Скачать 126.23 Kb.
|
Креативный подход при обучении чтению на иностранном языке в старших классах. Современный учитель должен учитывать влияние креативности на факторы становления личности старшеклассника, повышения мотивации обучения чтению. А также заострять внимание на благоприятных условиях для учения и межличностного общения. Известно, что на младшей ступени обучения учащиеся с большим желанием приступают к изучению иностранного языка, но очень часто в старших классах интерес не только к чтению, но и к иностранному языку вообще ослабевает у многих, заметно снижается уровень их речевых навыков и умений. А в старшей школе это становится большой проблемой. Рубинштейн С.Л. замечает, что «раскрытие и анализ внутреннего психологического плана деятельности ребенка – практической и теоретической, умственной, учебной деятельности, в которой складывается его ум, его поступки, в которых проявляется и формируется его характер, - имеет существеннейшее значение для педагогической практики…» Чтобы поддержать интерес к предмету и обеспечить стремление учащихся овладению иностранным языком, учителю следует постоянно искать средства активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся, соответствующей возрасту, уровню интеллектуального развития языковой подготовки, их жизненным интересам. В такой ситуации решением проблемы может быть креативный подход. Организация обучения на основе креативного подхода означает, что все методические решения учителя, например, организация учебного материала, использование тех или иных приемов, способов, упражнений и так далее должны преломляться через призму креативных способностей обучаемого – его потребностей, мотивов, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей. Каждая учебная задача должна быть понята и принята обучаемым. следует подчеркнуть особую важность момента принятия задания ребенком (независимо от возраста) в основе чего должна лежать соответствующая мотивация, в противном случае задание и, соответственно, решение учебной задачи, не принимается. Отношение к этой задаче, к цели и обстоятельствам действия, в силу которого эта задача не только понимается, но и принимается, составляет внутреннее содержание действия. Адресованные школьнику вопросы, замечания, задания в условиях креативного подхода стимулируют его личностную, интеллектуальную, речевую активность, поддерживают и направляют его речевую деятельность без излишнего фиксирования внимания на промахи и ошибки, неудачные ошибочные действия, что в силу своего возраста стесняет старшеклассников. Тем самым, осуществляется не только учет индивидуально-психологических особенностей учащихся, но и формирование, дальнейшее развитие школьника, его познавательных процессов, личностных качеств, деятельностных характеристик и так далее. Реализацию креативного подхода мы видим в виде:
У учеников старшей ступени обучения довольно широкий кругозор, разнообразные интересы. Сведения на немецком языке о родной стране, городе, достопримечательностях, а также информация о стране изучаемого языка, людях, культуре, истории вызывают подлинный интерес учащихся, естественное желание расширить круг своих познаний. Само содержание материала, в первую очередь, должны вызывать у старшеклассников положительное отношение к работе. Чтение, как раз одно из первых, используется с целью извлечения информации, служит способом удовлетворения познавательных потребностей. Чтение литературы на иностранном языке привлекает учителей как цель и как средство обучения. В некоторых случаях чтение является основой для рецептивного и экспрессивного видов речевой деятельности. С помощью чтения человек приобщается к научным и культурным достижениям человечества, знакомится с искусством и жизнью других народов. Процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности. Необходимо стремится сделать чтение для восприятия учащихся приятным и полезным занятием. Очень важно постоянно увлекать старшеклассников процессом чтения, подкреплять их интерес к языку и непрерывно развивать сформированные ранее умения и навыки чтения. Это возможно, если учитель реализует креативный подход в обучении, стремится развивать творческие способности учеников. Для реализации креативного подхода в обучении чтению на старшем этапе также можно рекомендовать новую организацию работу, которая, предоставляя максимум самостоятельности учащимся, как бы выключает учителя из поля зрения группы при сохранении его активной контролирующей и руководящей функции. Старшеклассники после соответствующей подготовительной работы получают самостоятельное задание, которое они выполняют индивидуально, коллективное или в парах, а учитель в это время прослушивает отдельных учеников, корректируя допущенные ими ошибки, показывает пути их устранения, выступает в роли партнера у тех, кто проявляет индивидуальный интерес или имеет слабую подготовку и так далее. В организации этой работы учителю важно обеспечить право выбора (какая тематика статьи будет интересна конкретным учащимся: музыка, кино, экология), показать наиболее привлекательные стороны предложенного материала (при чтении текстов страноведческой тематики, например, об Австрии, показать иллюстрации или слайды с изображением столицы, известных достопримечательностей), добиться личностного к нему отношения, при этом учитывая индивидуальные способности учащихся: склонность к прозе или поэзии, способность к заучиванию наизусть, любовь к драматизации, интерес к музыкальному сопровождению, особенности произношения и дикции, а также уровень владения языком и техникой чтения. Помочь лучше понять текст при чтении, заинтересовать учащихся работой с ним помогают: вводное слово учителя (отношение учителя к тематики текста дополнительная информация, видео презентация по данной теме), четкая целевая установка, а также подготовительные задания и упражнения. В этом случае выполнение заданий приобретает коллективный характер, что очень важно для формирования дружеских отношений, что очень важно для старшеклассников. Кроме того, в процессе коллективной деятельности легче преодолеваются многие трудности, и сама деятельность становится более эмоционально насыщенной. Формы и методы работы должны доставлять интеллектуальное и эстетическое удовлетворение, быть разнообразными, целенаправленными, содержательными, логически связанными друг с другом. Совершенствование умений и навыков извлечение информации из текстов на старшем этапе изучения иностранного языка повышает роль чтения в формировании личности и ставит перед учителем проблему поиска форм и методов, обеспечивающих тесное взаимодействие дидактического и воспитательного аспектов в обучении Важно помнить, что в старших классах чтение все больше приобретает характер самостоятельной поисковой деятельности, в ходе которой учащиеся не только овладевают иностранным языком, но и получают новые знания об окружающем мире, вырабатывают свое понимание событий и явлений, дают им оценку, учатся отстаивать свои убеждения. В связи с этим в качестве средств контроля прочитанного наибольший вес в структуре занятий в 10, 11-х классах приобретают проблемные вопросы. С их помощью учитель не только осуществляет проверку понимания прочитанного, развивает определенные умения и навыки устной речи, но и активизирует речемыслительную деятельность, творчество, воспитывает логику и доказательность суждений. В числе креативных способов проработки материала чтения используются:
Избирательность интересов старшеклассников предъявляет особые требования к обеспечению мотивационной стороны чтения, которая определяет готовность школьников к восприятию текста и последующей работе на его основе. Помимо выбора материалов, соответствующих интересам и уровню языковой подготовленности старшеклассников, необходима соответствующая целевая установка и система заданий творческого характера, которые бы подкрепляли желание учащихся работать над текстом. Методическое мастерство учителя здесь проявляется в хорошем знании интересов школьников и подборе текстов и заданий, отвечающих их внутренним потребностям, умении варьировать виды деятельности, обеспечивать готовность учащихся участвовать в ней. В этом плане мы рекомендуем задания, стимулирующие интерес школьников до прочтения текста, а именно:
Отношение учащихся к читаемому тексту определяется не только его содержанием, особыми приемами работы, но и читательским опытом. Известно, что чем богаче индивидуальный опыт учащихся, тем полнее и правильнее будет понять текст и, следовательно, тем большее удовлетворение испытывают они в процессе чтения. Креативный подход также реализуется в индивидуальном читательском опыте, который учитель должен помогать обогащать. Понятие «индивидуальный читательский опыт» включает также знание учащимися эпохи, истории и культуры народа страны изучаемого языка, особенностей его исторического развития, общественной жизни и быта, а также географической среды и окружающей природы. Для того, чтобы эмоционально отреагировать на все тонкости текста, глубоко почувствовать и понять его идейно-эстетические достоинства, необходимо не только понять его основное содержание, но и знать языковые реалии, географические названия, исторические события, связанные с жизнью народа, его праздники, традиции и обычаи. В том случае, если учащиеся читают небольшой отрывок из какого-либо произведения, им важно знать, о чем произведение целиком. В целях повышения активности учащихся и развития креативного мышления у старших школьников мы рекомендуем использовать некоторые приемы, стимулирующие их интерес к предстоящей деятельности. В качестве таких приемов могут быть использованы установочные задания, направляющие внимание учеников на решение поставленных задач:
Многие тексты могут являться основой для формирования умений и навыков устной речи. Вполне естественно желание учащихся высказаться, обменяться мнением по прочитанному тексту, если он соответствует их духовным запросам, пробуждает мысли и чувства, ставит перед ними какие-то проблемы. В этом случае будут уместны креативные послетекстовые задания, которые будут стимулировать речевую активность учащихся, носить коммуникативный характер. В качестве речевых стимулов могут выступать такие творческие задания:
Речевая деятельность учащихся в 10, 11-х классах на основе прочитанного текста должна быть соответствующим образом подготовлена. С этой целью вводятся необходимые слова и выражения, иллюстрируются их употребления в речевых структурах, учащиеся выполняют упражнения, подготавливающие их к выражению своих мыслей и чувств на изучаемом языке. Обсуждение прочитанного может быть проведено и на русском языке, если учащиеся испытывают трудности. В целях создания положительного эмоционального настроя многие используют такие креативные методы как занимательные игры и соревнования. Несмотря на возраст, старшеклассники с большим удовольствием принимают в них участие. Это дает возможность раскрепоститься, отдохнуть, снять с себя наложенную «печать взрослости».
Организация подобных игр и соревнований на уроках свидетельствует о том, что они стимулируют интерес учащихся к содержательной и языковой стороне текстов, пробуждают с большей ответственностью относиться к чтению. Этой же цели служат и читательские конкурсы. Их условно делят на три вида: 1.Конкурс по прочитанному тексту:
2.Конкурс по серии (не больше двух – трех) прочитанных текстов:
3.Конкурс с использованием незнакомого текста:
Все перечисленные приемы работы заставляют учащихся мыслить шире, творчески подходить к процессу чтения. Мы убеждаемся, что данные приемы просто необходимы, применяться при овладении иноязычным чтением. Эти задания учат школьников рациональным приемам учения, снимают трудности при обучении сложному виду речевой деятельности – чтению. Ведь читая текст, старшеклассник должен охватить весь текст, понять его смысл, поэтому его нужно научить, вооружить методическими инструментами для дальнейшего усвоения языка. Итак, школьник должен уяснить, что для начала следует охватить целое, которое поможет уяснить детали, уменьшит степень неопределенности, подскажет обобщенный смысл текста. При этом нужно уметь извлекать пользу из заголовков, рисунков, таблиц, схем, сопровождающих текст, видеть в них информационную оперу. Будет ли это «разбужено» в старшекласснике, превратиться ли обучение чтению в реальную движущую силу зависит целиком от учителя. Моисеева Юлия Вадимовна, учитель немецкого языка, МОУ гимназия №12, г. Волгоград |
Методические рекомендации Обучение чтению на иностранном языке должно по праву занять принадлежащее ему значительное место. Учащийся, окончивший среднюю школу... | «иностранный язык» Использование иностранного языка в межличностном общении и профессиональной деятельности. Выражение своих мыслей и мнения в межличностном... | ||
«профессиональный иностранный язык» Использование иностранного языка в межличностном общении и профессиональной деятельности. Выражение своих мыслей и мнения в межличностном... | Требования к реферату-переводу Реферат-перевод должен содержать: введение (на иностранном языке), реферат иностранного источника (на иностранном языке), перевод... | ||
I. создание культурной среды при обучении младших школьников иностранному языку Ия мы понимаем все то, что окружает учителя и ученика как субъектов процесса обучения, что формирует личность ученика как субъекта... | Учебной дисциплины «Реферирование и аннотирование текстов на иностранном... Программа предназначена для обучения студентов 3 курса указанного профиля и направления. Дисциплина предшествует изучению курсов... | ||
Программа дисциплины опд. В. 01. Деловые переговоры на иностранном... Целью преподавания данной дисциплины является совершенствование лингвистической и коммуникативной компетенции студентов средствами... | Программа по русской литературе (особенно в старших классах) должна полностью соответствов Инновационные технологии в преподавании русской литературы в старших классах средней школы | ||
Исследовательская работа по теме: «Особенности преподавания истории... I. Цели и задачи обучения истории в старших классах основной школы | Комплексная работа с текстом в старших классах Главное же – это задания речевого характера, направленные на формирование умения воспринимать текст. Особое внимание обращается на... | ||
Тема реферата должна соответствовать специальности аспиранта (соискателя)... Реферат должен быть выполнен на русском языке по материалам специальной литературы на иностранном языке | Рабочая программа Наименование дисциплины. Деловые переговоры и деловая... Наименование дисциплины. Деловые переговоры и деловая переписка на иностранном языке | ||
Системно деятельностный подход в обучении математики «учебная самостоятельность», формированию которой и получению высоких результатов в обучении способствует, как показывает моя практика,... | «Формирование познавательного интереса учащихся через дифференцированный... Актуальность введения принципов гуманизации и демократизации в образование не вызывает сомнений. Реализация этих принципов возможна... | ||
Урок английского языка в начальной школе Вместе с тем, умение грамотно обучать общению на иностранном языке младших школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными... | В новом коммуникативном пространстве XXI в. 18-19 сентября 2013 г Участник (фамилия имя отчество на русском языке и фамилия имя на иностранном языке как в загранпаспорте) |