамятка: как работать с научно-популярной литературой
«Дошкольное образование», отражающая не только уровень знаний, умений и опыта, достаточных для достижения целей своей деятельности,...
Совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения своих целей. В понятие педагогической техники входят три группы умений iconКонспект тематического занятия по музыкальному воспитанию в подготовительной группе
«Дошкольное образование», отражающая не только уровень знаний, умений и опыта, достаточных для достижения целей своей деятельности,...
Совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения своих целей. В понятие педагогической техники входят три группы умений iconРабота Новоаганского мбдоудспиО «Солнышко» по пре-дупреждению детского...
«Дошкольное образование», отражающая не только уровень знаний, умений и опыта, достаточных для достижения целей своей деятельности,...
Совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения своих целей. В понятие педагогической техники входят три группы умений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель занятия – развитие умений художественного конструирования посредством создания открытки «Цветы для любимого учителя» в технике...
Совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения своих целей. В понятие педагогической техники входят три группы умений icon«Новогодние приключения в морозный день» Цель : Воспитывать в детях...
«Дошкольное образование», отражающая не только уровень знаний, умений и опыта, достаточных для достижения целей своей деятельности,...
Совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения своих целей. В понятие педагогической техники входят три группы умений iconАдминистрация городского округа Саранск Департамент по социальной...
«Дошкольное образование», отражающая не только уровень знаний, умений и опыта, достаточных для достижения целей своей деятельности,...
Совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения своих целей. В понятие педагогической техники входят три группы умений iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 5 Информационные...
Цель курса — формирование у студентов знаний и умений, необходимых для управления информационными системами организации, достижения...
Совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения своих целей. В понятие педагогической техники входят три группы умений iconМбоу «сош №28» г. Балаково Саратовской области Здоровьесберегающие...
«сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняя...
Совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения своих целей. В понятие педагогической техники входят три группы умений iconПрограмма строится с учетом следующих педагогических и методических...
Цель дисциплины приобретение студентами навыков и умений в различных видах речевой деятельности, которые на отдельных этапа языковой...
Совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения своих целей. В понятие педагогической техники входят три группы умений iconРеферат По предмету: «обж» На тему: «Два часа, которые потрясли мир»
Терроризм – это мощнейшее оружие, инструмент, используемый не только в борьбе против власти, но очень часто, и самой властью для...
Совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения своих целей. В понятие педагогической техники входят три группы умений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью данного урока является формирование умений в говорении Задачи: формирование лексических навыков; формирование грамматических...
Совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения своих целей. В понятие педагогической техники входят три группы умений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная: развитие умений свободно преобразовывать выражение со степенью,закрепление умений и навыков выполнения подобных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск