Скачать 102.53 Kb.
|
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИНФОРМАТИКЕ В 7 КЛАССЕ ТЕМА «МОДЕЛИ ОБЪЕКТОВ И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ» Разработала: учитель информатики Шокур Людмила Николаевна 2013 – 2014 учебный год Урок – путешествие «Модели объектов и их назначение» Цель: формирование представлений обучающихся о моделях Задачи: - сформировать представление учащихся о понятиях «модель», «моделирование», - создать четкое представление о видах моделей, а так же целях и значении процесса моделирования, - отработать умение учащихся работать с текстовым процессором MSWord, - способствовать развитию интереса к предмету, познавательной активности, самоконтроля, - воспитать информационную культуру учащихся, внимательность, дисциплинированность. Тип урока: изучение нового материала и практическая работа Оборудование: - мультимедийный проектор, - компьютеры учащихся, - файл: Презентация «Модели объектов» (Приложение 1), - бланк – заготовка для опорного конспекта (Приложение 2), - «Памятка по технике безопасности» - Информатика: учебник 7 класса\Л.Л.Босова. – М., 2011. План урока.
Ход урока.
Приветствие, проверка отсутствующих.
– Итак, мы закончили изучение раздела «Объекты и их имена». Давайте вспомним. – Что называется объектом? Объект – это любая часть окружающей нас действительности, воспринимаемая как единое целое. (слайд ) – Какие разновидности объектов вам известны? Объекты– предметы, объекты – процессы, объекты – явления. (слайд 2) – Охарактеризуйте объект – предмет – планета Земля. (слайд ) А что значит охарактеризовать? Охарактеризовать их, т.е. назвать их признаки. Посмотрите на экран и выберите те признаки, которые характерны для планеты Земля. Форма – шар, крутиться, круглая, живут люди. Правильно! – Как мы вообще получаем знания об объектах? Изучаем (вследствие изучения). – Каким же образом изучают планету Земля? (Как вы изучаете?) С помощью глобуса, с помощью снимков из космоса и т.д. – Подумайте, всегда ли достаточно восприятия самого объекта для его полной характеристики, что помогает человеку изучить объект как можно подробнее? Для полной характеристики объекта не всегда достаточно самого объекта поэтому прибегают к использованию объектов – заместителей, помогающих изучить отдельные признаки объекта. – Кто знает, как называются эти объекты – заместители? Модели.
Слайд – Совершенно верно и мы начинаем изучение раздела «Информационное моделирование» и тема сегодняшнего урока «Модели объектов и их назначение», мы сегодня отправляемся в путешествие по городу моделирования. (Слайд ) (Приложение 1) - Для каждого из вас на партах имеются заготовки для опорного конспекта (Приложение 2), которые вы будете заполнять по ходу путешествия, возьмите их. Ознакомьтесь. – Как вы считаете, какова цель нашего путешествия? Узнать, что такое модель, моделирование, разновидности моделей и т.д. – Действительно в ходе путешествия мы должны будем ответить на следующие вопросы. (Слайд ) Читает Динара – Кстати, эти вопросы указаны у вас в заготовках. Будьте внимательны, не пропустите важные моменты. – В путь! – И, что мы видим, нас встречает постовой. Оказывается, чтобы попасть в город, необходимо четко знать, что такое модель. (Слайд ) – Разобраться в этом нам поможет следующее наблюдение. – Назовите модели, каких объектов представлены перед вами? (Слайд ) Кукла – модель человека, машинка – модель автомобиля, модель железной дороги и плюшевый мишка – модель медведя. – Чем являются объекты: человек, автомобиль, железная дорога, медведь по отношению к своим моделям? Оригиналами. – Действительно, данные объекты по отношению к своим моделям являются объектами – оригиналами. – Скажите, а все ли признаки объектов – оригиналов отражают модели? Оказывается нет! – Попробуйте сформулировать ответ на наш первый вопрос. Что такое модель? Модель – это объект-заместитель, отражающий некоторые свойства оригинала. (Слайд ) – Тогда, как вы думаете, что такое моделирование? Оказывается моделирование – это процесс ПОСТРОЕНИЯ модели объекта – оригинала (прототип). – Вот мы и ответили на вопрос постового и на НАШ первый вопрос, не забывайте фиксировать ответы в конспект. – Ну а теперь в город моделирования! (Слайд ) – Для начала прогуляемся по улицам города и познакомимся с его жителями. А вот и первая улица! (Слайд ) – Модели, каких объектов вы здесь видите? Модель атома, модель солнечной системы. (читает Нелля) – Как вы думаете, зачем создали данные модели? Оказывается для изучения атома и солнечной системы. – А почему нельзя изучать сами объекты – оригиналы? Атом – очень маленький, солнечная система – огромная. – Так значит, модели создают, прежде всего, когда объекты – оригиналы какие? Очень большие или очень маленькие. – А мы и, действительно, находимся на улице моделей больших и маленьких объектов. (Слайд ) – Идем дальше. А что это за улица, как вы думаете? (Слайд ) - Здесь представлены модели процессов, происходящих в земной коре и модель двигателя. Данные процессы происходят очень медленно или очень быстро, поэтому создаются модели для их изучения или прогнозирования. Улица называется – улица моделей быстрых и медленных процессов. (Слайд ) – Можете назвать еще одну причину создания моделей? К процессу моделирования прибегают, когда процессы происходят или слишком медленно, или слишком быстро. – Идем дальше! И снова мы на улице моделей. Каких? (Слайд ) Модель самолета, модель вулкана. – Почему создают эти модели? Изучение реальных объектов опасно, может привести к разрушению самого объекта, испытание объекта – оригинала дорого. – Как вы думаете, как называется эта улица? (Слайд ) Улица моделей опасных процессов и дорогостоящих объектов. – Таким образом, мы узнали еще одну причину создания моделей. Назовите ее. Модели создают, если изучение реальных объектов опасно для жизни или может привести к разрушению самого объекта. – Итак, мы прогулялись по улицам города, и снова нас встречает постовой (Слайд 17), прежде чем продолжить путешествие он хочет, чтобы мы ответили на его вопрос, к какому же выводу мы пришли, посетив улицы города? (Когда же прибегают к моделированию?) К процессу моделирования прибегают, когда объект слишком велик или слишком мал, когда процесс протекает очень медленно или очень быстро, когда изучение объекта опасно или может привести к разрушению объекта-оригинала. – Действительно, необходимо запомнить! (Слайд ) – Пометьте в конспекте. – Дальше в путь! Куда это мы попали? (Слайд ) Швейное ателье. – Помогите модельеру сделать правильный выбор! Какую модель он должен выбрать для работы? Модельер для работы должен выбрать манекен. – Моделью, какого объекта является манекен? Человека. – А скелет? Тоже человека. – Почему модельер должен выбрать манекен? Манекен передает внешнее строение тела человека, поэтому его можно использовать для пошива одежды, а скелет – внутренне, и используется для изучения костного строения человека.
Создание модели цветка. (слайд ) - Возьмите, пожалуйста, приготовленные листочки бумаги. Ваша задача – нарисовать цветок. 1 пара – рисует цветок для учебника биологии, 2 пара – для иллюстрации детской сказки. - Давайте сравним результаты. Смотрите, оба рисунка – это модели цветка. Значит, моделировали мы один и тот же предмет. Почему мы подучили разные результаты. - В основе каждой модели лежит конкретная цель. От цели моделирования зависят требования к модели: какие признаки объекта оригинала она должна отразить. – И наш знакомый постовой снова интересуется (Слайд ), какой же вы сделали вывод, побывав на улицах города? – Сколько моделей может быть у одного объекта и от чего зависит выбор модели? У объекта может быть множество моделей, выбор модели зависит от цели моделирования! – Совершенно верно! (Слайд ) – Итак, мы выяснили, что моделей у одного объекта может быть множество, но хочется все-таки узнать, а какие виды моделей существуют? Для этого я вам предлагаю посетить музей города моделирования. (Слайд ) – Модели, какого объекта здесь представлены? Модели человека. – Подумайте, по какому признаку эти модели можно разделить на группы? Объемные (скульптура, скелет, манекен, кукла) и не объемные (портрет, схема). – Давайте посмотрим, что нам на это скажет экскурсовод! (Слайд ) – Действительно, те модели, которые вы назвали объемными, называются натурными, а не объемные – информационными. –Натурные модели, это реальные предметы, в уменьшенном или увеличенном виде, воспроизводящие внешний вид, структуру или поведение объекта моделирования. (Слайд ) Помечайте себе! – А информационные – это описание объекта оригинала на языке кодирования информации. (Слайд ______) – Таким образом, какие виды моделей выделяют? Натурные и информационные. – Хорошо! – А теперь посмотрите на ваши опорные конспекты, на все ли вопросы мы ответили? Остался вопрос о значении моделирования. – Для того чтобы разобраться с последним вопросом я предлагаю заглянуть к городскому историку. (Слайд ) – Вот какую историю он нам хочет поведать: «В 1870 г. английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец “Кэптен”. Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль. Погибли 523 человека. Это было совершенно неожиданно для всех. Для всех, кроме одного человека. Им был английский ученый-кораблестроитель В.Рид, который предварительно провел исследования на модели броненосца и установил, что корабль опрокинется даже при небольшом волнении. Но ученому, проделывающему какие-то несерьезные опыты с “игрушкой”, не поверили лорды из Адмиралтейства. И случилось непоправимое...» – Прослушав эту историю, и совершив прогулку по городу моделирования, я думаю, вы и сами уже можете ответить на последний вопрос, который мы ставили в начале путешествия. В чем заключается значение процесса моделирования? (слайд ) читает Кирилл Процесс моделирования важен при изучении объектов, при прогнозировании, для проверки гипотез и т.д. – Таким образом, можно сделать вывод, что моделирование – это способ познания окружающей нас действительности. Делайте последнюю запись в ваших конспектах. (Слайд ) – Итак, мы ответили на все вопросы, на которые планировали ответить по ходу путешествия.
– Ну, что можно и заканчивать наше путешествие! Но что мы видим? - Наши знакомые, предлагают нам попробовать свои силы в моделировании. (Слайд ) – Отложите свои конспекты и откройте учебники на странице 165– компьютерный практикум, задание №1 работа № 4. Ознакомьтесь с заданием. – Что необходимо сделать? Составить информационную модель, свой словесный портрет, используя среду текстового процессора MS Word. – Вспомним основные правила работы за компьютером. – Учащиеся работают индивидуально за компьютерами. – Что получилось? Зачитывают свои ответы. – Скажите, какую по виду модель данного объекта вы сейчас создавали? Информационную – Ну что жители остались довольны, и мы заканчиваем наше путешествие. (Слайд )
– С какими новыми понятиями вы познакомились сегодня на уроке? Модель, натурная модель, информационная модель, моделирование. Упражнение. -На парте стоят различные модели. Возьмите любую игрушку и укажите свойства предметов, которые должны сохраняться и к каким видам моделей их можно отнести. Например, строение тела игрушечной собаки должно соответствовать реальности. В то же время пропорции могут быть сильно искажены. – А теперь я хотела бы вернуться к вашим опорным конспектам, подумайте, чем являются эти конспекты по отношению к сегодняшнему уроку? Моделями. – Вспомните, а, сколько моделей может иметь объект? Множество – Что еще может выступить в качестве модели сегодняшнего урока? Например, параграф учебника по данной теме.
– Вот вы и назвали ваше домашнее задание, (слайд ) – Моделью может являться и ваше настроение во время урока. Давайте с помощью смайликов построим модель вашего настроения на уроке Спасибо за работу! Дополнительные информационные источники:
|
Конспект урока по информатике в 11 классе Тема : Графический интерфейс... Цели и задачи: изучить назначение операционной системы, познакомиться с основными элементами управления, графическим интерфейсом | Конспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | ||
План-конспект урока урок по теме «Модели объектов и их назначение. Виды моделей» Место работы: филиал мбоу «Березовская средняя общеобразовательная школа №2» Заборьинская основная общеобразовательная школа | Конспект урока по информатике в 9 классе Цели и задачи: изучить назначение операционной системы, познакомиться с основными элементами управления, графическим интерфейсом | ||
План-конспект открытого урока английского языка в 5в классе умк о. В. Афанасьева Английский язык Место урока в цикле – урок обобщает темы «Приветствие и знакомство», «Описание объектов действительности; запрос информации» и продолжает... | Конспект урока понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические... Базовый учебник Информатика и икт 9 класс. И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова бином. Лаборатория знаний,... | ||
Конспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу... Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | Конспект открытого урока развития речи во 2-3 классах. Тема урока... Воспитание культуры поведения. Этапы работы с детьми по воспитанию культуры поведения (графический организатор) | ||
Конспект открытого урока по математике во 2-а классе моусош №3 учителя... Оборудование: мультимедийная презентация, изображение удава (3м 8дм), метровая линейка, сантиметр, рулетка, модели сантиметра, дециметра,... | Конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина... План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория | ||
Урока по информатике в 7 классе на тему: «Текстовый редактор: назначение и среда» Цель урока: знакомство учащихся с понятием, назначением и средой текстового реактора | Тема: “Animals” Конспект открытого урока английского языка в 4 классе. Подготовила Ягужинская Е. В | ||
Конспект открытого урока по математике во 2А классе. Учитель: Белицкая... План-конспект открытого урока по математике во 2А классе. Учитель: Белицкая Ольга Николаевна, первая квалификационная категория | Тема урока: «Трапеция и её свойства» План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория | ||
Конспект открытого урока по физической культуре в 5 «А» классе Тема урока: Физические упражнения, ориентированные на развитие координации, основных и специальных физических качеств | Конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме:... План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other" |