Скачать 128.93 Kb.
|
Окружающий мир Урок по теме «Органы чувств» Урок разработан слушателями курсов повышения квалификации в ФНМЦ им. Л.В, Занкова Цель урока: Формирование у учащихся целостной картины окружающего мира посредством ее познания органами чувств. Задачи: предметные
метапредметные
Оборудование: учебник «Окружающий мир», 2 класс (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков); ленты из различных материалов, картина, ваза с цветами, конфеты, яблоки; фонограмма с записью музыки; презентация, карточки с рисунками. 2 класс ХОД УРОКА I. Введение в тему. Подготовка класса На перемене перед уроком дети получают конфеты. На двери класса прикреплены ленты И1 различных материалов. На доске - картина. На столе -ваза с цветами. Звучит музыка. Актуализация знаний Учитель- Ребята, когда вы вошли в класс, что вы ощутили? Почувствовали? Какие чувства у вас возникли? Дети делятся своими ощущениями. Дети: Пока нас не было, а наш класс заходили волшебники. Они специально украсили его так, чтобы мы удивились и обратили внимание на новые предметы. Учитель: А как вы думаете, эти новые чувства у нас появились благодаря волшебникам или вы с ними знакомы и они к вам приходят самостоятельно? Учащиеся предполагают, что могут их вызвать сами. Учитель: Давайте вспомним, как мы были на экскурсии в осеннем лесу. Какие ощущения вы могли гам испытать? (Что вы видели? Что слышали? Какие запахи ощущали? Что в лесу вы смогли пробовать на вкус? Какие предметы вы могли потрогать? Какие ощущения у вас при этом возникали?) Ребята вспоминают и называют свои ощущения, рассказывают о том. что они видели, слышали, нюхали, пробовали, трогали в лесу. Этому способствует рассматривание слайдов с фотографиями с экскурсии. Учитель: Какие органы являются нашими помощниками в познании окружающего мира? Можно ли всем им дать одно, обьединяющее их название? Ученики перечисляют версии раз-ных названий и приходят к выводу, что все эти органы - органы чувств. Учитель: Наши волшебники помогали и там. Сколько их? И как их зовут? Хотите узнать? Давайте поиграем. Назовите органы чувств, которые помогают нам совершить перечисленные действия: увидеть, услышать, попробовать, понюхать, потрогать. Названные действия в таблице выводятся на экран, дети устанавливают взаимосвязи между понятиями: действия, с помощью которых человек познает мир. — органы чувств - чувств. I.
П. Исследовательская работа о назначении органов чувств. Работа в тетрадях (задание № 10, стр. 7). Учитель: Ребята, выполните первую часть задания самостоятельно. Дети раскрашивают предметы так, как. по их мнению, они выглядят я природе. Учитель: В какие цвета вы раскрасили предметы? Назовите их. Какие еще признаки, кроме окраски, имеют эти предметы? Назовите их. С помощью чего о них узнают люди? Дети наблюдают и называют основные цвета и оттенки окраски. Рассматривают иллюстрации, обобщают уготовленные взаимосвязи между понятиями: признаки предметов -органы чувств - чувства (ощущения) Учитель: Мы с вами много интересного увидели и узнали с помощью зрения, Еще раз назовите, какие признаки окружающих нас предметов вы узнаете при помощи зрения? Дети называют признаки: цвет н форму, размер и удаленность предмета от наблюдателя, расстояние между предметами, прозрачность и непрозрачность, чти находится внутри и снаружи от предмета (если зто можно увидеть), перемещение предмета |движение). свет и тьму, яркость освещения и др Учитель: Посмотрите, какие красивые глаза у человека. Они делают выразительными наши лица. Глядя на них. можно определить настроение человека. А великий русский писатель Лев Толстой называл глаза «зеркалом души». Как вы объясните это выражение? Дети дают свои объяснения Учитель: Глаза - это ранимые и сложно устроенные органы человека. Посмотрите, как они устроены. Электронная физминутка для глаз На экране появляется тренажер для глаз и дети по 10 раз выполняют каждое упражнение. Затем учитель просит детей опереться локтями на парту, закрыть глаза и очень легко надавить на глазные яблоки кулачками и так посидеть одну минуту. Учитель: Ребята, отдохнули ли ваши глазки? Дети: Да! Учитель: Зрение необходимо беречь в течение всей жизни. Для этого надо правильно сидеть за партой, читать и рисовать при хорошем освещении, защищать глаза от ударов, вредных ярких лучей, попадания грязи и химических веществ. Глазам надо давать отдыхать и не только во время учения, но и во время развлечений. Как вы думаете, что приводит к ухудшению зрению? Дети рассуждают и приводят варианты ответов. Учащиеся вместе с учителем формулируют главный вывод. Дети: Вредно долго (дольше часа) смотреть телевизор и более 15 минут без перерыва сидеть перед компьютером. Телевизор и компьютер вредят зрению. Учитель: Много чудес можно открыть при помощи зрения. Давайте побольше узнаем об этом волшебнике: рассмотрите внимательно картинки на экране. Что вы видите? Чем удивительна каждая из них? Опишите ощущения, которые у вас возникают при их рассматривании. На слайде демонстрируется рисунок. Учитель: Кто здесь изображен? Дети: Голова человека с бородой.
Учитель обращает внимание детей на следующий рисунок. Звонок на урок Учитель: Как вам кажется, какой шар по размеру больше? Дети: Тот, что дальше. Учитель: Представьте, что шары расположены на белом фоне. Сосчитайте количество черных клеточек, расположенных по центру каждого шара. Изменилось ли ваше представление об их размерах? Дети: Да! Они одинаковые. Учитель: Вот как легко изменить наши представления об окружающих предметах! Кто использует эти свойства зрения в своей работе? Дети: Фокусники! Какие линии кривые? Учитель раздает детям карточки с заданием. У какой вазы шире основание? Какая линия ДЛИИ-1»? Учитель: Какие линии кривые на первом рисунке? 1 Третья колонка таблицы наполняется постепенно в течение урока. ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИ < Органы чувств Дети: Которых две.
Учитель: Найдите у вазы основание. Где оно располагается? У какой вазы основание шире? Дети: У толстой.
Учитель: Какая линия длиннее? Дети: Самая короткая первая линяя, а самая длинная последняя. Учитель: А теперь при помощи линейки проверьте ваши ответы. Дети: Глаза нас обманули: все линии прямые, основания у ваз и длина всех отрезков одинаковая! Учитель: Вот как важна проверка! Доверяй своим глазам, но проверяй! Эти рисунки вызывают у нас обман зрения или как написано в научных книгах, зрительные ИЛЛЮЗИИ. Кто из вас знает, как по-другому называют фокусников в цирке? Дети совместно с учителем формулируют название профессии: иллюзионист. Учитель делает вывод. Учитель: Обман зрения можно объяснить тем. что в обработке зрительной информации участвуют не только глаза, но мозг. Глаза правильно передают информацию, а мозг может по-разному ее воспринимать. Мозг позволяет нам видеть картину окружающего мира целиком. Давайте это проверим. Что нарисовано на этом рисунке? Дети: Кораблик. Учитель: Вы подтвердили правильность нашего вывода. Наш мозг «увидел* не отдельные точки, а целостное изображение кораблика. Отгадайте, какой волшебник отдыхает, когда о человеке говорят «медведь на ухо наступил»? Какие предметы издают звуки? Ребята называют чувство, объясняют фразеологизм, перечисляют «звучащие» предметы. Учитель: Этот волшебник предлагает нам поиграть в игру «Угадай, чей голосок». Мы немножко поиграем, Как ты слушаешь, узнаем. Постарайся, отгадай, Кто позвал тебя, узнай! К нам кукушка в огород Залетела и поет. А ты, Ваня, не зевай, Кто кукушка, отгадай!.. Дети выбирают водящего, который пытается отгадать, кто говорит, не глядя на класс. Затем заполняют вторую строку в таблице. Учитель: Отгадайте загадку. Он бывает самым разным: Добрым, вредным, гордым, важным. Длинным, маленьким, горбатым, Тонким, толстым, конопатым. Ученики отгадывают загадку: это нос. Дети объясняют, почему так решили. Учитель, Какой волшебник отвечает за узнавание запахов? Назовите его. Дети смотрят слайд. Дети. Обоняние. Дети заполняют соответствующую строку в таблице. Учитель: 0 чем мы узнаем с помощью этого органа? Игра «Чем пахнет?» торт - ... машина лес - ... утро - ... море Учитель: Запах чего было определить легко? А что вызвало затруднение? Почему? Что помогло найти ответ7 Дети объясняют свои ассоциации и продолжают заполнение таблицы на доске. Учитель: О каком органе я говорю: «всегда во рту, а не проглотишь?» Дети: О языке. Учитель: На перемене волшебник Вкус угощал вас конфетами. Из чего они были? Как догадались? Какой вкус вы почувствовали? Дети: Сладкий. Учитель: Какие другие вкусовые ощущения вам знакомы? Дети: Горький вкус.
Учитель: В тропиках произрастает удивительный фрукт дуреан. Он похож на большой темно-эеленый огурец, сплошь покрытый вырост ми. Этот фрукт отличает отврати тельный неприятный запах гниющего мяса. Как вы думаете, можно ли по тем признакам, которые я назвал; угадать вкус дуреана? Дети обсуждают предложенную ситуацию и решают, что вкус фрукт тоже должен быть неприятным, как и его запах. Учитель: Однако дуреан считает ся одним из самых вкусных фруктов произрастающих на земле. Правда есть его надо, зажав нос. Дети приходят к выводу, чтт далеко не всегда по внешнему вид} предмета и даже по его запаху можно определить его вкус, а тем более его состав. Затем заполняют соответствующую строку в таблице. Учитель: Представьте, что злой волшебник лишил вас зрения, слуха, обоняния и вкуса. С помощью чего вы бы смогли получать информацию об окружающем мире? Вы догадались, о каком органе чувств пойдет речь? Дети: О наших руках. - Нет! О коже! Учитель: Правильно. Кожа - это орган, с помощью которого мы определяем свойства поверхности, а также температуру окружающих нас предметов. Прочитайте на слайде, как называется это чувство. Это и будет имя нашего последнего волшебника. Дети: Осязание. Дети ощупывают разные предметы, предложенные учителем, и описывают их свойства. Делают вывод, что окружающие нас предметы можно исследовать с помощью осязания, и заполняют последнюю строку в таблице. III. Практическая работа «Исследование свойств яблока при помощи органов чувств* Учитель: Ребята, с помощью каких чувств мы можем исследовать яблоко? Опишите, что вы можете о нем узнать. Как? Ребята исследуют яблоко с помощью органов чувств, свои наблюдения фиксируют в тетради в виде схемы. Учитель: Рассмотрите заполненную таблицу, еще раз перечислите имена наших волшебников, с помощью которых *ль< познаем окружающий мир. Можно ли определить среди органов чувств самый глав- ЕЯ ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 3/2010 3/20Ю ный? Какой орган руководит работой всех органов чувств? Дети приходят к выводу, что орга- низм для полноценной жизни должен ; получать различную информацию об окружающем мире, и для этого важны все органы чувств. Учитель завершает вывод. Работой всех органов чувств руководит голов- ной мозг. Поэтому мы воспринимаем единую и целостную картину окружающего мира во всем его величии и великолепии. Учитель: Объясните выражение: «Жить в гармонии с миром». Запишите его в тетрадь. Дома с помощью толкового словаря узнайте значение слова «гармония». IV. Подведение итогов Учитель: Как, ребята, вам понра- вились волшебники, с которыми мы сегодня познакомились? Кто они? Почему мы их так назвали и где они живут? Какие из них помогли нам почувствовать красоту, празднич- ность нашего класса? Более подроб- ное, но не менее интересное знако- мство с нашими волшебниками мы с вами продолжим на следующем уро- кв. Вариативное домашнее за- V. Вариативное домашнее задание Первый вариант. Прочитайте в учебнике о том органе чувств, разговор о котором вас больше все- го заинтересовал сегодня. Найдите о нем новую информацию в энцикло- педии или Интернете. . Второй вариант: На основе материала учебника или дополнительной литературы подготовьте материал о том, как нужно «охранять» своих волшебников. Третий вариант: Найдите в учеб- нике фразеологические обороты и объясните их значение. Урок разработали: заместитель директора по УВР Лия Владимировна Артамонова (МОУ Володарская СОШ, Ленинский р-н, МО); методистI Надежда Николаевна Морозова ПГИПиПКРО, г. Тула|; учителя начальных классов Оксана Николаевна Сирота (МОУ СОШ совхоза им. Ленина, Ленинский р-н, МО); Елена Борисовна Рубцова 1МОУ СОШ № 22, г. Нижний Новгород); Лариса Валериановна Киякнна (ГОУ СОШ N? 48, г. Москва). |
Урок по окружающему миру в 3 классе по теме: «Надёжная защита организма» Оборудование: тесты «Органы чувств», фотографии на слайдах «Органы чувств», презентация «Кожа», карточки «органы чувств» | "Наши помощники органы чувств" (урок 19) Цель урока Цель урока: создать условия для формирования понятия «органы чувств», определения роли и специфики разных органов чувств человека... | ||
Урока по окружающему миру (14. 11. 2012г.) Тема: Органы чувств. Обобщение Ребята, посмотрите, что это? (показываю картинки органов чувств, это органы чувств). Вспомним какие. Назовите их | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знают органы чувств, их значение для человека; умеют беречь органы чувств, прислушиваются к своему организму | ||
Урок 1 Тема: Органы чувств человека Цель: формирование представлений об органах чувств и определение их роли в жизни человека | Урока : урок-исследование. Тема урока : «Органы чувств» Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира | ||
Урок (с применением икт) для 3 класса по теме: «Органы чувств» ... | Урок окружающего мира «Орган осязания. Обобщение» Ученик научится использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения информации для дополнения, обобщения и систематизации... | ||
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: «Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств» Цель урока: познакомить уч-ся с органами чувств, их строением, их значение в жизни человека и охране здоровья; прививать навыки здорового... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: Сформировать понятие «органы чувств», показать роль и специфику разных органов чувств | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: ознакомить детей с органами чувств и их значением для человека; учить беречь органы чувств | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование понятий о восприятии окружающего мира через органы чувств, раскрытие значений органов чувств для человека | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: создать условия для формирования понятия «органы чувств», ознакомление с ролью и спецификой разных органов чувств | Урок 18 Тема: наши помощники-органы чувств ... | ||
Урок в теме «Органы растений», первый по теме «Плод» Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, в парах | Тема занятия вещества, влияющие на афферентную иннервацию По курсу анатомии повторить разделы: «Периферический отдел нервной системы», «Учение об органах чувств». По курсу гистологии «Нервная... |