Понятие информационной образовательной среды в условиях модернизации педагогического образования





Скачать 296.56 Kb.
НазваниеПонятие информационной образовательной среды в условиях модернизации педагогического образования
Дата публикации30.07.2014
Размер296.56 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Понятие информационной образовательной среды

в условиях модернизации педагогического образования

В соответствии с ФГОС (требования к условиям) примерная программа  исходит из того, что весь образовательный процесс отображается в информационной среде. Это значит, что в информационной среде размещается поурочное календарно-тематическое планирование по каждому курсу, материалы, предлагаемые учителем учащимся в дополнение к учебнику, в частности гипермедийные иллюстрации и справочный материал. В информационной среде размещаются домашние задания, которые, помимо текстовой формулировки могут включать видео-фильм для анализа, географическую карту и т. д. Они могут предполагать использование заданных учителем ссылок в интернете, или свободный (ограниченный образовательными рамками) поиск в сети. Там же учащийся размещает результаты выполнения аттестационных работ, «письменных» домашних заданий, чтения текста на иностранном языке, отснятый им видеофильм, таблицу экспериментальных данных и т.д., учитель их анализирует и сообщает учащемуся свои комментарии, размещая свои рецензии в Информационной среде, текущие и итоговые оценки учащихся.

Основой информационной среды являются общешкольные средства ИКТ,  используемые в различных элементах образовательного процесса и процесса управления школой, не находящиеся постоянно в том или ином кабинете. В минимальном варианте это оснащение обеспечивает в любом помещении школы, где идет образовательный процесс, работу с компьютером, распечатывание текстовых файлов, размножение больших объемов текстовых и графических материалов (учебных, информационных, детских работ и т.д.), выступление с компьютерной поддержкой, оцифровку изображений (сканер), фото-аудио-видео фиксацию хода образовательного процесса. Это может быть достигнуто за счет использования мобильного компьютера (например, ноутбука), переносного проектора и экрана, фотоаппарата, видеокамеры, цифрового диктофона, шумопоглащающих наушников закрытого типа, микрофона, переносного звукоусиливающего комплекта оборудования, соответствующих цифровых образовательных ресурсов и необходимых расходных материалов (запасных картриджей для принтеров и копировального устройства, ламп для мультимедийного проектора, батареек для фото и видеокамер, диктофонов, микрофонов и т.д., устройства для хранения, записи и передачи информации – флеш-память, CD, DVD-диски). Дополнительными компонентами мобильной среды может быть мобильный сканер для доски, позволяющий использовать любую белую доску как интерактивную с комплектом дополнительных расходных материалов, устройство для хранения цифрового архива и устройство для копирования материалов на CD и DVD-носители.

           Необходимость информатизации всего образовательного процесса, формирования ИКТ-компетентности педагогов и учащихся и требования оптимизации ресурсов приводит к конфигурации, в которой в дополнение к предыдущему оснащению, формируются рабочие места (мобильные или стационарные) учителей различных предметов, увеличивается число проекторов и экранов (предпочтительна стационарная их установка в помещениях регулярного частого использования), цифровых фото- и видеокамер, добавляются мобильные классы с беспроводным доступом к локальной сети, оснащаются помещения для самостоятельной работы учащихся после уроков (читальный зал библиотеки и др.).

         Помимо общешкольного оборудования и оснащения преподавания информатики в преподавании предметов используется на ряду с вышеописанным так же и специализированное оборудование, в том числе – цифровые измерительные приборы и цифровые микроскопы для естественно-научных дисциплин, системы глобального позиционирования для уроков географии, устройства синтеза и ввода музыкальной информации для уроков музыки, конструкторы с компьютерным управлением, графопостроители для уроков технологии, графические планшеты. Для всех предметов предусмотрены соответствующие цифровые инструменты информационной деятельности и цифровые информационные источники (в том числе – виртуальные лаборатории и инструменты анализа и визуализации данных для естественно-математических дисциплин, геоинформационные системы для географии, они же, ленты времени, среды для построения семейных деревьев – для истории, редакторы фото-аудио-видео-информации, музыкальные редакторы, инструменты создания и обработки графики). Все это оснащение эффективно используется в достижении целей предметной ИКТ-компетентности учащихся и в повышении квалификации учителей.

         Соответственно сказанному выше, меняется и роль кабинета информатики. Помимо его естественного назначения, как помещения, где идет изучение информатики там, где нужно, поддержанное компьютерной средой, он становится центром информационной культуры и информационных сервисов школы (наряду с библиотекой – медиатекой), центром формирования ИКТ-компетентности участников образовательного процесса.

Кабинет информатики должен быть оснащен оборудованием ИКТ и специализированной учебной мебелью. Имеющееся в кабинете оснащение должно обеспечивать, в частности, освоение средств ИКТ, применяемых в различных школьных предметах. Кабинет информатики может быть использован вне курса информатики, и во внеурочное время для многих видов информационной деятельности, осуществляемых участниками образовательного процесса, например, для поиска и обработка информации, подготовка и демонстрация мультимедиа презентаций, подготовки номера школьной газеты и др. Число кабинетов информатики в школе определяется исходя из их загрузки в рамках всего образовательного процесса.

            В кабинете информатики необходимо наличие не менее одного рабочего места преподавателя, включающего мобильный или стационарный компьютер, и 15 компьютерных мест учащихся (включающих, помимо стационарного или мобильного компьютера, наушники с микрофоном, веб-камеру, графическую панель). В кабинете должны иметься основные пользовательские устройства, входящие в состав общешкольного оборудования, в том числе – проектор с потолочным креплением, интерактивная доска или маркерная доска с мобильным сканером для доски, камеры, графические панели. Необходима также комбинация принтеров и сканеров, позволяющая сканировать страницы А4, распечатывать цветные страницы А4, копировать страницы А3 (возможно использование соответствующих многофункциональных устройств), конструкторы с возможностью создания моделей с компьютерным управлением и обратной связью). Первоначальное освоение этих устройств может проходить под руководством учителя информатики в кабинете информатики. Компьютер учителя также имеет наушники с микрофоном, веб-камеру и графическую панель. Желательно также иметь там образцы оборудования ИКТ, используемого в других предметах:

  • устройства для создания музыкальных произведений (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением), позволяющие учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их, слышать их исполнение, редактировать их);

  • комплект цифрового измерительного оборудования, включающий датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, тока, напряжения, магнитной индукции и др.), приемники системы глобального позиционирования, обеспечивающие возможность измерений физических параметров с необходимой точностью, устройство для регистрации, сбора и хранения данных, карманный (или стационарный) компьютер, программное обеспечение для графического представления результатов измерений, их математической обработки и анализа, сбора и учета работ учителем;

  • виртуальные лаборатории по математике (обработка и визуализация данных, вероятность, геометрия, алгебра и анализ), естественно-научным предметам, инструменты, используемые в географии (ГИС) и истории (ГИС, лента времени, генеалогический редактор), биологии (определители), технологии (системы автоматизированного проектирования), при изучении русского, родного и иностранных языков (переводчики).

Специализированное оснащение для изучения информатики включает:

  • конструктор логических схем – используется при изучении вопросов обработки дискретной информации и логики;

  • управляемые компьютером устройства – используются при изучении технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.)

  • учебные среды (виртуальные лаборатории) алгоритмики и программирования.

Все программные средства, установленные на компьютерах, должны быть лицензированы, в том числе операционная система (Windows, Linux, Mac OS, или др.); должны иметься файловый менеджер в составе операционной системы или иной; антивирусная программа; программа-архиватор; интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций, динамические (электронные) таблицы, система управления базами данных; система оптического распознавания текста; звуковой редактор; мультимедиа проигрыватель. Для управления доступом к ресурсам Интернет и оптимизации трафика должны быть использованы специальные программные средства. Желательно, чтобы была установлена программа интерактивного общения, простой редактор web-страниц и пр.

Фонд библиотеки и цифровых образовательных ресурсов кабинета информатики должен удовлетворять общим требованиям в применении к кабинету информатики, то есть включать необходимые нормативные, методические и учебные документы (в том числе – учебники, включая альтернативные к основным, используемым в курсе, образцы аттестационных заданий), справочную литературу, периодические издания. Могут быть использованы плакаты, относящиеся к истории развития информатики и информационных технологий (включая портреты), основным понятиям информатики.

Значительная часть учебных материалов, в том числе тексты, комплекты иллюстраций, схемы, таблицы, диаграммы и пр., могут быть представлены не только на полиграфических, а и на цифровых (электронных) носителях. Рекомендуется использовать разработанные комплекты презентационных слайдов по курсу информатики. Можно создать каталог выставленных в Интернете электронных учебников по информатике, дистанционных курсов, которые могут быть рекомендованы учащимся для самостоятельного изучения.

Страница курса информатики и кабинета информатики в школьной информационной среде должна содержать точную и полную информацию об оснащении кабинета, режиме его работы, обеспечивать интерфейс между учителем информатики, техническими службами и участниками образовательного процесса, заинтересованными в использовании помещения и оснащения кабинета.

            Примерная основная образовательная программа предполагает три основных уровня развития информационной  среды  образовательного учреждения:

  • пользовательский  уровень – обеспечение доступа к различным информационным ресурсам школьников, учителей, родителей, администрации образовательного учреждения;

  • ресурсный  уровень – формирование информационной ресурсной базы образовательного процесса в медиацентре, предметных информационных центрах (учебных кабинетах и лабораториях), в специальном хранилище на сервере образовательного учреждения;

  • регламентирующий уровень – формирование  системы накопления и распределения ресурсов внутри информационной среды учреждения, обеспечение общего доступа к внешним информационным ресурсам.

Главная задача учителя – освоить ИОС школы как пространство, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность, вписать в ИОС свою собственную педагогическую деятельность, применяя, по мере необходимости, ее компоненты и вступая в информационно-профессиональное взаимодействие с коллегами, учащимися, администрацией, родителями. Педагогическая профессиональная деятельность сопровождается созданием определенной продукции. Успешные авторские разработки (эффективность которых подтверждена экспертизой, участием в конкурсах, публикацией и т.п.) становятся компонентами индивидуального портфолио педагога и пополняют ресурсы ИОС.

Соответственно, деятельность тьютора направлена на то, чтобы осуществлять сопровождение учителя при решении указанной задачи. Тьюторам необходимо владеть содержанием соответствующего модуля программы повышения квалификации учителей и подготавливать методические материалы, способствующие успешному выполнению учителями соответствующих заданий.

 Ресурсы:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт – http://standart.edu.ru

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. N189 г.Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вводится с 1 сентября 2011 г.) –http://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html  

  • Информационно-образовательная среда – важнейший компонент новой системы образования  – http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=360

  • Создание информационно-образовательной среды школы – http://festival.1september.ru/articles/513446



Учебный процесс в информационно-образовательной среде. Использование ИКТ

в образовательном процессе.
Актуальность. В эпоху информатизации образования современная школа требует квалифицированных, инициативных, информационно грамотных специалистов, способных эффективно применять современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в своей профессиональной деятельности, владеть методикой использования цифровых образовательных ресурсов. 

Учителя должны всесторонне осваивать эффективные педагогические и информационные технологии, внедрять новации в области информатизации системы образования в практику школьного преподавания – использовать ИКТ в урочной и внеучебной деятельности, а также в области управления учебно-воспитательным процессом.

Ключевые понятия

Педагогическая технология — совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок.

Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Интерактивность - реакция со стороны программы в ответ на какие-либо действия пользователя, обеспечивающая режим диалога с компьютером.

Электронное издание - электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения (ГОСТ 7.83-2001 "Электронные издания»). 

Учебное электронное издание -  электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения, (ГОСТ 7.83-2001 "Электронные издания»).
1. Рекомендации  по использованию ИКТ в образовательном процессе

Урочная деятельность

Урочная деятельность  предусматривает различные способы использования ИКТ на уроке.  Личность учителя, его творчество и профессиональное мастерство всегда находили свое воплощение в сценарии самого урока, а теперь они отражаются и в создаваемом (или используемом) прикладном программном обеспечении. Профессионализм учителя находит свое воплощение в отборе, критическом анализе готовых программных средств или создании собственных. Результатом творческой деятельности учителя являются оригинальные программные продукты,  имеющие высокую учебно-методическую значимость. [6]

Уроку  с использованием ИКТ свойственно следующее:

 - принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка; 

 - управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения; 

 - интерактивность и диалоговый характер обучения; ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

 - оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы; 

 - поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером; 

 - неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.

Рекомендуется использовать следующие варианты уроков с ИКТ-поддержкой:

1. Урок с мультимедийной поддержкой (урок демонстрационного типа) (в классе используется один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски»).

Это хорошо  известный способ применения компьютера в качестве демонстрационного устройства. С этой целью в школе, кроме компьютерных классов, рекомендуется иметь один мобильный компьютер с мультимедийным проектором, позволяющий оперативно организовать урок с компьютерной поддержкой по любому предмету в любое время.

В качестве программного обеспечения целесообразно использовать материалы готовых программных продуктов на СD, DVD, содержащих большой объем фото-, видео-, аудиоматериалов информации по различным темам. Еще более популярным стало создание учителем презентаций к своим урокам. Появление современных ЭОР, представляющих собой собрание таких материалов, простой способ обращения к ним позволяет сделать учителю, владеющему основами ИКТ, очень интересные и качественные презентации практически к любому уроку. Уроки такого типа просто незаменимы при изучении литературы, истории, географии, биологии, МХК, в начальной школе и др. [4]
2. Урок с компьютерной поддержкой (в классе несколько компьютеров, за которыми учащиеся работают группами или по очереди).

На таких уроках целесообразно давать задания, выполняя которые учащиеся работают с  учебной программой, которая наряду с научно-познавательным текстом, рисунками включает задания для практической работы, тренировочные и контрольные упражнения. Таким образом, можно провести индивидуальный и полный анализ уровня знаний учащихся и дать им объективную оценку, а также выявить слабые места в усвоении знаний учащимися.

На уроках с компьютерной поддержкой рекомендуется проводить тестирование. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель-ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Программным обеспечением служат тестовые программы. Сегодня представляется возможным самим учителям разрабатывать и создавать компьютерные варианты различных тестов и использовать их на своих уроках.

Рациональны уроки тренинга или конструирования. Программным обеспечением является компьютерная среда, позволяющая решать определенный тип задач. Как правило, на уроках математики это тренажер для решения задач определенного типа или среда для решения конструктивных задач, задач на построение в курсе геометрии. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью отработки навыка в решении задач или достижения конструктивной цели. 
3. Урок, интегрированный с информатикой.

Задачи такого урока: отрабатывать учебный материал, используя ИКТ, расширять знания учащихся по изучаемым темам за счёт средств ИКТ.

Этот вариант урока с использованием информационных технологий позволяет осуществить межпредметные связи.

Рекомендуется интегрированные уроки проводить в компьютерном классе, где у учащихся организован доступ к компьютерам. Используя возможности стандартных программ, они могут проводить целый ряд расчетных операций, позволяющих сделать количественный анализ какого-либо процесса.  На таких уроках целесообразно смоделировать некоторый процесс и, произведя необходимые расчеты, сделать определенные выводы. Такой урок рекомендуется проводить учителю-предметнику и учителю информатики. Учитель-предметник ставит задачу, вместе с учащимся анализирует промежуточные и итоговые результаты, делает выводы. Учитель информатики помогает учащимся построить математическую модель процесса и выполнить все необходимые расчеты по этой модели. В школьной программе немало тем, которые целесообразно рассматривать одновременно с точки зрения нескольких наук, именно в таких случаях интегрированные уроки достигают своей цели [4]

Наиболее широкие возможности в курсе информатики для использования межпредметных задач предоставляет информационное моделирование.

Компьютерное моделирование позволяет наглядно иллюстрировать физические эксперименты и явления, воспроизводить их отдельные детали, которые могут быть незамечены наблюдателем в реальных условиях. Использование компьютерных моделей предоставляет уникальную возможность визуализации природных явлений, имитации физических процессов. Кроме того, компьютер позволяет моделировать ситуации, нереализуемые экспериментально в школьном кабинете физики, например, работу ядерного реактора или процесс излучения и поглощения света.

Интерактивность открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимых экспериментов. При этом у школьников формируются навыки, которые  пригодятся   им  и  для  реальных  исследований  -  выбор  условий экспериментов,  установка  параметров  опытов  и  т.д.   Все  это  стимулирует развитие творческого мышления учащихся, повышает их интерес к предмету.

Некоторые модели позволяют одновременно с ходом экспериментов наблюдать построение соответствующих графических зависимостей, что повышает их наглядность. Подобные модели представляют особую ценность, так как учащиеся обычно испытывают значительные трудности при построении и чтении графиков. [5]

Для разработки системы межпредметных заданий рекомендуется использовать следующую схему:

- выделить в каждом предмете основные виды деятельности, для овладения которыми необходимо использовать ИТ;

- обозначить умения в области информатики и ИТ, которыми должен овладеть учащийся;

- включить систему задач из данной предметной области;

- включить подготовленные задачи в курс информатики в том же (идеальный вариант) или более позднем временном промежутке.
4. Традиционный урок с использованием Интернет-ресурсов

На таком уроке рекомендуется использовать в качестве учебно-методического сопровождения изучаемого курса как различные электронные издания на CD-, DVD-носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические модели и т.д.), так и образовательные Интернет - ресурсы. Эти материалы целесообразно использовать учителю при подготовке к уроку, на разных этапах проведения урока (объяснение, закрепление, контроль).

Примерный алгоритм проведения урока:

- на  этапе  подготовки  к уроку  -  проанализировать электронные информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях;

- при объяснении нового материала на уроке - использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, демонстрации опытов, видео-экскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, символьные объекты. При этом учителю необходимо комментировать информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами;

- при закреплении пройденного материала - предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями, задачниками и т.д. На этом этапе рекомендуется использовать фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. Для организации дифференцированного обучения учителю целесообразно заранее на основе использования этих ресурсов разработать задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Раздаточный материал может быть подготовлен как в электронном, так и бумажном виде.
5. Нетрадиционные формы урока.

Мультимедийная школьная лекция, виртуальная лаборатория, виртуальная экскурсия и др.

Подобная организация образовательного процесса предполагает включение всего класса в работу с ИКТ с использованием дифференцированных и индивидуализированных форм. [3]
Внеурочная деятельность

Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. 

Мировой и российский опыт показывают, что использование средств ИКТ не на уроке, а вне урока обладает рядом преимуществ: отсутствуют жесткие временные рамки для каждого фрагмента учебного процесса, имеется возможность для индивидуального решения технических проблем, можно обойтись меньшим количеством технических средств и т.д. Вне урока можно выполнять домашнее задание к очередному занятию, заниматься индивидуальной или коллективной работой над проектом, самостоятельной подготовкой к аттестации, работой в элективном курсе другой школы, дополнительным образованием, самообразованием. Такое использование ИКТ сочетается с урочным – в форме представления учащимися своих работ и выступлений учителя, лабораторных работ и т.д. [2]

Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения школьников одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, социально значимая деятельность, трудовые акции). Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между школьниками и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Учитывая перечисленные особенности, перед учителями ставится задача организации внеурочной деятельности школьников, основанной на использовании преимущество информационных и коммуникационных технологий и обеспечивающей:

- повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности; 

- активизацию познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима внеучебной деятельности школьников; 

- углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки, хранения, передачи информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных; 

- усиление практической направленности знаний, полученных в рамках внеучебных мероприятий; 

- закрепление знаний, умений и навыков в области информатики и информационных технологий; 

- формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ; 

- повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности; 

- осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками; 

- развитие способности свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств.

Основными целями информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников являются:

- вовлечение школы в построение единого информационного пространства; 

- формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества; 

- формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества; 

- развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий; 

- развитие познавательной и творческой активности учащихся; 

- формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности; 

- развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности; 

- повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности; 

- развитие материально-технической базы системы общего среднего образования; 

- организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей; 

- развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (ведение  внутришкольных сайтов,  газет,  стендов,  летописи,  медиатеки и т.п.); 

- внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу; 

- осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками; 

- развитие способности свободного культурного общения; 

- обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания; 

- всестороннее развитие личности ребенка; 

- организации содержательно досуга детей и молодежи.
Для достижения целей информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников рекомендуется организовать:

- проведение и консультирование проектной деятельности; 

- доступ к средствам ИКТ, другим ресурсам и оказание помощи в их применении школьникам, учителям и сотрудникам школ (познавательная и развивающая деятельность учащихся); 

- внеурочную деятельность с применением средств ИКТ (кружки, предметные лаборатории, организация конкурсов и олимпиад, другие формы воспитательной работы и деятельности по социализации личности школьников и т.д.); 

- работу школьных средств массовой информации с применением средств ИКТ (обновляемая школьная страница в сети Интернет, газеты, журналы, видео, оформление кабинетов); 

- досуг детей в школьном компьютерном клубе (например, клуб программистов, Интернет-клуб, "компьютер для младших школьников", клуб компьютерных презентаций, компьютерный шахматный клуб и пр.).[1]

Во внеучебной и внеурочной деятельности школьников целесообразно использовать специализированные средства ИКТ, отвечающие требованиям, предъявляемым к средствам информатизации дополнительного образования для детей.

1. Средства ИКТ должны строиться по принципу непрерывного и относительно простого способа обновления материалов и форм их организации. Материал содержательного наполнения средств ИКТ должен быть направлен на развитие собственной деятельности школьников.

2. По содержанию и форме средства ИКТ должны быть разработаны с учетом дифференциации потребностей школьников в системе дополнительного образования, внеучебной и внеурочной деятельности.

3. Функционирование таких средств ИКТ должно строиться с учетом опыта и практических знаний обучаемых. 

4. Средства ИКТ должны предоставлять возможность индивидуально выбирать темп и траекторию деятельности.

5. По завершению работы со средствами ИКТ должны быть получены значимые практические результаты и, по возможности, реализованы личные целей школьников. Средства ИКТ должны позволять получение максимальных результатов при минимальных затратах времени.

6. Средства ИКТ должны создавать возможность приобретения дополнительных связей и межличностных контактов школьников. [8]

Мероприятия с использованием ИКТ, рекомендуемые для проведения во внеурочной деятельности:

1. Разработка проектных работ учащимися.

Одной из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, являются проектные технологии, предусматривающие использование ИКТ. 

Проектный метод в образовательном процессе часто рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе,  в которой преобладают короткие по времени, часто изолированные от других  уроки. Проектное обучение развивает учебные виды деятельности, которые  длительные по времени, ориентированы на ученика, его интересы, интегрированы на проблемы реального мира и предполагают интересные вопросы, и тем самым является средством активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. 

В школе проектную деятельность можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Первым этапом проектной деятельности является определение проблемы. 

Вторым этапом в работе над проектом является формулировка основополагающего вопроса.

Основополагающий вопрос (ОПВ) закладывает фундамент качества проекта. От него в решающей степени зависит, будут ученики выполнять самостоятельное исследование заинтересованно, по внутренней мотивации, или причиной их деятельности останется внешнее стимулирование (исполнительская дисциплина, требовательность педагога). 

Определив ОПВ, необходимо перейти к следующему этапу - выбору темы учебного проекта. 

Следующим этапом является формулировка проблемных вопросов. ОПВ и проблемный вопрос – близкие понятия. Не совпадают они в психологической функции, которой проблемный вопрос обычно не имеет. Проблемный вопрос скорее логически концентрирует противоречия в наличном наборе наблюдаемых фактов и установленных теорией закономерностей.

Проблемные вопросы тесно связаны с темами самостоятельных исследований учащихся. Тема является результатом индивидуального творческого поиска и может быть определена только после выбора проблемного вопроса. 

Важным моментом в исследовательской деятельности является формулировка целей, задач и гипотезы исследования. 

Под целью понимается желаемый конечный результат проекта. Постановка цели определяется гипотезой, и предполагает ее проверку. 

Цель проекта состоит в решении противоречия, имеющегося в практике, и ее достижение связано с усовершенствованием участка педагогической действительности. 

Для определения цели используются следующие глаголы: «разработать», «выявить», «исследовать», «описать», «создать», «обосновать», «проанализировать».

Постановка проектных задач предполагает выработку определенной последовательности действий – шагов для достижения цели, осуществление выбора путей и средств ее достижения. 

Гипотезы проекта направлены на выявление причинно-следственной зависимости (связи) между различными явлениями, процессами. 

Гипотеза, как любое предположение, может быть самой невероятной, главное, чтобы учащимся было интересно опровергать, или подтверждать ее!

Как правило, описание хода исследования проекта не вызывает затруднений. Некоторые вопросы возникают при отражении результатов исследовательской деятельности.

Особое внимание при разработке проекта учителю необходимо уделять дидактическим и методическим материалам в поддержку проектной деятельности.

При использовании проектной методики важным является организационная деятельность как со стороны учителя, так и учащихся. Начиная с погружения учащихся в проектную, исследовательскую деятельность до ее реализации. При организации проектной деятельности от учителя требуется направить мысль ребенка в нужном русле самостоятельного поиска, подсказать источники информации, но нельзя предлагать учащимся решение проблемы в готовом виде.  Следует обращать внимание на актуальность проблемы, недостаточную освещенность ее, указывать на то, что учитель ждет в лице своих учеников исследователей, способных найти новое решение. 

Важным моментом в проектной деятельности является оценка творческих работ: презентаций, тематических буклетов, сайтов. Безусловно, каждый педагог, исходя из целей и задач проектной деятельности, должен разработать критерии оценки проекта самостоятельно [9]

2. Участие в викторинах, фестивалях, конкурсах.

3. Оформление рефератов, проектов, презентаций.

4. Работа по созданию и наполнению сайтов школ, ученических объединений и др.

5. Проведение тематических собраний с применением ИКТ.

6. Проведение дней открытых дверей с применением ИКТ.

7. Создание портфолио класса, учащегося, учителя, администратора.

8. Проведение традиционных мероприятий ОУ с использованием ИКТ.

При проектировании средств ИКТ для информатизации досуга внеучебной работы школьников особое внимание следует уделить индивидуализации деятельности обучаемого, предусмотрев в средстве ИКТ разнообразие в техническом, содержательном и методическом воплощении возможностей для удовлетворения разнообразных индивидуальных потребностей школьников.

В состав таких средств ИКТ рекомендуется включать задания, побуждающие к основным этапам практического обучения, задания, требующие деятельностного ответа, задания, основанные на развивающейся практике. Сценарий работы средства ИКТ должен предусматривать возможность индивидуального выбора темпа и траектории деятельности школьников.

Средства ИКТ для информатизации досуга и внеучебной работы школьников рекомендуется снабжать набором инструментов настройки, позволяющим относительно просто и непрерывно изменять внешний вид и характер работы со средством ИКТ.

2. Требования к условиям организации образовательного процесса с использованием ИКТ

Общая организация учебного процесса с использованием ИКТ 

Внедрение средств ИКТ в учебный процесс неразрывно связано с техническим оснащением образовательного учреждения. В состав школьной информационной среды могут входить: 

учебные классы, оснащенные персональными компьютерами, объединенными в локальную сеть, компьютерной техникой, необходимым УМК, программным обеспечением; 

учебная аудитория, оснащенная мультимедиапроектором, персональным компьютером, переносным или стационарным экраном; 

медиатека, объединяющая медиа-, видео-, библиотеку и обеспечивающая доступ к различным информационным ресурсам. 

На этапе конструирования учебного процесса учитель определяет необходимое аппаратное и программное обеспечение. Выбор технических средств обусловлен формой учебного занятия (урок-презентация, урок-исследование, практикум, виртуальная экскурсия, тематический проект и т.п.). 

Воспользоваться одним персональным компьютером и проектором в учебном классе целесообразней всего в следующих ситуациях: 

- не предусмотрена самостоятельная работа учащихся; 

- предусмотрены компьютерные демонстрации для иллюстрации изучаемого материала; 

- предусмотрены представления результатов проектной деятельности. 

При организации компьютерных лабораторно-практических занятий, самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся необходим доступ в компьютерный класс. Работу в таком классе с большой группой учащихся лучше начинать с фрагмента урока длительностью не более 10-15 минут. Правила работы, задания, которые учащиеся будут выполнять, необходимо разъяснить до того, как они сели за компьютеры. 

Следует особо отметить, что на первых уроках в компьютерном классе желательно присутствие, особенно в течение первых 10-15 минут, учителя информатики или коллеги, знакомого со спецификой компьютерного класса. Практика показывает, что в классе будут возникать неполадки даже, если накануне вы всё проверили и убедились в полной исправности оборудования и программного обеспечения. 

Наиболее распространенная схема организации урока с использованием средств ИКТ

При подготовке к уроку в компьютерном классе перед учителем стоят следующие задачи: 

Просмотр и экспертная педагогическая оценка всех имеющихся информационных ресурсов и данных программного (мультимедиа) продукта. 

Составление выборки из программного продукта. 

Учителю следует продумать, как организовать процесс общения учеников с компьютером, сопоставить функции компьютерных средств и действия ученика, способы подачи учебного материала, представленного в электронном издании по учебному предмету. Для того чтобы провести целый урок в компьютерном классе, следует разработать подробный план учебного занятия. Особое внимание необходимо уделить формулировке вопросов и заданий к электронному изданию образовательного назначения (ЭИОН), которые будут использоваться на данном уроке. 

Рассмотрим наиболее распространенную схему организации урока с использованием средств информационных технологий. 

На первом этапе учитель проводит беседу, в процессе которой может вводить новые понятия, определять готовность учащихся к самостоятельной работе с электронными ресурсами. Если необходимо, учитель демонстрирует специфику работы с программными продуктами. Учащимся выдаются индивидуальные задания. 

На втором этапе учащиеся начинают синхронное вхождение в работу с электронным ресурсом под руководством учителя, после чего приступают к самостоятельной работе. На данном этапе учитель становится наставником, организатором процесса исследования, поиска, переработки информации, консультантом учащихся. 

Третий этап предполагает работу учащихся с различным дидактическим материалом (без компьютера). Можно предложить учащимся проблемную ситуацию или задачу, решение которых поможет достижению целей урока. 

В зависимости от конкретного учебного занятия этапы могут быть ранжированы иначе. Например, на втором этапе может быть предложена система упражнений, обеспечивающая подготовку учащихся к работе с ЭИОН, сама работа с электронным ресурсом станет кульминацией урока. 

При организации самостоятельной деятельности учащихся с ИКТ во внеурочное время необходим доступ к ресурсам. ИКТ позволяют ученику, пропустившему тему, наверстать пропущенный материал самостоятельно. [7]

Факторы, которые необходимо учитывать при проектировании уроков с использованием ИКТ 

Во-первых, проводится детальный анализ ресурсов ЭИОН с позиций принципа генерализации информации, прогнозируется эффективность использования данного ресурса при проведении различного рода занятий, определяется методика их проведения и проектируются основные виды деятельности с данными ресурсами в учебном процессе. 

Во-вторых, учитываются санитарные нормы работы учащихся за компьютером. Первоклассникам разрешено проводить за компьютером 10 минут, учащимся вторых - пятых классов не более 15 минут, шестые - седьмые классы могут работать за компьютером 20 минут, восьмые и девятые классы - 25 минут. Учащиеся десятых, одиннадцатых классов на первом уроке могут находиться за компьютером 30 минут, на втором уроке 20 минут. 

В-третьих, продумываются организационные формы урока, так как компьютерный класс располагает в среднем 10-12 компьютерами, в то время как число учащихся составляет 25-30 человек. Работа же за компьютером предполагает индивидуальный режим работы. 

Ключевые моменты при подготовке к уроку

Подготовка к проектированию урока с использованием ИКТ включает в себя следующее: 

Определение роли и места предстоящего урока в изучаемой теме, его связей с предыдущими и последующими занятиями. 

Формулировка целей и задач урока с учетом психологических и возрастных особенностей класса. Планирование образовательных продуктов, которые будут созданы учениками в результате занятия. Уточнение способов контроля и оценки уровня достижения каждой из целей урока. 

Изучение учебников, методических пособий, электронных изданий образовательного направления по данной теме. 

Выбор наиболее эффективных методов обучения, способствующих образовательной деятельности учащихся. Выбор форм и способов организации этой деятельности. 

Отбор минимального содержания учебного материала для урока, выбор формы его проведения (компьютерная лекция, диспут, семинар, практикум по решению задач, компьютерная лабораторная работа и т.д.), основных видов деятельности учеников. 

Оценка вариантов реализации учебной ситуации - с применением компьютера и без применения. Определение места работы с объектами ЭИОН в структуре урока. 

Отбор и подготовка технологической карты к уроку, демонстрационных опытов, интерактивных моделей, таблиц и другого оборудования. 

Разработка структуры, планирование этапов урока. [7]
Информационные ресурсы
1. Информационное письмо Министерства образования РФ от 13.08.2002 г. N 01-51-088ин «Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях»

2. Васильева Е.В. Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках в начальной школе. http://ipc.krutiha.ru/

3. Заикина Н.В. Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях обновления содержания образования http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,3860/Itemid,118/

4. Мальцев А.Н. Информационные технологии на уроках физики. http://www.sipkro.ru/pedsovet2005/IT_Malcev.htm

5. Шевцова Л.А. Необходимые педагогические условия формирования готовности школьного учителя к использованию ИКТ в профессионально-педагогической деятельности. http://matrix.e-publish.ru/docs

6. Юдина И.А. Проектируем урок с ИКТ. http://wiki.pippkro.ru/index.php/Проектируем_урок_с_ИКТ

7. Информатизация внеучебной деятельности школьников. http://www.shkola40.org/docs/ikt_vne_uroka.doc

8. Солопова Н.К., Вязовова О.В. Поиск, творчество, находки (проектная деятельность на уроке) http://ipk.admin.tstu.ru/intel/help.shtm

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Понятие информационной образовательной среды в условиях модернизации педагогического образования iconПлан работы проблемной группы «Урок в новой информационной образовательной...
Проблема: фгос общего образования предполагает новый подход к разработке урока в условиях современной информационной образовательной...
Понятие информационной образовательной среды в условиях модернизации педагогического образования iconИспользование Информационной образовательной среды «МатросСофт Школа»...
Цель: показать значение образа России в творчестве Блока; дать понятие о своеобразии решения данной темы в лирике поэта
Понятие информационной образовательной среды в условиях модернизации педагогического образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Какие же изменения происходят с уроком литературы в современной информационной образовательной среде? Отвечая на этот вопрос, мы...
Понятие информационной образовательной среды в условиях модернизации педагогического образования iconФормирование информационной образовательной среды педагогического вуза
Защита диссертации состоится «24» декабря 2009 года в 15-00 часов на заседании диссертационного совета д 008. 008. 06 при Учреждении...
Понятие информационной образовательной среды в условиях модернизации педагогического образования iconФормирование информационной образовательной среды педагогического вуза
Защита диссертации состоится «24» декабря 2009 года в 14-00 часов на заседании диссертационного совета д 008. 008. 06 при Учреждении...
Понятие информационной образовательной среды в условиях модернизации педагогического образования iconСамостоятельная работа Модуль Методика использования педагогом средств...
Модуль Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального образования
Понятие информационной образовательной среды в условиях модернизации педагогического образования iconПрограмма экспериментальной работы гимназии соответствует государственной...
Пикин Геннадий Николаевич ассистент кафедры теоретических основ физической культуры 4
Понятие информационной образовательной среды в условиях модернизации педагогического образования iconОбобщение и распространение педагогического опыта в рамках (участие...
«Развитие информационно-образовательной среды современной школы в контексте задач модернизации образования» в рамках федеральной...
Понятие информационной образовательной среды в условиях модернизации педагогического образования iconЛекция 1 Шигабутдинова Г. Ф. заместитель директора по вр 3 4 5 Взаимодействие...
«Каратунская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Понятие информационной образовательной среды в условиях модернизации педагогического образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая тема: «Влияние методической службы на повышение педагогического мастерства и качества образования в условиях модернизации...
Понятие информационной образовательной среды в условиях модернизации педагогического образования iconСенокосов Александр Иванович
Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального образования
Понятие информационной образовательной среды в условиях модернизации педагогического образования iconПубличный доклад 2012 2013 учебный год
Тема: «Повышение профессиональной компетентности и педагогического мастерства в условиях обновления содержания образования, модернизации...
Понятие информационной образовательной среды в условиях модернизации педагогического образования icon«Общее знакомство со сложными предложениями»
Модуль Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального образования
Понятие информационной образовательной среды в условиях модернизации педагогического образования iconДоклад Новые профессиональные компетенции педагогов в условиях информатизации образования
Ак составляющая современной информационной культуры охватывает собой непрерывное обучение школьников информатике, регулярное использование...
Понятие информационной образовательной среды в условиях модернизации педагогического образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Качество образования младших школьников в условиях модернизации образовательной системы»
Понятие информационной образовательной среды в условиях модернизации педагогического образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Повышение профессиональной компетентности и педагогического мастерства в условиях обновления содержания образования, модернизации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск