Рабочая программа по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд» для 6 класса со сложным дефектом Составитель





Скачать 200.22 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд» для 6 класса со сложным дефектом Составитель
Дата публикации08.09.2014
Размер200.22 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Военное дело > Рабочая программа
Департамент образования города Москвы

Юго-Восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №895

Согласовано: Утверждаю::

протокол заседания МО школы Директор ГБОУ СКОШ №895

№________ _____________С.А. Гурина

от _________________ 2013 Приказ № ___________ Руководитель МО _________Е. Н. Лукавцева от «____»__________ 2013г..

Рабочая программа

по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд»

для 6 класса со сложным дефектом

Составитель:

А.В.Ключникова

учитель - дефектолог

первой квалификационной категории

Москва 2013

П о я с н и т е л ь н а я з а п и с к а.
Данная программа направлена на обучение труду и формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Методической теоретической основой программы явились разработки А.Р. Маллера, Л. М. Шипицыной, Е.Д. Худенко, Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой.

Проблемы воспитания, обучения и социализации детей с отклонениями в развитии являются в настоящее время одним из приоритетных направлений образовательной политики государства. В соответствии с современной концепцией развития российского образования в нашей стране нет необучаемых детей, а есть дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, иными словами с разными возможностями обучения. Проблема образования детей с множественными нарушениями развития является актуальной на современном этапе. Объективная реальность свидетельствует об увеличении численности детей данной категории. Рост доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями требует дифференциации специальных вариативных программ, разработки таких способов обучения, которые соответствовали бы возможностям и потребностям данной группы детей.

Такие дети имеют грубые нарушения познавательной деятельности, речи, моторики, по сути, они не способны к самостоятельной деятельности и требуют постоянной опеки. Однако в тоже время в процессе систематического и целенаправленного обучения есть возможность повысить их приспособленность к жизни, расширить область развития жизненной компетенции за счет формирования доступных конкретному ребенку базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, насколько позволит, подготовить к жизни в семье и социуме. Одно из важнейших мест в социально-бытовой реабилитации и адаптации детей с множественными нарушениями занимает обучение хозяйственно-бытовому труду и навыкам самообслуживания. Этим дисциплинам следует отводить особое место в образовательном процессе в связи с тем, что, овладев навыками и умениями обслужить себя и организовать окружающий быт, ребенок обретает уверенность в своих силах, становится самодостаточным, имеет возможность для самореализации.

Основная цель обучения труду и навыкам самообслуживания - обеспечение продвижения ребенка на пути к его социализации.

Задачей курса является формирование знаний, умений и навыков личной гигиены, самообслуживания, хозяйственного труда (уход за одеждой, обувью, помещением, предметами обихода, организация питания). Кроме того, в ходе умелой организации обучения бытовому труду одновременно решаются задачи развития психомоторики, формирования положительного эмоционального отношения к окружающему, становления навыков коммуникации; воспитания волевых качеств, появляется желание трудиться, ребенок обретает веру в свои силы и возможности.

  1. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, желания оказывать им посильную помощь;

  2. Формирование доступных трудовых навыков и умений, их дальнейшее совершенствование на основе постепенного расширения содержания трудовой деятельности;

  3. Формирование привычки к трудовому усилию, готовности принять участие в труде;

  4. Формирование положительных взаимоотношений между учащимися в процессе труда;

  5. Коррекция недостатков в познавательной деятельности и физического развития.


Только при таком комплексном целевом подходе можно осуществить действенную практическую подготовку детей к жизни.

Чтобы осуществить решение указанных задач, необходимо создать соответствующие педагогические условия, которые обеспечат эффективность трудовой подготовки:

- четкий и целенаправленный характер обучения;

  • соблюдение принципа планомерности и дифференцированного подхода к каждому обучающемуся;

  • организация уроков таким образом, чтобы в процессе освоения необходимых знаний и умений, ребенок получал конкретный видимый и значимый для него результат;

  • учебный процесс должен способствовать достижению каждым ребенком максимально возможного для него уровня трудовой умелости;

  • усвоение учебного материала должно быть максимально наглядным;

  • активное включение ребенка в деятельность;

  • обязательна положительная мотивация и ориентация на успех.


При выборе оптимальных педагогических условий для ребёнка необходимо учитывать как индивидуально-типологические особенности, так и возрастные этапы развития.

Для работы с ребёнком следует знать следующие показатели:

1. Физическое состояние и развитие ребёнка:

-анамнез физического развития;

-состояние слуха, зрения;

-особенности развития двигательной сферы, нарушения моторики (параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);

-координация движений, её особенности, проблемы;

-индивидуальные особенности работоспособности (утомляемость, рассеянность, переключаемость, усидчивость, индивидуальный темп работы).

2. Особенности развития познавательной сферы:

-глубина и объективность восприятия, индивидуальные особенности восприятия;

-внимание (объём и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой);

-память (точность, постоянство, преобладающий тип памяти - зрительная, слуховая, двигательная, смешанная);

-мышление (уровень овладения операциями анализа, сравнения, синтеза);

-речь (полное отсутствие словесных средств общения; использование поддерживающих средств коммуникации; наличие элементарной речи);

-познавательные интересы, любознательность.
3. Особенности эмоционально-волевой сферы:

-способность к волевому усилию;

-преобладающее настроение;

-отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности самооценки;

-отношения с окружающими;

-особенности поведения.

4.Особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой:
-знания о себе и об окружающем мире.
5. Обучая ребенка педагог должен четко уяснить для себя:
- что ребенок должен и может знать и уметь из программного материала;

- что из полученных знаний и умений он должен и может применить на практике;

- насколько активно и творчески он применяет это все на практике и сможет ли применить вообще.
На всех этапах коррекционной и реабилитационной работы необходимо обеспечивать ребёнку субъективное переживание успеха на фоне определённой затраты усилий. Результаты, даже самые скромные, должны быть значимы для ребёнка, поэтому на уроках необходимо создавать психологически комфортную атмосферу.
Педагогам следует грамотно варьировать различные методы и приемы обучения хозяйственно- бытовому труду:

  • использовать наглядные средства обучения (натуральные предметы, орудия, реальные объекты, муляжи, игрушки, модели, макеты, фотографии, иллюстрации, видеофильмы, операционные карты и т.д.);

  • систематически организовывать наблюдения и экскурсии;

  • применять сочетание наглядных методов и активных действий с предметами и объектами;

  • в ходе обучения использовать четкую инструкцию, пояснение и словесный комментарий;

  • применять моделирование реальных ситуаций;

- в системе проводить тренинги и упражнения по усвоению и отработке трудовых действий, различных двигательных приемов;

  • использовать разнообразные виды игр (дидактические, сюжетные, имитирующие и т.д.), прибегать к помощи игровых персонажей;

  • создавать доступные до понимания проблемные ситуации;

  • предлагать решать доступные логические задачи с использованием трудовых операций.


Выбор и сочетание методов и приемов варьируется в зависимости от особенностей детей.
Формами организации учебного процесса могут быть – индивидуальные занятия, групповые уроки, практические работы, игровые тренинги, самостоятельная деятельность под контролем учителя, коллективный общественно-полезный труд и другие, - в зависимости от психофизического состояния и индивидуальных возможностей обучающихся.
Основные разделы предмета: «Одежда», «Обувь», «Жилище». «Питание», «Труд на улице», «Общественно полезный труд» (в старших классах), в каждом из них предусматривается обучение навыкам самообслуживания согласно направлению раздела.

Данная программа рассчитана на 68 часов обучения из расчета 2 часа в неделю.

Труд на улице. 13 часов.

Навыки, связанные с сезонной уборкой территории. Умения пользоваться простейшими орудиями труда, совершать над собой волевые усилия, доводить дело до намеченного результата. Знания о труде дворника, спецодежде, инструментарии, сезонных изменениях в природе.
Одежда. 15 часов.

Навыки раздевания, одевания, бережного и аккуратного отношения к одежде, складывания, ухода за одеждой в виде стирки, чистки, утюжки, пришивания пуговиц, вдевания резинки. Умения приводить одежду в порядок с помощью взрослого, замечать неполадки в одежде. Знания видов одежды для улицы в разное время года, помещения, различных занятий; частей одежды, порядка одевания и раздевания; гигиены одежды, отличий лицевой и изнаночной частей одежды.
Обувь. 7 часов.

Навыки, связанные с обуванием, снятием обуви, уходом за резиновой, кожаной обувью. Умения зашнуровывать и расшнуровывать, застегивать молнии, кнопки, застежки-липучки. Знания необходимости ухода за обувью; простейших видов ухода (мытье, чистка); способов подготовки сезонной обуви к хранению; обуви на левую и правую ногу.
Жилище. 19 час.

Навыки уборки помещения, протирания пыли, мытья поверхностей, игрушек, наведения порядка, подметания, ухода за растениями. Умения определять непорядок в помещении, выбирать инвентарь для уборки. Знания видов жилых помещений, необходимости поддержания чистоты и порядка, принадлежностей для мытья и уборки.
Питание. 10 часов.

Навыки приема пищи, пользования столовыми приборами и принадлежностями, сервировки стола, уборки после приема пищи. Умения поддерживать чистоту и порядок за столом, соблюдать культурно гигиенические требования, правила поведения за столом. знание режима питания, столовых принадлежностей. Знания времени для завтрака, обеда, ужина, полдника, правил поведения за столом, первых, вторых, третьих блюд, различных видов продуктов для приготовления пищи; способов чистки и мытья различных столовых приборов и принадлежностей.
Навыки самообслуживания. 4 часа.

Повторение по всем разделам.
Ожидаемые результаты обучения предмету выражаются в:

- социально-бытовой адаптации обучающихся;

-формировании базовых навыков по труду;

-возможности овладения самообслуживанием, умениями организовать окружающий быт;

-обретении возможной самостоятельности;

-способности быть полезным в школе и дома.

Предполагается максимально расширить область развития жизненной компетенции ребенка и подготовить, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме.
Формами контроля над усвоением программного материала могут являться итоговые уроки в виде практических тренингов, срезов знаний, творческих заданий по общественно полезному труду. Результаты усвоения данной программы предполагают индивидуальный темп освоения ее теоретической и практической части.
Примерный тест для итоговой аттестации по предмету:

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Тема «Одежда».

  1. Из предложенных иллюстраций отобрать одежду для занятий спортом.

  2. Назвать с опорой на реальные предметы приспособления для ухода за одеждой.

  3. Сортировка белья для стирки (цветное и белое).


Тема «Обувь»

  1. Из предложенных видов обуви выбрать и назвать обувь для помещения.

  2. С опорой на наглядность отобрать материал для мытья обуви.

  3. Определить обувь, пригодную для хранения в тумбе, по признаку чистоты.


Тема «Помещение»

  1. Определить по иллюстрациям части жилой квартиры ( прихожая, гостиная, кухня,

кладовка, ванная комната).

  1. Отобрать из имеющегося материал для влажной уборки помещения.

  2. Правила работы с пылесосом.


Тема «Питание»

  1. С помощью карточек отобрать блюда, используемые на обед.

  2. Культурно-гигиенические навыки за столом – использование чайной ложки.

  3. Отобрать необходимые материалы (из представленных) для мытья посуды.


Тема «Труд на улице»

  1. По карточкам отобрать орудия труда дворника.

  2. Признаки чисто убранного и грязного участка (определить и назвать

с помощью фотографий).

  1. Процесс посыпания дорожек песком – техника безопасности.



ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Очищение столовых приборов от налета.

Выбрать необходимый материал. Действия по этапам: смачивание губки, ее отжим;

нанесение пасты на губку; манипуляции с прибором, втирание пасты; мытье;

протирание насухо тряпочкой.
Примерный перечень оборудования и инвентаря для уроков ХБТ:

Фартуки хлопчатобумажные, фартуки клеенчатые;

перчатки резиновые, перчатки тканевые;

щетки- сметки;

совки столовые, совки для мусора;

тазы, ведра, лейки, подносы;

сервировочный столик;

тряпки для пола, для пыли;

щетки для одежды, щетки-липучки, щетки для обуви;

веники, метлы, лопаты для снега, лопаты совковые;

скребки, грабли, тачки;

посуда и столовые приборы;

иглы, нитки, пуговицы, крючки
Результаты усвоения программного материала могут отслеживаться по следующей оценочной системе:

3 – отсутствие основных знаний по разделам программы, наличие простейших практических навыков у обучающегося, проявляющихся эпизодически при активной помощи учителя;

4 – минимальные знания и практические навыки, проявляющиеся периодически в процессе сотрудничества с учителем;

5 – достаточный запас знаний и практических навыков, проявляющийся в

определенной системе при минимальной помощи учителя.

Тематическое планирование



п/п

Тема

1.

Виды жилища: квартира. Помещения квартиры: прихожая, зал, спальня, кухня, ванная комната, туалет.

2.

Назначение мебели. Названия предметов мебели.

3.

Показ предметов мебели и их частей. Называние учащимися предъявляемых предметов мебели и их частей.

4.

Гигиенические требования к жилому помещению: порядок, чисто, проветрено, светло, тепло.

5.

Способы сухой уборки помещений: подметание, удаление пыли.

6.

Инвентарь для сухой уборки пыли: веник, половая щетка, совок, тряпочки. Хранение инвентаря.


7.

Рабочая одежда. Хранение рабочей одежды.


8.

Мытье и протирание резиновых и пластмассовых игрушек. Практическая работа.




Вытирание пыли с подоконников, неполированной деревянной мебели влажной тряпочкой.

9.

Вытирание пыли с полированной поверхностью сухой тряпочкой, подметание пола. Практическая работа.

10.

Название отдельных комнатных растений (ранее знакомых и новых).

11.

Показ комнатных растений. Называние учащимися предъявляемых комнатных растений.

12.

Части комнатных растений: корень, стебель, листья, цветы.

13.

Нахождение частей комнатных растений по их названию, называние учащимися комнатных растений.

14.

Виды работ по уходу за комнатными растениями: полив, удаление пыли, удаление сухих листьев.

15.

Виды работ по уходу за комнатными растениями: рыхление земли, мытье горшков и поддонов, их значение.

16.

Инвентарь для ухода за растениями: лейка, тряпочка, губка, мягкая щеточка, пульверизатор, колышек.

17.

Практическая работа по уходу за комнатными растениями.

18.

Названия продуктов питания и кулинарных блюд (ранее знакомых и новых).

19.

Мучные и молочные продукты питания; фрукты, овощи.

20.

Показ продуктов питания и кулинарных блюд, которые называет учитель.




Называние учащимися предъявленных продуктов питания и кулинарных блюд.

21.

Места хранения продуктов питания: хлебница, холодильник, шкаф для продуктов, погреб.

22.

Размещение продуктов питания для хранения.

23.

Название предметов посуды и столовых приборов (закрепление).

24.

Название предметов посуды и столовых приборов (расширение знаний).

25.

Показ предметов посуды и столовых приборов, которые называет учитель.

26.

Называние учащимися предъявленных предметов посуды и столовых приборов.

27.

Правила сервировки стола к завтраку.

28.

Правила сервировки стола к обеду.

29.

Правила сервировки стола к ужину.

30.

Обобщение пройденного материала по теме «Питание».

31.

Повторение пройденного. Виды жилища. Помещения дома, квартиры.

32.

Назначение мебели. Названия предметов мебели. Показ предметов мебели и их частей.

33.

Гигиенические требования к жилому помещению. Способы уборки помещений. Инвентарь для уборки.

34.

Рабочая одежда. Хранение рабочей одежды.

35.

Упражнения в подборе мебели для кухни, зала, спальни, прихожей.

36.

Механическая щетка, ее устройство. Правила чистки ковров и ковровых покрытий механической щеткой.

37.

Чистка ковров и ковровых покрытий механической щеткой. Чистка механической щетки. Практическая работа.

38.

Виды работ по подготовке квартиры к зиме: установка двойных окон (на уровне представления), установка уплотнителей на окна и двери, заклеивание окон.

39.

Участие в установке уплотнителей и заклеивании окон. Практическая работа.

40.

Участие в установке уплотнителей и заклеивании окон. Практическая работа.

41.

Инвентарь для уборки двора. Хранение уборочного инвентаря.

42.

Правила безопасности при обращении с инвентарем (грабли, лопата и т.д.)

43.

Правила безопасности, санитарии и гигиены при уборке двора.

44.

Особенности уборки двора в разное время года.

45.

Уборка школьной территории в зимнее время. Практическая работа.

46.

Названия отдельных аквариумных рыбок.

47.

Распознавание отдельных аквариумных рыбок по их названию.

48.

Называние учащимися демонстрируемых рисунков аквариумных рыбок.

49.

Правила кормления аквариумных рыбок.

50.

Кормление аквариумных рыбок. Практическая работа.

51.

Обобщение пройденного материала за III четверть.

52.

Название отдельных комнатных растений.

53.

Части комнатных растений: корень, стебель, листья, цветы.

54.

Виды работ по уходу за комнатными растениями.

55.

Инвентарь для ухода за комнатными растениями.

56.

Практическое занятие «Полив растений, удаление сухих листьев, рыхление земли, мытье горшков и поддонов».

57.

Чистка одежды.

58.

Способы хранения одежды: развешивание, складывание.

59.

Практическое занятие «Упражнение по приведению своей одежды в порядок».

60.

Уборка школьного двора весной.

61.

Уборка школьного участка весной.

62.

Уход за домашними животными: кормление, мытье посуды, уборка за животными.

63.

Уход за домашними животными: вычесывание, купание.

64.

Правила работы на дачном участке летом.

65.

Наведение порядка в классе перед летними каникулами.

66.

Генеральная уборка класса.

67.




68.





Литература для учителей:
1. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей НИИ дефектологии АПН СССР.М., 1983.

2. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью под редакцией Дементьевой Н.Ф., 1993.

3. Коррекционно-образовательная программа для детей школьного возраста с выраженной умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, 1998.

4 Тютюнник О.Ю. Программа социально-психологической реабилитации детей с выраженной умственной отсталостью, Новгород, 1998.

5. Экспериментальные программы для специальных (коррекционных) школ для детей со сложными дефектами развития, Архангельск, 1997.

6. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии.

7. Психолого-педагогическая диагностика под редакцией Левченко И.Ю., Забрамной С.Д., М,2003.

8. Шипицына Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе, СПб, 2002.

9. Гладкая В.В. Социально- бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида,М, 2003.

Литература для обучающихся:
1. Васильева В.В., Мирясова В.И.Тематический словарь в картинках, «Школьная пресса», 2004.

2. Шоригина Т.А. Знакомство с окружающим миром и развитие речи, «Гном и Д», 2004.

3. Журова Л.Е. Мир детства, М, «Педагогика», 1987.

4. Гербова В.В. Учусь говорить, «Просвещение»,2001.

5. Авдеева Н.Н. Безопасность, «Детство-пресс»,2001.

6. Насонкина С.А. Уроки этикета, СПб, 1997.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд» для 6 класса со сложным дефектом Составитель iconРабочая программа по учебному предмету «Математика» для 6 класса со сложным дефектом

Рабочая программа по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд» для 6 класса со сложным дефектом Составитель iconРабочая программа по учебному предмету «Хозяйственно -бытовой труд»...
«Михайловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
Рабочая программа по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд» для 6 класса со сложным дефектом Составитель iconРабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»...
Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 3 класса со сложным дефектом специальной (коррекционной) школы и составлена...
Рабочая программа по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд» для 6 класса со сложным дефектом Составитель iconРабочая программа по учебному предмету «Обслуживающий труд» для 11...

Рабочая программа по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд» для 6 класса со сложным дефектом Составитель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект открытого показа трудовой деятельности для воспитателей доу и хозяйственно бытовой труд в старшей группе
Рабочая программа по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд» для 6 класса со сложным дефектом Составитель iconУчебному предмету «Мировая художественная культура» для 8- 9 класса
Программа предназначена для 8- 9 класса. Составитель Г. И. Данилова, Министерство образования рф, 2011
Рабочая программа по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд» для 6 класса со сложным дефектом Составитель iconРабочая программа по учебному предмету "литература"
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов...
Рабочая программа по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд» для 6 класса со сложным дефектом Составитель iconУчебному предмету " Православная культура " учителя начальных классов...
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для учащихся 4 класса составлена на основе концепции и программы учебного...
Рабочая программа по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд» для 6 класса со сложным дефектом Составитель iconУчебному предмету «православная культура» учителя русского языка...
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 9 класса разработана на основе Учебной программы «Православная...
Рабочая программа по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд» для 6 класса со сложным дефектом Составитель iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка»
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» L класса гуо составлена на основании «Программы обучения глубоко умственно отсталых...
Рабочая программа по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд» для 6 класса со сложным дефектом Составитель iconПояснительная записка рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе
Рабочая программа по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд» для 6 класса со сложным дефектом Составитель iconРабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для...
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд» для 6 класса со сложным дефектом Составитель iconРабочая программа по учебному предмету «Православная культура»
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 4 класса составлена на основе авторской программы Шевченко Л....
Рабочая программа по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд» для 6 класса со сложным дефектом Составитель iconРабочая программа по предмету «Технология. Обслуживающий труд»
...
Рабочая программа по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд» для 6 класса со сложным дефектом Составитель iconРабочая программа по учебному предмету «Информатика и икт»
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и икт» для 7 класса составлена на основе авторской программы Босовой Л. Л. «Информатика...
Рабочая программа по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд» для 6 класса со сложным дефектом Составитель iconРабочая программа по учебному курсу биологии для 6 класса Составитель



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск