Скачать 90.89 Kb.
|
Виступ на міській науково-методичній конференції вчителів російської мови та літератури «Сучасна шкільна філологічна освіта та її пріоритетні завдання» ІППО КМПУ імені Б.Д.Грінченка 26 серпня 2009 року Тетяна Андріївна Борзенкова, заступник директора гімназії № 136 м.Києва ИТО на уроках русского языка Часто в существующей системе образования основной формой коммуникации остается монолог. Сначала педагог в монологической форме передает знание ученикам, а затем они «отчитываются» о полученных знаниях, опять же в виде монологических ответов. При этом учитель является своеобразным полюсом, вокруг которого концентрируется вся коммуникация участников учебного процесса. Таким образом, на практике реализуется модель односторонней коммуникации. По мнению Е. Пометун, эффективность любой технологии во многом зависит от того, насколько правильно избран способ взаимодействия, форма коммуникации участников учебного процесса. Исследование Н. Суворовой, В. Лозовой, Л.Зарецкой, Г. Троцко, М. Сметанского доказывают, что интерактивные технологии принципиально изменяют схему коммуникации в учебном процессе. Они ориентированы на реализацию познавательных интересов и потребностей личности, поэтому особенное внимание уделяется организации процесса эффективной коммуникации, в которой участники процесса взаимодействия более мобильны, более открыты и активны. Интерактивными можно считать технологии обучения, которые осуществляются путем активного взаимодействия учеников в процессе учебы. В интерактивной учебе школьники обучают друг друга, и отличительной чертой является диалоговый характер такого обучения. Основой интеракции является принцип многосторонней коммуникации, которая характеризуется отсутствием полярности и минимальной сконцентрированностью на точке зрения учителя. Неоднозначной является оценка учителями-практиками эффективности применения интерактивных технологий на уроке. Следует отметить как позитивные стороны, так и определенные недостатки использования интерактивных технологий в учебно-воспитательном процессе. Позитивные стороны использования интерактивных технологий в учебно-воспитательном процессе:
Существуют определенные недостатки использования интерактивных технологий в учебно-воспитательному процессе:
Рекомендации по созданию условий успешного применения интерактивных технологий в работе с учениками:
Алгоритм работы учителя при проведении интерактивного урока должен быть таким:
Ориентировочное распределение времени между этапами интерактивного урока: • мотивация — 5 %; • объявление темы — 5 %; • информирование учеников — 10–15 %; • интерактивное упражнение — 50–60 %; • рефлексия — 15–20 %. Примеры интеракций (наименее используемые) «Мозговой штурм» или атака Сущность метода. Метод заключается в решении проблемы и выработке определенной идеи за ограниченное время (10–15 минут). Вид работы активизирует интеллектуальные способности детей, развивает фантазию, формирует умение толерантно относиться к чужим мыслям. Эта деятельность нуждается в определенной подготовке класса, ознакомлении учеников с правилами «мозгового штурма». Порядок действий. Избрать руководителей групп путем проведения блицтурнира (5–6 вопросов из темы урока), остальные участники формируются за выбором учеников. 5–6 лиц (оптимальное количество детей в группах) размещаются вокруг стола. Лидер группы получает и объявляет тему для обсуждения и предлагает в течение минуты по очереди выразить свои мнения. Секретарь фиксирует идеи. Главное — количество идей. Количество порождает качество. Имеют право на существование и абсурдные, на первый взгляд, мысли. Не допускать критики. Возможное заимствование чужих идей с целью их усовершенствования. Важно в процессе обсуждения довести правильность своего мнения, а также желательно прийти к общему выводу. Идеи групп записываются на доске. В процессе обсуждения обосновывается окончательный выбор. Рефлексия: «Эта идея поможет нам...», «Мы пришли к мысли, что...», «В ходе обсуждения я заинтересовался...». Аквариум Порядок действий. Объединение в группы аналогично предыдущему упражнению. Одна из групп занимает место в центре класса, получает задание для обсуждения, выполнения (дискуссия или «мозговой штурм», ролевая игра, инсценировка). В течение 3–5-ти минут происходят рассмотрение идеи, выполнения задания, после чего — короткое обсуждение того, что услышали всем классом. Потом место за центральным столом занимает другая группа. Рефлексия: «Я делал это для того, чтобы…», «Я чувствовал, что…». Этот вид работы можно использовать на подготовительных этапах к введению более сложных интерактивных технологий. • Уча — учусь Сущность метода. Суть приема заключается в том, что каждый ученик может передать свои знания другим детям и получить от одноклассников новую для себя информацию в процессе общения. Прием является эффективным при обобщении материала из избранной темы, закреплении и повторении изученного. Стимулирует у учеников желание к учебной деятельности, создает ситуацию успеха. Порядок действий. Каждая группа имеет определенный объем информации, разделенной на части и записанной на отдельных индивидуальных листах. За определенное время дети должны усвоить свою часть информации и поделиться с другим участником группы. Общаться нужно только с одним участником. Таким образом, все дети в группе усваивают определенную сумму знаний. Потом группы обмениваются делегатами, которые учат детей другой группы тому, что выучили сами. «Микрофон» Сущность метода. Этот прием может использоваться как в групповой, так и во фронтальной, работе с учениками, может стать частью других интерактивных приемов («Мозговая атака», «Аквариум» и тому подобное). Данный вид работы позволяет воспитывать у учеников умение выслушивать других, желание делиться своими мнениями. Порядок действий. Заключается в свободном высказывании идей, мыслей или ответов, на вопрос. Ученики должны придерживаться определенных правил: высказываться по очереди и только в символический микрофон, не перебивать и не критиковать других. Самостоятельная работа с текстом: на данном этапе уместно использовать одну из интерактивных технологий – „Мозаику” (её ещё называют „Нарушенная последовательность”). Порядок действий:
Обыкновенный человек (В.А. Сухомлинский)
|
Виступ на міській науково-методичній конференції вчителів російської мови та літератури | Методичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2013 2014 навчальному році Методичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2013 – 2014 навчальному році | ||
Календарне планування уроків з української мови у 9-х класах на 2011-2012 н р. І семестр Развитие умения озаглавливать текст, составлять вопросы к тексту, письменно отвечать на них | Волков Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков. Изд. 3-е, перераб и доп Матеріали підготовлені доцентом Макаренко В. А. – зам керівника науково-дослідного комітету сау «Джерелознавство та історіографія... | ||
Програма для загальноосвітніх навчальних закладів (класів) з поглибленим... Вона є важливим чинником формування духовного світу особистості, її морально-естетичного розвитку | The Role of Teachers and School Librarians in Forming Information... Нии информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств | ||
Закон України «Про стандартизацію» Осування щодо наявних чи можливих завдань з метою досягнення оптимального ступеня впорядкування у певній сфері, результатом якої... | Міністерство освіти та науки україни В даному документі проводиться опис розробленого пз та елементів вибраної мови програмування, які використані в даній програмі. Дана... | ||
Лікарські рослини рекомендаційний список літератури Спостережливість І народна мудрість заклали основу вживання рослин в лікуванні людини спочатку з місцевої флори, а в ході суспільного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Художня література як одна з форм духовної діяльності людини. Функції художньої літератури. Різновиди образів (образ-персонаж, образ-символ,... | ||
Оновлення змісту, форм І методів сучасної освіти матеріали четвертої... Оновлення змісту, форм І методів сучасної освіти: матеріали четвертої міжвузівської студентської наукової |