Скачать 200.22 Kb.
|
Департамент образования города Москвы Юго-Восточное окружное управление образования Государственное бюджетное образовательное учреждение Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №895 Согласовано: Утверждаю:: протокол заседания МО школы Директор ГБОУ СКОШ №895 №________ _____________С.А. Гурина от _________________ 2013 Приказ № ___________ Руководитель МО _________Е. Н. Лукавцева от «____»__________ 2013г.. Рабочая программа по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд» для 6 класса со сложным дефектом Составитель: А.В.Ключникова учитель - дефектолог первой квалификационной категории Москва 2013 П о я с н и т е л ь н а я з а п и с к а. Данная программа направлена на обучение труду и формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья. Методической теоретической основой программы явились разработки А.Р. Маллера, Л. М. Шипицыной, Е.Д. Худенко, Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой. Проблемы воспитания, обучения и социализации детей с отклонениями в развитии являются в настоящее время одним из приоритетных направлений образовательной политики государства. В соответствии с современной концепцией развития российского образования в нашей стране нет необучаемых детей, а есть дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, иными словами с разными возможностями обучения. Проблема образования детей с множественными нарушениями развития является актуальной на современном этапе. Объективная реальность свидетельствует об увеличении численности детей данной категории. Рост доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями требует дифференциации специальных вариативных программ, разработки таких способов обучения, которые соответствовали бы возможностям и потребностям данной группы детей. Такие дети имеют грубые нарушения познавательной деятельности, речи, моторики, по сути, они не способны к самостоятельной деятельности и требуют постоянной опеки. Однако в тоже время в процессе систематического и целенаправленного обучения есть возможность повысить их приспособленность к жизни, расширить область развития жизненной компетенции за счет формирования доступных конкретному ребенку базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, насколько позволит, подготовить к жизни в семье и социуме. Одно из важнейших мест в социально-бытовой реабилитации и адаптации детей с множественными нарушениями занимает обучение хозяйственно-бытовому труду и навыкам самообслуживания. Этим дисциплинам следует отводить особое место в образовательном процессе в связи с тем, что, овладев навыками и умениями обслужить себя и организовать окружающий быт, ребенок обретает уверенность в своих силах, становится самодостаточным, имеет возможность для самореализации. Основная цель обучения труду и навыкам самообслуживания - обеспечение продвижения ребенка на пути к его социализации. Задачей курса является формирование знаний, умений и навыков личной гигиены, самообслуживания, хозяйственного труда (уход за одеждой, обувью, помещением, предметами обихода, организация питания). Кроме того, в ходе умелой организации обучения бытовому труду одновременно решаются задачи развития психомоторики, формирования положительного эмоционального отношения к окружающему, становления навыков коммуникации; воспитания волевых качеств, появляется желание трудиться, ребенок обретает веру в свои силы и возможности.
Только при таком комплексном целевом подходе можно осуществить действенную практическую подготовку детей к жизни. Чтобы осуществить решение указанных задач, необходимо создать соответствующие педагогические условия, которые обеспечат эффективность трудовой подготовки: - четкий и целенаправленный характер обучения;
При выборе оптимальных педагогических условий для ребёнка необходимо учитывать как индивидуально-типологические особенности, так и возрастные этапы развития. Для работы с ребёнком следует знать следующие показатели: 1. Физическое состояние и развитие ребёнка: -анамнез физического развития; -состояние слуха, зрения; -особенности развития двигательной сферы, нарушения моторики (параличи, парезы, наличие их остаточных явлений); -координация движений, её особенности, проблемы; -индивидуальные особенности работоспособности (утомляемость, рассеянность, переключаемость, усидчивость, индивидуальный темп работы). 2. Особенности развития познавательной сферы: -глубина и объективность восприятия, индивидуальные особенности восприятия; -внимание (объём и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой); -память (точность, постоянство, преобладающий тип памяти - зрительная, слуховая, двигательная, смешанная); -мышление (уровень овладения операциями анализа, сравнения, синтеза); -речь (полное отсутствие словесных средств общения; использование поддерживающих средств коммуникации; наличие элементарной речи); -познавательные интересы, любознательность. 3. Особенности эмоционально-волевой сферы: -способность к волевому усилию; -преобладающее настроение; -отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности самооценки; -отношения с окружающими; -особенности поведения. 4.Особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой: -знания о себе и об окружающем мире. 5. Обучая ребенка педагог должен четко уяснить для себя: - что ребенок должен и может знать и уметь из программного материала; - что из полученных знаний и умений он должен и может применить на практике; - насколько активно и творчески он применяет это все на практике и сможет ли применить вообще. На всех этапах коррекционной и реабилитационной работы необходимо обеспечивать ребёнку субъективное переживание успеха на фоне определённой затраты усилий. Результаты, даже самые скромные, должны быть значимы для ребёнка, поэтому на уроках необходимо создавать психологически комфортную атмосферу. Педагогам следует грамотно варьировать различные методы и приемы обучения хозяйственно- бытовому труду:
- в системе проводить тренинги и упражнения по усвоению и отработке трудовых действий, различных двигательных приемов;
Выбор и сочетание методов и приемов варьируется в зависимости от особенностей детей. Формами организации учебного процесса могут быть – индивидуальные занятия, групповые уроки, практические работы, игровые тренинги, самостоятельная деятельность под контролем учителя, коллективный общественно-полезный труд и другие, - в зависимости от психофизического состояния и индивидуальных возможностей обучающихся. Основные разделы предмета: «Одежда», «Обувь», «Жилище». «Питание», «Труд на улице», «Общественно полезный труд» (в старших классах), в каждом из них предусматривается обучение навыкам самообслуживания согласно направлению раздела. Данная программа рассчитана на 68 часов обучения из расчета 2 часа в неделю. Труд на улице. 13 часов. Навыки, связанные с сезонной уборкой территории. Умения пользоваться простейшими орудиями труда, совершать над собой волевые усилия, доводить дело до намеченного результата. Знания о труде дворника, спецодежде, инструментарии, сезонных изменениях в природе. Одежда. 15 часов. Навыки раздевания, одевания, бережного и аккуратного отношения к одежде, складывания, ухода за одеждой в виде стирки, чистки, утюжки, пришивания пуговиц, вдевания резинки. Умения приводить одежду в порядок с помощью взрослого, замечать неполадки в одежде. Знания видов одежды для улицы в разное время года, помещения, различных занятий; частей одежды, порядка одевания и раздевания; гигиены одежды, отличий лицевой и изнаночной частей одежды. Обувь. 7 часов. Навыки, связанные с обуванием, снятием обуви, уходом за резиновой, кожаной обувью. Умения зашнуровывать и расшнуровывать, застегивать молнии, кнопки, застежки-липучки. Знания необходимости ухода за обувью; простейших видов ухода (мытье, чистка); способов подготовки сезонной обуви к хранению; обуви на левую и правую ногу. Жилище. 19 час. Навыки уборки помещения, протирания пыли, мытья поверхностей, игрушек, наведения порядка, подметания, ухода за растениями. Умения определять непорядок в помещении, выбирать инвентарь для уборки. Знания видов жилых помещений, необходимости поддержания чистоты и порядка, принадлежностей для мытья и уборки. Питание. 10 часов. Навыки приема пищи, пользования столовыми приборами и принадлежностями, сервировки стола, уборки после приема пищи. Умения поддерживать чистоту и порядок за столом, соблюдать культурно гигиенические требования, правила поведения за столом. знание режима питания, столовых принадлежностей. Знания времени для завтрака, обеда, ужина, полдника, правил поведения за столом, первых, вторых, третьих блюд, различных видов продуктов для приготовления пищи; способов чистки и мытья различных столовых приборов и принадлежностей. Навыки самообслуживания. 4 часа. Повторение по всем разделам. Ожидаемые результаты обучения предмету выражаются в: - социально-бытовой адаптации обучающихся; -формировании базовых навыков по труду; -возможности овладения самообслуживанием, умениями организовать окружающий быт; -обретении возможной самостоятельности; -способности быть полезным в школе и дома. Предполагается максимально расширить область развития жизненной компетенции ребенка и подготовить, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме. Формами контроля над усвоением программного материала могут являться итоговые уроки в виде практических тренингов, срезов знаний, творческих заданий по общественно полезному труду. Результаты усвоения данной программы предполагают индивидуальный темп освоения ее теоретической и практической части. Примерный тест для итоговой аттестации по предмету: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Тема «Одежда».
Тема «Обувь»
Тема «Помещение»
кладовка, ванная комната).
Тема «Питание»
Тема «Труд на улице»
с помощью фотографий).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Очищение столовых приборов от налета. Выбрать необходимый материал. Действия по этапам: смачивание губки, ее отжим; нанесение пасты на губку; манипуляции с прибором, втирание пасты; мытье; протирание насухо тряпочкой. Примерный перечень оборудования и инвентаря для уроков ХБТ: Фартуки хлопчатобумажные, фартуки клеенчатые; перчатки резиновые, перчатки тканевые; щетки- сметки; совки столовые, совки для мусора; тазы, ведра, лейки, подносы; сервировочный столик; тряпки для пола, для пыли; щетки для одежды, щетки-липучки, щетки для обуви; веники, метлы, лопаты для снега, лопаты совковые; скребки, грабли, тачки; посуда и столовые приборы; иглы, нитки, пуговицы, крючки Результаты усвоения программного материала могут отслеживаться по следующей оценочной системе: 3 – отсутствие основных знаний по разделам программы, наличие простейших практических навыков у обучающегося, проявляющихся эпизодически при активной помощи учителя; 4 – минимальные знания и практические навыки, проявляющиеся периодически в процессе сотрудничества с учителем; 5 – достаточный запас знаний и практических навыков, проявляющийся в определенной системе при минимальной помощи учителя. Тематическое планирование
Литература для учителей: 1. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей НИИ дефектологии АПН СССР.М., 1983. 2. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью под редакцией Дементьевой Н.Ф., 1993. 3. Коррекционно-образовательная программа для детей школьного возраста с выраженной умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, 1998. 4 Тютюнник О.Ю. Программа социально-психологической реабилитации детей с выраженной умственной отсталостью, Новгород, 1998. 5. Экспериментальные программы для специальных (коррекционных) школ для детей со сложными дефектами развития, Архангельск, 1997. 6. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. 7. Психолого-педагогическая диагностика под редакцией Левченко И.Ю., Забрамной С.Д., М,2003. 8. Шипицына Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе, СПб, 2002. 9. Гладкая В.В. Социально- бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида,М, 2003. Литература для обучающихся: 1. Васильева В.В., Мирясова В.И.Тематический словарь в картинках, «Школьная пресса», 2004. 2. Шоригина Т.А. Знакомство с окружающим миром и развитие речи, «Гном и Д», 2004. 3. Журова Л.Е. Мир детства, М, «Педагогика», 1987. 4. Гербова В.В. Учусь говорить, «Просвещение»,2001. 5. Авдеева Н.Н. Безопасность, «Детство-пресс»,2001. 6. Насонкина С.А. Уроки этикета, СПб, 1997. |
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 6 класса со сложным дефектом | Рабочая программа по учебному предмету «Хозяйственно -бытовой труд»... «Михайловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида» | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»... Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 3 класса со сложным дефектом специальной (коррекционной) школы и составлена... | Рабочая программа по учебному предмету «Обслуживающий труд» для 11... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект открытого показа трудовой деятельности для воспитателей доу и хозяйственно бытовой труд в старшей группе | Учебному предмету «Мировая художественная культура» для 8- 9 класса Программа предназначена для 8- 9 класса. Составитель Г. И. Данилова, Министерство образования рф, 2011 | ||
Рабочая программа по учебному предмету "литература" Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов... | Учебному предмету " Православная культура " учителя начальных классов... Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для учащихся 4 класса составлена на основе концепции и программы учебного... | ||
Учебному предмету «православная культура» учителя русского языка... Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 9 класса разработана на основе Учебной программы «Православная... | Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» L класса гуо составлена на основании «Программы обучения глубоко умственно отсталых... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе | Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для... «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 4 класса составлена на основе авторской программы Шевченко Л.... | Рабочая программа по предмету «Технология. Обслуживающий труд» ... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и икт» Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и икт» для 7 класса составлена на основе авторской программы Босовой Л. Л. «Информатика... | Рабочая программа по учебному курсу биологии для 6 класса Составитель |