Скачать 104.05 Kb.
|
Виступ на міській науково-методичній конференції вчителів російської мови та літератури «Сучасна шкільна філологічна освіта та її пріоритетні завдання» ІППО КМПУ імені Б.Д.Грінченка 26 серпня 2009 року Елена Александрова Исаева, завкафедрой методики преподавания русского языка и мировой литературы НПУ им. М.П.Драгоманова, доктор педагогических наук, профессор, Компьютерные технологии в процессе изучения литературы Сегодня уже доказано, что использование компьютерных технологий и Интернета, умение находить и отбирать важную информацию, использовать ее в нужный момент – необходимые реалии современности. Но не смотря на социальные и экономические изменения, которые происходят в последнее время в нашем обществе в целом и школьном образовании в частности, до сих пор распространена мысль о том, что компьютерные технологии и процесс обучения литературы не имеют непосредственных аспектов для взаимодействия. Безусловно, что работа с литературным текстом, различные приемы его чтения остаются приоритетными в системе литературного образования школьников, вместе с тем необходимо подчеркнуть, что эффективное использование компьютерных технологий и Интернета при изучении литературы является средством развивающего обучения, освобождающего дополнительное время для учителя и учащихся для творческой работы, способное стимулировать интерес школьников к чтению литературных произведений. Обоснуем этот тезис. Среди главных дидактических функций, которые могут быть реализованы с помощью компьютерных технологий при изучении литературы, укажем такие :
Использование компьютерных технологий в процессе изучения литературы способствует решению следующих задач:
Таким образом, с помощью компьютерных технологий можно использовать такие виды информации, необходимые при изучении литературы:
Обратим внимание на возможности использования Всемирной сети Интернет в процессе изучения литературы. Поскольку Интернет – это прежде всего «большая библиотека» с неограниченной информационной базой, то в учебном процессе преподавания отдельных дисциплин он должен занять свое место. Безусловно, в школе при изучении литературы в Сети нас интересует то, что мы можем получить необходимую информацию: оригинал какого-либо произведения, какие-то дополнительные сведения о писателе и его произведении, найти необходимый иллюстративный материал к теме. Кроме того, в отличие от всех других видов публикаций, материалы в Интернете интерактивные: страницы могут иметь формы с полями и кнопки выбора для того, чтобы читатели имели возможность дать оценку информации, представленной в Сети. По данным соцопроса, которое проводилось среди современных школьников, достаточно большое количество респондентов являются пользователями Паутины, вместе с тем, школьники владеют недостаточной информацией о литературных ресурсах Интернета. С одной стороны, Интернет, выступает как мощный конкурент книге, с другой стороны – Интернет предоставляет учащимся дополнительные возможности получения необходимой информации, что может способствовать появлению интереса к учебе. Сегодня, по данным статистики, более 500 миллионов людей являются пользователями Паутины. Интернет сегодня – это реальная потребность нашей жизни. Необходимо подчеркнуть и влияние Интернета и на современный литературный процесс. Так, достаточно большое количество произведений появляются сначала в Сети и лишь потом попадают в традиционные печатные издания. Публикации в Интернете получили такое широкое распространение, что даже возникло название для этого явления – «сетература». Сайты разнообразных литературных проектов печатают тексты произведений, критические отзывы, проводять обсуждение в форумах. Фактически они выполняют роль своеобразных литературных салонов, которые благодаря Интернету стали доступны широкому кругу читателей и писателей. В Интернете появляются художественные произведения нового направления современного литературного процесса – литература фанов – фанфики. Среди наиболее распространенных форм использования Всемирной сети выделим такие, как :
Но, к сожалению, сегодня процесс использования компьютерных технологий в процессе изучения литературы носит стихийный характер, что иногда ведет к необоснованному увлечению медиасредствами. И если гуманитарным знаниям, полученным исключительно через чтение, не хватает образности и яркой наглядности, то знания, полученные в большей степени с помощью мультимедийных технологий, характеризуются неупорядоченностью, излишней детализацией, а иногда и непроверенной информацией, что, в свою очередь, не способствует созданию настоящего диалога текста и читателя, затрудняет выход учащихся на понятийный, «дискурсивный» уровень усвоения учебного материала. Таким образом, мультимедийные технологии на уроке литературы должны иметь четкую цель, логическую структуру, продуманные внутренние связи. То есть речь идет о том, что пришло время привлечь к созданию компьютерного обеспечения, кроме ученых, учителей и методистов, еще и профессиональных программистов. Важно подчеркнуть, что информация, представленная с помощью компьютера, должна быть достоверной, доступной для восприятия учащихся определенного школьного возраста, погной и, безусловно, интересной. Только тогда мультимедиа на уроке литературы будут выполнять главную свою функцию – способствовать заинтересованности учащихся учебным материалом, а учителю помогать влиять на развитие интереса учащихся к чтению художественных произведений. Цель медиатехнологий на уроке литературы – заменить устаревшие и примитивные дидактические средства, облегчить работу учителя, показать «незавершенную завершенность» литературного произведения, но ни в коем случае - не заменять текст. И главный принцип тут должен быть – «не навреди». Рассмотрим, на каких этапах изучения художественного произведения и каким образом могут быть использованы компьютерные технологии обучения. Так, первый этап изучения художественного произведения - этап подготовки к восприятию. На этом этапе с целью заинтересовать учащихся учебной темой, создать необходимую атмосферу восприятия художественного текста может быть использован такой вид компьютерной информации, как иллюстративный наглядный материал (портреты, фотоматериалы, репродукции картин к теме, музыкальное сопровождение, схемы, таблицы, раскрывающие этнокультурные реалии страны, произведение которой изучается, биографию писателя, сведения о его творчестве и другие). На этапе восприятия художественного произведения (то есть его непосредственного чтения) с помощью компьютера и Интернета мы можем представить оригинал произведения и его подстрочник, различные варианты перевода с целью более полного и адекватного восприятия литературного текста. На этапе подготовки к анализу художественного произведения с целью выявления первоначальных читательских оценок (впечатлений) можно с помощью компьютера и Интернета провести онлайн-консультации, использовать дополнительный материал разного характера (различного рода комментарии, сведения по теории литературы, необходимый иллюстративный материал), учебные компьютерные программы, которые способны углубить читательскую рецепцию школьников. На этапе анализа художественного произведения с помощью компьютерных технологий могут быть использованы различные аудио-визуальные варианты интерпретации литературного текста (иллюстрации к произведению, фрагменты фильмов, спектаклейпо произведению и т.п.), которые будут предложены с целью вывявления собственной оценки прочитанного. На заключительном этапе изучения художественного произведения с целью контроля за приобретенными умениями и навыками учащихся с целью избежать чувства «всерассмотренности» произведения целесообразно предложить различные задания с помощью компьютера, которые будут способствовать самостоятельной поисковой творческой работе учащихся. Таким образом, как видим, использование медиатехнологий на уроке литературы – это дополнительное мощное средство, направленное на заинтересованность учащихся художественным произведением, его прочтение и перечитывание в ходе аналитической работы, что в результате приведет к созданию собственной аргументированной оценки явления искусства. Вот почему задача методики литературы сегодня состоит в том, чтобы объединить «классические» подходы усвоения знаний с современными компьютерными средствами. Литература
|
Виступ на міській науково-методичній конференції вчителів російської мови та літератури | Методичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2013 2014 навчальному році Методичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2013 – 2014 навчальному році | ||
Календарне планування уроків з української мови у 9-х класах на 2011-2012 н р. І семестр Развитие умения озаглавливать текст, составлять вопросы к тексту, письменно отвечать на них | Волков Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков. Изд. 3-е, перераб и доп Матеріали підготовлені доцентом Макаренко В. А. – зам керівника науково-дослідного комітету сау «Джерелознавство та історіографія... | ||
Програма для загальноосвітніх навчальних закладів (класів) з поглибленим... Вона є важливим чинником формування духовного світу особистості, її морально-естетичного розвитку | The Role of Teachers and School Librarians in Forming Information... Нии информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств | ||
Закон України «Про стандартизацію» Осування щодо наявних чи можливих завдань з метою досягнення оптимального ступеня впорядкування у певній сфері, результатом якої... | Міністерство освіти та науки україни В даному документі проводиться опис розробленого пз та елементів вибраної мови програмування, які використані в даній програмі. Дана... | ||
Лікарські рослини рекомендаційний список літератури Спостережливість І народна мудрість заклали основу вживання рослин в лікуванні людини спочатку з місцевої флори, а в ході суспільного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Художня література як одна з форм духовної діяльності людини. Функції художньої літератури. Різновиди образів (образ-персонаж, образ-символ,... | ||
Оновлення змісту, форм І методів сучасної освіти матеріали четвертої... Оновлення змісту, форм І методів сучасної освіти: матеріали четвертої міжвузівської студентської наукової |