Скачать 319.35 Kb.
|
Департамент образования города Москвы Юго-Восточное окружное управление образования Государственное бюджетное образовательное учреждение Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №895 Согласовано: Утверждаю: протокол заседания МО школы Директор ГБОУ СКОШ №895 №________ _____________С.А. Гурина от _________________ 2013 Приказ № ___________ Руководитель МО _________Г.В. Плешакова от «____»__________ 2013г. Рабочая программа по учебному предмету «Обслуживающий труд» для 11 класса для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости. Составитель: А.Ю. Душаков учитель - технолог Москва 2013 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена на основе программы «Обслуживающий труд» (авторы: А.М. Щербакова., Н.М. Платонова) для детей с умеренной степенью умственной отсталостью. Цель: формирование социальных навыков, которые помогут в дальнейшем детям с ограниченными возможностями здоровья обрести доступную ими степень самостоятельности в трудовой деятельности и социально адаптироваться в обществе. Для успешного освоения программы детьми с ограниченными возможностями здоровья, процесс обучения строится с учетом задач коррекционно-развивающего обучения:
На уроках труда у учащихся формируются навыки самообслуживания, выполнения элементарной домашней работы не только для себя, но и для других членов семьи, воспитывается потребность в труде в целом. Поскольку у учащихся снижены охранные рефлексы, то серьезное внимание уделяется соблюдению учащимися правил санитарии и гигиены, безопасным приемам труда с оборудованием и инструментами. Инструктирование проводится в начале изучения новой темы, при работе или демонстрации нового оборудования, во время выполнения практических работ. Также необходимо помнить ,что принято различать три уровня возможностей, влияющих на степень усвоения трудовых навыков:
На степень усвоения умственно отсталым ребенком трудовых умений и приемов влияют словарный запас и развитие речи ученика, навыки устного счета, ориентировочная деятельность (умение ориентироваться в трудовом задании и планировать свою работу). С целью наибольшей подготовленности умственно отсталого ребенка с умеренной степенью умственной отсталости к самообслуживанию необходимо повышать уровень учебной мотивации (ее устойчивость), совершенствовать опорные трудовые знания и умения(например, работа с инвентарем), закреплять полезные привычки(подготовка рабочего места, пользование спецодеждой, самоконтроль и аккуратность). Углубление и расширение знаний, формирование умений и навыков по этим параметрам – основные задачи, которые должны быть решены с помощью предлагаемой программы. В Программу включены следующие разделы: Уход за растениями в жилом помещении, в саду, огороде. Работа на пришкольном участке, в саду и огороде. Уход за жилищем. Подготовка помещений к зиме. Приготовление пищи. Покупка продуктов. Личная гигиена. Уход за больными в домашних условиях. Социальные связи. Транспорт. Требования к занятиям:
Формы обучения обслуживающему труду: • Предметно-практические занятия • Экскурсии • Сюжетно-ролевые игры • Беседы • Дидактические игры • Моделирование ситуаций • Просмотры презентаций, видеофильмов. 11 класс Уход за растениями в жилом помещении, в саду, огороде (100 часов). Основные теоретические сведения (60 часов). Виды некоторых комнатных растений, их строение. Название и способ применения инвентаря и приспособлений. Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы при уходе за цветами. Практические работы (40 часов). Определение растений по внешним признакам. Произведение рабочих операций по уходу за комнатными растениями(полив, удаление пыли, пересадка).Экскурсия в оранжерею, магазин «Цветы» . В результате изучения раздела «Уход за растениями в жилом помещении, в саду, огороде»: Учащиеся должны знать: - значение полива в жизни растений; - свойства почвы накапливать влагу; - правила полива; - строение листьев, способы удаления листьев с них; - признаки увядания листьев, способ удаление их ножницами; - значение состояния почвы для жизни растений; - строение корневой системы различных комнатных растений; - технологию и сроки пересадки растений; - способы защиты рук (резиновые перчатки, защитные кремы); - способы обработки мелких травм йодом и порядок обращения в травмпункт; Учащиеся должны уметь: - соблюдать правила техники безопасности при работе; -определять потребность растения в поливе по внешним признакам; - определять степень загрязнение листьев; - очищать поддоны от загрязнений, промывать их; - правильно рыхлить почву, не повреждая корней ; - определять потребности растения в пересадке; - использовать средства защиты рук от взаимодействия с землей; - ухаживать за руками после работы с землей; Работа на пришкольном участке, в саду и огороде (80 часов). Основные теоретические сведения (30 часов). Общее сведения о благоустройстве окружающей среды. Понятие о планировке участков придомовых территорий. Определение хозяйственного инвентаря для обработки почвы и уходу за различными видами покрытий садовых дорожек. Декоративные и садовые растения, деревья, кустарники, их строение. Практические работы (50 часов). Определение составляющих зон придомового, пришкольного, садового участка на плакатах, местности. Определение глубины залегания корней у деревьев и кустарников, границ приствольного круга. Перекопка почвы под деревьями и на грядках. Подметание дорожек с различными видами покрытий. Уход за инвентарем. В результате изучения раздела «Работа на пришкольном участке, в саду и огороде»: Учащиеся должны знать: - значение личного участия в благоустройстве окружающей среды; - строение деревьев и кустарников (ствол, штамб, ветки, корни); - правила обработки земли под деревьями и в цветнике; - как планировать земельные участки (постройки, дорожки, зеленые насаждения, цветники, огородные грядки, газон). - инвентарь и приспособления для работы в саду и огороде; - правила обрезки мелких сухих веток; - правила безопасной работы с инвентарем; - правила оказания медицинской помощи при травмах; - правила сбора, транспортировки и компостирования растительных остатков. Учащиеся должны уметь: - ориентироваться на земельном участке; - соблюдать правила передвижения по земельному участку; - пользоваться инвентарем по назначению, ухаживать за ним, убирать на хранения; -определять строение деревьев и кустарников; - перекапывать землю под деревьями и кустарниками лопатой, садовыми вилами; - перекапывать и рыхлить землю в цветнике; - подметать дорожки с различным покрытием; - сгребать листву с газона специальными граблями; - поливать почву и деревья; - пользоваться секатором при обрезке мелких сухих веток; - соблюдать правила безопасной работы с инвентарем; -сгребать, собирать растительные остатки, переносить их в ведре. Уход за жилищем (100 часов). Основные теоретические сведения (70 часов). Знание гигиенических требований к жилому помещению (чистота, температурный режим, освещенность, режим проветривания). Виды бытового ухода за помещением. Практические работы (30 часов). Измерение температуры воздуха в различных точках жилого помещения (на кухне, спальне, возле входной и балконной двери).Определение степени освещенности помещения до и после мытья оконного стекла, плафонов светильников, замены ламп накаливания. Размещения вещей и предметов в шкафы, на полки и антресоли. Удаление пыли с мебели. Подметание и мытьё поло. Чистка кафеля, уход за отопительными приборами. Экскурсии в магазины по продаже мебели, хозяйственных товаров. В результате изучения раздела «Уход за жилищем»: Учащиеся должны знать: - понятие порядка в жилом помещении ; - правила и приемы размещения и хранения вещей; -порядок уборки постельного белья или кровати; - значение бытового труда в жизни человека; - необходимый инвентарь и приспособления, правила пользования ими; - последовательность действий и рабочие приемы; - правила подметания пола; - правила личной гигиены; - оборудование кухни, ее назначение, порядок уборки; - моющие и чистящие средства для сантехнического оборудования; Учащиеся должны уметь: - наводить и поддерживать порядок в комнате; - замечать и наводить порядок на письменном или рабочем столе, в шкафу с одеждой; - определять способ удаления пыли (влажный или сухой); - выбирать необходимый инвентарь; - мести пол в направлении от себя и с дальнего угла к выходу из комнаты; - мыть руки с мылом после окончания работы и вытирать их насухо; - определять материал, из которого сделано сантехническое оборудование; - мыть поверхности кафеля, ванны, унитаз; Подготовка помещений к зиме. Уход за мягкой мебелью, посудой, одеждой и обувью (100 часов). Основные теоретические сведения (60 часов). Значение утепления окон и балконных блоков для сохранения тепла в жилом помещении. Способы утепления (прокладка поролоном, газетами, ватой, проклейка бумагой, тканью). Уход за мягкой мебелью. Уход за различными видами посуды. Уход за одеждой и обувью. Практические работы (40 часов). Наклеивание полосы поролона с клеящей поверхностью. Закладывание утеплителя между оконными рамами. Закладывание поролона в щели. Нарезание полосок ткани и бумаги. Приклеивание полосок на оконную раму. Определение частей одежды и обуви. Пришивание пуговиц, зашивание разорванных мест на одежде, наложение заплат. Подготовка одежды, обуви, головных уборов на хранение. Экскурсии. В результате изучения раздела «Подготовка помещений к зиме. Уход за мягкой мебелью, посудой, одеждой и обувью»: Учащиеся должны знать: - значение утепления окон и балконных блоков для сохранения тепла в жилом помещении; - способы утепления (прокладка поролоном, газетами, ватой, проклейка бумагой,тканью); - виды мягкой мебели, материалы их покрытия; - инвентарь и приспособления по уходу за мягкой мебелью, предметы спецодежды защиты рук; - санитарно-гигиенические требование к посуде; - предметы посуды, чистящие и моющие средства, приспособления; - виды одежды и обуви, ее назначение, части обуви; - Учащиеся должны уметь: - наклеивать полосы поролона с клеящей поверхностью; - класть утеплитель между оконными рамами, закладывать поролон в щели, нарезать полоски ткани и бумаги; - называть предметы мягкой мебели и определять вид покрытия; - готовить моющий раствор из воды и стирального порошка; - очищать посуду от остатков пищи; - должны определять одежду и обувь по видам; - определять материал, из которого изготовлена одежда или обувь; Приготовление пищи. Покупка продуктов (160 часов). Основные теоретические сведения (100 часов). Основные продукты питания, их значение в жизни человека. Размещение продуктов в отделах магазинов. Санитарно-гигиенические требования к упаковке продуктов питания. Санитарно-гигиенические требования к размещению продуктов в сумке. Правила безопасной работы режущим инвентарем. Покупка продуктов и их оплата. Практические работы (60 часов). Классификация продуктов: сырые – варенные, мясные – рыбные – молочные, овощи – фрукты. Покупка продуктов и их оплата. Укладка продуктов в сумку. Первичная и тепловая обработка овощей. Кипячение воды. Нарезка продуктов. Экскурсии: в продовольственный магазин, специализированный магазин, продуктовый рынок. В результате изучения раздела «Приготовление пищи»: Учащиеся должны знать: - правила соблюдения гигиены при приготовлении пищи (наличие спецодежды, отсутсвие кожных заболеваний, мытье рук с мылом перед работой); - кухонный инвентарь и приспособления, их назначение; - правила безопасной работы с режущими и колющими инструментами, кипятком; - способы оказания медицинской помощи при травмах и ожогах; - правила пользования электро- и газовой плитой, холодильником; - правила первичной обработки овощей, приготовление простейших салатов из сырых и вареных продуктов; Учащиеся должны уметь: - мыть руки перед работой с мылом; - надевать спецодежду перед приготовлением пищи; - выбирать необходимый инвентарь и приспособления для приготовления пищи; - оказывать себе первую медицинскую помощь при порезах и ожогах; - заваривать чай, приготовить напиток из быстрорастворимого кофе; - сварить яйцо вкрутую; - поджарить яичницу; - отварить сосиски, пельмени; - разогреть на сковороде готовую пищу; - приготовить пакетированную кашу; Личная гигиена (70 часов). Основные теоретические сведения (50 часов). Правила личной гигиены и значение соблюдения правил в жизни и сохранения здоровья человека. Предметы личной гигиены и средства для ухода за волосами и телом. Гигиенические требования к предметам личной гигиены. Правила пользования предметами личной гигиены и ухода за телом. Парикмахерская: назначение, санитарно-гигиенические требования при пользовании парикмахерской. Практические работы (20 часов). Выбор косметических средств по уходу за волосами, телом, кожей рук и ног. Уход за руками и ногами: мытье с мылом, вытирание кожи рук и ног полотенцем, смазывание кремом. Уход за волосами: причесывание, мытье, сушка в естественных условиях и феном. Стрижка ногтей на руках и ногах. Уход за предметами личной гигиены: чистка щеток и расчесок. Экскурсия в парикмахерскую. В результате изучения раздела «Личная гигиена»: Учащиеся должны знать: - правила ухода за телом, волосами, кожей ног и рук; - средства для ухода за телом, волосами, кожей; - правила пользования полотенцем; - правила пользования предметами личной гигиены; - правила стрижки ногтей на руках и ногах; - требования к нательному и постельному белью, носкам, головным убором и личной одежде; - назначение парикмахерской, регулярность стрижки волос. Учащиеся должны уметь: - совершать утренний и вечерний туалет (умывание, чистка зубов, принятие душа, ванны); - самостоятельно принимать ежедневную ванну, мыть голову; - расчесывать ежедневно волосы, делать простую прическу; - правильно стричь ногти на руках и ногах; - менять ежедневно нательное белье и носки; - пользоваться только своими личными вещами и головными уборами; - чистить расческу; - посещать парикмахерскую. Уход за больными в домашних условиях (80 часов). Основные теоретические сведения (50 часов). Простудные заболевания и их симптоматика. Санитарно-гигиенические требования при уходе за больными ОРЗ и индивидуальные средства защиты при контакте с ним. Чай из лекарственных средств. Постановка горчичников. Растирание лекарственными средствами. Измерение температуры больного. Уход за больными в постели: кормление, смена нательного и постельного белья. Вызов врача на дом. Практические работы (30 часов). Пошив марлевой повязки. Заваривание пакетированных лекарственных трав. Постановка горчичников. Измерение температуры тела. Смена постельного и нательного белья. Кормление больного в постели. Мытье и дезинфекция посуды больного. В результате изучения раздела «Уход за больными в домашних условиях»: Учащиеся должны знать: - признаки гриппа, ангины, ОРЗ; - гигиенические правила при уходе за больными; - правила приготовления чая из пакетированных лекарственных трав; - правила приема лекарственных форм; - правила постановки горчичников; - правила обращения с ртутным термометром; - номер телефона скорой помощи. Учащиеся должны уметь: - сшить марлевую повязку и пользоваться ей; - выделять посуду для больного, мыть и хранить ее отдельно от остальной; - поить и кормить больного в постели; - менять нательное и постельное белье; - давать жидкие, таблетированные и пакетированные лекарственные формы; - ставить горчичники при кашле; - подавать и убирать термометр; - вызывать врача на дом. Социальные связи (40 часов). Основные теоретические сведения (30 часов). Значение различных служб в повседневной жизни человека. Почтовый адрес и почтовое отделение по месту жительства. Сбербанк, его отделы и функции. Органы соцзащиты по месту жительства, их функции и порядок обращения в них. Практические работы (10 часов). Заполнение бланков и конвертов по образцу. Чтение надписей на бланках и конвертах. Набор телефонных номеров. Оплата коммунальных услуг и почтовых отправлений. Фиксация и получение вкладов. Экскурсии: на почту, телеграф, сбербанк, органы соцзащиты. В результате изучения раздела «Социальные связи»: Учащиеся должны знать: - обслуживающее почтовое отделение и телеграф; - адреса и телефоны родственников и близких (запись в блокноте); - порядок отправления писем и телеграмм, заказа междугородних переговоров; - порядок пользования городской и междугородней автоматической связью; - местонахождение отделения сбербанка, порядок оплаты коммунальных услуг и пользования вкладом; - местонахождения органов социальной защиты; - правила обращения к работникам почты, банка, социальных служб. Учащиеся должны уметь: - получать и отправлять корреспонденцию по почте; - вести переговоры по телефону; - вносить плату за коммунальные платежи; - пользоваться вкладом; - обращаться в органы социальной защиты; - вести разговоры с работниками различных служб. Транспорт (30 часов). Основные теоретические сведения (20 часов). Виды общественного транспорта. Общие правила пользования общественным транспортом и правила дорожного движения. Маршруты общественного транспорта вблизи дома и работы. Практические работы (10 часов). Оплата проезда и провоза багажа. Покупка проездного документа у водителя. Определение маршрутов на остановках. Проезд в транспорте. Экскурсии на автобусную остановку в метро. В результате изучения раздела «Транспорт»: Учащиеся должны знать: - общественный транспорт в своем районе; - маршруты транспорта от дома до школы, предполагаемой работы, родственников, близких знакомых, почты, банка, органов социальной защиты; - порядок оплаты и стоимость проезда; - порядок посадки и выхода из автобуса, троллейбуса; - правила пользования метрополитеном (оплата проезда, правила поведения на эсколаторе, перроне и в вагоне); - порядок обращения за помощью или справкой. Учащиеся должны уметь: - прочитать номер маршрута на автобусе, троллейбусе, трамвае, маршрутном такси; - спрашивать о необходимой остановке у пассажиров, водителя, кондуктора; - оплачивать проезд в транспорте или предъявлять проездные документы; - соблюдать правила поведения на остановке при посадке и поездке; - вежливо вести себя с пассажирами, кондуктором, водителем; - обращаться к пассажирам, работникам транспорта с просьбой о разъяснении, помощи; - дать о себе исчерпывающую информацию в случае надобности.
|
Пояснительная записка. К рабочей программе по домашнему труду 5 класса... «С(К)ош №4» г. Сарапула на 2013-2014 учебный год (для детей с умеренной умственной отсталостью) и Программы 1-4 класса коррекционного... | Методы, используемые для активации умственной деятельности учащихся... Независимо от типа экономики, труд, был, есть и будет главным условием в жизнедеятельности человека, важным средством самоутверждения... | ||
Программа для детей с тяжелой и умеренной степенями умственной отсталости Обучение детей с тяжелой и умеренной степенями умственной отсталости проводится по Программе, рекомендованной Министерством социального... | Пояснительная записка к рабочей программе по развитию речи коммуникации... Данная программа составлена на основе типовой учебной программы «Программы подготовительного и 1 -4 классов коррекционных образовательных... | ||
Рабочая программа по предмету «Технология. Обслуживающий труд» ... | Северное окружное управление образования Цель: повысить познавательную активность учащихся с тяжелой степенью умственной отсталости | ||
Рабочая программа по технологии (обслуживающий труд) для 5 класса на 2013-2014 учебный год «Технология. Обслуживающий труд», и авторской программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»... | Рабочая программа по технологии (обслуживающий труд) для 6 класса... «Технология. Обслуживающий труд», и авторской программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект урока по учебному предмету счет в 6 классе (программа для детей с умеренной умственной отсталостью) | Рабочая программа по предмету технология (обслуживающий труд) 8 класс Рабочая программа разработана в соответствии с примерной программой по направлению «Технология. Обслуживающий труд. Сельскохозяйственный... | ||
Пальчиковая гимнастика как коррекционно развивающее средство для подготовки мелкой моторики рук Сегодня для нашей школы добавилась новая: появление детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, являющихся воспитанниками... | Тесты по технологии "Обслуживающий труд" 5-7 классы (к любому учебнику)... Технология. Обслуживающий труд: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений | ||
Рабочая программа по письму для 6 класса (глубокая степень умственной отсталости) Рабочая программа предназначена для обучающихся 6 класса специальной (коррекционной) школы интерната и составлена с учётом возрастных... | Рабочая программа по предмету «Технология. Обслуживающий труд.» для пятого класса Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд»... | Учебному предмету " Православная культура " учителя начальных классов... Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для учащихся 4 класса составлена на основе концепции и программы учебного... |