Скачать 38.37 Kb.
|
Использование СПО на уроках информатики Савенко Галина Александровна, учитель информатики высшей категории МОУ СОШ№36 г.Томска, e-mail: savenkoga@sibmail.com Основным отличием 2009 стало массовое внедрение свободного программного обеспечения (СПО) в образовательных учреждениях. Но слово «массовое» скорее определяет количество школ и кабинетов информатики, где оно было установлено, а не массовость использования на уроках и во внеурочной деятельности. Что, впрочем, и понятно: пока есть возможность использования привычных программных продуктов переход к другой ОС, другим пакетам программ для офиса, графики, разработки и т.д. не представляется первоочередным. Предлагаю вашему вниманию опыт проведения уроков по теме «Электронные таблицы» с использованием СПО. Обычно учитель, излагая новый материал, предлагает способы обработки данных, демонстрирует приемы работы в программе. Но именно текстовый и табличный процессоры позволяют выполнять одни и те же действия, используя разные элементы интерфейса. Обучающиеся в ходе выполнения задачи могут предлагать и использовать свои приемы, демонстрируя тем самым исследовательский подход в изучении и понимание возможностей программы. Интерфейс программ OpenOffice.orgCalc, ЭТ Gnumeric, входящих в пакет СПО для школ, на первый взгляд незначительно отличается от MS Office Excel, все же работа в них требует не только понимания сущности операции, но и специальных знаний. При работе в OpenOffict.orgCalc закрепляется не только последовательность шагов при решении задач определенного типа, обучающиеся более сознательно подходят к решению задачи, учитывая изменение размещения элементов интерфейса и наличия определенных пунктов меню. Мне представляется, в некоторых случаях, целесообразным повторное решение однотипных задач в различных табличных процессорах. Все, что не связано с реальным опытом, потребностями быстро уходит из памяти ученика. Поэтому необходимо чтобы задачи, решаемые на уроках информатики, соответствовали изучаемому материалу по другим предметам. Выбор задач для решения в электронных таблицах в первую очередь осуществляется из области математики, физики, также интересны для обучающихся задачи из области экологии, экономики. В процессе изложения материала необходимо акцентировать внимание на то, что конечные результаты должны быть наглядными, показывать динамику процессов. Это обеспечивается не только подготовкой красивой формы, но и грамотной структуризацией данных, т.е. при решении задачи на компьютере ученик должен четко представлять: что в задаче является исходными данными, что - результатом, какие формулы и зависимости их связывают, как наглядно представить результаты. Таким образом, можно говорить о компетентностном подходе к решению задач. Рассмотрим основные моменты урока по теме «Построение и исследование модели криволинейного движения тела». На 1 этапе формируется математическая модель. Необходимо обратить внимание на то, что при составлении модели не учитываются некоторые факторы, влияющие на процесс, в данном случае пренебрегаем сопротивлением среды. Обучающиеся записывают формулы, по которым определяются координаты тела в зависимости от начальной скорости, угла бросания, ускорения, времени: Х= У= На 2 этапе составляется компьютерная модель в среде ЭТ. Для лучшей наглядности необходимо выделить область для размещения исходных данных, область проведения расчетов, область визуализации модели, область обработки результатов исследования модели. На 3 этапе проводится исследование модели. Обучающимся предлагается ответить на вопросы от чего и как зависит высота и дальность полета. Результаты исследования заносятся во вновь сформированные таблицы, на основе которых строятся графики зависимостей. Также предлагается сопоставить полученные данные с конкретными ситуациями и имеющимся практическим опытом обучающихся. При решении задачи используются такие приемы и понятия как: копирование формул, автозаполнение, абсолютная и относительная адресация, использование математических функций, мастера построения диаграмм. При проведении исследования модели обучающиеся имеют возможность наблюдать, как изменяются выходные характеристики при изменении исходных данных. Это важно для ученика, так как на уроках физики теоретическое рассмотрение данной темы не дает такой визуализации и понимания процесса. Обучающиеся при выполнении заданий такого типа исследуют не только модель, но и фактически исследуют возможности программы OpenOffict.orgCalc. На первых уроках многие обучающиеся выражают непонимание необходимости выполнения задания в среде с другим интерфейсом, чаще всего это связано со слабым знанием материала и неумением ориентироваться и пользоваться подсказками, что одним словом можно охарактеризовать как «неуверенный пользователь». На последующих уроках довольно часто возникают ситуации, когда обучающиеся сами вносят предложения по решению задач. Поскольку в домашних условиях на компьютерах обучающихся в 99% случаев установлена ОС MS Windows и пакет MS Office, то возникает закономерный вопрос о совместимости файлов, созданных в разных средах. При работе в OpenOffice.orgCalc есть возможность сохранения документов в файлах различного типа: как электронные таблицы OpenDocument с расширением *.ods или OpenOffice.org1.0 с расширением *.sxc , а также в формате MS Excel - *.xls. Причем в среде OpenOffice открытие файлов с расширением xls происходит автоматически. Навыки, приобретенные в школе, являются наиболее стойкими и сопровождают выпускников далее по жизни. Опыт показывает, что на смену одним программным средствам приходят другие. Поэтому важен не только навык работы в ЭТ определенного типа, но важен и сам подход к решению задачи, анализ и поиск путей ее решения. Обучающийся должен научиться видеть в компьютере средство автоматизации умственного труда и рационально использовать информационные технологии. |
«использование материалов музея на уроках информатики» В рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» эта работа... | Методические рекомендации по созданию и использованию электронных... Мастер-класс «Повышение эффективности образовательного процесса через использование интерактивных информационных технологий на интегрированных... | ||
Использование метода проектов на уроках информатики Государственное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа | Доклад «использование метода проектов в развитии творческого мышления... ... | ||
Заседание методического объединения №1 «Использование современных педагогических технологий на уроках математики и информатики в условиях нового фгос» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Политика развития образования в гимназии №1532 предполагает использование компьютерной техники в процессе обучения учащихся как на... | ||
Юго западное окружное управление образования департамента образования города москвы Политика развития образования в гимназии №1532 предполагает использование компьютерной техники в процессе обучения учащихся как на... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использование технологии поэтапного формирования умственных действий на уроках информатики | ||
Анализ состояния преподавания информатики в 7 11 классах в 2012/2013учебном год Использование интерактивных модулей как средство повышения качества знаний на уроках физики | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использование метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности учащихся | ||
Использование Интернет-ресурсов на уроках информатики Геометрия, 10-11 [Текст] : учебник для общеобразоват учреждений (гриф мо) / Л. С. Атанасян [и др.]. 11-е изд. М. Просвещение, 2002.... | Доклад по теме Проектная деятельность на уроках информатики и информационных технологий И эти цели требуют современных средств обучения, разнообразных методических и педагогических систем и решений. Методе проектов занимает... | ||
Секция 4 Методики контроля знаний обучаемых Использование компьютеров в процессе обучения происходит не только на уроках информатики, но и при изучении других школьных дисциплин.... | Использование тестовых заданий на уроках информатики Борчук А. В., Мосягина С. Ю., Овчинникова Н. П., Пушкина И. М., СмирноваЕ. В. Психология и педагогика: Методические рекомендации... | ||
Самостоятельная работа при изучении новой темы. Так, например, использование... Проблема, над которой я работаю «Развитие интереса у учащихся к изучению информатики» | Уроках информатики титова Юлия Ивановна kastet Московский городской педагогический университет Институт математики и информатики (мгпу ими) |