Предмет: Биология.
Класс: 6
Тема: Плод. Разнообразие и значение плодов (десятый урок в теме «Органы растений», первый по теме «Плод»)
Тип урока: Открытие нового знания
Методы: деятельностный, проблемный, частично — поисковый, ИКТ.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, в парах.
Оборудование: Плоды, принесенные детьми (домашнее задание с прошлого урока «Принести любые плоды» - без пояснений) и учителем для создания проблемной ситуации (яблоко, боб, коробочка мака, семянка, клубень картофеля и др.); бумага для составления схемы, опорные карточки для практической работы, АРМ.
Цель урока
| личностная
| метапредметная
| предметная
| Развитие познавательного интереса, основанного на смыслообразовании учения (границы собственного «знания» и «незнания»)
| Формирование навыков целеполагания как постановки учебной задачи на основе того, что известно и неизвестно учащимся, контроля и коррекции
| Обеспечение усвоения учащимися знаний о типах плодов, их разнообразии, значении и распространении, развитие навыков преобразования и применения нового знания
| Задачи
| 1. Применить занимательное содержание заданий для познавательной мотивации.
2.Использовать контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном, коррекция ошибок.
3. Применить рефлексию как метод преодоления затруднений и подведения итогов работы
| 1.Организовать смысловое чтение по алгоритму,
формировать умение работать с текстом, преобразовывать его в схему
2. Формировать умение презентовать работу, слушать других
| 1. Сформировать понятие о плоде и его типах, значении плодов и их чертах приспособленности к распространению с помощью текста §25 учебника «Биология» под ред. проф. И.Н. Пономаревой
2. Воспитывать аккуратность при работе с биологическими объектами
| Планируе-мые результаты
| 1.Самоопределение:
-имеет место адекватная самооценка результатов учения.
2.Смыслообразование:
-учащиеся в пробном действии определили границы «знания» и «незнания», что мотивировало их к изучению темы
-работа детей в парах успешна.
3.Нравственно-этическое оценивание:
- преобладает ценностное отношение друг к другу и учителю
| 1.Коммуникативные:
-дети сдержанны в отстаивании своих взглядов
2.Регулятивные:
-дети активны в целеполагании, планировании
3.Когнитивные:
- у детей развиты логические УУД (определение признаков классификации)
| 1.Знания:
- учащиеся знают определение плода, его типы по разным признакам классификации
(подготовка к изучению систематики растений)
2.Умения:
- учащиеся умеют объяснять черты приспособленности к распространению плодов и семян
3. Навыки:
- работают со схемой
| Литература для учителя
1. Калинина А.А. Универсальные поурочные разработки по биологии 6 (7) класс. - М.: ВАКО, 2007
2. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 6-9 классы. - М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
Литература для учащихся
1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. И.Н. Пономаревой - М.: Вентана - Граф, 2006
2. Пономарева И.Н. Биология: 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана -Граф, 2010
Конспект урока биологии в 6 классе « Плод. Разнообразие и значение плодов»
Этапы урока
| Цель
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формирование УУД
| 1.Орг.момент
1 мин
| Целевая установка
| Визуальный контроль готовности к уроку Кто искренне желает нам здоровья и удачи, Тот получает это сам по принципу отдачи! Поэтому, давайте пожелаем это друг другу, и я уверена, что мы будем успешны! А что для этого нужно? Конечно, трудиться!
| Приветствуют учителя
| Личностные: волевая саморегуляция
| 2.Мотивация и актуализация знаний - 1 мин.
| Мотивацион-ная готовность к уроку, актуализация знаний
| Домашним заданием к сегодняшнему уроку, помимо работы с учебником, нужно было принести любые плоды. Давайте посмотрим, как вы выполнили домашнее задание.
| Выкладывают плоды, называют свои плоды, обосновывают свой выбор
| Личностные:
мотивация к учению
Познавательные:
построение доказательства правильности выбора
| 3.Пробное действие — 5 мин.
| Мотивация и стимулирова-ние деятель-ности учащихся
| А сейчас, посмотрите, нет ли лишнего в нашей подборке. ( Предполагается, что среди принесенных детьми плодов, и добавленных учителем, имеются корнеплоды, клубни и т.д. Дети должны убрать то, что не относится к плодам, объяснить выбор. В ходе обсуждения, приходим к выводу, что плоды образуются из цветков и содержат семена.)
А сейчас, нам нужно разделить плоды на группы. По каким признакам это можно сделать? (Разделение плодов на группы ставит ребят перед выбором признаков для классификации, создает ситуацию пробного действия и приводит к выводу о недостаточности знаний, следовательно, является предпосылкой для организации самостоятельной работы.)
| Убирают лишнее, объясняют свой выбор. Дают предположение определения плода, обсуждают признаки для разделения плодов на группы
| Личностные: определяют границу между «знаю» и «не знаю».
Познавательные:
постановка и формулирование проблемы, попытка выделения признаков для классификации.
Коммуникативные:
умение слушать, вступать в диалог.
| 4.Построение проекта выхода из затруднения -2 мин
| Мотивация на работу с текстом учебника по алгоритму
| Что нужно сделать для того, чтобы разрешить проблему? - поработать с текстом учебника по алгоритму. Чтобы лучше понять — давайте представим материал наглядно. Как? - в виде схемы
| Предлагают пути решения проблемы
| Регулятивные: целеполагание, планирование деятельности.
| 5.Открытие нового знания — 10 мин.
| Обеспечение восприятия и первичного запоминания материала, развитие навыков работы с текстом, его структуриро-вание
| Учитель организует работу с текстом по алгоритму: «Работа с текстом»
1. Прочти текст учебника на стр. 94. 2. Читая текст, обрати внимание на определение плода. Соотнеси определение в учебнике со своим представлением. 3. Читая текст, найди признаки классификации плодов, соотнеси информацию со своим представлением о признаках разделения плодов на группы. 4. Читая текст, выдели, сколько признаков для разделения плодов на группы рассматривается. На какие группы по каждому признаку разделяются плоды. 5. На основе прочитанного, в парах составьте схему. Размеры листочков являются подсказкой для составления схемы. (Учащимся выдаются чистые листы разных размеров (7шт.) для составления схемы. В случае затруднения, учитель приходит на помощь, оказывает ее в той степени, чтобы ребята с большей долей самостоятельности были успешны.)
| При помощи текста учебника дети заполняют схему, располагают в определенном порядке листочки, подписывают их, т. е., учатся структурировать текст. Работают в парах по составлению схемы
| Познавательные: определение основной и второсте-пенной информации, выделение существенных признаков для классификации плодов.
Коммуникативные:
развитие навыков сотрудничества при работе в парах.
Регулятивные:
Развитие способности мобилизации сил для сосредоточенной работы
| 6.Первичное закрепление — 11 мин.
| Установление правильности и осознанности усвоения нового материала
| Следующим этапом нашей работы будет составление общей схемы на парте. (Организуется коллективное обсуждение полученных схем, составление общей схемы на парте.) Сравните с тем, что было составлено вами. Задайте вопрос, если вы не согласны с получившейся схемой. Разложите имеющиеся плоды на схему (должна получиться схема с примерами на каждый пункт) А сейчас приступим к выполнению практической работы по опорным картам. Ваша задача заполнить 3 и 4 колонки, для этого определите тип околоплодника и количество семян. Если возникнут сомнения, можно разрезать плод, при этом помните об осторожности и аккуратности. Оцените свою работу на данном этапе, насколько правильно была составлена схема, как приводили примеры, как выполнили практическую работу.
| 1.Показывают свои схемы, обсуждают
2. Составляют общую схему, раскладывают плоды в схеме
3. Выполняют практическую работу по опорной карточке, разрезают плоды, изучают характер околоплодника, обращают внимание на количество семян. 4. Учащиеся выставляют предварительные оценки своей деятельности на данном этапе
| Регулятивные: контроль в форме сличения с эталоном,
коррекция знаний.
Личностные:
самооценка своей деятельности на данном этапе.
Познавательные:
составление схемы, логические операции анализа, классификации, установление аналогий
| 7. Открытие нового знания -2 — 6 мин.
| Развитие умений использовать видеофрагмент как источник информации, применять знания при выполнении упражнений
| В природе ничего не бывает напрасно. А для чего такое разнообразие плодов? (Переход к вопросу о приспособленности плодов к распространению). Вашему вниманию предлагаю посмотреть видеофрагменты. При просмотре постарайтесь объяснить, почему плоды такие разные? (Из программы 1С: Образование 4. Школа: Самораспространение плодов. Распространение плодов с помощью ветра, животных, морскими течениями.) Для лучшего понимания вопроса, я предлагаю вам выполнить задание в рабочей тетради с. 48 №2.
| 1. Участвуют в обсуждении вопроса
2. Смотрят видеофрагменты
2. Выполняют упражнение в рабочей тетради
с. 48 упр. 2
| Познавательные:
Выдвижение предположений по значению разнообразия плодов, выделение нужной информации из видеофрагмента, установление аналогий при выполнении упражнения.
Коммуникативные:
умение слушать, вступать в диалог
| 8. Первичное закрепление — 5 мин.
| Выявление пробелов, их коррекция
| Презентация «Повторим» (12 слайдов)
| Выбирают ячейки с вопросами, отвечают на вопросы
| Личностные: самооценка — выделение того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Регулятивные:
контроль и коррекция знаний
Коммуникативные:
умение слушать, корректно исправлять возможные ошибки одноклассников
| 9.Домашнее задание -1 мин.
| Закрепление знаний при выполнении практического задания
| Задает д/з: §25; РТ 49/3 или сделать коллекцию по распространению плодов из материала, собранного на осенней экскурсии
| Записывают д/з, делают выбор варианта домашнего задания
| Познавательные:
подведение под понятие -применение знаний для объяснения черт приспособленности на биологических объектах
Личностные:
выбор сложности задания, самоопределение
Регулятивные: планирование творческого задания
| 10.Рефлексия - 3 мин.
| Развитие навыков самооценки
| Поставьте, пожалуйста, себе еще одну оценку, учтите насколько правильно вы отвечали на поставленные вопросы — это ваша вторая оценка. А третья оценка должна соответствовать вашим чувствам — насколько успешны вы были на сегодняшнем уроке. Таким образом, из трех оценок мы получим одну — итоговую.
(Подводим итоги, учитель вносит коррективы или соглашается с самооценкой учащихся.)
Спасибо за урок.
| Самооценка своей деятельности на уроке
| Личностные:
оценка - осознание качества и уровня усвоения;
мотивация к дальнейшему учению
| Приложение 1. Опорная карточка для практической работы. Заполните 3 и 4 колонки.
Практическая работа «Разнообразие плодов и семян"
Название плода
| Характеристика
плода
| Характер
околоплодника
| Количество семян в плоде
| Примеры растений
| Рисунок
| Боб
| Вскрывающийся по двум швам одногнездный плод. семена расположены на стенках плода
|
|
| Бобы, горох, фасоль, соя, чечевица
|
| Коробочка
| Плод, вскрывающийся крышечкой, отверстиями, или распадающийся на части
|
|
| Мак, тюльпан, белена, дурман
|
| Семянка
| Невскрывающийся одногнездный плод с кожистым околоплодником.
|
|
| Подсолнечник, одуванчик, василек
|
| Костянка
| Плод с твердым, деревянистым внутриплодником, сочным околоплодником и пленчатым окрашенным внеплодником
|
|
| Вишня, абрикос, слива, персик
|
| Многокос-тянка
| Сборный плод. Представляет собой сросшиеся между собой маленькие костянки
|
|
| Малина, костяника. морошка
|
| Ягода
| Одногнездный или многогнездный сочный плод
|
|
| Смородина, виноград, картофель, томат
|
| Яблоко
| Плоды с хрящевидным внутриплодником. кроме завязи в основании плода участвуют и другие части цветка
|
|
| Яблоня, груша, рябина, боярышник
|
| |