Технологическая карта урока. Класс: 5 класс
УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Учебный предмет: русский язык
Тип урока: повторительно-обобщающей
Тема урока: «Личные окончания глаголов»
Цели урока:
- деятельностные:
создание условий для повторения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки, использование приёмов технологии РКМЧП.
- образовательные:
формирование навыка определения спряжения глагола, выбор гласной в личных окончаниях глагола, составление алгоритма действия, развитие информационной компетентности учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
-воспитательные:
развитие коммуникативных качеств(умение сотрудничать, аргументировать свою точку зрения), прививать любовь к языку. Формы организации учебной деятельности:
групповая, фронтальная, индивидуальная.
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
УУД
|
1.Мотивация к учебной деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне
|
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Включение в деловой ритм.
-Выберите из предложенных вырезанных тучек (синяя и голубая) ту, которая соответствует вашему настроению.
(На доске тоже магнитом закрепляется тучка того же цвета , которую выбрало большинство ребят) Предлагает учащимся задание.
-Внимательно прочитайте записанные на слайде слова и разделите их на две группы: (запись в тетради) Костёр, разгорается, слышится, шалаш, местность, отдыхаем, чудеса, упустишь.
Проверка вслух
-По какому признаку вы определили слова в первый столбик? (Имена существительные)
-Назовите орфограммы в словах. -Назовите, к какой части речи относятся слова второй группы? (Глаголы)
-Как вы это определили? Докажите.
-Так чем же сегодня мы будем заниматься?
|
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
Фронтальная работа. Учащиеся читают слова на слайде и работают индивидуально, распределяя слова на две группы. Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы. Выполняют задание, повторяют орфограммы.
( правописание словарных слов, непроизносимые согласные, правописание гласных после шипящих, -тся и -ться в глаголах, употребление мягкого знака). Учащиеся отвечают на вопросы.
Пробуют сформулировать тему урока.
|
Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение. Коммуникативные: общение и взаимодействие, планирование учебного процесса
Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже знакомо, а что ещё нужно усвоить.
| 2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
| - Разделив страничку на три равные части и шесть строчек вниз, составим таблицу. В первую колонку «Я знаю» вспомните и запишите всё,что вы знаете о глаголе. -Объединитесь в пары и обсудите свои списки. Обратите внимание на вопросы, которые записаны на доске.
-Откройте учебник стр.39 и прочитайте теоретический материал и условными значками сделайте пометки на полях. - Теперь запишите новую информацию во второй столбик своей таблицы в тетради «Узнал».
- А над третьим столбиком поставьте вопросительный знак, который мы заполним позже. -Вспомните и запишите по памяти глаголы на - ять, о которых мы уже говорили.
(Словарная работа по « Считалке на -ять» : Блеять, веять, чуять, лаять, реять, сеять, таять, чаять, кашлять, выменять, стоять — пишем строго через ять.)
- К какому спряжению относятся данные глаголы?
- А что такое спряжение?
-Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?
- Зачем нам всё это знать?
| Составляют таблицу, коротко (слова и словосочетания) делают записи. (На доске записаны вопросы, которые помогают работать в парах)
-На какие вопросы может отвечать глагол?
-Что может обозначать глагол как часть речи?
-Как он изменяется?
-Каким членом предложения бывает? Индивидуальная работа по учебнику. Чтение с пометами ( «!»- Я это знал.; «+»- Новое для меня.; «-»-Вызывает сомнение.; «?»- Вопрос.)
Учащиеся коротко (слова и словосочетания) записывают новую информацию во 2-ой столбик.
Самопроверка, у слабых учащихся – взаимопроверка с сильными учащимися. Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют цель урока.
(Безударные личные окончания глагола зависят от того, к какому спряжению относится глагол.)
-Чтобы правильно писать
| Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.
Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.
| 3.Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения , чего мы ещё не знаем).
| Учитель предлагает выявить условия написания гласной в окончании глагола.
Работа по учебнику, упр. 88- работа с таблицей «Личные окончания глаголов»
- Как определить спряжение, если окончание безударное?
Безударные личные окончания глаголов проверяй с помощью правила
2спр. 1спр.
-И- -Е-
-АТ, - ЯТ -УТ, -ЮТ
Словарная работа. К диктуемым фразеологическим оборотам подобрать глагол-синоним.
Вставляет палки в колёса ( мешает), обведёт вокруг пальца (обманет), выбьетесь из сил (устанете), клюёте носом (засыпаете) , гладите по головке (хвалите), сложишь голову (погибнешь), зарубит на носу (запомнит).
| Учащиеся отвечают на вопросы, наблюдают, анализируют слова и строят алгоритм рассуждения.
Если глагол с безударным личным окончанием, то
1.Ставлю глагол в неопределённой форме.
2.Оканчивается ли он на -ить
3.Входит ли в исключения? 4.Если нет, то это глагол 1спряжения.
Речевое проговаривание. Запись глаголов. Обозначение орфограммы.
Учащиеся в парах работают со словарём фразеологизмов.
| Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую, поиск информации по словарю.
Регулятивные: коррекция, контроль.
Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.
| 4.Включение изученного в систему знаний.
Цель: построение и фиксация нового знания.
| 1. зад. На доске спроецирован отрывок из стихотворения Н.Некрасова.
-Как можно озаглавить данные строки? ( Перед дождём)
-Найдите глаголы с безударными личными окончаниями, запишите их в форме 2-го лица ед. и мн. числа.
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.
На ручей, рябой и пёстрый,
За листком летит листок,
И струёй, сухой и острой,
Набегает холодок. 2.зад. Учитель предлагает учащимся работу с текстом. Запись с комментированием.( Объяснительный диктант).
Весна-утро года. Она улыбается людям. По утрам лужи еще покрывает тонкий ледок. В ложбинках чернеет снег. На пригорках появились первые цветы.
| Учащиеся предлагают свой вариант заголовка,обсуждение предложенных вариантов, затем работают самостоятельно.
Учащиеся выделяют орфограмму, повторяют теоретические сведения – личные окончания глаголов.
Дополнительное задание дифференцированное: слабые учащиеся записывают глаголы, а сильные - выписывают словосочетания, используя слова с изучаемой орфограммой. Учащиеся работают у доски, объясняют постановку тире в первом предложении и изученные орфограммы.
| Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения , учет разных мнений.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.
Личностные: действия оценивания усваиваемого содержания.
| Динамическая пауза (этап физической разрядки).
Цель: сменить вид деятельности.
| Игра «Хлопок». Учитель диктует глаголы 1 и 2 спряжения –( 1спр.- хлопок, 2спр.- два хлопка)
| Учащиеся выполняют упражнение.
| Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.
| 5.Этап закрепление с комментированием во внешней речи.
Цель: применение нового знания в типовых заданиях.
| Учитель предлагает выполнить упражнение учебника.
1)Упр.91-устное составление предложений, запись лучших в тетради.
| Учащиеся выполняют упражнение, выделяют орфограммы.
Речевое проговаривание.
| Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
|
6.Самостоятельная
работа с самопроверкой по эталону.
Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.
| Учитель предлагает учащимся выполнить задание по карточкам.
-Спишите глаголы, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, отметьте орфограммы-буквы и орфограммы-пробелы.
(Не)навид_ш_ лень, (не)упуст_м возможность, они (не)смотр_т, (не)хоч_т_ся занимат_ся , дело (не)дела_тся ,(не)догон_шь автобус , дети (не)купа_т_ся . .
Учитель проверяет работы учащихся.
|
Учащиеся выполняют задание, работая в парах. Учащиеся повторяют правописание глаголов
|
Познавательные: умение находить нужную информацию.
Регулятивные: умение решать проблемы.
Личностные: способность самооценки своих действий.
| 7. Рефлексия.
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
| Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся.
-Какую цель ставили?
-Удалось ли достичь поставленной цели?
-Какие получили результаты?
-Что вызвало особое затруднение?
-Какие ошибки вы ещё делаете при написании глаголов?
-Что представляется вам лёгким и понятным в теме «Глагол» ?
-А теперь поднимите ту тучку, которая соответствует вашему настроению. Учитель задаёт домашнее задание с учётом уровня подготовки обучающихся.
| Осуществляют оценку урока и самооценку соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Отвечают на вопросы.
Называют ключевые слова темы.
Поднимают тучку (синюю или голубую), тем самым показывают своё настроение, изменилось ли оно на уроке.
| Познавательные: рефлексия способов и условий действия. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.
Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.
|
| Домашнее задание: Упр. Учебника 92 (стр.44) Для сильных учащихся дополнительно – выполнить все разборы; слабые-один по выбору.
|
|
|
|