Скачать 47.6 Kb.
|
Методы, используемые для активации умственной деятельности учащихся с умеренной степенью умственной отсталости на уроках цветоводства и декоративного садоводства Независимо от типа экономики, труд, был, есть и будет главным условием в жизнедеятельности человека, важным средством самоутверждения и самовыражения его как личности. Трудовая подготовка является основным ведущим средством социализации лиц с выраженными степенями умственной отсталости. Ввести школьников с умеренной степенью умственной отсталости в мир труда, подготовить их к определению в профессии – задача предмета «Цветоводство и декоративное садоводство», который начинается с пятого класса. Данный предмет несет в своей основе не конкретную направленность на изучение растительной флоры и её особенностей, сколько продолжает отработку приобретённых детьми ранее трудовых навыков бытового обслуживания (самообслуживания). Проводимые в начальной школе занятия по уходу за комнатными растениями, находящимися в школе (классе), способствовали вычленению комнатных декоративных растений из окружающего (ПРИВЫЧНОГО) интерьера, окружающего ребёнка с умеренной степенью умственной отсталостью. Если вначале внимание ученика учитель направлял на определённое назначение предметов интерьера, требующих ухода, то обслуживание комнатных растений постепенно обосабливается. Наряду с этим происходит поэтапная ориентация ребёнка на более «абстрактное» восприятие растительного мира, как неотъемлемой части мира окружающего. Как и в других предметных областях, в предметной области «Ремесло», необходимо обусловленное требованиями времени совершенствование процесса обучения, повышение его развивающих и корректирующих возможностей. В Дмитровский специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида, имеющей все необходимые условия для реализации требований программы по предмету «Цветоводство и декоративное садоводство», путём интеграции с другими предметами, применялись новые методы работы на уроке и внеклассных мероприятиях; создавались оптимальные условия для приобретения знаний и навыков учащимися с ограниченными возможностями здоровья с целью ориентировки на дальнейшую профессиональную компетентность. Учитывается, что «зона ближайшего развития» у детей с умеренной степенью умственной отсталостью крайне нестабильна. Её изменчивость требует от взрослого (учителя) постоянной актуализации и привязки к жизни учащихся. Помимо основных задач урока (образовательной, развивающей и воспитательной) неразрывно проходит наиважнейшая задача школы VIII вида – задача коррекционная. Только единство этих задач способствует развитию у учащихся потребности и значимости выполняемой ими работы. Ребёнок учится определять живое не только по физическим способностям предмета передвигаться и обладать чисто физической реакцией (в том числе ответной), что является, внешне проявляющимся, «ярким» признаком, сколько более глубокому, зачастую неосмысленному, принятию “живого” растительного мира. Стараясь учесть всё вышеизложенное, нами были построены и апробированы интерактивные уроки цветоводства и декоративного садоводства с использованием современных средств ТСО (компьютер, интерактивная/проекционная доска, проектор). Вышеперечисленное играло роль итогового наглядного пособия, предлагаемого учащимся на занятии. Например, на уроке по ознакомлению с назначением садового инвентаря «лейки», как ёмкости для забора и переноса воды, приспособления при поливе растений. Аналогом могут выступать различные ёмкости, но на начальном этапе, необходимо чётко проецировать производимое действие (полив) с конкретным предметом (лейка), которое выполняет необходимое действие. ПРЕДМЕТ --- ПРАКТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ После того как ребёнок владеет навыком использования того или иного садового приспособления, уместно использовать игру «предмет-невидимка» - ассоциативное узнавание предмета по производимому действию, характеризующему данный предмет. Следующим важным этапом было соотнесение предмета и манипуляций с ним с заранее сделанной фотографией ученика, выполняющего конкретное действие с предметом ПРЕДМЕТ --- ПРАКТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ --- ФОТО По наблюдению, ребёнок с умеренной степенью умственной отсталости, ярко и живо реагирует на свою реалистичную фотографию, что даёт возможность продолжать работу с ассоциативным рядом в более абстрактном ключе. Таким образом, предмет, как таковой, отходит на задний план, что приближает к пониманию (узнаванию) умственно отсталым ребёнком предмета только по его названию, что и будет являться конечным итогом проводимой работы. Следующим этапом целесообразно предложить ребёнку соотнести своё изображение на фото с художественным изображением абстрактного ребёнка, рисунком. ПРЕДМЕТ --- ПРАКТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ --- ФОТО --- РИСУНОК Этапом закрепления может служить попытка нарисовать обсуждаемый предмет. Для дальнейшей работы нами применялись современные технические средства обучения. Подбирались графические компьютерные изображения и игровые программы с целью закрепить знания, полученные опытным путём. Интересным моментом служили фрагменты видеосъёмки конкретных учащихся, выполняемых те или иные операции с изучаемыми садовыми инструментами. Анимированные фрагменты легко получить из нарезки в программе обработки видеосъёмки. Проекционная доска, зачастую, воспринимается детьми с умеренной степенью умственной отсталостью аналогом телевизора, где не то, что сюжет не улавливается, а порой и картинка, воспринимается как цветовые, часто сменяющие друг друга пятна. Показательно, что использование средств ТСО на последнем этапе, вовлекало учащихся с умеренной степенью умственной отсталости в работу с сюжетом, который они воспринимали и следили за ним. Например, был увядший цветок, который требовалось полить при помощи лейки. Для совершения этого действия было необходимо набрать воды в лейку, после чего ребёнок наблюдал результат работы – красивоцветущее растение. Использование компьютерных технологий на уроке является ярким моментом, наглядно демонстрирующим и конкретизирующим изучаемый материал. ПРЕДМЕТ --- ПРАКТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ --- ФОТО --- РИСУНОК --- ТСО Подобная взаимосвязь методических приёмов применима для детей с умеренной степенью умственной отсталости на различных уроках. Благодаря современным технологиям удаётся качественно и на высоком уровне подвести итог изученного материала и побуждает к умственной деятельности на более высоком, более абстрактном уровне. Кроме того средства ТСО с радостью воспринимаются учениками, вызывают интерес. В настоящее время активно применяется ставшая относительно доступной смарт-доска и графический редактор smartnotebook, благодаря которым возможности в работе с детьми имеющих умеренную степень умственной отсталости значительно расширяются. |
Программа для детей с тяжелой и умеренной степенями умственной отсталости Обучение детей с тяжелой и умеренной степенями умственной отсталости проводится по Программе, рекомендованной Министерством социального... | Пояснительная записка. К рабочей программе по домашнему труду 5 класса... «С(К)ош №4» г. Сарапула на 2013-2014 учебный год (для детей с умеренной умственной отсталостью) и Программы 1-4 класса коррекционного... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Обслуживающий труд» для 11... | Северное окружное управление образования Цель: повысить познавательную активность учащихся с тяжелой степенью умственной отсталости | ||
Пальчиковая гимнастика как коррекционно развивающее средство для подготовки мелкой моторики рук Сегодня для нашей школы добавилась новая: появление детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, являющихся воспитанниками... | Пояснительная записка к рабочей программе по развитию речи коммуникации... Данная программа составлена на основе типовой учебной программы «Программы подготовительного и 1 -4 классов коррекционных образовательных... | ||
Урок математики во 2 классе с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.... Открытый урок математики во 2 классе с умеренной и тяжелой умственной отсталостью | Урок по развитию речи, 5б (класс для детей с умеренной умственной... «Комплексное сопровождение учащихся в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения» | ||
Однако, прежде чем подойти к этим занятиям, с учащимися необходимо... Изобразительное искусство – имеет важное значение в плане развития и воспитания детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью,... | Учащиеся с умеренной умственной отсталостью 1а-10а классы Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире 1 диск (CDшкол медиатека) | ||
Программа по предметно-практической деятельности /с элементами экономического воспитания Учебный план специальной коррекционной школы для детей с умеренной умственной отсталостью включает в себя дисциплину «Предметная... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект урока по учебному предмету счет в 6 классе (программа для детей с умеренной умственной отсталостью) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Публикация: «Рабочая программа для индивидуальных занятий по ремеслу с обучающимся с умеренной умственной отсталостью». на сайте... | Отчет областного государственного бюджетного образовательного учреждения... Были продолжены аналитико-диагностические исследования интеллектуального, психофизического, речевого развития, состояния здоровья... | ||
Воздействия родителей для развития ребенка с умеренной умственной отсталостью В стремительном темпе современной жизни, стараясь сделать для ребёнка как можно больше, родители часто не успевают дать ему главного…... | Уроках математики в 5 и 6 классах Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому... |