Урок в теме «Органы растений», первый по теме «Плод»





Скачать 124.9 Kb.
НазваниеУрок в теме «Органы растений», первый по теме «Плод»
Дата публикации12.08.2014
Размер124.9 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Предмет: Биология.

Класс: 6

Тема: Плод. Разнообразие и значение плодов (десятый урок в теме «Органы растений», первый по теме «Плод»)

Тип урока: Открытие нового знания

Методы: деятельностный, проблемный, частично — поисковый, ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, в парах.

Оборудование: Плоды, принесенные детьми (домашнее задание с прошлого урока «Принести любые плоды» - без пояснений) и учителем для создания проблемной ситуации (яблоко, боб, коробочка мака, семянка, клубень картофеля и др.); бумага для составления схемы, опорные карточки для практической работы, АРМ.

Цель урока

личностная

метапредметная

предметная

Развитие познавательного интереса, основанного на смыслообразовании учения (границы собственного «знания» и «незнания»)

Формирование навыков целеполагания как постановки учебной задачи на основе того, что известно и неизвестно учащимся, контроля и коррекции

Обеспечение усвоения учащимися знаний о типах плодов, их разнообразии, значении и распространении, развитие навыков преобразования и применения нового знания


Задачи

1. Применить занимательное содержание заданий для познавательной мотивации.

2.Использовать контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном, коррекция ошибок.

3. Применить рефлексию как метод преодоления затруднений и подведения итогов работы


1.Организовать смысловое чтение по алгоритму,

формировать умение работать с текстом, преобразовывать его в схему

2. Формировать умение презентовать работу, слушать других

1. Сформировать понятие о плоде и его типах, значении плодов и их чертах приспособленности к распространению с помощью текста §25 учебника «Биология» под ред. проф. И.Н. Пономаревой

2. Воспитывать аккуратность при работе с биологическими объектами

Планируе-мые результаты

1.Самоопределение:

-имеет место адекватная самооценка результатов учения.

2.Смыслообразование:

-учащиеся в пробном действии определили границы «знания» и «незнания», что мотивировало их к изучению темы

-работа детей в парах успешна.

3.Нравственно-этическое оценивание:

- преобладает ценностное отношение друг к другу и учителю

1.Коммуникативные:

-дети сдержанны в отстаивании своих взглядов

2.Регулятивные:

-дети активны в целеполагании, планировании

3.Когнитивные:

- у детей развиты логические УУД (определение признаков классификации)

1.Знания:

- учащиеся знают определение плода, его типы по разным признакам классификации

(подготовка к изучению систематики растений)

2.Умения:

- учащиеся умеют объяснять черты приспособленности к распространению плодов и семян

3. Навыки:

- работают со схемой

Литература для учителя

  1. 1. Калинина А.А. Универсальные поурочные разработки по биологии 6 (7) класс. - М.: ВАКО, 2007

  2. 2. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 6-9 классы. - М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

  3. Литература для учащихся

  4. 1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. И.Н. Пономаревой - М.: Вентана - Граф, 2006

  5. 2. Пономарева И.Н. Биология: 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана -Граф, 2010


Конспект урока биологии в 6 классе « Плод. Разнообразие и значение плодов»




Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Орг.момент

1 мин

Целевая установка

Визуальный контроль готовности к уроку Кто искренне желает нам здоровья и удачи, Тот получает это сам по принципу отдачи! Поэтому, давайте пожелаем это друг другу, и я уверена, что мы будем успешны! А что для этого нужно? Конечно, трудиться!

Приветствуют учителя

Личностные: волевая саморегуляция

2.Мотивация и актуализация знаний - 1 мин.

Мотивацион-ная готовность к уроку, актуализация знаний

Домашним заданием к сегодняшнему уроку, помимо работы с учебником, нужно было принести любые плоды. Давайте посмотрим, как вы выполнили домашнее задание.

Выкладывают плоды, называют свои плоды, обосновывают свой выбор


Личностные:

мотивация к учению

Познавательные:

построение доказательства правильности выбора

3.Пробное действие — 5 мин.

Мотивация и стимулирова-ние деятель-ности учащихся

А сейчас, посмотрите, нет ли лишнего в нашей подборке. ( Предполагается, что среди принесенных детьми плодов, и добавленных учителем, имеются корнеплоды, клубни и т.д. Дети должны убрать то, что не относится к плодам, объяснить выбор. В ходе обсуждения, приходим к выводу, что плоды образуются из цветков и содержат семена.)

А сейчас, нам нужно разделить плоды на группы. По каким признакам это можно сделать? (Разделение плодов на группы ставит ребят перед выбором признаков для классификации, создает ситуацию пробного действия и приводит к выводу о недостаточности знаний, следовательно, является предпосылкой для организации самостоятельной работы.)

Убирают лишнее, объясняют свой выбор. Дают предположение определения плода, обсуждают признаки для разделения плодов на группы

Личностные: определяют границу между «знаю» и «не знаю».

Познавательные:

постановка и формулирование проблемы, попытка выделения признаков для классификации.

Коммуникативные:

умение слушать, вступать в диалог.

4.Построение проекта выхода из затруднения -2 мин

Мотивация на работу с текстом учебника по алгоритму

Что нужно сделать для того, чтобы разрешить проблему? - поработать с текстом учебника по алгоритму. Чтобы лучше понять — давайте представим материал наглядно. Как? - в виде схемы


Предлагают пути решения проблемы

Регулятивные: целеполагание, планирование деятельности.


5.Открытие нового знания — 10 мин.

Обеспечение восприятия и первичного запоминания материала, развитие навыков работы с текстом, его структуриро-вание

Учитель организует работу с текстом по алгоритму: «Работа с текстом»

1. Прочти текст учебника на стр. 94. 2. Читая текст, обрати внимание на определение плода. Соотнеси определение в учебнике со своим представлением. 3. Читая текст, найди признаки классификации плодов, соотнеси информацию со своим представлением о признаках разделения плодов на группы. 4. Читая текст, выдели, сколько признаков для разделения плодов на группы рассматривается. На какие группы по каждому признаку разделяются плоды. 5. На основе прочитанного, в парах составьте схему. Размеры листочков являются подсказкой для составления схемы. (Учащимся выдаются чистые листы разных размеров (7шт.) для составления схемы. В случае затруднения, учитель приходит на помощь, оказывает ее в той степени, чтобы ребята с большей долей самостоятельности были успешны.)

При помощи текста учебника дети заполняют схему, располагают в определенном порядке листочки, подписывают их, т. е., учатся структурировать текст. Работают в парах по составлению схемы

Познавательные: определение основной и второсте-пенной информации, выделение существенных признаков для классификации плодов.

Коммуникативные:

развитие навыков сотрудничества при работе в парах.

Регулятивные:

Развитие способности мобилизации сил для сосредоточенной работы


6.Первичное закрепление — 11 мин.

Установление правильности и осознанности усвоения нового материала

Следующим этапом нашей работы будет составление общей схемы на парте. (Организуется коллективное обсуждение полученных схем, составление общей схемы на парте.) Сравните с тем, что было составлено вами. Задайте вопрос, если вы не согласны с получившейся схемой. Разложите имеющиеся плоды на схему (должна получиться схема с примерами на каждый пункт) А сейчас приступим к выполнению практической работы по опорным картам. Ваша задача заполнить 3 и 4 колонки, для этого определите тип околоплодника и количество семян. Если возникнут сомнения, можно разрезать плод, при этом помните об осторожности и аккуратности. Оцените свою работу на данном этапе, насколько правильно была составлена схема, как приводили примеры, как выполнили практическую работу.

1.Показывают свои схемы, обсуждают

2. Составляют общую схему, раскладывают плоды в схеме

3. Выполняют практическую работу по опорной карточке, разрезают плоды, изучают характер околоплодника, обращают внимание на количество семян. 4. Учащиеся выставляют предварительные оценки своей деятельности на данном этапе


Регулятивные: контроль в форме сличения с эталоном,

коррекция знаний.

Личностные:

самооценка своей деятельности на данном этапе.

Познавательные:

составление схемы, логические операции анализа, классификации, установление аналогий


7. Открытие нового знания -2 — 6 мин.

Развитие умений использовать видеофрагмент как источник информации, применять знания при выполнении упражнений

В природе ничего не бывает напрасно. А для чего такое разнообразие плодов? (Переход к вопросу о приспособленности плодов к распространению). Вашему вниманию предлагаю посмотреть видеофрагменты. При просмотре постарайтесь объяснить, почему плоды такие разные? (Из программы 1С: Образование 4. Школа: Самораспространение плодов. Распространение плодов с помощью ветра, животных, морскими течениями.) Для лучшего понимания вопроса, я предлагаю вам выполнить задание в рабочей тетради с. 48 №2.

1. Участвуют в обсуждении вопроса

2. Смотрят видеофрагменты

2. Выполняют упражнение в рабочей тетради

с. 48 упр. 2


Познавательные:

Выдвижение предположений по значению разнообразия плодов, выделение нужной информации из видеофрагмента, установление аналогий при выполнении упражнения.

Коммуникативные:

умение слушать, вступать в диалог

8. Первичное закрепление — 5 мин.

Выявление пробелов, их коррекция

Презентация «Повторим» (12 слайдов)





Выбирают ячейки с вопросами, отвечают на вопросы

Личностные: самооценка — выделение того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Регулятивные:

контроль и коррекция знаний

Коммуникативные:

умение слушать, корректно исправлять возможные ошибки одноклассников

9.Домашнее задание -1 мин.

Закрепление знаний при выполнении практического задания

Задает д/з: §25; РТ 49/3 или сделать коллекцию по распространению плодов из материала, собранного на осенней экскурсии

Записывают д/з, делают выбор варианта домашнего задания


Познавательные:

подведение под понятие -применение знаний для объяснения черт приспособленности на биологических объектах

Личностные:

выбор сложности задания, самоопределение

Регулятивные: планирование творческого задания

10.Рефлексия - 3 мин.

Развитие навыков самооценки

Поставьте, пожалуйста, себе еще одну оценку, учтите насколько правильно вы отвечали на поставленные вопросы — это ваша вторая оценка. А третья оценка должна соответствовать вашим чувствам — насколько успешны вы были на сегодняшнем уроке. Таким образом, из трех оценок мы получим одну — итоговую.

(Подводим итоги, учитель вносит коррективы или соглашается с самооценкой учащихся.)

Спасибо за урок.


Самооценка своей деятельности на уроке

Личностные:

оценка - осознание качества и уровня усвоения;

мотивация к дальнейшему учению

Приложение 1. Опорная карточка для практической работы. Заполните 3 и 4 колонки.

Практическая работа «Разнообразие плодов и семян"

Название плода

Характеристика

плода

Характер

околоплодника

Количество семян в плоде

Примеры растений

Рисунок

Боб

Вскрывающийся по двум швам одногнездный плод. семена расположены на стенках плода







Бобы, горох, фасоль, соя, чечевица



Коробочка

Плод, вскрывающийся крышечкой, отверстиями, или распадающийся на части







Мак, тюльпан, белена, дурман



Семянка

Невскрывающийся одногнездный плод с кожистым околоплодником.







Подсолнечник, одуванчик, василек



Костянка

Плод с твердым, деревянистым внутриплодником, сочным околоплодником и пленчатым окрашенным внеплодником







Вишня, абрикос, слива, персик




Многокос-тянка

Сборный плод. Представляет собой сросшиеся между собой маленькие костянки







Малина, костяника. морошка



Ягода


Одногнездный или многогнездный сочный плод







Смородина, виноград, картофель, томат

прямоугольник 14прямоугольник 15

Яблоко

Плоды с хрящевидным внутриплодником. кроме завязи в основании плода участвуют и другие части цветка







Яблоня, груша, рябина, боярышник



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок в теме «Органы растений», первый по теме «Плод» iconУрок по окружающему миру в 3 классе по теме: «Надёжная защита организма»
Оборудование: тесты «Органы чувств», фотографии на слайдах «Органы чувств», презентация «Кожа», карточки «органы чувств»
Урок в теме «Органы растений», первый по теме «Плод» iconУрок по теме
«Правописание -н- и -нн- в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» (первый урок...
Урок в теме «Органы растений», первый по теме «Плод» iconОбобщающий урок-игра в 6 классе по теме: «Органы цветковых растений»
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося...
Урок в теме «Органы растений», первый по теме «Плод» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знакомить с новым термином «органы растений» (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена)
Урок в теме «Органы растений», первый по теме «Плод» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знакомить с новым термином «органы растений» (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена)
Урок в теме «Органы растений», первый по теме «Плод» iconУрок самый первый урок в разделе «Вышивка шелковыми лентами» исодержит...
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Номер урока в теме №1 (и не обязательно)
Урок в теме «Органы растений», первый по теме «Плод» iconУрок по теме «Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные...
Цель урока: организовать знакомство обучающихся с ролью грибов и бактерий в жизни растений
Урок в теме «Органы растений», первый по теме «Плод» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме: Глагол. Правописание -ться и -тся в глаголах. Первый урок в теме
Урок в теме «Органы растений», первый по теме «Плод» iconУрок по теме «Органы чувств»
Урок разработан слушателями курсов повышения квалификации в фнмц им. Л. В, Занкова
Урок в теме «Органы растений», первый по теме «Плод» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме, закрепление ранее изученных формирование новых понятий
Урок в теме «Органы растений», первый по теме «Плод» iconУрок по теме «Дыхание растений»
Растения дышат, как и человек, круглые сутки, потребляя из воздуха кислород и выделяя углекислый газ,поэтому Не стоит иметь в спальне...
Урок в теме «Органы растений», первый по теме «Плод» iconУрок на тему: «Ткани растений»
Оборудование: учебники, компьютер, проектор, таблицы «Строение растительной клетки», «Ткани растений», рисунки учебника по данной...
Урок в теме «Органы растений», первый по теме «Плод» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: выяснить общие для всех растений признаки, черты сходства и различия травянистых растений, деревьев и кустарников, познакомить...
Урок в теме «Органы растений», первый по теме «Плод» iconУрок по предмету «Живой мир, кубановедение» в 1 классе по теме: «Растения...
Цель урока: сформировать представления о разновидностях растений Краснодарского края
Урок в теме «Органы растений», первый по теме «Плод» iconУрок окружающего мира в 3-м классе по теме "Рост и развитие растений" (А. Плешаков)

Урок в теме «Органы растений», первый по теме «Плод» iconУрок – последний урок в теме. Учебный предмет
Урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века", проводимый урок – последний урок в теме


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск