Урок по теме «Органы чувств»





Скачать 128.93 Kb.
НазваниеУрок по теме «Органы чувств»
Дата публикации21.08.2014
Размер128.93 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Окружающий мир

Урок по теме

«Органы чувств»

Урок разработан слушателями курсов повышения квалификации в ФНМЦ им. Л.В, Занкова

Цель урока:

Формирование у учащихся целостной картины окружающе­го мира посредством ее позна­ния органами чувств.

Задачи: предметные

  • развитие у учащихся пони­мания, что органы чувств явля­ются первостепенным инстру­ментом в процессе познания че­ловеком окружающего мира;

  • развитие единого понятий­ного пространства на основе ус­тановления связи между поняти­ями: действие человека, направ­ленное на восприятие им карти­ны окружающего мира, - орган чувств - ощущение (чувство);

метапредметные

  • развитие у учащихся УУД, необходимых для построения самостоятельных рассуждений и умозаключений, освоения навы­ков наблюдения как основы ис­следовательской деятельности;

  • развитие умения находить информацию в учебной, спра­вочной и научно-популярной ли­тература, а Интернета;

  • формирование ценностей и основ здоровьесберегающего поведения.

Оборудование:

учебник «Окружающий мир», 2 класс (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков); ленты из различ­ных материалов, картина, ваза с цветами, конфеты, яблоки; фо­нограмма с записью музыки; презентация, карточки с рисунками.

2 класс

ХОД УРОКА

I. Введение в тему. Подготовка класса

На перемене перед уроком дети получают конфеты.

На двери класса прикреплены лен­ты И1 различных материалов.

На доске - картина. На столе -ваза с цветами.

Звучит музыка.

Актуализация знаний

Учитель- Ребята, когда вы вошли в класс, что вы ощутили? Почувство­вали? Какие чувства у вас возникли?

Дети делятся своими ощущениями.

Дети: Пока нас не было, а наш класс заходили волшебники. Они специально украсили его так, чтобы мы удивились и обратили внимание на новые предметы.

Учитель: А как вы думаете, эти новые чувства у нас появились бла­годаря волшебникам или вы с ними знакомы и они к вам приходят са­мостоятельно?

Учащиеся предполагают, что могут их вызвать сами.

Учитель: Давайте вспомним, как мы были на экскурсии в осеннем ле­су. Какие ощущения вы могли гам испытать? (Что вы видели? Что слы­шали? Какие запахи ощущали? Что в лесу вы смогли пробовать на вкус? Какие предметы вы могли потро­гать? Какие ощущения у вас при этом возникали?)

Ребята вспоминают и называют свои ощущения, рассказывают о том. что они видели, слышали, нюхали, пробовали, трогали в лесу. Этому способствует рассматривание слай­дов с фотографиями с экскурсии.

Учитель: Какие органы являются нашими помощниками в познании окружающего мира? Можно ли всем им дать одно, обьединяющее их название?

Ученики перечисляют версии раз-ных названий и приходят к выводу, что все эти органы - органы чувств.

Учитель: Наши волшебники по­могали и там. Сколько их? И как их зовут? Хотите узнать? Давайте поиг­раем. Назовите органы чувств, кото­рые помогают нам совершить пере­численные действия: увидеть, услы­шать, попробовать, понюхать, потро­гать.






Названные действия в таблице вы­водятся на экран, дети устанавливают взаимосвязи между понятиями: дей­ствия, с помощью которых человек познает мир. — органы чувств - чув­ств. I.

Действие

Орган чувств

Чувство'

увидеть

глаза




услышать







попробовать







понюхать







потрогать







П. Исследовательская работа о назначении органов чувств. Ра­бота в тетрадях (задание № 10, стр. 7).

Учитель: Ребята, выполните пер­вую часть задания самостоятельно.

Дети раскрашивают предметы так, как. по их мнению, они выглядят я природе.

Учитель: В какие цвета вы рас­красили предметы? Назовите их. Ка­кие еще признаки, кроме окраски, имеют эти предметы? Назовите их. С помощью чего о них узнают люди?

Дети наблюдают и называют ос­новные цвета и оттенки окраски. Рас­сматривают иллюстрации, обобщают уготовленные взаимосвязи между понятиями: признаки предметов -органы чувств - чувства (ощущения)

Учитель: Мы с вами много инте­ресного увидели и узнали с помо­щью зрения, Еще раз назовите, ка­кие признаки окружающих нас пред­метов вы узнаете при помощи зре­ния?

Дети называют признаки: цвет н форму, размер и удаленность предме­та от наблюдателя, расстояние между предметами, прозрачность и непро­зрачность, чти находится внутри и снаружи от предмета (если зто мож­но увидеть), перемещение предмета |движение). свет и тьму, яркость ос­вещения и др

Учитель: Посмотрите, какие кра­сивые глаза у человека. Они делают выразительными наши лица. Глядя на них. можно определить настрое­ние человека. А великий русский пи­сатель Лев Толстой называл глаза «зеркалом души». Как вы объясните это выражение?

Дети дают свои объяснения

Учитель: Глаза - это ранимые и сложно устроенные органы челове­ка. Посмотрите, как они устроены.

Электронная физминутка для глаз

На экране появляется тренажер для глаз и дети по 10 раз выполняют каждое упражнение. Затем учитель просит детей опереться локтями на парту, закрыть глаза и очень легко надавить на глазные яблоки кулачка­ми и так посидеть одну минуту.

Учитель: Ребята, отдохнули ли ваши глазки?

Дети: Да!

Учитель: Зрение необходимо бе­речь в течение всей жизни. Для это­го надо правильно сидеть за партой, читать и рисовать при хорошем ос­вещении, защищать глаза от ударов, вредных ярких лучей, попадания грязи и химических веществ. Глазам надо давать отдыхать и не только во время учения, но и во время развле­чений. Как вы думаете, что приводит к ухудшению зрению?

Дети рассуждают и приводят вари­анты ответов. Учащиеся вместе с учи­телем формулируют главный вывод.

Дети: Вредно долго (дольше ча­са) смотреть телевизор и более 15 минут без перерыва сидеть перед компьютером. Телевизор и компью­тер вредят зрению.

Учитель: Много чудес можно открыть при помощи зрения. Давай­те побольше узнаем об этом вол­шебнике: рассмотрите внимательно картинки на экране. Что вы видите? Чем удивительна каждая из них? Опишите ощущения, которые у вас возникают при их рассматривании.

На слайде демонстрируется рису­нок.



Учитель: Кто здесь изображен? Дети: Голова человека с боро­дой.

  • Нет! На картине нарисован путе­шественник и пень.

  • Человек сидит спиной к нам и смотрит на дерево и холмы.

Учитель обращает внимание детей на следующий рисунок.

Звонок на урок

Учитель: Как вам кажется, какой шар по размеру больше?



Дети: Тот, что дальше.

Учитель: Представьте, что шары расположены на белом фоне. Сосчи­тайте количество черных клеточек, расположенных по центру каждого шара. Изменилось ли ваше представ­ление об их размерах?

Дети: Да! Они одинаковые.

Учитель: Вот как легко изменить наши представления об окружающих предметах! Кто использует эти свой­ства зрения в своей работе?

Дети: Фокусники!




Какие линии кривые?


Учитель раздает детям карточки с заданием.



У какой вазы шире основание?

Какая линия

ДЛИИ-1»?

Учитель: Какие линии кривые на первом рисунке?

1 Третья колонка таблицы наполняется постепенно в течение урока.

ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИ

< Органы чувств

Дети: Которых две.

  • Поперечные.

  • Вертикальные.

  • Которые пересекают солнышко.

Учитель: Найдите у вазы основа­ние. Где оно располагается? У какой вазы основание шире?

Дети: У толстой.

  • У широкой.

  • У круглой.

Учитель: Какая линия длиннее?

Дети: Самая короткая первая ли­няя, а самая длинная последняя.

Учитель: А теперь при помощи линейки проверьте ваши ответы.

Дети: Глаза нас обманули: все линии прямые, основания у ваз и длина всех отрезков одинаковая!

Учитель: Вот как важна провер­ка! Доверяй своим глазам, но прове­ряй! Эти рисунки вызывают у нас об­ман зрения или как написано в науч­ных книгах, зрительные ИЛЛЮЗИИ. Кто из вас знает, как по-другому на­зывают фокусников в цирке?

Дети совместно с учителем форму­лируют название профессии: иллюзи­онист. Учитель делает вывод.

Учитель: Обман зрения можно объяснить тем. что в обработке зри­тельной информации участвуют не только глаза, но мозг. Глаза пра­вильно передают информацию, а мозг может по-разному ее восприни­мать. Мозг позволяет нам видеть картину окружающего мира цели­ком. Давайте это проверим. Что на­рисовано на этом рисунке?



Дети: Кораблик.

Учитель: Вы подтвердили пра­вильность нашего вывода. Наш мозг «увидел* не отдельные точки, а це­лостное изображение кораблика.

Отгадайте, какой волшебник от­дыхает, когда о человеке говорят «медведь на ухо наступил»? Какие предметы издают звуки?

Ребята называют чувство, объяс­няют фразеологизм, перечисляют «звучащие» предметы.

Учитель: Этот волшебник предла­гает нам поиграть в игру «Угадай, чей голосок».

Мы немножко поиграем,

Как ты слушаешь, узнаем.

Постарайся, отгадай,

Кто позвал тебя, узнай!

К нам кукушка в огород

Залетела и поет.

А ты, Ваня, не зевай,

Кто кукушка, отгадай!..

Дети выбирают водящего, который пытается отгадать, кто говорит, не глядя на класс. Затем заполняют вто­рую строку в таблице.

Учитель: Отгадайте загадку. Он бывает самым разным: Добрым, вредным, гордым,

важным. Длинным, маленьким, горбатым, Тонким, толстым, конопатым.

Ученики отгадывают загадку: это нос. Дети объясняют, почему так ре­шили.

Учитель, Какой волшебник отве­чает за узнавание запахов? Назови­те его.

Дети смотрят слайд.

Дети. Обоняние.

Дети заполняют соответствующую строку в таблице.

Учитель: 0 чем мы узнаем с по­мощью этого органа?

Игра «Чем пахнет?»

торт - ...

машина

лес - ...

утро - ...

море

Учитель: Запах чего было опре­делить легко? А что вызвало затруд­нение? Почему? Что помогло найти ответ7

Дети объясняют свои ассоциации и продолжают заполнение таблицы на доске.

Учитель: О каком органе я гово­рю: «всегда во рту, а не прогло­тишь?»

Дети: О языке.

Учитель: На перемене волшебник Вкус угощал вас конфетами. Из чего они были? Как догадались? Какой вкус вы почувствовали?

Дети: Сладкий.

Учитель: Какие другие вкусовые ощущения вам знакомы?

Дети: Горький вкус.

  • Соленый и кислый.

  • Горько-соленый-

  • Кисло-сладкий.

Учитель: В тропиках произраста­ет удивительный фрукт дуреан. Он

похож на большой темно-эеленый огурец, сплошь покрытый вырост ми. Этот фрукт отличает отврати тельный неприятный запах гниющего мяса. Как вы думаете, можно ли по тем признакам, которые я назвал; угадать вкус дуреана?

Дети обсуждают предложенную ситуацию и решают, что вкус фрукт тоже должен быть неприятным, как и его запах.

Учитель: Однако дуреан считает ся одним из самых вкусных фруктов произрастающих на земле. Правда есть его надо, зажав нос.

Дети приходят к выводу, чтт далеко не всегда по внешнему вид} предмета и даже по его запаху мож­но определить его вкус, а тем более его состав. Затем заполняют соответ­ствующую строку в таблице.

Учитель: Представьте, что злой волшебник лишил вас зрения, слуха, обоняния и вкуса. С помощью чего вы бы смогли получать информацию об окружающем мире? Вы догада­лись, о каком органе чувств пойдет речь?

Дети: О наших руках.

- Нет! О коже!

Учитель: Правильно. Кожа - это орган, с помощью которого мы оп­ределяем свойства поверхности, а также температуру окружающих нас предметов. Прочитайте на слайде, как называется это чувство. Это и будет имя нашего последнего вол­шебника.

Дети: Осязание.

Дети ощупывают разные предме­ты, предложенные учителем, и опи­сывают их свойства. Делают вывод, что окружающие нас предметы мож­но исследовать с помощью осязания, и заполняют последнюю строку в таблице.

III. Практическая работа «Ис­следование свойств яблока при помощи органов чувств*

Учитель: Ребята, с помощью ка­ких чувств мы можем исследовать яблоко? Опишите, что вы можете о нем узнать. Как?

Ребята исследуют яблоко с по­мощью органов чувств, свои наблю­дения фиксируют в тетради в виде схемы.

Учитель: Рассмотрите запол­ненную таблицу, еще раз перечисли­те имена наших волшебников, с по­мощью которых *ль< познаем окру­жающий мир. Можно ли определить среди органов чувств самый глав-

ЕЯ ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 3/2010

3/20Ю

ный? Какой орган руководит рабо­той всех органов чувств?

Дети приходят к выводу, что орга- низм для полноценной жизни должен ; получать различную информацию об окружающем мире, и для этого важны все органы чувств.

Учитель завершает вывод. Работой всех органов чувств руководит голов- ной мозг. Поэтому мы воспринимаем единую и целостную картину окружающего мира во всем его величии и великолепии.

Учитель: Объясните выражение: «Жить в гармонии с миром». Запишите его в тетрадь. Дома с помощью толкового словаря узнайте значение слова «гармония».

IV. Подведение итогов

Учитель: Как, ребята, вам понра-
вились волшебники, с которыми мы
сегодня познакомились? Кто они?
Почему мы их так назвали и где они
живут? Какие из них помогли нам
почувствовать красоту, празднич-
ность нашего класса? Более подроб-
ное, но не менее интересное знако-
мство с нашими волшебниками мы с
вами продолжим на следующем уро-
кв. Вариативное домашнее за-
V. Вариативное домашнее задание

Первый вариант. Прочитайте в
учебнике о том органе чувств,
разговор о котором вас больше все-
го заинтересовал сегодня. Найдите о
нем новую информацию в энцикло-
педии или Интернете. .

Второй вариант: На основе материала учебника или дополнительной литературы подготовьте материал о
том, как нужно «охранять» своих
волшебников.

Третий вариант: Найдите в учеб-
нике фразеологические обороты и
объясните их значение.

Урок разработали:

заместитель директора по УВР

Лия Владимировна Артамонова

(МОУ Володарская СОШ,

Ленинский р-н, МО);

методистI

Надежда Николаевна Морозова

ПГИПиПКРО, г. Тула|;

учителя начальных классов

Оксана Николаевна Сирота

(МОУ СОШ совхоза им. Ленина,

Ленинский р-н, МО);

Елена Борисовна Рубцова

1МОУ СОШ № 22,

г. Нижний Новгород);

Лариса Валериановна Киякнна

(ГОУ СОШ N? 48, г. Москва).




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме «Органы чувств» iconУрок по окружающему миру в 3 классе по теме: «Надёжная защита организма»
Оборудование: тесты «Органы чувств», фотографии на слайдах «Органы чувств», презентация «Кожа», карточки «органы чувств»
Урок по теме «Органы чувств» icon"Наши помощники органы чувств" (урок 19) Цель урока
Цель урока: создать условия для формирования понятия «органы чувств», определения роли и специфики разных органов чувств человека...
Урок по теме «Органы чувств» iconУрока по окружающему миру (14. 11. 2012г.) Тема: Органы чувств. Обобщение
Ребята, посмотрите, что это? (показываю картинки органов чувств, это органы чувств). Вспомним какие. Назовите их
Урок по теме «Органы чувств» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знают органы чувств, их значение для человека; умеют беречь органы чувств, прислушиваются к своему организму
Урок по теме «Органы чувств» iconУрок 1 Тема: Органы чувств человека
Цель: формирование представлений об органах чувств и определение их роли в жизни человека
Урок по теме «Органы чувств» iconУрока : урок-исследование. Тема урока : «Органы чувств»
Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира
Урок по теме «Органы чувств» iconУрок (с применением икт) для 3 класса по теме: «Органы чувств»
...
Урок по теме «Органы чувств» iconУрок окружающего мира «Орган осязания. Обобщение»
Ученик научится использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения информации для дополнения, обобщения и систематизации...
Урок по теме «Органы чувств» iconУрок окружающего мира в 4 классе. Тема: «Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств»
Цель урока: познакомить уч-ся с органами чувств, их строением, их значение в жизни человека и охране здоровья; прививать навыки здорового...
Урок по теме «Органы чувств» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: Сформировать понятие «органы чувств», показать роль и специфику разных органов чувств
Урок по теме «Органы чувств» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: ознакомить детей с органами чувств и их значением для человека; учить беречь органы чувств
Урок по теме «Органы чувств» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование понятий о восприятии окружающего мира через органы чувств, раскрытие значений органов чувств для человека
Урок по теме «Органы чувств» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: создать условия для формирования понятия «органы чувств», ознакомление с ролью и спецификой разных органов чувств
Урок по теме «Органы чувств» iconУрок 18 Тема: наши помощники-органы чувств
...
Урок по теме «Органы чувств» iconУрок в теме «Органы растений», первый по теме «Плод»
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, в парах
Урок по теме «Органы чувств» iconТема занятия вещества, влияющие на афферентную иннервацию
По курсу анатомии повторить разделы: «Периферический отдел нервной системы», «Учение об органах чувств». По курсу гистологии «Нервная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск