Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации19.05.2014
Размер47.3 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Урок литературы

в современной информационной образовательной среде
Акопян Лусинэ Владимировна, учитель литературы

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №31» г. Новокузнецка
Урок литературы, на мой взгляд, требует наибольшего мастерства педагога, поскольку принципиально не может проводиться репродуктивным методом. На каждом занятии ученик должен мыслить, анализировать, сопоставлять, делать выводы, обобщать, чего невозможно обеспечить простой передачей знаний. Какие же изменения происходят с уроком литературы в современной информационной образовательной среде? Отвечая на этот вопрос, мы можем говорить о конструировании предметной информационной образовательной среды.

Согласно требованиям ФГОС, современная информационная образовательная среда должна складываться из совокупности информационных образовательных ресурсов, информационно-коммуникационных технологий, педагогических технологий, обеспечивающих достижение соответствующих результатов. Из них важнейшими можно назвать формирование универсальных учебных действий, в том числе умение работать с информацией в любом виде и из любого источника, накопление опыта самостоятельной познавательной деятельности, обеспечение саморазвития обучающихся. Как они будут достигаться на современном уроке литературы?

Прежде всего, занятие должно быть построено на основе деятельностного подхода. И тут можно предоставить обучающемуся возможность попробовать себя в одной из ролей: лингвиста (при выполнении лингвистического анализа текста, составлении словаря), философа (при определении философской концепции произведения), краеведа (при изучении творчества местных авторов), статиста (при подсчете наиболее характерных для того или иного писателя средств художественной выразительности), того же писателя (при создании собственных литературных произведений, подражании авторскому стилю), гида, музейного работника (при проведении виртуальной экскурсии). Чем больше ролей сможет примерить на себя ученик, тем больший социальный опыт он накопит. В этом случае у каждого учителя может быть создан свой банк различных видов профессиональной деятельности, которые он может предложить обучающемуся.

Организация современной информационной образовательной среды обеспечивается еще одним обязательным требованием ФГОС – использованием педагогических технологий. Конструируя современный урок литературы, учитель, на мой взгляд, должен иметь в своем арсенале, прежде всего, технологию педагогических мастерских.

Эта технология с точки зрения прогнозируемых результатов и предполагаемых видов деятельности может считаться универсальной. Она предполагает использование групповой формы работы с обучающимися, афиширование результатов наработанного в группе с помощью устной развернутого ответа, тем самым обеспечивая коммуникативную направленность урока. На каждом уроке-мастерской создается ситуация неизвестного, требующая усилий по его нахождению, тем самым формирующая навыки и опыт самостоятельной деятельности.

Главное слово на таком занятии – поиск, что включает учеников в активную интеллектуальную и творческую деятельность. Каждый урок литературы, построенный по этой технологии, становится поиском: словесного выражения, средств образности, идейного замысла писателя, языковой закономерности. При этом обучающиеся испытывают положительные эмоции: интерес, удовлетворение, радость открытия, а значит, учатся позитивно относиться к учебному заданию.

Отличительной особенностью мастерской является также ее алгоритмизация, то есть пошаговое выстраивание действий, необходимых для достижения запланированного результата. Сформированность такого универсального учебного действия трудно переоценить.

Каждое задание урока-мастерской — это своего рода мыслительная задача, предполагающая сравнение, анализ, обобщение, высказывание собственного суждения, умозаключения. Это именно те действия, которые просто необходимы на уроке литературы. Такой урок не проведешь с помощью репродуктивного изложения материала, здесь необходимо применение исследовательского, частично-поискового, проблемного методов. Исходя из собственного опыта, могу утверждать, что изучение многих тем по литературе действительно целесообразнее организовать в форме мастерской. Это темы, особенно сложные для восприятия школьников, такие, как «Странноязычие Андрея Платонова», «Характерные признаки классицизма в комедии Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве», «Как поднять Обломовых с дивана».

Еще один из этапов мастерской - «разрыв», этап-кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее осознание неполноты или несоответствие своего старого знания новому, побуждающее к поиску ответов на возникшие вопросы, к работе с литературой, с различными источниками информации. Этот этап приводит учеников к важному выводу: процесс познания не может ограничиваться рамками одного урока и одним источником информации. Тут в арсенале учителя литературы должны быть, помимо традиционных печатных справочных материалов, которые он может предложить ученику, еще и электронные ресурсы, интернет-ссылки, таблицы и презентации, что предполагает использование информационно-коммуникационных технологий. С их помощью можно организовать и такие этапы урока, как контроль, тренинг. Так обеспечивается выполнение еще одного требования ФГОС.

Завершающий этап урока - «рефлексия» - размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ, осознание пройденного пути. Он помогает ученику достигать значимых личностных результатов, учит не бояться проб и ошибок, находить новые пути поиска неизвестного, которые в дальнейшем может предложить ему сама жизнь.

Урок-мастерская обладает и большим воспитательным потенциалом, который реализуется за счет организации рационального общения и коллективной работы, в процессе которых создаются условия для активного поиска в атмосфере взаимопомощи, проявления учениками заботы друг о друге. Важен не только поиск, но и те условия, в которых он реализуется.

Учитывая несомненные достоинства технологии педагогических мастерских, учитель, наряду с ней, может использовать на уроках литературы и другие технологии, к примеру, проектную, развития критического мышления, дифференцированного обучения. С их помощью он создаст предметную информационную образовательную среду, которая позволит ему назвать свой урок современным. Конструируя такое учебное занятие, ему необходимо будет создавать технологическую карту, в которой будут указаны планируемые образовательные результаты: личностные, предметные и метапредметные, структура урока, виды деятельности обучающихся: проектная, исследовательская, творческая, поисковая, формы, методы и приемы работы с ними, ведущая технология построения урока. Отдельной строкой в технологической карте прописываются предполагаемые источники получения информации обучающимся. Именно при таком подходе к проектированию урока учитель может говорить о создании современной информационной образовательной среды.

Литература

  1. Чошанов, М. А. Инженерия обучающих технологий [Текст]. – М : БИНОМ Лаборатория знаний, 2011. – С. 117-118.

  2. Чернобай, Е. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде [Электронный ресурс] : http://59313.edusite.ru/DswMedia/chernobaytexnologiyapodgotovkiurokavsovremennoyinformacionnoyobrazovatel-noysrede.doc.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск