Рабочая программа по учебному предмету «Обслуживающий труд» для 11 класса для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости





Скачать 319.35 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному предмету «Обслуживающий труд» для 11 класса для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости
страница1/2
Дата публикации02.08.2014
Размер319.35 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2
Департамент образования города Москвы

Юго-Восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №895

Согласовано: Утверждаю:

протокол заседания МО школы Директор ГБОУ СКОШ №895

№________ _____________С.А. Гурина

от _________________ 2013 Приказ № ___________ Руководитель МО _________Г.В. Плешакова от «____»__________ 2013г.
Рабочая программа

по учебному предмету «Обслуживающий труд»

для 11 класса для учащихся с умеренной
степенью умственной отсталости.


Составитель:

А.Ю. Душаков

учитель - технолог

Москва 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе программы «Обслуживающий труд» (авторы: А.М. Щербакова., Н.М. Платонова) для детей с умеренной степенью умственной отсталостью.

Цель: формирование социальных навыков, которые помогут в дальнейшем детям с ограниченными возможностями здоровья обрести доступную ими степень самостоятельности в трудовой деятельности и социально адаптироваться в обществе.

Для успешного освоения программы детьми с ограниченными возможностями здоровья, процесс обучения строится с учетом задач коррекционно-развивающего обучения:

  • охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов; создание климата психологического комфорта;

  • создание благоприятной социальной среды, которая обеспечивает стимуляцию познавательной сферы ребенка, развитие коммуникативных функций речи, формирование общеучебных умений и навыков;

  • формирование и закрепление умений и навыков планирования деятельности, самоконтроля;

  • развитие умений воспринимать и использовать информацию из различных источников, в целях успешного осуществления учебно-познавательной деятельности;

  • социально-трудовая адаптация учащихся: развитие зрительно-моторной координации, темпа деятельности. Формирование общетрудовых, организационных умений;

  • индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития учащихся и их потребности в коррекции. Предусмотрены вариативность практических заданий, время их выполнения, формы общения с ребенком.



На уроках труда у учащихся формируются навыки самообслуживания, выполнения элементарной домашней работы не только для себя, но и для других членов семьи, воспитывается потребность в труде в целом.

Поскольку у учащихся снижены охранные рефлексы, то серьезное внимание уделяется соблюдению учащимися правил санитарии и гигиены, безопасным приемам труда с оборудованием и инструментами. Инструктирование проводится в начале изучения новой темы, при работе или демонстрации нового оборудования, во время выполнения практических работ.

Также необходимо помнить ,что принято различать три уровня возможностей, влияющих на степень усвоения трудовых навыков:

  1. Высший уровень – изученный материал сохраняется в долговременной памяти и может использоваться в различных ситуациях. Практические навыки сформированы.

  2. Средний уровень – ученик способен воспроизводить и использовать учебный материал с минимальной помощью учителя. Практические навыки сформированы слабо и недостаточны для использования.

  3. Низкий уровень – ученик воспроизводит изученный материал только с большой помощью учителя. Навыки практической работы отсутствуют.

На степень усвоения умственно отсталым ребенком трудовых умений и приемов влияют словарный запас и развитие речи ученика, навыки устного счета, ориентировочная деятельность (умение ориентироваться в трудовом задании и планировать свою работу).

С целью наибольшей подготовленности умственно отсталого ребенка с умеренной степенью умственной отсталости к самообслуживанию необходимо повышать уровень учебной мотивации (ее устойчивость), совершенствовать опорные трудовые знания и умения(например, работа с инвентарем), закреплять полезные привычки(подготовка рабочего места, пользование спецодеждой, самоконтроль и аккуратность). Углубление и расширение знаний, формирование умений и навыков по этим параметрам – основные задачи, которые должны быть решены с помощью предлагаемой программы.

В Программу включены следующие разделы:

Уход за растениями в жилом помещении, в саду, огороде.

Работа на пришкольном участке, в саду и огороде.

Уход за жилищем.

Подготовка помещений к зиме.

Приготовление пищи.

Покупка продуктов.

Личная гигиена.

Уход за больными в домашних условиях.

Социальные связи.

Транспорт.

Требования к занятиям:

  1. Уроки проводятся в кабинете технологии.


Формы обучения обслуживающему труду:
•  Предметно-практические занятия
•  Экскурсии
•  Сюжетно-ролевые игры
•  Беседы
•  Дидактические игры
•  Моделирование ситуаций
•  Просмотры презентаций, видеофильмов.

11 класс

Уход за растениями в жилом помещении, в саду, огороде (100 часов).

Основные теоретические сведения (60 часов).

Виды некоторых комнатных растений, их строение. Название и способ применения инвентаря и приспособлений. Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы при уходе за цветами.

Практические работы (40 часов).

Определение растений по внешним признакам. Произведение рабочих операций по уходу за комнатными растениями(полив, удаление пыли, пересадка).Экскурсия в оранжерею, магазин «Цветы» .

В результате изучения раздела «Уход за растениями в жилом помещении, в саду, огороде»:

Учащиеся должны знать:

- значение полива в жизни растений;

- свойства почвы накапливать влагу;

- правила полива;

- строение листьев, способы удаления листьев с них;

- признаки увядания листьев, способ удаление их ножницами;

- значение состояния почвы для жизни растений;

- строение корневой системы различных комнатных растений;

- технологию и сроки пересадки растений;

- способы защиты рук (резиновые перчатки, защитные кремы);

- способы обработки мелких травм йодом и порядок обращения в травмпункт;

Учащиеся должны уметь:

- соблюдать правила техники безопасности при работе;

-определять потребность растения в поливе по внешним признакам;

- определять степень загрязнение листьев;

- очищать поддоны от загрязнений, промывать их;

- правильно рыхлить почву, не повреждая корней ;

- определять потребности растения в пересадке;

- использовать средства защиты рук от взаимодействия с землей;

- ухаживать за руками после работы с землей;

Работа на пришкольном участке, в саду и огороде (80 часов).

Основные теоретические сведения (30 часов).

Общее сведения о благоустройстве окружающей среды. Понятие о планировке участков придомовых территорий. Определение хозяйственного инвентаря для обработки почвы и уходу за различными видами покрытий садовых дорожек. Декоративные и садовые растения, деревья, кустарники, их строение.

Практические работы (50 часов).

Определение составляющих зон придомового, пришкольного, садового участка на плакатах, местности. Определение глубины залегания корней у деревьев и кустарников, границ приствольного круга. Перекопка почвы под деревьями и на грядках. Подметание дорожек с различными видами покрытий. Уход за инвентарем.

В результате изучения раздела «Работа на пришкольном участке, в саду и огороде»:

Учащиеся должны знать:

- значение личного участия в благоустройстве окружающей среды;

- строение деревьев и кустарников (ствол, штамб, ветки, корни);

- правила обработки земли под деревьями и в цветнике;

- как планировать земельные участки (постройки, дорожки, зеленые насаждения, цветники, огородные грядки, газон).

- инвентарь и приспособления для работы в саду и огороде;

- правила обрезки мелких сухих веток;

- правила безопасной работы с инвентарем;

- правила оказания медицинской помощи при травмах;

- правила сбора, транспортировки и компостирования растительных остатков.

Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться на земельном участке;

- соблюдать правила передвижения по земельному участку;

- пользоваться инвентарем по назначению, ухаживать за ним, убирать на хранения;

-определять строение деревьев и кустарников;

- перекапывать землю под деревьями и кустарниками лопатой, садовыми вилами;

- перекапывать и рыхлить землю в цветнике;

- подметать дорожки с различным покрытием;

- сгребать листву с газона специальными граблями;

- поливать почву и деревья;

- пользоваться секатором при обрезке мелких сухих веток;

- соблюдать правила безопасной работы с инвентарем;

-сгребать, собирать растительные остатки, переносить их в ведре.

Уход за жилищем (100 часов).

Основные теоретические сведения (70 часов).

Знание гигиенических требований к жилому помещению (чистота, температурный режим, освещенность, режим проветривания). Виды бытового ухода за помещением.

Практические работы (30 часов).

Измерение температуры воздуха в различных точках жилого помещения (на кухне, спальне, возле входной и балконной двери).Определение степени освещенности помещения до и после мытья оконного стекла, плафонов светильников, замены ламп накаливания. Размещения вещей и предметов в шкафы, на полки и антресоли. Удаление пыли с мебели. Подметание и мытьё поло. Чистка кафеля, уход за отопительными приборами. Экскурсии в магазины по продаже мебели, хозяйственных товаров.

В результате изучения раздела «Уход за жилищем»:

Учащиеся должны знать:

- понятие порядка в жилом помещении ;

- правила и приемы размещения и хранения вещей;

-порядок уборки постельного белья или кровати;

- значение бытового труда в жизни человека;

- необходимый инвентарь и приспособления, правила пользования ими;

- последовательность действий и рабочие приемы;

- правила подметания пола;

- правила личной гигиены;

- оборудование кухни, ее назначение, порядок уборки;

- моющие и чистящие средства для сантехнического оборудования;

Учащиеся должны уметь:

- наводить и поддерживать порядок в комнате;

- замечать и наводить порядок на письменном или рабочем столе, в шкафу с одеждой;

- определять способ удаления пыли (влажный или сухой);

- выбирать необходимый инвентарь;

- мести пол в направлении от себя и с дальнего угла к выходу из комнаты;

- мыть руки с мылом после окончания работы и вытирать их насухо;

- определять материал, из которого сделано сантехническое оборудование;

- мыть поверхности кафеля, ванны, унитаз;

Подготовка помещений к зиме. Уход за мягкой мебелью, посудой, одеждой и обувью (100 часов).

Основные теоретические сведения (60 часов).

Значение утепления окон и балконных блоков для сохранения тепла в жилом помещении. Способы утепления (прокладка поролоном, газетами, ватой, проклейка бумагой, тканью). Уход за мягкой мебелью. Уход за различными видами посуды. Уход за одеждой и обувью.

Практические работы (40 часов).

Наклеивание полосы поролона с клеящей поверхностью. Закладывание утеплителя между оконными рамами. Закладывание поролона в щели. Нарезание полосок ткани и бумаги. Приклеивание полосок на оконную раму. Определение частей одежды и обуви. Пришивание пуговиц, зашивание разорванных мест на одежде, наложение заплат. Подготовка одежды, обуви, головных уборов на хранение. Экскурсии.

В результате изучения раздела «Подготовка помещений к зиме. Уход за мягкой мебелью, посудой, одеждой и обувью»:

Учащиеся должны знать:

- значение утепления окон и балконных блоков для сохранения тепла в жилом помещении;

- способы утепления (прокладка поролоном, газетами, ватой, проклейка бумагой,тканью);

- виды мягкой мебели, материалы их покрытия;

- инвентарь и приспособления по уходу за мягкой мебелью, предметы спецодежды защиты рук;

- санитарно-гигиенические требование к посуде;

- предметы посуды, чистящие и моющие средства, приспособления;

- виды одежды и обуви, ее назначение, части обуви;

-

Учащиеся должны уметь:

- наклеивать полосы поролона с клеящей поверхностью;

- класть утеплитель между оконными рамами, закладывать поролон в щели, нарезать полоски ткани и бумаги;

- называть предметы мягкой мебели и определять вид покрытия;

- готовить моющий раствор из воды и стирального порошка;

- очищать посуду от остатков пищи;

- должны определять одежду и обувь по видам;

- определять материал, из которого изготовлена одежда или обувь;

Приготовление пищи. Покупка продуктов (160 часов).

Основные теоретические сведения (100 часов).

Основные продукты питания, их значение в жизни человека. Размещение продуктов в отделах магазинов. Санитарно-гигиенические требования к упаковке продуктов питания. Санитарно-гигиенические требования к размещению продуктов в сумке. Правила безопасной работы режущим инвентарем. Покупка продуктов и их оплата.

Практические работы (60 часов).

Классификация продуктов: сырые – варенные, мясные – рыбные – молочные, овощи – фрукты. Покупка продуктов и их оплата. Укладка продуктов в сумку. Первичная и тепловая обработка овощей. Кипячение воды. Нарезка продуктов. Экскурсии: в продовольственный магазин, специализированный магазин, продуктовый рынок.

В результате изучения раздела «Приготовление пищи»:

Учащиеся должны знать:

- правила соблюдения гигиены при приготовлении пищи (наличие спецодежды, отсутсвие кожных заболеваний, мытье рук с мылом перед работой);

- кухонный инвентарь и приспособления, их назначение;

- правила безопасной работы с режущими и колющими инструментами, кипятком;

- способы оказания медицинской помощи при травмах и ожогах;

- правила пользования электро- и газовой плитой, холодильником;

- правила первичной обработки овощей, приготовление простейших салатов из сырых и вареных продуктов;

Учащиеся должны уметь:

- мыть руки перед работой с мылом;

- надевать спецодежду перед приготовлением пищи;

- выбирать необходимый инвентарь и приспособления для приготовления пищи;

- оказывать себе первую медицинскую помощь при порезах и ожогах;

- заваривать чай, приготовить напиток из быстрорастворимого кофе;

- сварить яйцо вкрутую;

- поджарить яичницу;

- отварить сосиски, пельмени;

- разогреть на сковороде готовую пищу;

- приготовить пакетированную кашу;

Личная гигиена (70 часов).

Основные теоретические сведения (50 часов).

Правила личной гигиены и значение соблюдения правил в жизни и сохранения здоровья человека. Предметы личной гигиены и средства для ухода за волосами и телом. Гигиенические требования к предметам личной гигиены. Правила пользования предметами личной гигиены и ухода за телом. Парикмахерская: назначение, санитарно-гигиенические требования при пользовании парикмахерской.

Практические работы (20 часов).

Выбор косметических средств по уходу за волосами, телом, кожей рук и ног. Уход за руками и ногами: мытье с мылом, вытирание кожи рук и ног полотенцем, смазывание кремом. Уход за волосами: причесывание, мытье, сушка в естественных условиях и феном. Стрижка ногтей на руках и ногах. Уход за предметами личной гигиены: чистка щеток и расчесок. Экскурсия в парикмахерскую.

В результате изучения раздела «Личная гигиена»:

Учащиеся должны знать:

- правила ухода за телом, волосами, кожей ног и рук;

- средства для ухода за телом, волосами, кожей;

- правила пользования полотенцем;

- правила пользования предметами личной гигиены;

- правила стрижки ногтей на руках и ногах;

- требования к нательному и постельному белью, носкам, головным убором и личной одежде;

- назначение парикмахерской, регулярность стрижки волос.

Учащиеся должны уметь:

- совершать утренний и вечерний туалет (умывание, чистка зубов, принятие душа, ванны);

- самостоятельно принимать ежедневную ванну, мыть голову;

- расчесывать ежедневно волосы, делать простую прическу;

- правильно стричь ногти на руках и ногах;

- менять ежедневно нательное белье и носки;

- пользоваться только своими личными вещами и головными уборами;

- чистить расческу;

- посещать парикмахерскую.

Уход за больными в домашних условиях (80 часов).

Основные теоретические сведения (50 часов).

Простудные заболевания и их симптоматика. Санитарно-гигиенические требования при уходе за больными ОРЗ и индивидуальные средства защиты при контакте с ним. Чай из лекарственных средств. Постановка горчичников. Растирание лекарственными средствами. Измерение температуры больного. Уход за больными в постели: кормление, смена нательного и постельного белья. Вызов врача на дом.

Практические работы (30 часов).

Пошив марлевой повязки. Заваривание пакетированных лекарственных трав. Постановка горчичников. Измерение температуры тела. Смена постельного и нательного белья. Кормление больного в постели. Мытье и дезинфекция посуды больного.

В результате изучения раздела «Уход за больными в домашних условиях»:

Учащиеся должны знать:

- признаки гриппа, ангины, ОРЗ;

- гигиенические правила при уходе за больными;

- правила приготовления чая из пакетированных лекарственных трав;

- правила приема лекарственных форм;

- правила постановки горчичников;

- правила обращения с ртутным термометром;

- номер телефона скорой помощи.

Учащиеся должны уметь:

- сшить марлевую повязку и пользоваться ей;

- выделять посуду для больного, мыть и хранить ее отдельно от остальной;

- поить и кормить больного в постели;

- менять нательное и постельное белье;

- давать жидкие, таблетированные и пакетированные лекарственные формы;

- ставить горчичники при кашле;

- подавать и убирать термометр;

- вызывать врача на дом.

Социальные связи (40 часов).

Основные теоретические сведения (30 часов).

Значение различных служб в повседневной жизни человека. Почтовый адрес и почтовое отделение по месту жительства. Сбербанк, его отделы и функции. Органы соцзащиты по месту жительства, их функции и порядок обращения в них.

Практические работы (10 часов).

Заполнение бланков и конвертов по образцу. Чтение надписей на бланках и конвертах. Набор телефонных номеров. Оплата коммунальных услуг и почтовых отправлений. Фиксация и получение вкладов. Экскурсии: на почту, телеграф, сбербанк, органы соцзащиты.

В результате изучения раздела «Социальные связи»:

Учащиеся должны знать:

- обслуживающее почтовое отделение и телеграф;

- адреса и телефоны родственников и близких (запись в блокноте);

- порядок отправления писем и телеграмм, заказа междугородних переговоров;

- порядок пользования городской и междугородней автоматической связью;

- местонахождение отделения сбербанка, порядок оплаты коммунальных услуг и пользования вкладом;

- местонахождения органов социальной защиты;

- правила обращения к работникам почты, банка, социальных служб.

Учащиеся должны уметь:

- получать и отправлять корреспонденцию по почте;

- вести переговоры по телефону;

- вносить плату за коммунальные платежи;

- пользоваться вкладом;

- обращаться в органы социальной защиты;

- вести разговоры с работниками различных служб.

Транспорт (30 часов).

Основные теоретические сведения (20 часов).

Виды общественного транспорта. Общие правила пользования общественным транспортом и правила дорожного движения. Маршруты общественного транспорта вблизи дома и работы.

Практические работы (10 часов).

Оплата проезда и провоза багажа. Покупка проездного документа у водителя. Определение маршрутов на остановках. Проезд в транспорте. Экскурсии на автобусную остановку в метро.

В результате изучения раздела «Транспорт»:

Учащиеся должны знать:

- общественный транспорт в своем районе;

- маршруты транспорта от дома до школы, предполагаемой работы, родственников, близких знакомых, почты, банка, органов социальной защиты;

- порядок оплаты и стоимость проезда;

- порядок посадки и выхода из автобуса, троллейбуса;

- правила пользования метрополитеном (оплата проезда, правила поведения на эсколаторе, перроне и в вагоне);

- порядок обращения за помощью или справкой.

Учащиеся должны уметь:

- прочитать номер маршрута на автобусе, троллейбусе, трамвае, маршрутном такси;

- спрашивать о необходимой остановке у пассажиров, водителя, кондуктора;

- оплачивать проезд в транспорте или предъявлять проездные документы;

- соблюдать правила поведения на остановке при посадке и поездке;

- вежливо вести себя с пассажирами, кондуктором, водителем;

- обращаться к пассажирам, работникам транспорта с просьбой о разъяснении, помощи;

- дать о себе исчерпывающую информацию в случае надобности.


п/п



Тема



Часы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.


Вводное занятие.

Техника безопасности.

Техника безопасности.

Техника безопасности.

Знакомство с планом на 1 четверть.





п/п



Тема



Часы









  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету «Обслуживающий труд» для 11 класса для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости iconПояснительная записка. К рабочей программе по домашнему труду 5 класса...
«С(К)ош №4» г. Сарапула на 2013-2014 учебный год (для детей с умеренной умственной отсталостью) и Программы 1-4 класса коррекционного...
Рабочая программа по учебному предмету «Обслуживающий труд» для 11 класса для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости iconМетоды, используемые для активации умственной деятельности учащихся...
Независимо от типа экономики, труд, был, есть и будет главным условием в жизнедеятельности человека, важным средством самоутверждения...
Рабочая программа по учебному предмету «Обслуживающий труд» для 11 класса для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости iconПрограмма для детей с тяжелой и умеренной степенями умственной отсталости
Обучение детей с тяжелой и умеренной степенями умственной отсталости проводится по Программе, рекомендованной Министерством социального...
Рабочая программа по учебному предмету «Обслуживающий труд» для 11 класса для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости iconПояснительная записка к рабочей программе по развитию речи коммуникации...
Данная программа составлена на основе типовой учебной программы «Программы подготовительного и 1 -4 классов коррекционных образовательных...
Рабочая программа по учебному предмету «Обслуживающий труд» для 11 класса для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости iconРабочая программа по предмету «Технология. Обслуживающий труд»
...
Рабочая программа по учебному предмету «Обслуживающий труд» для 11 класса для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости iconСеверное окружное управление образования
Цель: повысить познавательную активность учащихся с тяжелой степенью умственной отсталости
Рабочая программа по учебному предмету «Обслуживающий труд» для 11 класса для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости iconРабочая программа по технологии (обслуживающий труд) для 5 класса на 2013-2014 учебный год
«Технология. Обслуживающий труд», и авторской программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»...
Рабочая программа по учебному предмету «Обслуживающий труд» для 11 класса для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости iconРабочая программа по технологии (обслуживающий труд) для 6 класса...
«Технология. Обслуживающий труд», и авторской программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»...
Рабочая программа по учебному предмету «Обслуживающий труд» для 11 класса для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока по учебному предмету счет в 6 классе (программа для детей с умеренной умственной отсталостью)
Рабочая программа по учебному предмету «Обслуживающий труд» для 11 класса для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости iconРабочая программа по предмету технология (обслуживающий труд) 8 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с примерной программой по направлению «Технология. Обслуживающий труд. Сельскохозяйственный...
Рабочая программа по учебному предмету «Обслуживающий труд» для 11 класса для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости iconПальчиковая гимнастика как коррекционно развивающее средство для подготовки мелкой моторики рук
Сегодня для нашей школы добавилась новая: появление детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, являющихся воспитанниками...
Рабочая программа по учебному предмету «Обслуживающий труд» для 11 класса для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости iconТесты по технологии "Обслуживающий труд" 5-7 классы (к любому учебнику)...
Технология. Обслуживающий труд: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Рабочая программа по учебному предмету «Обслуживающий труд» для 11 класса для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости iconРабочая программа по письму для 6 класса (глубокая степень умственной отсталости)
Рабочая программа предназначена для обучающихся 6 класса специальной (коррекционной) школы интерната и составлена с учётом возрастных...
Рабочая программа по учебному предмету «Обслуживающий труд» для 11 класса для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости iconРабочая программа по предмету «Технология. Обслуживающий труд.» для пятого класса
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами
Рабочая программа по учебному предмету «Обслуживающий труд» для 11 класса для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости iconРабочая программа по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд»...

Рабочая программа по учебному предмету «Обслуживающий труд» для 11 класса для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости iconУчебному предмету " Православная культура " учителя начальных классов...
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для учащихся 4 класса составлена на основе концепции и программы учебного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск